Студопедия — Семиотика повседневности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Семиотика повседневности






 

Согласно теории культуры, разработка которой началась в Советском Союзе в 1960-70-х гг., культура - это совокупность знаковых систем, с помощью которых человечество или данный народ поддерживает свою сплоченность, оберегает свои ценности, своеобразие и осуществляет связи с окружающим миром и другими культурами.

 

Эти знаковые системы, обычно называемые вторичными моделирующими системами (или языками культуры), включают в себя не только все виды искусства, различную социальную деятельность и модели поведения, господствующие в данном обществе (включая жесты, одежду, манеры, ритуал и т. д.), но также традиционные методы, с помощью которых сообщество поддерживает свою историческую память и самосознание (мифы, история, правовые системы, религиозные верования и т. д.). Каждый продукт культурной деятельности рассматривается как текст, порожденный одной или несколькими системами.

 

Основа и основная ось понятия культуры - естественный язык.

 

Рис. 4.2.

 

4.2.1. Семиотика повседневности – система языков повседневной жизни человека

Семиотика повседневности - система языков, пронизывающих повседневную жизнь человека. Знаковость вещей, знаковость жилища, знаковость одежды, знаковость поведения, социальных институтов, профессий, техники и технологии, знаковость речи - все это языки культуры, непосредственно проявляющие себя в повседневности. Нередко эти языки культуры получают претворение в искусстве. В свою очередь искусство влияет на языки культуры.

 

Ребенок, воспитывающийся в семье или в приюте, с приобретением знаний родного языка приобретает знание кодов той социальной среды, где он воспитывается. В семье с детства вырабатывается определенный язык коммуникации. По взгляду матери малыш понимает, получил ли он одобрение или вызвал гнев. Супруги по шагам друг друга, по стуку входной двери догадываются о настроении, об удачном или трудном рабочем дне и т. д. На каждую семью влияют также условия жизни, уклад, материальный достаток, степень образованности, статус в обществе и т. п. Все это формирует тип общения. В разных странах, в разных социальных слоях коды среды различны. Ибо различны даже географические условия, рождающие уклад жизни. Различна еда, ритуалы, сопровождающие жизнь человека.

 

Социализация человека на раннем этапе развития строго регламентирована теми условиями, в которые он оказался помещен. А дальше приобретение знаний кодов культуры зависит от тех форм общественного устройства, куда человека забрасывает судьба. Попадает ли он в ясли, детский садик, пионерский лагерь, скаутский отряд, школу, гимназию, лицей - везде возникают специфические стереотипы поведения. Специальность также накладывает определенный отпечаток на личность. Даже в пределах одного города (например, Санкт-Петербурга) студенты одного типа вузов, например творческих, отличаются друг от друга: консерваторцы непохожи на студентов Института живописи, скульптуры и архитектуры, а те и другие отличаются от студентов Театральной академии (другой сленг, другая манера одеваться, другие формы общения). В итоге во взрослую жизнь человек входит, имея индивидуальный набор кодов. И уже теперь в том или ином сообществе происходит формирование индивидуального языка общения.

 

Есть еще общие черты, характерные для жителей определенной местности. И речь, и манера говорить, держаться, одеваться, есть, и жизненные привычки зависят от личного опыта. Различны системы еды. Например, после обеда французы едят сыры. В России принято есть сладкое. На юге предпочитают пить вино, на севере - водку. По всем этим причинам и признакам петербуржца легко отличить от москвича, а москвича от сибиряка, сибиряка от южанина, человека из России от англичанина, англичанина от француза или немца и т. д.: все они выработали в определенных условиях жизни свои особенности средств общения.

 

Семиотические системы объединяют внутренний мир людей и внешние факты посредством знаков, служат средством отбора фактов культуры из ряда социальных фактов и обеспечивают динамику культуры.

 

В повседневной жизни можно выделить по крайней мере 4 класса знаков, олицетворяющих:

а) цельные предметы (архитектура дома, дизайн утвари, костюм);

б) управление действиями людей (меры, ориентиры, команды);

в) знаки прогностики (приметы, гадания, знамения);

г) знаки искусств (музыка, хореография, изобразительные искусства).

 

На эти знаковые системы наложим еще один ряд: язык, обряды, средства исчисления, игры. Тогда картина эволюции этих знаково-символических систем в дописьменной культуре (I), в обществах индустриальной цивилизации (II) и культуре информационного общества (III) будет выглядеть следующим образом.

 

Архитектура: I - народная архитектура; II - архитектура культовых, крепостных, спортивных и дворцово-парковых сооружений; III - архитектура промышленная, транспортная, средств связи и других подобных сооружений.

 

Костюм: I - народный костюм; II - сословный костюм; III - современный костюм в его функциональных разновидностях.

 

Дизайн утвари (мебель, посуда, орудия труда и быта, оружие): I - народная; II - утварь, изготовленная ремесленниками; III - утварь, изготовленная промышленностью в производстве.

 

Меры, средства и способы измерения: I - меры длины, равные длине фаланги указательного пальца (вершок), ладони, длине шага и т.п.; II меры, стандартизированные в данной местности и соотнесенные друг с другом (большая сажень, маховая сажень, деньги и т.д.); III международные стандарты мер, правила измерения.

 

Средства ориентирования: I межи, местные предметы, тамги и подобные знаки; II - карты, планы, схемы, геральдика, реклама; III - компьютерные средства (компьютерная анимация и т.п.).

 

Команды: I - сигналы-команды голосом и жестом; II - сигналы музыкальными инструментами и звуками (выстрелы, петарды), зрительные сигналы (лампы, светофоры, подъем (флага, семафоры и т.д.); III - автоматическая сигнализация (робототехника, команды в языках информатики и т.д.).

 

Приметы: 1 - местные приметы (признаки болезни с их народными названиями, приметы поведения домашних и диких животных); II - астрология, симптоматика в медицине, фенология; III - прогнозы погоды по радио и телевидению, социальная прогностика, техника анализов (в медицине, ветеринарии, физике, химии, биологии и т.д.).

 

Гадания: I - гадания народные; II- мантические искусства: хиромантия, геомантия, каббалистика, гадания на картах, эксперименты в науке и технике и т.д.; III - моделирование социальных и природных ситуаций с помощью моделирующих систем.

 

Знамения: I - явления природы, общества и состояния человека, не входящие в народные приметы и истолковываемые сведущими людьми; II - чудеса (описания в Библии и т.д.); III - манипуляция массовым сознанием средствами массовой коммуникации (паблик релэйшнз, пропагандистские кампании в СМИ и т.д.).

 

Музыка: I - пение и игра на народных музыкальных инструментах (музыкальный фольклор); II - музыка придворная, литургическая, сценическая, камерная; III -музыка популярная, в том числе и поп-музыка.

 

Изобразительные искусства: I - народная орнаментика, народная скульптура, живопись природными материалами; II - иконопись, станковая живопись, ваяние из дерева, камня, металла, стенные росписи; III -фотография, кино, телевизионное искусство, компьютерная художественная анимация.

 

Хореография: I -танцевальный фольклор; II - культовый, придворный, бытовой, бальный, сценический танец; III -массовый танец.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 276. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия