Студопедия — Билет №6. Первая аксиома власти гласит, что государственная власть не может принадлежать никому помимо правового полномочия
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Билет №6. Первая аксиома власти гласит, что государственная власть не может принадлежать никому помимо правового полномочия

Первая аксиома власти гласит, что государственная власть не может принадлежать никому помимо правового полномочия. Вторая аксиома власти утверждает, что государственная власть в пределах каждого политического союза должна быть едина. Третья аксиома власти утверждает, что государственная власть должна осуществляться лучшими людьми, удовлетворяющими этическому и политическому цензу. Четвёртая аксиома власти утверждает, что политическая программа может включать в себя только такие меры, которые преследуют общий интерес. Пятая аксиома власти утверждает, что программа власти может включать в себя только осуществимые меры или реформы. Шестая аксиома власти гласит, что государственная власть принципиально связана распределяющей справедливостью, но что она имеет право и обязанность отступать от неё тогда и только тогда, когда это требует поддержание национально-духовного и государственного бытия народа.

Билет №2

  1. Народное творчество, как часть культуры. Жанры фольклора.
  2. Жизнь и творчество Загира Исмагилова. Песни. Оперы.

Билет №3

  1. Башкирская народная сказка: виды и особенности, образы. Собиратели башкирских сказок.
  2. Жизнь и творчество художника А. Ф. Лутфуллина.

Билет №4

  1. Сказки народов Башкортостана.

2. Понятие об опере. Первые шаги башкирского оперного искусства (конец 30-х-начало 40-х годов). Открытие Башкирского театра оперы и балета.

Билет №5

  1. Понятие об эпосе. Башкирский эпос. Эпос «Урал Батыр».
  2. Традиционные музыкальные инструменты народов Башкортостана.

Билет №6

1. Башкирское народное творчество: легенды и предания, их разновидности. Легенды о вашей местности.

2. Театр в дореволюционной Уфе. Ф. Шаляпин в Уфе.

Билет №7

1. Башкирские родословные – шежере как историко-литературный памятник.

2. Хозяйство и быт народов Башкортостана (традиционные виды занятий, жилище, утварь).

Билет №8

1. Исторические песни и предания в духовной жизни башкир, их разновидности, отображаемые события. Охарактеризовать одну пеню (на выбор).

2. Жизнь и творчество М. В. Нестерова. Художественный музей имени М. В. Нестерова.

Билет №9

1. Декоративно-прикладное искусство: понятие, виды, истоки.

2. Творческий путь Мифтахетдина Акмуллы. Просветительство в поэзии Акмулы.

Билет №10

1. Основные занятия и образ жизни башкир: охота, бортничество, скотоводство, земледелие, лесные промыслы, ремесло.

2. Жизнь и творческий путь Гаддуллы Тукая. Детские произведения.

Билет №11

1. История письменности башкир.

2. Народные состязания и игры. Национальные виды спорта.

Билет №12

1. Верования древних башкир.

2. Башкирский государственный академический театр драмы имени М. Гафури: история создания, становление, этапы творческой деятельности.

Билет №13

1. Башкирские народные музыкальные инструменты. Курай. Легенда о курае.

2. Великая отечественная война в произведениях художников Башкортостана.

Билет №14

1. Национальные блюда народов Башкортостана.

2. Образ Салавата Юлаева в художественной литературе.

Билет №15

1. Обрядовые праздники башкир, русских, татар. Общее отличительное.

2. Жизнь и творчество Шайхзады Бабича. Стихотворение «Башкортостан». Трагедия поэта. Премия имени Шайхзады Бабича.

Билет №16

1. Башкирская лошадь. Культ коня в жизни башкир. Убранство коня. Образ коня в народном творчестве.

2. Жизнь и творчество С. Т. Аксакова. Памятные места, связанные с его именем. Премия имени Т. С. Аксакова.

 

Билет №17

1. Башкирские народные песни. Классификация, характерные особенности.

2. Современные профессиональные театры Башкортостана.

Билет №18

1. Зарождение и развитие издательского дела в Башкортостане. Первые газеты.

2. Понятие о балете. Башкирский балет: зарождение, становление, развитие, современное состояние. Звёзды башкирского балета.

Билет №19

1. Мухаметсалим Уметбаев, просветитель, поэт, учёный.

2. Национальный костюм башкир (женская и мужская одежда, головные уборы, обувь). Украшение.

Билет №20

1. Государственные символы Республики Башкортостан.

2. Творчество Касима Давлеткильдеева – первого профессионального художника из башкир. Картина «Девушка в голубом».

Билет №21

1. Жилище башкир. Башкирская юрта, её убранство. Башкирская изба.

2. Жизнь и творчество Мустая Карима. Повести. Трагедии. Поэзия.

Билет №22

1. Роль религии в жизни народов. Принятие ислама башкирами. Коран. Религиозные праздники.

2. Жизнь и творчество Газиза Альмухаметова, певца композитора, педагога. Конкурс имени Г. Альмухаметова.

Билет №1

1 1). В 1954г зоологом А. В. Рюминым были обнаружены настенные рисунки палеолитичичкого возраста. В 1960-71г изображения в пещере изучены археологом О. Н. Бадером. Найдено около 30 рисунков (мамонты, носороги, дикие лошади и др.). Длинна фигур от 44 до 122 см. Они выполнены красной охрой, растворённой в жирном жире.

2). Мажит Гафури (настоящее имя – Гафуров Габдельмажит Нургалеевич), родился 20 июля 1880г Стерлитамакского района Уфимской губернии, ныне Гафурийского района Р.Б. Умер 28октября 1934г, похоронен в парке имени Матросова. Классик башкирской и татарской литературы. Народный поэт БАССР (1923). Учился в медресе Зайнуллыишана в г Троицке (1898), медресе «Галия» в Уфе (1906), работал редактором газеты «Кызыл Башкортостан», «Коммуна» и др. Первое стихотворение «Шакирдам ишана» (1902). В Казани был опубликован рассказ «Жизнь в бедности», в Оренбурге выходит первая книга стихов «Сибирская железная дорога или Положение нации». Стихи: «Наши дни», «Две птицы», «Богач», «Я там, где стонут бедняки», «Я и мой народ». Поэт отстаивает идеи свободы, призывает народ к борьбе переустройство жизни. Гафури известен, как прозаик и драматург. В послеоктябрьский период в его поэзии становиться человек труда поэма «Рабочий», «Дай мне руку товарищ». Оно из самых известных его произведений является повесть «Черноликие», в ней он рассказывает о трудной жизни крестьян, она была написана в 1926г, также у него есть повести такие как - «На золотых приисках поэта» (1930), драма «Красная звезда» (1925). Творчество и общественная деятельность Гафури сыграла большую роль в развитии башкирской литературы 20-30-х гг. Имя М. Гафури присвоено одному из районов республики, Башкирскому театру академическому театру драмы, парку культуры и отдыха. В городе Уфе дом-музей М. Гафури.

 

Билет №2

2 1). Думай сам!!!

2).Исмагилов Загир Гарипович, родился 8 января 1817г. В деревне Верхне-Серменево Верхне-Уральского уезда Оренбургской губернии, ныне Белорецкого района РБ, башкирский композитор, педагог, музыкальный общественный деятель, народный артист СССР (1982), РСФСР (1968), БАССР (1963), заслуженный деятель искусств РСФСФР (1955)., член союза композиторов СССР с1942. В 1935-37 занимался в студии при Башкирском академическом театре драмы. В 1937-41, 1944-48 студент башкирской студии при Московской консерватории имени П. И. Чайковского. В 1954 окончил консерваторию (класс композиции В. Г. Фере, А. Н. Александрова). В 1941-44 ответственный секретарь, в 1954-78 председатель СК БАССР, организатор, 1-й ректор (1968-88) и профессор (1977) Уфимского государственного института искусств. Основные произведения: опера «Салават Юлаев» - дипломная работа поставлена 1955, лирико-психологическая опера «Шаура», лирическая драма «Волна Агидели» (1972), историческая героико-эпическая опера «Послы Урала» (1982), опера «Акмулла» (1986). Значителен вклад в башкирскую хоровую музыку – вокально-симфоническую поэма «Бессмертие» (1975), «Праздничная увертюра», концерт для фортепиано с оркестром (1986). Он автор более 200-от песен и романсов, «Песня батыров». Шуточные песни: «Котелок», «Чай грузинский, мёд башкирский», лирические песни и романсы «Соловей», музыка к спектаклям «Башкирская свадьба». Удостоен Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1967). Награжден орденом Ленина (1971), Трудового Красного Знамени (1967), Дружбу народов (1977), «Знак почёта (1949), медалями.

 

Билет №3

3 1). Самобытность башкирских сказок обусловлена отражением в них этических особенностей уклада жизни народа, его быта, обрядов и обычаев. Особую роль играет специфика художественно-изобразительных средств языка. Башкирские сказки имеют традиционный зачин и концовку, особый стили повествования. Сказки обычно начинаются со слов «Давным-давно жили, говорят, старик со старухой…». Вводное слово «говорят», часто повторяющееся, подчёркивает недостоверность рассказа. Сказки отличаются особой системой действующих лиц, своеобразием художественной структуры и стиля повествования и делиться на богатырские, волшебные (собственно-волшебные ныне и волшебно-героические), социально-бытовые (новеллистические, сатирические и назидательные), сказки о животных. Главным героем башкирских сказок является батыр, который борется со злыми силами. Герой этих сказок – обыкновенный человек (младший сын, часто плешивый, прикидывающийся простаком, горемычная невестка, похищенная чертями девушка, мальчик, наделённый необыкновенными способностями, бедный или заколдованный юноша, охотник, купеческий сын и т.д.). Обделённые жизнью или гонимые, они отличаются добротой, готовность оказать помощь оказать помощь всем, кто нуждается, приходят на выручку помощники, обладающие волшебной силой. Например – «Златовласый егет», «Сон плешивого». Наиболее многочисленными являются социально-бытовые сказки. По характеру главных героев, тематике и стилю повествования различаются новеллистические сказки о мудрецах, верных и неверных женах, смелых девушках и разбойниках («Алпамыша»). Сатирические и юмористические сказки о ловких ворах, глупцах и хитрецах, одурачивающих нечистую силу, например «Два соседа». В сказках о животных персонажи обладают способностями мыслить, разговаривать человеческим голосом, например «Медведь и пчёлы». Сказки передаются от одного поколения к другому.

2). Луттфуллин Ахмат Фаткулович родился 4 февраля 1928 в деревне Аскарово Тамьян-Катайского кантона БАССР, ныне Абзелиловского района РБ. Башкирский живописец, член-корреспондент Академии художеств СССР (1988), заслуженный художник БАССР (1967). Учился в Ленинградском архитектурно-художественном училище (1945-48), Уфимское театрально-художественное училище (1949-51), Государственном художественном интернате Литовской СССР (Вильнюс, 1951-54). Автор портретов и многофигурных полотен об истории и современной жизни башкирского народа. Круг тем произведений Л. – жизнь народа на сложных исторических этапах: в период коллективизации, Великой Отечественной войны, восстановление хозяйства в послевоенных годах: «Прощание с родиной. Салават». Жанр портрета привлекает художников на протяжении всего творчества. Среди персонажей его картин представители творческой интеллигенции, жители села, рабочие: «Семья колхозника Ражапа», серия портретов колхозников Абзелиловского района, портреты, например художника А. А. Кузнецова и др. Излюбленный образ Л. – башкирская женщина: «Портрет матери» (1957), «Три женщины» (1969) – произведение ставшее классикой башкирской живописи. В пейзажах натюрморт Л. изображает башкирскую природу традиционный быт: «Аул Абзаково». Л. – участник всесоюзных, всероссийских и республиканских, зональных. Достоин республиканской премии имени Салавата Юлаева, награждён Почетным дипломом академии художеств СССР.

 

Билет №4

4 1). 1). Самобытность башкирских сказок обусловлена отражением в них этических особенностей уклада жизни народа, его быта, обрядов и обычаев. Особую роль играет специфика художественно-изобразительных средств языка. Башкирские сказки имеют традиционный зачин и концовку, особый стили повествования. Сказки обычно начинаются со слов «Давным-давно жили, говорят, старик со старухой…». Вводное слово «говорят», часто повторяющееся, подчёркивает недостоверность рассказа. Сказки отличаются особой системой действующих лиц, своеобразием художественной структуры и стиля повествования и делиться на богатырские, волшебные (собственно-волшебные ныне и волшебно-героические), социально-бытовые (новеллистические, сатирические и назидательные), сказки о животных. Главным героем башкирских сказок является батыр, который борется со злыми силами. Герой этих сказок – обыкновенный человек (младший сын, часто плешивый, прикидывающийся простаком, горемычная невестка, похищенная чертями девушка, мальчик, наделённый необыкновенными способностями, бедный или заколдованный юноша, охотник, купеческий сын и т.д.). Обделённые жизнью или гонимые, они отличаются добротой, готовность оказать помощь оказать помощь всем, кто нуждается, приходят на выручку помощники, обладающие волшебной силой. Например – «Златовласый егет», «Сон плешивого». Наиболее многочисленными являются социально-бытовые сказки. По характеру главных героев, тематике и стилю повествования различаются новеллистические сказки о мудрецах, верных и неверных женах, смелых девушках и разбойниках («Алпамыша»). Сатирические и юмористические сказки о ловких ворах, глупцах и хитрецах, одурачивающих нечистую силу, например «Два соседа». В сказках о животных персонажи обладают способностями мыслить, разговаривать человеческим голосом, например «Медведь и пчёлы». Сказки передаются от одного поколения к другому.

2). Опера – вид музыкально-театрального искусства; музыкально-драматическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Опера как самостоятельный жанр формируется в 40-е годы. Но более ранние попытки предпринимаются в 1920-х годах. В 1930 в Казани и в Уфе состоялась премьера оперы Г.А. Альмухаметова, В. И. Виноградова и С. Х. Габяша. «Эшсе» («Рабочий») по одноимённой поэме М. Гафури. В своём становлении башкирская опера оперлась на народное музыкальное творчество, на традиции русской классической музыки и опыт современного искусства. Прообразами первых башкирских опер были музыкальные спектакли, включавшие большое количество фольклорно-этнографических картин и воскрешающие на сцене обряды, легенды и сюжетно-поэтическую основу народных песен. Развитие башкирской драматургии и театра способствовало формированию национального репертуара. Ряд произведений поставленных на сцене Башкирского театра оперы и балета, был создан на основе одноимённых драматических спектаклей. Премьера первой башкирской оперы «Хакмар» композитор М. М. Валеева состоялась в 1940. В числе первых исполнителей Г. С. Хабибуллин, Х. Л. Галимов, Б. Н. Валеева, З. Ильбаева и др.

Театр оперы и балета. Открыт как Башкирский государственный оперный театр 14 декабря 1938 в Уфе, в здании бывшего Аксаковскго народного дома, с 1941 Башкирский государственный театр оперы балета, с 1993 современное название. Основу оперной труппы составили выпускники студии Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, участвовавшие в первом спектакле «Прекрасная мельничиха».

 

Билет №5

5 1).Эпос 1). В фольклористке героико-легендарное повествование в стихах и прозе, отражающее мифологическое воззрение народа. Особенностью башкирского эпоса является сочетание сказочной героики с социально-бытовыми мотивами. Основные жанры: кубаир («Урал Батыр»), хикаят («Алдар и Зухра»), иртяк («Заятуляк и Хаухылу»), кысса («Тахир и Зухра»). 2)Род художественной литературы, наряду с лирикой и драмой. Особенность эпического произведения – сюжетно-описательная форма, многогранное и широкое изображение жизни и действительности. Основные жанры: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, и др.

Урал Батыр – башкирский народный кубаир. Записан в 1910 М. Бурангуловым от сэсэнов-кураистов Габата-сэсэна Аргынбаева и Хамита Альмухаметова из деревни 2-е Иткулово Орского уезда Оренбургской губернии, ныне Баймакского района РБ. «У-Б» - самое красивое произведение башкирского народного эпоса. Композиционно состоит из тёх частей, повествующих о деяниях трёх поколений героев. Вначале рассказывается о всемирном потопе, о первых людях Янбирде и Янбике, о рождении их сыновей Урала и Шульгана. По мере развития сюжета происходит, переходит переход от архаического мифа к конкретно историческому осмыслению действительности. Урал и Шульган уходят из дома на поиски бессмертия. По пути Урал-Батыр совершает свои подвиги, борется со своим братом перешедшем на сторону зла, окропляет землю водой, тем самым приносит ей бессмертие. В третей части повествуется о рождении сыновей Урала и Шульгана, которые продолжают дело Урала. Его тело после смерти превратилось в гору Уралтау, символизирующую родину башкир. В поэме выражена идея вечной жизни народа.

2). Башкирские народные инструменты состоит из ныне бытующих (курай, кубыз, думбура), вышедших из употребления (кыл-кубыз, сорнай, борго, дунгур, думбурзяк, награ, шакылдак, ятаган). Сорнай – сигнальный инструмент из рога длинна около 200-350 мм с 2-4 пальцевыми отверстиями. Различают два вида сорная: мундштучный и языковой. Борго – охотничий сигнальный инструмент. Представляет собой деревянную коническую трубку длинной около 700 мм с 1-2 пальцевыми отверстиями. Курай, сорнай, борго относятся к классу аэрофонов. Кубуз – самозвучащий язычковый инструмент типа варгана. Думбыра, кыл-кубыз, ятаган относятся к классу хордофонов. Дунгур, думбурзяк, награ относятся к классу мембранофонов. К классу идиофонов относиться шакылдак.

 

Билет №6

6 1). Предание – устный эпический рассказ о реальных или вполне реальных возможных событиях прошлого. Возникнув из рассказов очевидцев, предание удаляется от фактической первоосновы, подвергаясь вольной поэтической интерпретации, сближаясь со сказкой и легендой. По тематике различают предание историческое и топонимическое (о происхождении природных объектов: гор, скал, утёсов, пещер, впадин, рек, болот и др. вещественных памятников: кладов, могильников, монастырей и т.д. и их название.) Нередко исторические и топонимические предания переходят в друг друга, ограничено сочетаются в одном сюжете и определить их разновидность не всегда возможно. Легенда – устный рассказ, в основе которого, в отличие от предания, лежит чудо, фантастический образ или представление, воспринимаемые как достоверное. В башкирском фольклоре известно много легенд и преданий, среди которых «Происхождение башкир, «Айлинцы и табынцы», «Агидель и Яик», «Девичья дорога» и др.

2).Федор Шаляпин по первому контракту в составе оперной труппы С. Я. Семёнова-Самарского с осени 1890 гастролировал в Уфе. Здесь 18 декабря того же года 17-летний, Ш. Успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Манюшко), участвовал в благотворительном спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо, Неизвестный и др. Шаляпин получил поддержку членов Общества любителей пения, музыки и драматического искусства, намеривавшихся отправить его на учёбу в консерваторию. У пианистки Д. В. Паршиной Шаляпин брал профессиональные уроки музыки. По окончании театрального сезона служил писцом в Уфимской губерний земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период (1890-91), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести «Страницы из моей жизни». Он был знаком с уроженцами с М. В. Нестеровым и др.

 

Билет №7

7 1). Шежере – генеалогическая запись башкирских племён и родов. В шежере вносились имена предводителей родов по мужской линии, включались сведенья об исторических событиях, о важнейших фактах жизни родов и племен. Особенность шежере является сочетание документальности с вымыслом. Знание родовых шежере считалось обязательным. Считалось обязательным. В 15-16 вв. шежере получили письменное оформление. Самые ранние шежере, возможно, были зафиксированы в булгарский период. Башкирские шежере носят энциклопедический характер: в них наряду с истинными сведеньями имеются сообщения о быте, нравах народного творчества, литературные фрагменты. Отдельные шежере охватывают довольно большой период. Например, шежере рода айле содержит трактовку, начиная с древних времён до 18 в. В шежере ранних периодов преобладает фольклорный материал: мифы, предания и легенды. В последующих шежере касающийся событий 13-15 вв. основное место занимают исторические факты, сюжеты героического эпоса, песен, обрядов. Наиболее известное шежере – это «Шежере племени усерган», написанное в стихах, представляет собой письменно поэтическая память.

2). Основной традиционного хозяйства башкир было полукочевое скотоводство. Башкиры главным образом держали стада лошадей и овец, меньше – коров и коз. В южных и восточных разных разводили и верблюдов. Весной и летом скот содержался на пастбищах. Скотоводство сочеталось с охотой, рыбной ловлей, бортничеством земледелием, сбором плодов и ягод. С конца17 в. скотоводство постепенно приходит в упадок, развивается земледельческое хозяйство. В 18 в. оно становиться основным занятием северо-западных башкир. Население юга и востока Башкортостана завершало переход к комплексному земледельческого хозяйству, хотя сезонное кочевание сохранялось. В конце 18 – начале 19 в. в крае сложилось 3 хозяйственно-этнографических района: земледелье, скотоводческо-земледельческое и скотоводческий со слабым развитием земледелия. В пореформенный период башкир к оседлости. Из ремёсел в прошлом наиболее распространенным были обработка животного сырья, дерева, ткачество ручное. Издавна возникло кузнечно-ювелирное дело. Наличие рудных мест в крае позволяло нас выплавлять чугун, железо, вести разработки серебреной руды. Жилища на летних стойбищах башкир. Издавна к ним относились юрты классического образца; конические корьевые, лубяные, берестяные шалаши-чумы, прямоугольные корьевые или плетневые балаганчики, бревенчатые избушки, кошомные шатры и др. Юго-восток Зауралья использовал юрты и крытые войлоком конические и сферические жердевые постройки, по южным отрогам Уральских гор сооружали аласыки, в горах – бревенчатые избушки и высокие шалаша-чумы.

 

Билет №8

8 1). Предание – устный эпический рассказ о реальных или вполне реальных возможных событиях прошлого. Возникнув из рассказов очевидцев, предание удаляется от фактической первоосновы, подвергаясь вольной поэтической интерпретации, сближаясь со сказкой и легендой. По тематике различают предание историческое и топонимическое (о происхождении природных объектов: гор, скал, утёсов, пещер, впадин, рек, болот и др. вещественных памятников: кладов, могильников, монастырей и т.д. и их название.) Нередко исторические и топонимические предания переходят в друг друга, ограничено сочетаются в одном сюжете и определить их разновидность не всегда возможно.

2). М. Н. Нестеров родился 19 мая 1862, умер 18 октября 1942. Живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1942), академик живописи. Родился в семье уфимского купца, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877-81и 1884-85), в Санкт-Петербургской академии художеств (1881-84). Некрасов - вдохновенный певец родной природы, талантливый портретист и мастер религиозной живописи. Ранние работы – «Тапер», «Старый да малый». Картины: «Весна - красна». Нестеров подарил родному городу собрание картин русской живописи из собственной коллекции. Этот дар стал основой открывшегося в 1919 Уфимского художественного пролетарского музея (в 1954 музею было присвоено имя художника). Н. Содействовал дальнейшему формированию музейной коллекции.

 

 

Билет №9

9 1).

2). Акмулла (псевдоним, настоящее имя Камалетбинов Мифтахетдин Камалетдинович), родился 14 декабря 1831, в деревне Туксанбаево Кульиль-Миниской волости 12-го Башкирского кантона Белебеевского уезда Оренбургской губернии, ныне Миякинского района РБ – умер 8 октября 1895, вблизи с железнодорожной станции Сыростан под Златоустом, похоронен на мусульманском кладбище города Миасса. Классик башкирской поэзии, поэт-просветитель. Оказал значительное развитие татарской литературы. Имя и творчество Акмулы были широко известны среди туркмен, каракалпаков и др. тюрко-язычных народов. Родился в семье муллы. Его родители были башкиры-вотчинники. Начальное образование получил в родной деревне, учился в медресе соседних деревнях Менеустамак и Анясово, был шакирдом медресе в деревни Стерлибашево. Скитаясь среди башкир и казахов, учил детей, занимался различными ремёслами, принимал участие в айтышах сэсэнов и акынов. Прославился, как талантливый поэт-импровизатор. Проповедовал просветительские идеи: утверждал извечное стремление человека к прогрессу, прославлял разум, справедливость, гуманизм. Будучи мастером поэтической сатиры, остро высмеивал невежество, разоблачал произвол и беззаконие властей. В 1867-71 сидел в тюрьме по доносу бая Исянгильде, его обвиняли в уклонении от службы в царской армии. Находясь в заточении, создал одно из наиболее глубоких в социальном плане стих «Место моё – в зиндане». Акмулла создал самобытную по форме и содержанию поэтическую школу. Решением Совета народных депутатов в 1980 учреждена премия имени Акмуллы за произведения литературы и искусства.

 

Билет №10

10 1). Охота – один из традиционных промыслов башкир. Велась на куниц, соболей, бобров, норок, лисиц, волков, горностаев, зайцев, медведей, лосей, рысей, и диких коз с целью добычи пищи, уплаты ясака пушниной. Снаряжение башкира-охотника состояло из специальной обуви приспособление для носки провизии и дичи, лыж, подбитых шкурой. Бортничество – начальная форма пчеловодства, основанная на содержании пчёл в дуплах деревьев для получения мёда, традиционное занятие башкир. Первые сведенья о башкирском бортничестве известны с 17 в. Расцвет бортничества падает на 18-19 вв. Башкиры имели борти и дуплянки с дикими пчёлами. Каждый хозяин имел тамгу, которую ставил на свою борть. Лесные промыслы – заготовка и сплав лесоматериалов, и изготовление из дерева бытовых и хозяйственных предметов. Кроме заготовки леса занимались заготовкой корья, луба, выработкой мочала, изготовлением из него верёвок, рогож и др. Лесные промыслы использовались для производство: домов, домашней утвари, посуды, земледельческого орудия и др.

 

Билет №11

11 1). Башкиры до принятия буквенного письма и позднее пользовались родовыми знаками (тамгами), которые символически изображали обозначаемые предметы. Тамги наносились на надмогильные плиты, на личные документы, на оружие, ставились в качестве клейма на животных. С принятием ислама башкиры стали употреблять арабское письмо. Письменность на арабике сохранились с 14-15вв. В 1923 утверждается обновлённый башкирский алфавит на основе арабской графики, который состоял из 33 букв вместо прежних 22. В 1928 был принят новый башкирский алфавит на основе латинского письма. Современный башкирский алфавит на русской графической основе (кириллице) функционирует с 1940. Большое влияние на башкирский язык оказало присоединение башкир к России.

2). Народные виды спорта – традиционные физические упражнения и методы закаливания, которые являются составной частью национальной культуры башкир. Среди башкир были распространены физические упражнения и игры, способствующие развитию силы, ловкости, выносливости, глазомера, мужества, необходимых в трудовой деятельности и при защите своих земель от врагов. К народным видам спорта относиться стрельба из лука, лазанье по гладкому столбу, перетягивание палки и каната, гребля на лодках, плаванье на дальность, ныряние и прыжки в воду, городки, лапта, джигитовка, конные скачки и бега, преодоление препятствий на коне, метание охотничьего кинжала, борьба куреш, конно-лыжные и мотолыжные виды спорта, состязания по бегу, взятие «снежной крепости», бег в мешках, метание копья и камней, поднятия тяжестей, прыжки через костёр, игра в «бабайки» и др.

 

Билет №12

12 1). Верования – совокупность религиозных представлений и обрядов, распространённых у башкир до проникновения ислама. Наиболее полные представления о верованиях башкир дают сведенья арабского миссионера Ахмеда ибн-Фадлана, который сообщал о существовании у башкир 12 «господов» - культов живой и неживой природы, которым они покланялись. В культе планет и явлений природы прослеживаются черты сходства с религиозными древнетюркскими верованиями. С почитанием воды как источника жизни и плодородная связаны ритуальные обливания во время весенне-летних обрядов моления дождя и др. Следы жертвоприношения в обычае разбрызгивать кровь жертвенных животных, закапывать в землю горсть зерна или других продуктов. Архаические пласты верования представляли культы деревьев и животных. Почитанием пользовались берёза, можжевельник, рябина, сосна, дуб. Деревья представлялись духов-хозяев, духов-предков. В почитании животных – медведя, волка, коня – переплелись следы тотемистические, промыслового зоолатричногокультов. С культом птиц связаны весенние обрядовые праздники каргатуй и кукушин чай. Их благосклонность оберегала человека и его семью от невзгод, а уход означал потерю счастья, удачи в делах. К демонам относились шурале, бируса, юхапярий. Злыми духами считались албасты, аждаха, убырен. Была вера в бессмертие души и существование загробной жизни.

2). Башкирский Академический театр граммы имени М. Гафури, государственный, ордена Трудового Красного Знамени. Учреждён 4.12.1919. в Стерлитамаке как первый Башкирский государственный театр. Художественный руководитель и директор В.Г. Муртазин-Ммански. Складывался в течение длительного времени из профессиональной и полупрофессиональных сценических объединений красноармейских театров времен октябрьской революции и гражданской войны. В 1-й состав труппы входили А. Абзелилов, С. Силаев-Сульва, М. Гайнисламова-Казакулова, Гумерская, И. Заини, М. Ииманская, Г. Карамышев, Х. Сабитов, Ф. Самитова и др. Репертуар включал произведения башкирской драматургии: «Салават-батыр» и «Акшан-батыр» и др. Художественно-эстетическая концентрация театра этих лет представляла собой синтез европейских театральных канонов, преломленных в эстетике просветительного реализма. В 1922, с созданием Большой Башкирии, коллектив 1-го Башкирского театра переводиться с татарско-башкирской труппой Уфимского государственного театра драмы. Художественный сезон 1929-30, вошедший в историю, как переломный (участие коллектива в Олимпиаде искусств народов СССР в Москве, 1930), явился итогом эстетического преобразования в театре. В годы войны искусство приобрело ярко выраженное патриотическое звучание. Политические репрессии 1937-38гг., война нанесла значительный урон эстетическим тенденциям, заложенным ведущим деятелями. В 1955-85 формируется артистический состав, во многом определивший эстетику творчества современного башкирского актёра.

 

Билет №13

13 1). Башкирские народные инструменты состоит из ныне бытующих (курай, кубыз, думбура), вышедших из употребления (кыл-кубыз, сорнай, борго, дунгур, думбурзяк, награ, шакылдак, ятаган). Сорнай – сигнальный инструмент из рога длинна около 200-350 мм с 2-4 пальцевыми отверстиями. Различают два вида сорная: мундштучный и языковой. Борго – охотничий сигнальный инструмент. Представляет собой деревянную коническую трубку длинной около 700 мм с 1-2 пальцевыми отверстиями. Курай, сорнай, борго относятся к классу аэрофонов. Кубуз – самозвучащий язычковый инструмент типа варгана. Думбыра, кыл-кубыз, ятаган относятся к классу хордофонов. Дунгур, думбурзяк, награ относятся к классу мембранофонов. К классу идиофонов относиться шакылдак. Курай – башкирский духовой музыкальный инструмент типа открытой продольной флейты. Разновидности курая: кыйык-курай, сур-курай – губно-щелевые свистковые флейты; сыбызги – малая поперечная флейта. Курай изготовляется из стебля зонтичного растения с одноимённым названием. Обхватывают стебель руками поочерёдно, отмеряют от 8 до 10 раз ширины ладони, затем подрезают. Отверстие вырезают, начиная снизу: первое на расстоянии 4 пальцев, следующие три – на расстоянии 4 пальцев, следующие на расстоянии 2 пальцев, последнее, 5-е на обратной стороне, на расстоянии трёх пальцев от 4-го отверстия. Длинна курая 570-810 мм. Звукоряд образуется из сцепления двух мажорных пентатоник от основного тона на расстоянии кварты. Диапазон курая около трёх октав. Звучание поэтичное и эпически возвышенное, тембр мягкий, при игре сопровождается горловым бурдонным звуком.

 

 

Билет №14

15 1). Национальная кухня у башкир формировалась на базе скотоводческого мясомолочного хозяйства. Собранные с отстоявшегося сырого молока сливки, сбивали масло. Употреблялось повсеместно заквашенное молоко, творог. Вываренная и подсушенная творожистая масса заготовлялась в прок. На большой части территории делали корот. Вы летнюю пору пили разбавленный водой катык, пахту от сбитого масла или кумыс. Большую роль в национальной кухни играли мясные блюда. Традиционным угощением была варёная конина или баранина с лапшой. С мясом гостям подавали кусочки вяленой колбасы. После подачи мяса гостям подносили чашу с бульонов, приправленным коротом. В кухне горно-лесных башкир заметное место занимала дичь, мясо диких коз, лосей, рыба. В рационе башкир с давних пор присутствовали злаки. Многие современные блюда с применением целого или дробленого зерна имеют древнее происхождение: похлебка из ячменя, калёный ячмень и пшеница, толокно из курмаса, некоторые блюда из пшена; лепёшки, лапша, изделия из пресного теста. Башкиры пекли кислый хлеб и различные пироги в духовой печи. На хмелевой закваске ставили иногда и традиционные мучные кушанья (лепёшки, блины, печенье). С конца 19в. прочное место в питании занимает картофель, чуть позже и другие овощи. Разнообразили летнее меню травы, дикие коренья (борщевик, черемша, дикий лук, щавель), которые употреблялись как переправа. Из диких ягод делали тонкую пастилу. Любимым напитком стал чай. Кроме покупного заваривали листья душицы, зверобоя, смородины и др. Сахар заменялся мёдом. Хмельными напитками были буза, и медовуха.

 

Билет №15

Билет№15

15 1). Цикл башкирских праздников сложился в период преобладания полукочевого скотоводческого хозяйства. Для всех летних праздников каргатуй, кукушкин чай, сабантуй, йыйын, характерны массовость, жертвоприношения, сбор продуктов и ритуального угощения, общее моление, трапеза, различные игры и состязания. Позднее праздники были приурочены к циклу земледельческих работ. Осенне-зимние праздники носили менее широкий общественный характер, но, начинаясь как семейные торжества, охватывали всю деревню. Своеобразием являются праздники, связанные с забоем скота, обычаем взаимопомощи. Гостевые визиты к родственникам или знакомым были связаны с такими торжествами, как «показ гостя», имевшим свои особенности, как обществе, так и в семейном быту. Элементами праздника были наполнены молодёжные игры и развлечения. Семейные праздники, связанные с рождение ребёнка, свадьбой, также выходили за рамки одной семьи. По мере приближения ислама стали проводиться мусульманские праздники: Ураза-байрам (праздник разговения), Курбан-байрам (великий праздник жертвоприношения), Ражбан-байрам (праздник в честь великого вознесения Мухамеда), Мухаррам (день нового мусульманского года), Хиджру 927-й день месяца Сафар), Рагаип (день бракосочетания родителей Мухамеда), Джуму (пятница), Лейлят аль-Кадр (святая ночь всемогущего Аллаха), Гашура (день траура). А после 1917 года – общественно политические торжества: Новый год, День победы, День независимости РФ.

2). Шайхазада Мухаметзакирович Бабич родился 2 января 1895 в селе Асяново Бирского уезда Уфимской губернии, ныне Дюртюлинского района РБ умер 28 марта 1919 в селе Зилаир Зилаирского кант




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Власть и ее виды. Особенности государственной власти | 

Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 370. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.016 сек.) русская версия | украинская версия