Студопедия — Д) Как устроить простейшую сцену в школе
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Д) Как устроить простейшую сцену в школе






Простейшую сцену очень легко и быстро можно устроить в любом более или менее просторном помещении. Достаточно расставить стулья в определенном порядке: рядами от стены до стены, оставив перед ними свободное пространство для актеров, или по трем стенам, оставив свободными четвертую стену и часть пространства перед ней, или вокруг, освободив центральную площадку, - и зрительный зал со сценой готов.

Если же в школьном зале есть сцена, которая отделяется от зрительской части лишь своим возвышением над уровнем пола, то можно оборудовать ее простейшими приспособлениями. В случае, когда на сцене отсутствуют порталы, их нетрудно соорудить, натянув плотный материал на деревянную раму. Желательно, чтобы в высоту портал достигал потолка (при его небольшой высоте). Портал должен быть не ниже 2 м и 70-100 см в поперечнике (в зависимости от ширины сцены). Крепятся такие порталы на откосах к полу и стенке.

Можно оборудовать сцену и кулисами. Их нужно подвесить на нескольких планах, не ниже 2 м от пола сцены. Для каждой пары кулис (правой и левой) понадобится один трос, протянутый от стены к стене параллельно зеркалу сцены. Кулисы лучше подвешивать к тросу не на петлях, а на металлических кольцах (можно использовать гардинные). Трос можно заменить нетолстым гибким проводом при условии, если он хорошо натягивается и кольца кулис легко скользят по нему.

На низкой сцене вполне можно обойтись без падуг, а вот кулисы лучше изготовить пошире и вешать их в сборку. При необходимости следует растянуть одну из них или обе, вплоть до соединения их в центре на любом плане. Это даст возможность разнообразить выгородку сцены, перекрывать ее на разных планах. Крайние кольца кулис крепятся к стенам, чтобы кулиса не отходила от стены.

Широкие кулисы, подвешенные сразу за порталами, могут служить занавесом. Чтобы удобнее было открывать и закрывать такой "ручной" занавес, нужно привязать к крайним его колечкам, которые сходятся в середине троса, тонкие тросточки: за них удобно и тянуть занавес, открывая, и толкать его, закрывая, оставаясь при этом скрытым от зрителя. Если подвесить занавес не на одном, а на двух отдельных тросах (каждой половинке занавеса - свой трос), тогда края половинок смогут заходить один за другой и занавес будет запахиваться плотно, без щели.

Простейшая механизация занавеса - так называемый "подбор". К каждой половинке занавеса пришивается несколько колец, начиная пониже середины внутреннего края и по направлению к верхнему наружному углу (у стены), где и пришивается последнее кольцо. К нижнему кольцу привязывают тонкий гладкий шнур и свободно пропускают его через кольцо. Если потянуть за конец шнура, который выпущен из крайнего верхнего кольца, занавес "подбирается" в сторону и вверх, образуя подбор. Чтобы получить подбор нужной формы и высоты, следует подобрать занавес вручную и лишь тогда отметить найденные точки для крайних колец - нижнего и верхнего. Остальные кольца располагаются между крайними по прямой. Более сложный раздвижной занавес устроен по принципу, который используется в раздвижных оконных шторах.

Для более подробного знакомства со школьным театром или детской театральной студией советуем вам обратиться к книгам: Мочалов Ю. А. "Первые уроки театра" (М., 1986) и "Хочу на сцену!" (Автор-составитель Л. Б. Белянская. - Донецк, 1997).

 

Приложение 3. Викторина "Знаете ли вы театр?"

Кому из вас, любящих театр, не знакомо радостное волнение в зале, где предстоит сопереживать, сострадать героям спектакля, смеяться и плакать, гневаться, порицать и одобрять. Где любимые артисты дарят нам счастье открытия новых чувств, новых мыслей и духовного обогащения.

Но всегда ли так было? Как и на какой почве возник и постепенно развивался театр? Какие изменения претерпевал? Какие имена оставил в памяти людей?

1. У чистых вод Кастильского родника Аполлон водит хороводы с девятью музами, дочерьми Зевса и Мнемосины, три из них покровительствуют театру.

· Вопрос: Назовите их имена?

· Ответ: Талия, Терпсихора и Мельпомена.

Талия - покровительница комедии и легкой поэзии. Изображалась с комической маской в руках и венком плюща на голове.

Терпсихора - одна из девяти муз, покровительница танцев.

Мельпомена - муза трагедии. Изображалась украшенной виноградными листьями, в венке из плюща, с трагической театральной маской в одной и палицей или мечом в другой руке.

2. 4 июля 1672 года был объявлен царский указ, повелевавший построить в селе Преображенском, где находилась подмосковная резиденция царя, "комедийную хоромину и учинить комедию". Нашли человека, который много жил за границей, часто видел театральные представления и знал, как комедию строить. Это был школьный учитель Иоганн Грегори из Немецкой слободы в Москве. Грегори набрал 60 юношей в возрасте 15 - 16 лет. Нашел себе помощника и написал пьесу на сюжет библейской книги "Эсфирь". 17 октября 1672 года состоялось первое представление. Действие так увлекло царя, что он "проглядел целых десять часов подряд, не вставая с места". В начале 1676 года царь Алексей Михайлович умирает, и работа театра, в связи с объявленным годовым трауром, прекращается. "Комедийная хоромина" просуществовала всего три с половиной года. Но дала толчок к дальнейшему развитию театра в России.

Вопросы:

1. Почему пьеса называлась комедией?

2. Что собой представляла "комедийная хоромина"?

Ответы:

1. Комедией в то время называлась каждая пьеса независимо от ее содержания и жанровых особенностей. Ведь в старину и актеров обычно называли "комедиантами", включая в это понятие и трагиков, и комиков. Иногда под словом "комедия" подразумевалось представление. Именно так и надо понимать слова указа "учинить комедию".

2. Хоромина была деревянной. На стены пошло 542 бревна, каждое длиной в 8-10 метров. Пол и стены внутри, чтобы не дуло, обили войлоком, а затем богато отделали красным и зеленым сукном и под ноги положили ковры. Зрительный зал осветили сальными свечами. Сцена была приподнята и отделена от зала раздвижным занавесом, подвешенным на медных кольцах. Рампу устроили из тех же сальных свечей, воткнутых в укрепленные на деревянной доске подставки. На живописное изображение неба пошло 500 аршин материи. Кресло в зрительном зале, предназначенное для царя, выдвинули вперед. А для царицы и царевен устроили особые места, вроде лож, с частой решеткой. Сквозь нее они смотрели на сцену, оставаясь невидимыми для остальной публики, разместившейся на "полках" (так называли деревянные скамейки).

3. В начале XVIII века из-за рубежа выписывают все новых и новых актеров, музыкантов и певцов. Театр, который задумал Петр I, должен был быть не узко придворным, а общедоступным, "для всех охотных смотрелыциков". Здания хоромины уже не было, и поэтому решили строить новый театр на Красной площади. А пока под спектакли отдали бывший дом генерала Лефорта: здесь играла немецкая труппа, приглашенная из Данцига. Труппу возглавлял Иоганн Кунст. Публику не устраивало, что спектакли шли на немецком языке, как и в первом театре у Грегори. Поэтому были приняты меры: в труппу стали набирать русские актеров. Набирали не кого попало, а "к тому способных", и не подростков, как у Грегори, а взрослых людей. Театр на Красной площади был открыт на Рождество 1702 года и просуществовал до 1707 года, когда Петр I и его двор переехали в Санкт-Петербург. Спектакли в театре шли дважды в неделю, по понедельникам и четвергам. На представление приходило до 400 человек. Это были, как и задумывалось, разного чина люди, среди которых было немало торговцев, ремесленников, челяди и даже "мужиков".

Осенью и весной в распутицу добираться до Красной площади по утопавшему в грязи городу было трудно, и чтобы помочь театру привлечь публику, Петр I отменил особый сбор, взимавшийся за проезд через кремлевские ворота, и велел построить четыре избы вблизи театра, где могли бы останавливаться приехавшие издалека. Иоганн Кунст, обучавший сценическому искусству русских "робят", сыграл с Петром I и зрителями дерзкую шутку, из-за

которой ему пришлось покинуть Россию. С апреля 1703 года театр возглавил Отто Фюрст. Недостатком театра на Красной площади было полное отсутствие пьес из русской жизни.

Надежды Петра I на то, что созданный им театр станет откликаться на события текущей жизни страны, поможет приобщить смотрелыциков к государственным замыслам, не оправдались.

Вопрос:

1. Как назывались билеты, продаваемые на спектакли, и кассы, в которых они продавались? Сколько стоили билеты в театр?

2. Какую шутку придумал Иоганн Кунст?

3. Что шло на сцене театра Кунста-Фюрста?

Ответ:

1. Первые билеты назывались "ярлыками" и продавались в специальных "чуланах". Плата за вход составляла - 3, 5, 6 и 10 копеек.

2. Иоганн Кунст в первый день апреля 1704 года сыграл со зрителями дерзкую шутку. Пообещав показать в этот день интересную новинку, он широко разрекламировал ее и собрал переполненный зал. В назначенный час заиграл оркестр, раздвинулся занавес и на ярко освещенном полотне публика увидела надпись: "Апреля первое число". На этом представление закончилось. Среди обманутых зрителей оказался и сам Петр I. Узнав об этом, Иоганн Кунст, в страхе перед царским гневом, бежал из России. Имущество его будто бы продали с торгов, так как надо было выдать актерам, балету и музыкантам невыплаченное жалованье.

3. Конечно, к москвичам зарубежный репертуар приходил в варварском виде. Например, мольеровский "Лекарь поневоле" назывался "О докторе битом". Пьеса французского писателя де Вилье "О Донжуане" - почему-то "Дон Педро, почтенный дворянин, и Амаралис, дочь его". Но как бы ни был подпорчен текст переводом, труппа играла профессионально и открывала новый, доселе неизвестный мир: в большинстве своем события и люди, о которых шла речь, были незаурядные, героические, и открывавшийся мир не оставлял зрителей безразличными.

 

Приложение 4. Тематический план курса "Основы педагогического артистизма"

Наименование темы Лекции Практика
  Театральная педагогика в процессе становления личности учителя    
  Общность и различие актерско-режиссерской и учительской деятельности    

Окончание таблицы

Наименование темы Лекции Практика
  Условия и пути развития педагогического артистизма    
  Роль артистизма в процессе педагогического общения. Учитель и ученик как сотворцы урока    
  Артистизм в структуре личности учителя    
  Психологическая и физическая раскрепощенность педагога    
  Речевое искусство педагога    
  Мобилизация творческого самочувствия педагога. Настройка на творческую деятельность    
  Выразительность мимики и жестов    
  Творческое восприятие педагога. Внимание. Наблюдательность    
  Образно-эмоциональная сфера педагога. Творческое воображение, фантазия, ассоциативная память    
  Педагогическая интуиция    
  Развитие общих речевых умений педагога, диапазона голоса и интонаций    
  Темпоритм речи. Ее эмоциональность, образность, метафоричность    
  Коммуникабельность педагога. Умение управлять общением    
  Педагогически целесообразное переживание. Перевоплощение    
  Артистичное поведение в типичных ситуациях. Логика, непрерывность, завершенность действий. Обаяние педагога    
  Развитие умения импровизировать    
  Всего    

 

Приложение 5. Программа лекционных и практических занятий по курсу основ педагогического артистизма

Программа лекционных занятий

1. Театральная педагогика в процессе становления личности учителя.

Требования, предъявляемые педагогу на современном этапе развития образования. Педагогическая сверхзадача. Проблема подготовки учителей к адекватной передаче ребенку богатств культуры. Место и роль театральной педагогики в подготовке учителя. Возможности интеграции достижений общей и театральной педагогики.

2. Общность и различие актерско-режиссерской и педагогической деятельности.

Характеристики, сближающие педагогическую и актерско-режиссерскую деятельности: содержательный, инструментальный, целевой, структурный, концептуальный признаки, процессуальные характеристики, требования к личности творца. Специфические черты каждой области деятельности, связанные с наличием-отсутствием зрителя, предметом представления, особенностями сферы деятельности и чувственной сферы деятеля, возможностью импровизации в деятельности. Проведение взаимообогащающих параллелей между педагогикой и театральным искусством. Цель и перспективы проведения таких параллелей.

3. Условия и пути развития педагогического артистизма. Необходимость изучения и развития артистизма. Компоненты

и структура актерской одаренности. Педагогический артистизм как личностная и профессиональная категория. Причины трудности диагностики артистизма. Методы исследования артистизма. Критерии педагогического артистизма. Внешние и внутренние факторы - предпосылки успешного развития педагогического артистизма.

4. Роль педагогического артистизма в процессе педагогического общения. Учитель и ученик как сотворцы урока.

"Отражение" и "отношение" как характеристики формирующейся личности и их значение в воспитательном процессе. Воздействие как тонкое прикосновение к личности. Субъект-субъектное взаимодействие, его характеристики и условия организации. Роль артистизма в выстраивании субъект-субъектных отношений между учителем и учеником. Задачи и цель использования элементов театрального мастерства в педагогической деятельности. Роль артистизма педагога в творческом становлении учеников.

Эмоционально-коммуникативные аспекты педагогического творчества. Умение найти наиболее целесообразные пути воздействия на ученика. Способность ярко и точно передавать свои на-

строения, мысли и чувства. Эмоциональная память (оживление пережитого ранее). Способы коммуникативного воздействия. Суггестия как коммуникативное воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие вербальной информации. "Лучевосприя-тие" и "лучеиспускание" - виды духовного общения. Приспособление как средство воздействия: действия (что я делаю?); цель (для чего?); приспособление (как?). Педагогическая режиссура.

5. Артистизм в структуре личности педагога.

Понятия "мастерство", "педагогическая техника", "актерствование". Сущность феномена "артистизм". Артистизм в педагогике, его значение для совершенствования обучения и воспитания. Сущность педагогического артистизма, его структура. Спектр ролей артистизма в структуре личности педагога. Общая характеристика компонентов педагогического артистизма: культура педагога, эмоциональность, разнообразие способов реализации средств общения (вербальных и невербальных), способность импровизировать и др. Организация внешнего вида учителя, понятие о настойчивом поведении. Основные "рычаги наступления", или "рычаги инициативности": мобилизованность, повышение и усиление голоса в начале каждой последующей фразы, манипулирование контрастами, укрепление речи, смена словесных воздействий.

6. Психологическая и физическая раскрепощенность педагога. Проблема психологических состояний педагога и управления

ими в процессе деятельности и общения. Понятие "психическая саморегуляция". Значение саморегуляции и психического настроя в профессиональной деятельности педагога. Рефлексия как процесс осознания психического состояния и присвоение познанного; осознание действительного восприятия и оценивания себя другими. Психологический барьер и мышечные зажимы как препятствие адекватному поведению субъекта и выполнению им социальных функций. Пути преодоления психологического барьера общения и мышечных зажимов. Механизм психической регуляции, значение релаксации и пути ее достижения. Метод физических действий. Аутогенная тренировка. Организующие формулы самовнушения: многократное повторение слов или формулировок; внушение в утвердительной форме; понятность слов и др. Место саморегуляции в процессе работы педагога с детьми.

7. Речевое искусство педагога.

Особенности культуры речи учителя. Значение выразительности речи педагога для его деятельности. Недостатки речи. Факторы, влияющие на эффективность речевого воздействия: соблюдение логической последовательности, личностные характеристики (идейная позиция, мировоззрение) педагога, образность, речевая импровизация, эмоциональная окраска содержания, подкрепленная соответствующей пластикой, проявленность дискурсионных и перцептивных умений педагога.

Признаки, характеризующие хорошую речь: правильность, точность, ясность, богатство, живость, благозвучие и др. Понятие речевого артистизма. Его компоненты: энергетика, интенсивность, выразительность и др. Коммуникационные эффекты "риторического инструментария": эффект визуального имиджа, первых фраз, воображения, эллипса и др. Приемы привлечения и удержания внимания слушателей: прием нейтральной фразы, завлечения, навязывания ритма и др.

Программа практических занятий

1. Мобилизация творческого самочувствия педагога.

Роль подсознания в творческом самочувствии (через сознательную психотехнику к познавательному творчеству). Единство психического и физического в действии как волевом акте человеческого поведения, направленного к определенной педагогической цели. Действие как движущая сила переживаний. Сверхзадача - основная идея, всеобъемлющая цель. Сквозное действие - действенное стремление к сверхзадаче. Упражнения на постановку и решение сверхзадачи действий учителя и определение сквозного действия. Упражнение на развитие умений преодоления психологических барьеров общения и мышечных зажимов при действии в публичной обстановке. Методика проведения аутогенной тренировки. Упражнения на развитие умений преодоления внушаемых характеристик.

2. Творческие восприятия педагога. Внимание и наблюдательность. Непрерывная линия внимания. Малый, средний и большой

круги внимания. Упражнения на развитие произвольного внимания и наблюдательности, умение сосредоточиться, распределение внимания.

3. Образно-эмоциональная сфера педагога. Воображение, фантазия, ассоциативная память.

"Если бы" - как источник вдохновения. Тренинг воображения. Упражнения на развитие репродуктивного и творческого воображения учителя, фантазии и ассоциативной памяти.

4. Педагогическая интуиция.

Педагогическая интуиция как непосредственность, внезапность, быстрота нахождения решения педагогической ситуации при неосознанности мыслительного процесса. Интеллектуальная и чувственная интуиция. Опора при интуитивном основании решений на образно-эмоциональное отражение мира, ассоциации. Упражнения, развивающие интуитивные компоненты мышления учителя.

5. Развитие общих речевых умений педагога, диапазона голоса и интонаций.

Упражнение для развития фонационного дыхания, необходимых педагогу голосовых качеств, формирование дикционных навыков.

6. Темпоритм речи. Ее эмоциональность, образность, метафоричность.

Темпоритм речи как степень быстроты чередования звучащих элементов речевого потока, внутренний эмоциональный накал, в котором осуществляется речь. Упражнения на темпоритм речи, навыки создания логической и художественной перспективы звучащей речи. Микропреподавание: начало урока; обращение к учащимся с разной системой приспособлений в ситуации типа "здравствуйте!"

7. Коммуникабельность педагога. Умение управлять общением. Упражнения на развитие умений и навыков общения, эмпатии, установления и поддержания контакта. Пристройки. Артистичность в общении.

8. Педагогически целесообразное переживание. Перевоплощение. Упражнения на педагогически целесообразное переживание,

интуитивные перевоплощения, развитие умений невербальной передачи информации и эмоций. Конкурс "Хочу в артисты!" Мимические и пантомимические упражнения.

9. Артистичное поведение педагога. Обаяние.

Упражнения на программирование действий, развитие умений оценить свои действия, действовать последовательно и органично. Инсценировка педагогических действий в различных ситуациях. Педагогическая режиссура. Обаяние педагога.

10. Импровизация.

Речевая импровизация. Составление группового рассказа. Упражнения на мгновенное реагирование.

 

Приложение 6. Диагностические методики для определения уровня сформированности качеств личности учителя, лежащих в основе педагогического артистизма

1. Тест "Есть ли у вас артистические наклонности?"1

1. Есть ли разница между словами "стон" и "нюанс"?

2. Можете ли вы жить в неуютной, скучной квартире и не замечать этого?

3. Вы любите рисовать?

4. Одеваетесь ли вы, опираясь не на моду, а на собственный вкус?

5. Говорят ли вам что-нибудь следующие имена: Мане, Ван Дейк, Хосе Рибера, Фальконе?

6. У вас очень плохой почерк?

7. Стараетесь ли вы одеваться в одной цветовой гамме?

8. Любите посещать музеи?

9. Остановитесь ли по пути, чтобы полюбоваться закатом?

10. Любите чертить геометрические фигуры?

12. Вы склонны долго бродить по улицам?

13. Любите одиночество?

14. Вам кажется неуместным, когда кто-то начинает декламировать стихи?

15. Слушаете ли вы музыку только ради развлечения?

16. Надолго запоминаете красивые пейзажи?

17. Вам кажутся очень красивыми морские камни?

18. Любите новые встречи и знакомства?

19. Нравится вам читать стихи вслух?

20. Не было ли у вас желания разрисовать стены своей комнаты?

21. Часто ли меняете прическу?

22. Переставляете мебель у себя дома?

23. Вы пробовали когда-нибудь сочинять песенки?

24. Пишете стихи?

Вы можете засчитать себе одно очко за каждый ответ "да" на вопросы 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9, И, 12, 13, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24 и за ответ "нет" на вопросы 2, 6, 10, 14, 15, 18.

Если у вас больше 16 очков, то можно сказать совершенно определенно: у вас есть чувство красоты, свойственное натуре артистической.

Вы набрали 8-16 очков. Что ж, вы иногда витаете в облаках, но, хотя красота вам и небезразлична, вы скорее рационалист. Короче говоря, вы всегда сочетаете приятное с полезным.

Меньше 4 очков. Такого человека, как вы, вряд ли остановит красота восхода или заката. Задумайтесь!

2. Образец анкеты для изучения особенностей восприятия артистизма и, в частности, педагогического артистизма

Дорогие друзья!

В последнее время очень актуальны вопросы педагогического творчества. Просим вас помочь нам в исследовании некоторых его сторон и ответить на нижеследующие вопросы. Благодарим за сотрудничество.

1. Дайте, пожалуйста, определение такого качества, как педагогический артистизм.

2. В каком соотношении находятся такие понятия, как артистизм и актерско-режиссерские умения?

3. Артистизм дан человеку от природы или его можно приобрести в течение жизни?

4. Должен ли быть артистичным педагог или для него вполне достаточно знать свой предмет, его методику и любить детей? Если должен, то почему?

5. Назовите возможные "плюсы и минусы" артистизма педагога.

6. Надо ли в вузах учить студентов - будущих педагогов - артистизму? Если нет, то почему; если да, то какими методами?

7. Можете вы назвать себя артистичным человеком?

3. Опросник для оценки степени артистичности педагога

1. Как часто вы испытываете творческое самочувствие (состояние душевного подъема, вдохновения, полной мобилизации сил)?

2. Много ли вам надо времени, чтобы "собраться" перед ответственным мероприятием (открытым уроком, педсоветом, родительским собранием)?

3. Часто ли вы испытываете чувство смущения, неловкости, выступая перед большой аудиторией?

4. Нравится ли вам быть в центре внимания?

5. Легко ли вам удается привести людей к своей точке зрения?

6. Любите ли вы рисовать, танцевать, играете ли на музыкальном инструменте?

7. Когда вы слушаете музыку, представляете ли ее цвет, какие-то образы?

8. Часто ли вы делитесь своими чувствами с окружающими?

9. Можете ли вы представить себя актером?

10. Часто ли вы видите себя со стороны?

11. Говорили ли вам, что от вас можно зарядиться энергией?

12. Способны ли вы скрыть свое плохое настроение?

Если на большинство предложенных вопросов вы ответили положительно, это говорит о том, что начало развитию педагогического артистизма уже положено.

4. Рабочая карта для определения самооценки педагога

Уважаемые коллеги! Постарайтесь посмотреть на себя со стороны и максимально точно оценить себя, ответив на следующие вопросы (поставьте "+" в нужной графе).

Самооценка педагога Да Нет Не всегда
1. Мне легко удается внушить симпатию окружающим      
2. Я способен сделать образным предлагаемый материал      
3. Когда я читаю книгу или смотрю фильм, могу прослезиться      
4. Я не скован в движениях, чувствую телесную свободу      
5. "Читать" по лицам других - легко для меня      
6. Я могу сделать любой объект увлекательным для себя      
7. В неожиданных обстоятельствах я ориентируюсь очень быстро      
8. Я без труда нахожу контакт с людьми      
9. У меня хорошая дикция, речь живая и разнообразная      
10. Я без труда завладеваю вниманием аудитории      
11. Я умею удерживать в поле зрения всю аудиторию      

5. Рабочая карта - схема диагностики артистизма педагога Ж. В. Вагановой

(программа наблюдений с целью определения общей оценки основных проявлений педагогического артистизма):

1. Творческое самочувствие, саморегуляция психической деятельности, эмоциональных состояний.

· Увлеченность, воодушевление, вдохновенная отдача на уроке

· Самоорганизация, стабильность творческой формы

· Самоконтроль, самообладание, управление настроением

· Умение снимать излишнее напряжение, волнение

· Умение спокойно относиться к неожиданностям, оперативность в управлении своими психическими состояниями

2. Обаяние, личностное самовыражение, индивидуальный стиль

· Заразительность, умение очаровать, внушить симпатию, заинтересовать, увлечь, способность овладевать вниманием учеников

· Раскованность, непосредственность и простота поведения

· Яркость, непохожесть на других учителей, нестандартность

· Художественный вкус, чувство прекрасного, стремление к красоте и гармонии, чувство меры

· Искренность, личностная открытость по отношению к детям

3. Эмоциональность, образность поведения и речи.

· Экспрессивность, широкий диапазон эмоциональных реакций

· Выражение сопереживания, сочувствия учащимся

· Эмоциональная атмосфера на уроке, чувство юмора

· Необычность в раскрытии содержания урока, способность сделать образным излагаемый материал

· Эмоциональное интонирование речи, неожиданные ритмические рисунки, метафоричность речи, использование "своих" терминов

4. Внешний облик, пластичность, внешняя выразительность, умения в области вербального общения.

· Экспрессивные способности, пластическая изобразительность

· Раскрепощенность, отсутствие телесной скованности, умение держаться уверенно, свободно и естественно

· Мимические и пантомимические навыки, наличие экспрессивных, эмоционально-эстетических движений

· Жестикуляция, движения - органичность, естественность, темп, уместность/адекватность, степень вариантности, богатство, полнота форм, двигательная активность - достаточная/недостаточная; скорость двигательных реакций; свойства мимических реакций (доброжелательность и т. д.)

5. Интуиция, воображение, творческая фантазия.

· Продуктивность ассоциаций

· Быстрый анализ и точная оценка педагогической ситуации

· Способность "угадать" ребенка, "прочитать" все на его лице

· Умение увлечь, придумать что-то интересное, сделать любой объект привлекательным для себя и детей

6. Импровизация, педагогический экспромт.

· Быстрота реакций, находчивость, изобретательность

· Оперативность памяти, сообразительность

· Умение ориентироваться в неожиданных обстоятельствах, оценивать ситуацию и принимать решение в незапрограммированных условиях

· Поддержание постоянной, гибкой обратной связи с классом

· Оперативность ответа на изменение условий деятельности, умение на ходу скорректировать план урока

7. Коммуникативные способности, формы отношений, тон общения с учениками.

· Коммуникабельность, легкость в общении, способность быстро находить контакт, умение организовать первичный контакт с классом

· Организация общения "от ученика", сотрудничество

· Доброжелательный тон, дружелюбие, мягкость, чувство такта. Откровенность, искренность

· Уровень развития эмпатии, сопереживание ученикам

· Взаимопонимание, эмоциональная идентификация

· Рефлексия, способность увидеть себя со стороны

8. Речевые способности.

· Выразительность, эмоциональность, динамичность речи

· Мелодичность, широкий диапазон интонаций, эстетическая привлекательность голоса

· Ясность, чистота, благозвучие речи, дикция

· Богатство словаря, разнообразие лексики

· Убедительность, доходчивость, сила воздействия речи

9. Наблюдательность, управление вниманием.

Умение уловить изменения в состоянии детей по незначительным признакам, способность проникать во внутренний мир ребенка Устойчивость внимания, длительное сосредоточение Правильное распределение внимания, его многообъектность Переключаемость, динамичность внимания Степень концентрированности внимания Умение видеть все детали, обостренное восприятие

10. Суггестивная способность.

· Умение привлечь и удерживать детское внимание

· Внушение, эмоционально-волевое воздействие на учеников

· Умение "заражать" своими мыслями, чувствами

11. Режиссерские способности.

· Интрига в построении урока, наличие эмоциональной завязки в начале урока, захватывающего введения

· Поддержание целесообразного темпоритма работы на уроке

· Энергичность, активность

· Творческая организация взаимодействия с учениками - наличие стратегической сверхзадачи, "сквозного действия", тактических/ситуативных задач, непрерывности действия

12. Способность перевоплощения, умение "войти в роль".

13. Психологический анализ урока с учетом артистичности педагога (оценка по пятибалльной системе):

· а) стиль урока (какие приемы использует учитель; стиль общения педагога с классом и степень управляемости педагогической ситуацией общения). Соотношение побуждения учащихся к деятельности и принуждения;

· б) особенности самоорганизации учителя, его психологическая подготовленность к уроку. Осознание собственной творческой индивидуальности, особенностей своей психофизической природы. Рабочее самочувствие, настроение учителя в начале урока и в процессе его ведения. Педагогическая целесообразность эмоциональных переживаний учителя на уроке. Заинтересован, активен, все время находится в общении, держит класс "в тонусе" - безразличен, пассивен;

· в) психологический климат в классе. Умение учителя управлять своим психическим состоянием и создать необходимый эмоциональный настрой. Доброжелателен, держится ободряюще, вежлив и приветлив с учащимися, индивидуализирует общение с различными учениками - недоброжелателен, общается только "сверху вниз", со всеми одинаково, не дифференцируя своего общения;

· г) не боится открыто выражать свои чувства, показывать свои особенности - думает только о престиже, носит "маску", старается держаться за свою социальную роль;

· д) динамичен и гибок в общении, легко разрешает возникающие проблемы, "тушит" возможные конфликты, может поставить себя на место учащегося, создает у говорящего ученика чувство, что его понимают - не видит проблем и не умеет заметить намечающегося конфликта, невнимателен к говорящему, создает у него ощущение, что его не понимают;

· е) наблюдение за действиями учителя на уроке (как педагог учитывает особенности восприятия материала учащимися; сравнение плана урока и процесса его реализации в практике - найти отклонения, объяснить их причины, уловить, какие действия были запланированы, а какие являются результатом импровизации; способность к оперативной педагогической импровизации в деятельности и общении).

6. "Умеете ли Вы контролировать себя?" (по М. Снайдеру)
(Возможны только ответы "да" или "нет")

1. Мне кажется трудным подражать другим людям.

2. Я бы, пожалуй, мог при случае свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10. Я всегда такой, каким кажусь.

Начислите себе по одному баллу за ответ "нет" на вопросы 1, 5 и 7 и за ответ "да" на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если вы отвечали искренне, то о вас, по-видимому, можно сказать следующее:

· 0 - 3 балла. У вас низкий коммуникативный контроль и вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас неудобным в общении по причине вашей прямолинейности.

· 4-6 баллов. У вас средний коммуникативный контроль. Вы искренни, но сдержанны в своих эмоциональных проявлениях. Вам следует больше считаться в своем поведении с окружающими людьми.

· 7-10 баллов. У вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменения ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы произведете на окружающих.

7. Тест "Какой у вас темперамент?"1

Выразите свое мнение по поводу двенадцати утверждений. Если предложение совпадает с вашим мнением, то надо ответить "да" или +1; если ваша оценка отличается, вы отвечаете "нет" или - 1.

1. Обычно вы осуществляете деятельность без предварительного планирования?

2. Случается ли, что вы чувствуете себя то счастливым, то несчастным без видимых на то причин?

3. Чувствуете ли вы себя счастливым, когда занимаетесь делом, требующим немедленных действий?

4. Подвержены ли вы колебаниям настроения без видимых причин?

5







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 758. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.017 сек.) русская версия | украинская версия