Студопедия — Силовые упражнения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Силовые упражнения






Силовые упражнения подразделяются на динамические и ста­тические. Они требуют от гимнастов хорошо развитой мышечной силы.

Динамические силовые упражнения в соответствии с правилами соревнований выполняются медленно, без использования инер­ции движущегося звена или тела в целом.

В зависимости от характера выполняемого упражнения мышцы осуществляют преодолевающую или уступающую работу. В преодо­левающем режиме работы движение происходит из более низкого в более высокое положение и сопровождается преодолением веса тела гимнаста или его отдельных звеньев. В этом случае вращатель­ный момент силы превосходит противоположно направленный момент, вызванный тяжестью тела или поднимаемого звена тела.

Медленное выполнение силовых упражнений в соответствии с гимнастическим стилем требует большей затраты энергии по срав­нению с выполнением их в оптимальном темпе. Величина же за­трат мышечной энергии с чисто механической точки зрения за­висит только от сопротивления силы тяжести и высоты подъема перемещаемой части тела. Это несоответствие является еще одним свидетельством того, что мышцы работают не только как механи­ческие двигатели, но и как несравнимо более сложные биологи­ческие образования, управляемые нервной системой и сознанием гимнаста.

В уступающем режиме работы мышц движение тела или его отдельных звеньев происходит из более высокого в более низкое положение. Сила тяжести перемещаемой части тела облегчает дви­жение. В этом случае вращательный момент мышечной тяги мень­ше вращательного момента перемещаемой части тела. Улучшают­ся и механические условия работы мышц, возрастают их силовые возможности, так как они постепенно удлиняются. В этом режиме работы мышцы способны развивать усилия на 50 — 70% большие, чем при преодолевающем. По мере уменьшения напряжения мышц Улучшаются условия кровоснабжения и энергетического обеспе­чения их работы.

Статические силовые упражнения характеризуются удержанием статической позы в течение 2 —4 с. Выполнение многих упражне­ний из этой группы требует большой статической мышечной силы.

 

По мере подъема ОЦМ тела над площадью опоры ухудшаются условия для сохранения равновесия, и, чтобы не потерять его, приходится прилагать дополнительные мышечные усилия.

Статические упражнения сопровождаются увеличением давле­ния в легких (натуживание), в брюшной полости, затруднением притока крови к сердцу и работающим мышцам, а следователь­но, вызывают нарушение обменных процессов, снижение регуля-торной деятельности центральной нервной системы. В дозирова­нии этих упражнений необходима осторожность. В то же время надо иметь в виду, что при развитии мышечной силы они оказы­ваются значительно более эффективными по сравнению с дина­мическими упражнениями.

Характеристика образовательно-развивающих видов гимнастики, их цель и содержание.

С самого раннего детства люди познают окружающий мир че­рез движения. В процессе овладения разнообразными двигатель­ными действиями они познают и самих себя, развивают свои спо­собности, формируются как личности.

Педагоги при обучении гимнастическим упражнениям опира­ются на учение о личности, деятельности и способностях,.на те­орию познания. При этом они исходят из того, что в овладении новым упражнением ученик участвует как личность, как субъект Познания и деятельности в целом. В зависимости от сложности изучаемого упражнения и других его характеристик одни способ-н°сти могут играть большую, другие — меньшую роль. Успех же зависит от совокупности свойств обучаемого, вовлеченных в ак­тивную работу. С точки зрения теории познания в ходе обучения педагог активизирует у учащихся чувственную, рациональную и практическую формы познания, опирается на законы высшей нервной деятельности человека, принципы дидактики, воспита­ния и спортивной тренировки, на теорию информации.

Такой подход к процессу обучения оправдан как в теоретичес­ком, так и в практическом плане.

В теоретическом плане расширяются возможности для дальней­шего совершенствования методики преподавания гимнастики, более эффективного применения ее средств и методов в оздоро­вительных, образовательных, воспитательных, спортивных, про­фессионально-прикладных целях путем более полного использо­вания сведений из смежных дисциплин естественнонаучного, пси­холого-педагогического, социально-экономического и спортив­но-педагогического циклов. На основании изложенных выше прин­ципиальных положений оказывается возможным упорядочение понятийного аппарата, повышение научности преподавания гим­настики, систематизация учебного материала, а следовательно, и облегчение его усвоения занимающимися.

В практическом плане открываются новые возможности, значи­тельно более широкие по сравнению с существующими, для-со-вершенствования программ, нормативных требований, форм орга­низации и методики проведения занятий гимнастикой с различ­ными по возрасту, полу, учебной и профессиональной деятель­ности категориями занимающихся; для использования средств и методов гимнастики в оздоровительных, образовательных, вос­питательных целях, а также для изучения, развития и прогнози­рования способностей, необходимых занимающимся в учебной, трудовой деятельности и предстоящей службе в армии, в подго­товке молодых женщин к детородной функции и материнству.

Обучение — это педагогический процесс, направленный на обу­чаемых лиц с целью обогащения их знаниями, умениями, навы­ками и опытом: двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным, спортивным, трудовым и др-В процессе обучения упражнениям педагог оказывает помощь сво­им ученикам не только в овладении упражнениями, но и в позна­нии самих себя, своих способностей и стимулирует их развитие. Новый опыт учащиеся приобретают разными способами: путем подражания педагогу методом проб и ошибок, благодаря обучаю­щим и воспитывающим воздействиям педагога. Грамотное в науч­ном и методическом отношении обучение носит воспитывающий

характер.

В процессе обучения активно (или пассивно) взаимодействуют две личности — педагог и ученик. Эффективность обучения зави­сит от глубоко осознанной активности каждого из них при ведущей роли учителя. Он изучает способности ученика, создает ему благоприятные условия для успешного овладения системой зна­ний, умений, навыков, формирует у него сознательное и актив­ное отношение к занятиям гимнастикой.

В овладении гимнастическими упражнениями должен быть за­интересован прежде всего сам ученик. Его обязанность состоит в том, чтобы создать у себя благоприятные внутренние условия для восприятия и осознания полезности педагогических воздействий со стороны учителя. Ему необходимо активизировать свое внима­ние, память, мыслительную деятельность, волю и создать поло­жительное и активное отношение к гимнастике, к данному заня­тию и к изучаемому упражнению. К исполнению этих обязанно­стей ученик готовится заранее родителями и учителем.

Задача педагога состоит в том, чтобы методически грамотно преподнести учебный материал, возбудить у учеников интерес к овладению изучаемым упражнением, убедить их в полезности за­нятий для здоровья, учебы и труда Необходимость занятий гимнастическими упражнениями с деть­ми диктуется следующими обстоятельствами.

1. Потребности общества. Целью любого общественного устрой­ства людей является разностороннее физическое и духовное раз­витие личности, ее способностей. Успешное продвижение к этой Цели возможно благодаря физическому и умственному образова­нию и воспитанию детей. Большими возможностями в этом отно­шении располагают занятия гимнастикой.

Закономерности возрастного развития человека. Дети по срав­нению со взрослыми быстрее и с меньшими затратами нервно-Мышечной энергии овладевают двигательным опытом. Чем более Разносторонний опыт они приобретают, тем больше знают об окружающих предметах и явлениях, тем лучше развиты у них функ­ции организма, психические и личностные свойства, каждое из них имеет свою возрастную динамику развития. В связи с этим важно не упустить наиболее благоприятный возрастной период (сенситивный) и своевременно стимулировать развитие способ­ностей, обогатить занимающихся необходимыми знаниями, дви­гательными умениями и навыками, сформировать полезные для жизни привычки, твердую убежденность в личной пользе и обще­ственной значимости систематических занятий гимнастикой.

1. 3. Подготовка высококвалифицированных гимнастов, способ­ных достойно защищать спортивную честь учебного заведения, района, города, республики, страны. Это обстоятельство тесно связано с предшествующими. Здесь решаются те же задачи, но только на более высоком уровне, достигаются более высокие и стойкие результаты. Кроме того, красота тела гимнаста, хорошо развитые двигательные способности, воспитанность и другие ка­чества, приобретенные в процессе занятий гимнастикой, — убе­дительный пример для подражания.

2. 6.2. Знания, двигательные умения, навыки и способности гимнастов

3. Гимнастическое упражнение представляет собой сложную ди­намическую структуру сознательно выполняемых движений для достижения заранее поставленной цели: повышение функциональ­ных возможностей организма, развитие двигательных, психичес­ких, личностных свойств (способностей); обогащение занимаю­щихся опытом (двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, спортивным, трудовым и др.). Для того чтобы уметь подбирать наиболее эффективные упражнения для решения поставленной цели, надо иметь о них достаточно обширные и глубокие знания.

4. Широкий спектр задач, которые можно решать с помощью гимнастических упражнений, определяется их многоструктурно-стью и многофункциональностью.

5. Многоструктурность отдельного гимнастического упражнения образуют количество и содержание входящих в него движений, сенсорное, энергетическое и психологическое обеспечение. Это своего рода подструктуры упражнения, в своей совокупности они представляют его содержание. Характер взаимодействия между ними определяется целью, которая решается с помощью упраж­нения. Это форма данного гимнастического упражнения. Его фор­ма и содержание находятся во взаимосвязи. Существует безгра­ничное многообразие гимнастических упражнений, отличающих­ся одно от другого содержанием и формой каждой из своих под­структур.

 

 

Многофункциональность гимнастического упражнения опреде­ляется способом его выполнения и дозировкой числа повторе­ний, например: приседания можно использовать для разминки, развития силы мышц ног, прыгучести, локальной выносливости, воли, повышения функциональных возможностей систем орга­низма.

Задача педагога заключается в том, чтобы из множества раз­личных по структуре упражнений и возможных способов их вы­полнения выбрать такие, с помощью которых можно было бы обогатить занимающихся знаниями, двигательными умениями и навыками, развить у них необходимые способности.

Знание о гимнастическом упражнении — это субъективный образ, представление о нем, о структуре его движений, о степени сложности исполнения, о его оздоровительных, образовательных и воспитательных возможностях. Знание об упражнении характе­ризуется тем, что обучаемый воспроизводит его в идеальной фор­ме в виде словесного, терминологически правильного изложения, описания, изображения на рисунке, схеме и т.п. Оно служит ос­новой для практического выполнения упражнения. Для того что­бы выполнить изучаемое упражнение сознательно, имея хорошее представление о нем, нужны глубокие и разносторонние знания; надо овладеть содержательными и операционными знаниями, знать всю философию упражнения.

Содержательное знание об упражнении — это знание о струк­туре движений, их сенсорном, энергетическом и психологичес­ком обеспечении, о технике исполнения; о требованиях, которые оно предъявляет к занимающимся, к их способностям; о возмож­ностях использования его при изучении (оценке) и развитии спо­собностей, при воспитании личностных свойств у занимающих­ся, а также в оздоровительных, образовательных и прикладных целях.

Операционное знание — это знание последовательности выпол­нения упражнения, начиная с исходного до конечного положе­ния. Оно основано на технике гимнастического упражнения.

В качестве примера знаний об упражнении может служить вы­полнение стойки на руках силой согнувшись. Здесь содержатель­ными знаниями будут следующие: 1) обобщенное знание о струк­туре движений, о их сенсорном, энергетическом и психологичес­ком обеспечении; 2) знание требований, которые предъявляются этим упражнением к силе мышц рук и спины; к подвижности в плечевых и тазобедренных суставах; эластичности мышц и связок задней поверхности туловища; к способности сохранять равнове­сие в стойке на руках, которое зависит от тактильно-мышечной чувствительности рук, функционирования вестибулярного анали­затора, координации движений, опыта занимающихся; 3) это Упражнение можно использовать для развития силы указанных выше групп мышц, ориентировки в пространстве, совершенство­вания прессо-депрессорных механизмов сердечно-сосудистой си­стемы; 4) оно выполняется только за счет мышечной силы, тол­чки и рывки не разрешаются правилами соревнований. Операци­онное знание включает в себя и.п., из которого выполняется уп­ражнение; постановку рук относительно ног (где и как их поста­вить); расположение проекции ОЦМ тела относительно площади опоры (плечи относительно кистей рук); знание того, как начи­нать и в каком положении завершить упражнение, как действо­вать в случае потери равновесия в стойке на руках.

Содержательное и операционное знание имеют между собой такую тесную взаимосвязь, как форма и содержание. В совокупно­сти они дают полную характеристику изучаемому упражнению, раскрывают его потенциальные возможности для использования в оздоровительных, образовательных, воспитательных и приклад­ных целях. Эти знания являются основой сознательного и актив­ного отношения к занятиям гимнастикой, к овладению изучае­мыми упражнениями. Поэтому учащихся надо систематически обо­гащать проверенными на практике научными знаниями.

Усвоение знаний обучаемыми — это процесс сознательного и активного превращения систематизированных научных данных и практического опыта преподавания гимнастики в личное достоя­ние, в бесценное богатство занимающихся, в орудие их мышле­ния и успешной практической деятельности, в жизненную по­требность.

Для педагога сознательно овладеть научными знаниями в гим­настике означает изучить и осмыслить, научиться практически использовать тот круг явлений и закономерностей, которые она в себя включает, овладеть системой знаний:

1. Гимнастика как предмет познания, ее место в системе физи­ческого, эстетического и нравственного воспитания человека.

2. История развития гимнастики.

3. Гимнастическая терминология как своеобразный язык гим­настики.

4. Основы техники гимнастических упражнений.

5. Методика обучения гимнастическим упражнениям и спортив­ной тренировки в гимнастике.

6. Формы занятий гимнастикой, структура урока гимнастики, особенности занятий с детьми.

7. Мероприятия, обеспечивающие предупреждение травм на
занятиях по гимнастике.

■8. Правила соревнований по гимнастике и судейство.

9. Правила гигиены, режима труда, занятий гимнастикой, пи­
тания, отдыха занимающихся гимнастикой.

 

10. Возможности средств и методов гимнастики в укреплении
здоровья, в улучшении физического развития и физической под готовленное™ обучаемых, в образовательном и воспитательном воздействии на них, в подготовке их к труду и службе в Россий­ской Армии.

11. Научная работа в области гимнастики.

12. Спортивная тренировка юных гимнастов.

Эти разделы научно-практических знаний тесно взаимосвяза­ны и каждый из них может быть с пользой усвоен только в сово­купности со всеми остальными, а весь курс гимнастики — в тес­ной связи с другими спортивными и смежными теоретическими дисциплинами: механикой, анатомией, физиологией, психоло­гией, педагогикой, теорией и методикой физического воспита­ния и др.

Однако приведенный выше перечень вопросов, подробно изу­ченных в стенах вуза, вовсе не означает, что в содержание учебной работы с гимнастами надо переносить все, что накопилось в гим­настике как научно-практической дисциплине. В содержание обу­чения включается лишь то, что общественно необходимо, педаго­гически разумно и доступно занимающимся в связи с их возрас­том, образованием и способностями, важно для решения образо­вательных, воспитательных, оздоровительных и прикладных задач.

Обучение гимнастическим упражнениям основывается на прак­тическом использовании содержательных и операционных знаний и на общих дидактических принципах формирования двигатель­ных умений и навыков.

Умение — это знание об упражнении, его теория, философия в действии. Овладение им определяется способностями учащихся, их мыслительной и практической деятельностью. Умение выполнять гимнастическое упражнение — это способность занимающегося на основании знаний об упражнении управлять движениями, входя­щими в его состав, под контролем сознания. Такая способность приобретается на основе имеющихся у обучаемого знаний о техни­ке движений, наличного двигательного опыта, физической и психологической подготовленности. На этой стадии овладения уп­ражнением от занимающегося требуется напряжение внимания, памяти, воли, умственный труд. В достижении успеха ведущую роль играет сознательное и активное отношение к процессу учения, стремление достичь поставленной цели. Цель образует структуру Двигательного умения. Степень достижения цели определяется ка­чеством практического выполнения изучаемого упражнения.

Каждый из компонентов умения выполнять гимнастическое Упражнение имеет свою сложную структуру. Знание ее лежит в основе грамотного, а следовательно, и эффективного формиро­вания двигательных умений и навыков, спортивного мастерства в гимнастике.

Умение выполнять упражнение формируется в процессе обу­чения и включает в себя длинный ряд условных рефлексов первой и, главным образом, второй сигнальных систем. Их работа опре­деляется деятельностью мозга, его высших отделов и подчиняется законам анатомии, физиологии и психологии.

Двигательный навык — это совершенный, рациональный с точки зрения техники изучаемого упражнения и гимнастического стиля способ управления движениями в целостном гимнастическом уп­ражнении. При этом сознание обучаемых лиц направлено на усло­вия, в которых выполняется упражнение, на его конечный ре­зультат и мастерство исполнения, а не на отдельные движения.

Навыки формируются путем многократного стереотипного повторения движений или изучаемого упражнения в целом. При этом в структуру упражнения не вносится существенных измене­ний, оно выполняется, как правило, в одних и тех же условиях. По мере увеличения количества повторений упражнение стано­вится все более привычным, уменьшается необходимость сосре­доточения, распределения, переключения внимания, снижается напряжение памяти, воли и других психических процессов, а так­же доля перцептивного и смыслового контроля. Техника исполне­ния постепенно приближается к образцу, к технике упражнений.

Главной чертой навыка является его автоматизация. Сознание только в экстренных случаях контролирует правильность движе­ний. Автоматизация движений придает навыку высокую устойчи­вость и стабильность при выполнении упражнения в изменяю­щихся условиях внешней и внутренней среды: а) изменение ок­ружающей обстановки, температуры, освещения и др.; б) утом­ление, недомогание, эмоциональное возбуждение или угнетение; в) длительные перерывы в занятиях и др.

В процессе становления навыка наряду с автоматизацией от­дельных движений происходит слияние их в единый, целостный ансамбль, стереотип с относительно постоянными пространствен­ными, силовыми и временными характеристиками структуры. Это делает движения легкими, ритмичными и экономичными. На выс­ших стадиях развития навыка появляется специализированное вос­приятие всех параметров движений (инерции, момента инерции, количества движения, момента количества движения, реактивного движения, реактивной силы и др., «чувство снаряда»). Гимнасти­ческая комбинация выполняется по принципу динамического сте­реотипа, когда одно движение является пусковым для очередного.

Значение двигательных навыков (привычек) в жизни человека исключительно велико. По этому поводу К. Д.Ушинский говорил, что если бы человек не имел способности к навыку, он не мог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии, задерживае­мый беспрестанно трудностями, которые можно преодолеть только навыком, освободив ум и волю для новых работ, для новых побед. Навыки, жизненные стереотипы, привычки облегчают спортив­ную и трудовую деятельность, экономизируют нервно-психические и функциональные напряжения человека, содействуют ук­реплению его здоровья и продолжительности жизни.

Двигательные навыки в гимнастике — это субъективный фак­тор производительности труда гимнаста: чем лучше они сформи­рованы, тем выше его спортивное мастерство. Объективным фак­тором являются условия, в которых проходит учебно-тренировоч­ный процесс (спортивная база, инвентарь, постановка учебно-воспитательной работы и др.).

Знания, двигательные умения и навыки представляют собой ступени единого процесса достижения спортивного результата а в трудовой деятельности - создания продукта труда. Знание про­должается и обогащается в умении, умение - в навыке, а послед­ний - в спортивном результате или продукте труда. Достигнутая цель побуждает гимнаста к овладению более сложными знания­ми, умениями и навыками.

Задача педагога состоит в том, чтобы на основе имеющихся у гимнастов задатков и способностей дать им необходимую систему знаний, умений и навыков, добиться запланированного спортив­ного результата и в этом процессе развить способности к овладе­нию более сложными знаниями, умениями и навыками и, в ко­нечном счете, высоким спортивным мастерством.

Этот процесс можно представить в виде приведенной ниже схемы 3. Она показывает, как и почему у человека возникает же­лание заниматься гимнастикой, какие этапы оно проходит от пер­воначального своего состояния до более высоких, ведущих к вер­шинам спортивного мастерства. Знание диалектики этого процес­са необходимо для более квалифицированного управления им и повышения производительности труда педагога и гимнастов. Ис­тинное знание должно отвечать на вопросы, как и почему возни­кает то ил Формирование двигательных навыков в гимнастике имеет ряд специфических особенностей. Основные из них характеризуются

ниже:

1. Многие гимнастические упражнения для занимающихся яв­ляются совершенно новыми формами согласования движений, необычными и незнакомыми им по предшествующему двигатель­ному опыту. Для новичков большую сложность представляют даже такие упражнения, как кувырок вперед, назад, стойка на голове и другие, связанные с необычным положением тела в простран­стве. В затруднительных случаях педагог может помочь ученику путем применения следующих методических приемов: а) создание бо­лее четкого представления об упражнении, о структуре движе­ний; б) применение подводящих и подготовительных упражне­ний; в) оказание физической помощи и обеспечение надежной страховки; г) фиксация отдельных положений и «проведение» по упражнению; д) применение специальных вспомогательных средств (страховочные ремни, пояс, поролоновый валик, накладки и т.д.) и тренажеров; е) отыскание аналогий изучаемому упраж­нению или отдельным движениям из предшествующего опыта гимнаста; ж) индивидуальный и личностный подходы в процессе обучения и воспитания гимнастов.

2. Обучение упражнениям связано с требованием выполнять движения в гимнастическом стиле. Для начинающих гимнастов это непривычно и сложно. Поэтому работу над стилем начинают с самых первых занятий — с обучения ходьбе, бегу, отдельным дви­жениям руками, головой, туловищем, проводятся специальные занятия хореографией, большое внимание уделяется формирова­нию гимнастической осанки. В процессе занятий воспитывается чувство прекрасного, хорошие манеры, развивается чувство соб­ственного достоинства.

3. Двигательные навыки в гимнастике должны обладать высо­кой устойчивостью и стабильностью при выполнении упражне­ний в меняющихся условиях внешней среды и внутреннего состо­яния гимнаста. И в то же время навык должен быть пластичным. Совмещение этих двух противоположных требований достигается путем специальной организации занятий: а) перестановка отдель­ных снарядов в зале; б) включение в занятие элементов соревно­вания с приглашением судей и авторитетных лиц в качестве зри­телей; в) проведение занятий в другом зале, а если есть возмож­ность, то и на спортивной площадке; г) выполнение изучаемых упражнений в конце занятия после физического утомления, пос­ле упражнений на силу, выносливость и воздействий ускорений при выполнении вращательных движений, акробатических упраж­нений.

4. В связи с многоструктурностью и многофункциональностью гимнастических упражнений приходится учитывать возможности переноса эффекта от выполнения одного упражнения на другое, вновь изучаемое. В зависимости от общности или различий в струк­туре движений, в их сенсорном, энергетическом или психологи­ческом обеспечении возможен положительный или отрицательный перенос с ранее выполненного упражнения на вновь изучаемое.

Положительный перенос характеризуется тем, что ранее сфор­мированные двигательные навыки помогают овладевать новыми Упражнениями и доводить их выполнение до совершенства.

При отрицательном переносе ранее сформированные двига­тельные навыки затрудняют овладение новыми упражнениями.

Чем прочнее закреплен двигательный навык, тем в меньшей мере он подвергается отрицательному влиянию со стороны ранее сформированных, но зато сам может сильнее влиять (положи­тельно или отрицательно) на вновь формирующийся и еще очень слабый двигательный навык.

Эти виды переноса возможны не только по навыку, но и по функционированию отдельных органов и систем организма, дви­гательным способностям, психическим и личностным свойствам гимнаста.

Наряду с указанными выше видами переноса выделяют еще так называемое явление последствия — это временное ухудшение точности движений после больших мышечных усилий (даже крат­ковременных), работы на выносливость, сильных эмоциональ­ных возбуждений или угнетения, умственных напряжений. Напри­мер, после упражнений на силу временно ухудшается координа­ция движений и даже такой прочный навык, как почерк.

Для избежания отрицательных последствий этих явлений не­обходимо: а) умело планировать изучение новых упражнений, исключая возможность отрицательного переноса и явления по­следствия; б) избегать одновременного изучения упражнений, сходных в деталях, но различающихся по своей технической ос­нове (обороты завесом и одной); в) не изучать одновременно.уп­ражнения, сходные по структуре движений, на двух снарядах (подъем разгибом, махом вперед или назад на брусьях, кольцах, перекладине); г) при изучении упражнения в одну сторону надо, не доводя его до стадии навыка, изучить и в другую сторону; д) уп­ражнения со сложной координацией движений, требующие вы­сокой точности, расчета, тонкой ориентировки в пространстве в условиях безопорного положения тела, упражнения в равновесии должны изучаться до выполнения упражнений, требующих боль­ших мышечных усилий, эмоционального напряжения, выносли­вости и т.д.

5. Выполнение многих гимнастических упражнений связано с не­
обходимостью проявлять смелость, решительность, эмоциональную
устойчивость, а в ряде случаев даже идти на риск — все это вызыва­
ет большие трудности в овладении упражнениями, в формировании
навыка. Облегчить положение занимающихся можно с помощью сле­
дующих методических приемов: а) создание более четкого представ­
ления о характере движений во всех частях и фазах упражнения,
потому что недостаток информации является основной причиной
помех, неуверенности в своих силах и возможностях, страха; б) орга­
низация своевременной помощи и страховки; г) воспитание воли,
целеустремленности, настойчивости, решительности и смелости,
приучение к самостоятельности в действиях.

6. Одни и те же гимнастические упражнения представляют раз­
личную трудность для лиц разного возраста и пола. Дети и под ростки значительно легче, чем взрослые, овладевают упражне­ниями, требующими сложной координации движений, гибко­сти, ориентировки в пространстве, решительности и смелости. В то же время упражнения с большими мышечными напряже­ниями даются им значительно труднее. Девочки, девушки, жен­щины превосходят мужчин в гибкости, координации движе­ний, выносливости в статических мышечных усилиях, в чув­стве ритма, музыкальной выразительности движений и др., поэтому им легче даются упражнения, требующие проявления этих способностей.

7. В процессе выполнения многих гимнастических, акробати­ческих и упражнений художественной гимнастики создаются ус­корения — адекватные раздражители рецепторов вестибулярного анализатора. Чрезмерное воздействие на них может отрицательно повлиять на координацию движений, ориентировку в простран­стве, эмоциональную устойчивость, решительность и смелость при выполнении упражнений. Для того чтобы избежать этих послед­ствий, необходимо своевременно изучить у занимающихся функ­ции вестибулярного анализатора и повысить его устойчивость к ускорениям с помощью специальных гимнастических упражне­ний: быстрые движения головой во всех плоскостях пространства, сочетание их с наклонами туловища, кувырки, перевороты и дру­гие упражнения с наличием ускорений при их выполнении.

Знание этих и других, пока еще не известных специфических особенностей формирования двигательных навыков в гимнасти­ке, должно содействовать правильной организации учебно-тре­нировочного процесса, повышению его эффективности.

В силу того, что в учебном процессе взаимодействуют две лич­ности — учитель и ученик, успешность овладения знаниями, уме­ниями и навыками в гимнастике зависит от способностей гимна­ста и методического мастерства педагога.

Специальными способностями гимнаста являются координация движений, мышечная сила, быстрота, гибкость, ориентировка в пространстве, эмоциональная устойчивость, решительность и смелость. От уровня их развития в первую очередь зависит успеш­ность овладения новыми упражнениями, успех в начальной спортивной тренировке и в достижении первых спортивных ре­зультатов.

Установлено, что успешное овладение программами младших разрядов по гимнастике зависит главным образом от уровня раз­вития у занимающихся координации движений, мышечной силы и быстроты. Уже на данном этапе подготовки гимнастов начинают сказываться пропорции тела. Ведущую роль играют личностные качества, проявляющиеся главным образом в отношении к заня­тиям, в точности выполнения заданий педагога, в соблюдении Установленного порядка и дисциплины.

Упражнения на каждом снаряде требуют специфической струк­туры способностей. Для успешного овладения упражнениями на перекладине нужна хорошая подвижность в плечевых суставах, сила мышц рук, брюшного пресса и спины; овладение опорными прыж­ками требует хорошей прыгучести, координации движений, ори­ентировки в пространстве, решительности и смелости; в вольных упражнениях успех зависит от гибкости, координации движений и прыгучести.

В процессе овладения гимнастическими упражнениями функ­ции организма, двигательные, психические и личностные свой­ства проявляются в единстве, во взаимосвязи. Между величиной интегрального показателя перечисленных выше способностей и успешностью овладения программой третьего спортивного разря­да отмечается в целом тесная зависимость.

Структура способностей у каждого гимнаста индивидуально различна. В силу этого одних и тех же результатов, при прочих равных условиях, добиваются гимнасты, имеющие различную структуру способностей. К достижению спортивного результата каждый гимнаст идет своим индивидуальным путем, недостатки одних способностей компенсируются за счет других, более разви­тых. Так, например, слабое развитие координации движений ком­пенсируется за счет повышенного внимания, напряжения памя­ти, количества повторения упражнения. В отдельных упражнениях недостаток силы может быть компенсирован за счет хорошо раз­витой гибкости.

Возможны и такие случаи, когда слабо развитая способность ухудшает проявление других, более развитых способностей. На­пример, повышенная эмоциональность, слабая устойчивость вес­тибулярных реакций к воздействию ускорений ухудшают коорди­нацию и быстроту движений, внимание, оперативную память и мышление.

Исходя из сказанного, можно сделать заключение, что успеш­ное обучение гимнастическим упражнениям возможно в том слу­чае, если педагог будет хорошо знать требования, которые предъяв­ляют спортивная, художественная гимнастика и акробатика к за­нимающимся, а следовательно, и структуру способностей, необ­ходимых для успешного овладения упражнениями и спортивным мастерством, динамику этой структуры на различных этапах ста­новления спортивного мастерства; особенности взаимосвязи между отдельными способностями и психофизиологические механизмы, которые обусловливают эту взаимосвязь; умение оценивать и раз­вивать способности. Этот минимум знаний и умений необходим педагогу также при отборе детей для занятий спортивными вида­ми гимнастики.

Многое зависит от методического мастерства педагога, каче­ства обучения и воспитания.

 

 

Характеристика спортивных видов гимнастики, их цель и содержание.

6. 10.1. Вольные упражнения

7. Вольные упражнения представляют собой комбинацию гимна­стических элементов, выполняемых на горизонтальной поверхно­сти — на полу, сцене, поле стадиона и т. п. Они могут предназна­чаться для того или иного контингента занимающихся (мужчин, женщин, школьников, дошкольников, спортсменов любого раз­ряда и т.д.), быть индивидуальными или групповыми, выполняться с музыкальным сопровождением или без него.

8. Групповые вольные упражнения составляются из хорошо разу­ченных, обычно простых элементов, выполняются с предметами и без них, как правило, под музыку. Основная сложность состоит в сохранении определенного взаимного расположения участни­ков на помосте или площадке и в согласованности их движений. Оценивается не каждый исполнитель в отдельности, а исполне­ние упражнения группой в целом, точность и ритмичность дви­жений, оригинальность перестроений.

9. Индивидуальные вольные упражнения подразделяются на спортив­ные упражнения и учебные комбинации (комплексы упражне­ний).

10. Спортивные вольные упражнения являются одним из видов как мужского, так и женского гимнастического многоборья. Выпол­няются они индивидуально на специальном гимнастическом ков­ре размером 12х 12 м. В младших разрядах разрешается выполнять упражнения вдвоем или втроем, но качество исполнения оцени­вается индивидуально. У мужчин в младших разрядах вольные уп­ражнения могут выполняться на акробатической дорожке. Для Женских вольных упражнений музыкальное сопровождение явля­ется обязательным.

11. Учебные комбинации составляются не более чем на 32 счета, но не менее чем на 8. В отличие от общеразвивающего упражнения конечное положение в учебной комбинации не обязательно со­впадает с исходным. Если комбинация составл







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 1093. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия