Студопедия — Способы образования терминов
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Способы образования терминов






Существует две формы записи гимнастических упражнений: текстовая и графическая, каждая из них, в свою очередь, подраз­деляется на типы. Так, текстовая запись может быть развернутой и сокращенной.

Текстовая развернутая запись построена на использовании гим­настической терминологии в полном объеме. Развернутый текст может представлять собой обобщенную или конкретную запись:

а) обобщенная запись используется в тех случаях, когда не­
обходимо указать целые группы упражнений, не раскрывая их
конкретного содержания, например в учебных программах: про­
стые прыжки с пружинного мостика, разноименные перемахи
на коне, кувырки;

б) конкретная запись предусматривает точное терминологи­
ческое обозначение каждого гимнастического элемента в соответ­
ствии с правилами, с использованием конкретных терминов —
основных и дополнительных.

Текстовая сокращенная запись подразделяется на условную и зна­ковую:

а) условная запись предполагает сокращение всех или почти
всех терминов, при этом сокращенные обозначения могут соот­
ветствовать не только одному, но и двум-трем терминам развер­
нутой записи, например: Исх: Стк нврз рнпс пСед рк (вп) —- Стк
Лр (лв) Пр дуг (нз-вв) —..., что означает: Исходное положение —
стойка ноги врозь, руки на пояс — присед, руки вперед — встать
(в стойку), левую руку влево, правую руку дугой назад вверх —...;

б) знаковая запись использует для обозначения элементов или
соединений символы (крестики, кружки, прямые и волнистые
линии и т.д.), что удобно для ведения записи упражнений на
соревнованиях без привлечения технических средств. В настоящее
время знаковая запись не стандартизирована, и каждый может
применять те знаки, которые считает удобными.

На практике чаще всего используется смешанная текстовая, ина­че говоря, частично сокращенная запись, которая отличается от раз­вернутой только тем, что некоторые наиболее часто употребляемые термины записываются сокращенно, например: гимн. — гимнасти­ческий, упр. — упражнение, эл. — элемент, соед. — соединение. Смешанная запись применяется и в печатных изданиях с использо­ванием таких общеизвестных и общепринятых сокращений, как:

и. п. — исходное положение;

о. с. — основная стойка;

в/ж — верхняя жердь, н/ж — нижняя жердь разновысоких брусьев.

Графическая запись представляет собой изображение в виде ри­сунков поз и промежуточных положений гимнаста, выполняю­щего описываемое упражнение.

Графическая запись подразделяется на три типа:

а) штриховая запись, как наиболее простая и доступная, удоб­на для повседневной практической работы, в том числе для на­писания конспектов уроков и последующего пользования ими;

б) полуконтурная запись предполагает несколько более деталь­ное изображение отдельных звеньев тела, в том числе и кистей рук, и часто используется для иллюстрации печатных изданий — учебников, методических пособий, специальных жур­налов и т.п.;

в) контурная запись дает возможность зафиксировать все су­щественные особенности положения тела и его звеньев, такая запись требует навыков рисования.

 

 

  1. Суть собирательных (общих и конкретных терминов, их перминение.

Конкретная развернутая текстовая запись позволяет полно опи­сать любое гимнастическое упражнение. Принята следующая схе­ма такой записи:

1. Название упражнения.

2. Исходное положение.

3. Содержание упражнения. Даже в записи отдельного элемен­та можно иногда выделить указанные части, например (в скоб­ках — номера частей): опорный прыжок (1), углом (3), с косого разбега (2).

Название упражнения обычно представляет собой название вида упражнений или вида гимнастического многоборья, назначение упражнения, данные музыкального сопровождения, например:

Упражнения на брусьях разной высоты для девочек 14 — 15 лет;

Парные общеразвивающие упражнения на гимнастической стенке;

Перекладина низкая, упражнение для учащихся VI класса;

Упражнение для развития силы разгибателей мышц плеча;

Опорный прыжок через козла в длину, высота 135 см, мостик в 1 м от снаряда.

Исходное положение указывается обычно в виде сокращения «и.п.», например: и.п. — о. с. (см. рис. 1, а); и.п. — стойка ноги врозь, руки в стороны (см. рис. 1, б). В упражнениях на снарядах в качестве и. п. указывается, из какого положения или с каких дви­жений начинается первый элемент комбинации, например: из виса стоя, из размахивания в висе, с прыжка.

Содержание упражнения записывается поэлементно по прави-I лам гимнастической терминологии. Каждый элемент описывается в следующей последовательности:

1) название положения или основного движения (основной термин); при отсутствии основного термина указывается выстав­ляемое звено тела, например: руки, правую руку, левую (ногу);

2) способ выполнения, например: разгибом, махом назад, ду­гой, дугами;

3) другие характеристики элемента, например: пружинящие, прогнувшись, медленный, двойное, вправо, назад;

4) конечное положение, если это необходимо; статические элементы записываются как конечные положения после выпол­нения предыдущего элемента (движения), например: перекат на­зад в стойку на лопатках, кувырок назад в упор стоя согнувшись.

При записи элемента основные термины обычно стоят на пер­вом месте. Дополнительные термины могут отделяться от основ­ных запятой, например: стойка, руки вверх; сед, руки на пояс; стойка на коленях, голову направо. Если дополнительный термин отражает основную особенность самой стойки {в последнем приме­ре — «на коленях»), виса, седа и т.д., а не положение других звеньев, то он не отделяется запятой, даже если является деепри­частием, например: вис стоя; упор стоя согнувшись; упор лежа правым боком.

Упражнения могут записываться построчно или непрерывно. При непрерывной записи элементы разделяются знаком тире, на­пример: руки к плечам — руки вверх — дугами наружу руки вниз.

В построчном виде каждый элемент записывается с новой стро­ки. Так записывают вольные упражнения с музыкальным сопро­вождением или обязательные упражнения в любом виде гимнас­тического многоборья. В последнем случае справа цифрами запи­сывается стоимость элемента (или соединения) в баллах, на­пример:

Длинный кувырок, встать 1,0

Переворот в сторону 2,5 и т.д.

На уроках физической культуры исходное положение для вы­полнения очередного упражнения не описывается, как в тексте, а даются команды для его изменения, например: упор присев принять! прыжком стойку ноги врозь принять! Изменение поло­жений рук сопровождается командой «ставь». Например: руки впе­ред ставь! руки в стороны ставь!

Используются также другие глаголы повелительного наклоне­ния, например: наклониться вперед! сесть! повернитесь направо! коснитесь ладонями пола!

 

 

  1. Формы записи гимнастических упражнений. Правила и форма записи ОРУ.

При записи комплекса общеразвивающих упражнений каждое упражнение нумеруется римской цифрой. Если упражнению не дается названия, то его заголовком является эта римская цифра. В этой же строчке записывается и.п., а с каждой новой строки — счет арабскими цифрами и выполняемые под этот счет действия. Например:

IV. И. п. — стойка, руки вверх (рис. 4):

7 — присед, руки вперед;

2 — разгибая ноги, наклон вперед, коснуться ладонями црла;

3 — присед, руки в стороны;

4 — встать, руки вверх.

Из примера видно, что конечным положением в упражнении является и. п. Это служит отличительным признаком всех обще­развивающих упражнений.

Запись упражнения на каждый счет может начинаться, как в приве­денном примере, со строчной буквы после тире. Другой вариант — запись с большой (прописной) буквы после точки, например:

IV. И. п. — стойка, ноги врозь, руки на пояс (рис. 5).

1 — поворот туловища направо, руки в стороны;

2 — поворот в и.п., руки на пояс;

3 — 4 — то же в другую сторону.

8 последней строчке примера показано, как можно сократить
запись упражнения, если вторая его половина выполняется сим метрично первой. Еще больше со­кращается запись общеразвиваю-щего упражнения, составленного на 8 счетов, например:

5— 8 — то же с другой ноги.

Объединить можно также за­пись нескольких одинаковых дви­жений, например:

2 — 3 — два пружинящих накло­на вперед.

Объединить можно и запись одного движения, длящегося бо­лее чем один счет, например:

1 — 2— встать на носки, руки вверх.

При записи общеразвивающих упражнений указываются толь­ко изменяемые положения звеньев. При этом могут отсутствовать основные термины, что сообразуется с требованием краткости и правилами сокращения. Рассмотрим пример.

И. п. — стойка, ноги врозь.

Правильно Неправильно

1 — руки к плечам 1. Стойка, ноги врозь, руки к

плечам

2 — наклон вперед 2. Стойка, ноги врозь с накло-

ном вперед, руки к плечам

3 — руки в стороны 3. Стойка, ноги врозь с накло-

ном вперед, руки в стороны 4— выпрямиться, руки вниз 4. Стойка, ноги врозь

На примере неправильной записи каждое действие выглядит так, будто всякий раз указывается новое и. п. Полное описание каждого положения, т.е. описание в статическом стиле, в отдель­ных случаях все же возможно, но для записи общеразвивающих упражнений более характерен динамический стиль.

Из исходных положений в общеразвивающих упражнениях са­мым распространенным является стойка. Этот термин означает стойку на ногах, на всей стопе. Наиболее простая из стоек — ос­новная, записываемая обычно о. с. (см. рис. 1, а). Другие стойки не являются основными: стойка, руки вверх (см. рис. 4), стойка, ноги врозь, руки на пояс (см. рис. 5) и т.д. Стойка, выполняемая не на прямых ногах, называется полуприседом (рис. 6), или приседом. Если основной опорой является не стопа, то условия опоры ого­вариваются, например: стойка на носках, на лопатках, на коле­нях (рис. 7), на правом колене (рис. 8), на руках (рис. 9), на голове (рис. 10).

Исходными положениями могут быть также седы, упоры, по­ложения лежа. Сед, или положение сидя без дополнительной опо ры, имеет три основные разновидности: сед, сед ноги врозь, сед на пятках (рис. 11). Наличие существенной опоры руками дает ос­нование определять такое положение, как упор сидя (рис. 12), упор сидя углом (рис. 13) и т.п.

Упор называется смешанным, если опора выполняется руками (рукой) и другой частью тела. К смешанным упорам, кроме упо­ров сидя, относятся упор присев, упор лежа, упор лежа сзади на предплечьях (рис. 14), упор стоя на коленях (рис. 15), упор стоя согнувшись (рис. 16). В простых упорах опора выполняется только руками — двумя или одной, например: упор углом (рис. 17), упор углом вне (рис. 18), горизонтальный упор (рис. 19), горизонталь­ный упор на локте (рис. 20).

Не сходя с места, можно принимать более высокие или низкие и. п. В последнем случае используются команды: присесть! сесть! лечь! полуприсед принять! наклониться вперед! Для перехода в стойку из стойки на носках дается команда: опуститься! или: опу­ститься на всю стопу! Переход из более низких положений в стой­ку или стойку на носках выполняется соответственно по команде: встать! (или: встать на носки!).

Перемещение вперед, назад, в сторону может выполняться шагом, перестановкой рук, толчком ног, прыжком, выпадом. Последний термин означает не только движение, но и принима­емое в результате положение: выпад правой, выпад правой назад (рис. 21), выпад левой вправо и т.д. Для одноименных выпадов выставляемая нога не указывается, например: выпад вправо, руки в стороны (рис. 22), выпад влево.

Наклон может выполняться не только из стойки, но и из седа, например: сед ноги врозь с наклоном, руки за голову (рис. 23), сед с наклоном. Последний называют иногда седом согнувшись. В сочетании с выпадом наклон в одноименную сторону описыва­ется дополнительным термином, например: наклонный выпад вправо, руки вверх (рис. 24).

Повороты вокруг продольной оси тела записываются словами без цифр, если они выполняются на 45°, 90°, 180° соответственно как полповорота, поворот (направо или налево), поворот кругом (налево — если не указано обратное). В остальных случаях необхо­димо указывать сторону и величину поворота, например: налево на 135°, направо кругом.

 

Отдельные звенья тела могут одинаково располагаться относи­тельно туловища независимо от его положения в пространстве. Одинаковой должна быть и запись этих положений, например: лежа на спине, руки вперед (рис. 25), а не вверх!

Положения прямых рук могут быть основными и промежуточ­ными.

Основными являются: руки вперед, назад (до отказа), вверх, вниз, в стороны. В последнем случае ладони направлены книзу, в остальных — ладони внутрь. Направление ладоней указывается толь­ко тогда, когда оно отличается от принятого для данного положе­ния рук.

Промежуточные — это положения, в которых руки находятся под углом 45° к основным. Описываются составным термином, Указывающим:

основное положение рук, от которого образовано данное про­межуточное;

направление, в котором руки начинают двигаться для выведе­ния в описанное положение.

Направление ладоней не указывается, если оно при принятии Промежуточного положения рук не меняется, например: руки вниз-Наружу (рис. 26), руки вперед — в стороны — кверху (ладони — как в положении «руки вперед»). Разные промежуточные положе ния могут отличаться только положением ладоней: руки вверх — наружу (см. рис. 2, а) и в стороны — кверху (см. рис. 2, б), впе­ред — наружу и в стороны — вперед.

Положения согнутых рук делятся на стандартные, производ­ные и сложные.

Стандартные: руки на пояс (см. рис. 5), к плечам (рис. 27), за голову, на голову, за спину, перед грудью (рис. 28), перед собой (рис. 29)

Производные от положений прямых рук записываются так же, как и последние, с добавлением в начале термина «согнуть» и об­разуются путем выведения прямых рук в указанном направлении и сгибания их до отказа в локтевых суставах, кисти полусжаты в ку­лак, пальцы к плечам. Например: согнуть руки вперед (рис. 30), согнуть руки в стороны (рис. 31), согнуть руки назад (рис. 32).

Сложные положения: указывается, куда выводятся прямые руки и куда затем сгибаются, например: руки вперед, предплечья вверх; руки в стороны, предплечья вперед, ладони внутрь.

Движения руками делятся на простые, дугообразные и круги-Эти движения могут выполняться прямыми и согнутыми руками, а также предплечьями и кистями:

простые — это переведение рук из одного основного или про­межуточного положения в другое, когда угловое перемещение не превышает 90°; при этом записывается только следующее поло­жение рук, например: руки вперед — руки в стороны — руки вверх — наружу;

дугообразные — с угловым перемещением более 90°; но ме­нее 360° — записываются следующим образом: 1) термин «дуга­ми», 2) направление начального движения, 3) конечное положе­ние, например:

из и.п. — о.с: дугами назад руки вверх;

из и.п. — о.с: руки вверх (согласно правилу сокращения тер­мин «дугами вперед» не указывается);

из и. п. — стойка, руки вправо: дугами кверху руки вниз;

круги (угловое перемещение равно 360°) могут выполняться в лицевой (фронтальной) и в боковых плоскостях — как и дугооб­разные, название они получают также по начальному движению, например:

из и. п. — о. с: круг руками наружу;

из и. п. — стойка, руки в стороны: круг предплечьями книзу;

из и. п. — о. с: круг правой рукой внутрь.

Как видно из последнего примера, движения могут выполняться не только двумя руками, но и одной, а также поочередно. Одно­временно двумя руками можно выполнять симметричные и асим­метричные, параллельные и последовательные, одноименные и разноименные движения. К одноименным относятся движения правой вправо и левой влево, к разноименным — наоборот: пра­вой влево или левой вправо.

Положения и движения ног записываются на основе тех же прин­ципов, что и для рук, эти записи также имеют свои особенности. Слово «нога» указывается лишь тогда, когда нельзя определить, о руке или ноге идет речь. Различают положения прямых и согну­тых ног. Прямую ногу можно:

не только выводить в нужном направлении без опоры, но и ставить на носок; в обоих случаях вес остается на другой — опор ной ноге, например: правую в сторону на носок, ле вую вправо на носок (рис. 33);

выставить на шаг, оставляя проекцию веса тел; посередине (приняв стойку ноги врозь), например правую на шаг в сторону (см. рис. 1, б), левую на ша) вперед;

выставить и полностью перенести на нее вес — этс движение называется шагом, например: шаг право* вперед, шаг левой вперед — внутрь.

Положения согнутых ног описывают аналогично по-

лижениям согнутых рук, только нога, в отличие от руки (рук), сгибается под прямым углом, например: согнуть правую согнуть правую в сторону (рис. 35), согнуть левую вперед, а также: согнуть правую на носок (рис. 36), согнуть правую назад, колено в сторону (рис. 37).

Головой и туловищем можно выполнять наклоны, повороты, дуговые и круговые движения:

• при записи наклонов не пишется слово «туловище», напри­мер: наклон вперед, наклон вправо; для наклонов головы — по­следняя указывается, например: наклон головы вправо;

• при записи поворотов головы и туловища эти части тела ука­зываются, например: поворот головы направо, поворот туловища налево, а запись «поворот направо (налево)» означает, что все тело, включая стопы, поворачивается в эту сторону;

дуговые движения не характерны для головы и туловища, при их записи указывается, как и для движений руками, начальное движение и конечное положение, например: дугой вправо на­клон головы влево, дугой вперед наклон влево;

круговые движения головой и туловищем (ср.: руками — круги) выполняются, как правило, из и. п. с наклоном (наклон головы) вперед, реже — из наклона в другую сторону или без наклона, например: круговое движение туловищем вправо, круговое движе­ние головой влево в плоскости, близкой к вертикальной.

Общеразвивающие упражнения заканчиваются возвращением в и. п. Если упражнение составлено, например, на 8 счетов, то последний счет записывается: 8— и. п. Но чтобы уметь правильно описать принятие конечного положения, необходимо знать преж­де всего следующие термины:

выпрямиться — после наклонов;

разогнуть руки — после сгибания рук;

встать — из седов, приседов, упоров;

опуститься — на всю стопу из стойки на носках;

приставить — после отставления ноги в различные положе­ния.

Если движение выполняется несколькими звеньями тела одно­временно, то его принято записывать в следующей последователь­ности: движения ног, туловища, рук, головы. Например: полу­присед, руки перед грудью, наклон головы влево; правую на шаг в сторону с наклоном вперед, руки в стороны, повернуть голову налево.

При описании упражнений с предметом записывается преиму­щественно путь предмета, а не рук, его держащих, например:

мяч вверх (а не: руки с мячом вверх);

левую руку перед грудью, мяч вправо (а не: правой рукой мяч в сторону).

В упражнениях с обручем указываются положение его плоско­сти и направление движения. Основные плоскости расположения обруча — горизонтальная, фронтальная и боковая. Примеры: об­руч вертикально (фронтально) вперед, обруч горизонтально вверх, обруч вертикально боком правой вверх.

При описании общеразвивающих упражнений с гимнастиче­ской палкой различают две основные группы положений: хватом за оба конца и со свободным концом (концами).

По а) симметричные — указывается только положение центра палки относительно туловища; при перемене хвата после слова «палку» добавляется термин «горизонтально», например: палку горизонтально вниз (рис. 38); если хват не меняется, записывается просто: палку перед грудью (рис. 39, а), наклон вправо, палку вперед (рис. 39, б); палку вперед — кверху (рис. 40), палку за голо­ву, палку на голову, палку за спину;

ложения палки, удерживаемой за оба конца:

б) асимметричные — при которых руки находятся в разных положениях; указывается положение центра палки и в чем состо­ит отклонение от симметрии, например: палку вертикально пе­ред грудью, левая сверху (рис. 41); палку вперед наклонно, правая сверху (рис. 42); палку вертикально влево, левая сверху (рис. 43); палку вертикально вперед, правая сверху (рис. 44).

Положения палки со свободным концом (концами):

а) стандартные: палку к плечу (рис. 45), палку к ноге (рис. 46),
с па б) хватом одной за середину — указывается рука, ее направленно, палку в руке;­
б) хватом одной за середину — указывается рука, ее направле­
ние и ориентация палки, например: палку в правой вперед верти­
кально (рис. 48), палку в левой вверх поперек (рис. 49);

в) хватом за один конец палки — указывается положение руки и направление палки, например: правую вперед или в сторону, палку вверх (рис. 50 а, б); руки вверх, палку вправо (рис. 51); пра­вую с палкой вперед или в сторону (рис. 52, а, б); правую с пал­кой вверх.

г) хватом двумя руками — указывается удерживаемый конец и направление свободного конца, например: палку на голову и вле­во (рис. 54); палку к правому плечу и вверх.

К упражнениям с предметом относятся и групповые упражне­ния с гимнастическими скамейками. Если учащиеся расположены лицом к скамейке, используется обычно хват снизу за ближний край скамейки. При расположении поперек (боком) к скамейке используется хват за края — ближней рукой за ближний край, дальней — за дальний. Указанные виды хватов при записи упраж­нений не оговариваются, например:

И. п. — стойка правым боком с наклоном и хватом за скамейку:

/ — выпрямиться, скамейку вправо;

2 — скамейку вверх;

3 — скамейку влево;

4 — наклон влево, коснуться пола;

5 — 8 — то же в обратную сторону.

Упражнения на скамейках относятся уже к упражнениям на снарядах, а не с предметами.

Упражнения на снарядах состоят главным образом из упоров, висов и различных переходов из одних положений в другие.

В упорах плечи находятся выше точек хвата, например: упор (рис. 56), упор на предплечьях (рис. 57), упор ноги врозь правой (рис. 58) или на одном уровне с точками хвата, например: упор на руках (рис. 59), упор руки в стороны на кольцах (крест).

В висах плечи расположены ниже точек хвата, например: вис (рис. 61), вис прогнувшись (рис. 62), вис согнувшись (рис. 63).

Как упоры, так и висы делятся на простые и смешанные. В простых упорах или висах гимнаст держится за снаряд только Руками (реже только ногами). При использовании дополнитель­ной опоры другими звеньями тела висы или упоры называются смешанными. К ним относят, например, вис присев (рис. 64), вис лежа (рис. 65), упор лежа ноги врозь (рис. 66), упор стоя (Рис. 67).

Способ держания за снаряд называется хватом. Хват сверху не указывается, остальные виды хватов должны записываться: сни­зу, разный (одна рука сверху, другая снизу), обратный и окрест­ный. Один и тот же хват может быть широким, узким, сомкнутым и обычным, т.е. на ширине плеч (последний не записывается). Хват называется глубоким, если гимнаст находится в висе, а ки­сти согнуты и лежат на опоре (кольца, концы жердей) сверху.

Кроме упоров и висов, на снарядах можно принимать седы и стойки, например: сед на бедре (рис. 68), стойка на плечах (рис. 69). В седах опора руками не должна быть основной. В противном слу­чае это положение должно называться упором, например: упор сидя ноги врозь (рис. 70), упор сзади (рис. 71). На бревне, кроме всех вышеуказанных положений, могут выполняться равновесия и другие упражнения. В этих случаях применяются аналогичные тер­мины.

К динамическим упражнениям на снарядах относятся подъемы, спады и опускания, вскоки и соскоки, обороты, перевороты и саль то, перелеты и прыжки, маховые упражнения и упражнения в каче и их разнообразные сочетания. Подъемы выполняются в упор, спа­ды и опускания — в вис. В этих случаях конечные положения не указываются. Во всех иных случаях необходимо указывать, в какое конечное положение выполняется спад, подъем или опускание, например: подъем махом вперед в упор углом, спад назад в вис согнувшись, опускание в вис прогнувшись (из стойки на руках).

В записи упражнения на снаряде статические элементы указы­ваются как исходные (в начале упражнения) или конечные поло­жения, принимаемые в результате выполнения предыдущего ди­намического элемента, например: кувырок вперед в сед ноги врозь, оборот назад в стойку на руках. И наоборот, динамический эле­мент может записываться как способ выполнения следующего за ним элемента, например: махом назад стойка на плечах, махом вперед поворот кругом, переворотом назад соскок.

Если два элемента комбинации взаимосвязаны, то в записи они соединяются:

союзом «и» — если они выполняются друг за другом последо­вательно, слитно, без остановки между ними, например: выкрут вперед и выкрутом назад соскок;

предлогом «с» — если элементы выполняются одновременно, например: подъем махом вперед с поворотом кругом.

Упражнения на снарядах записываются, как правило, в непре­рывной форме, в строчку. Пример:

«Брусья низкие: из упора стоя хватом за концы жердей вскок в упор — упор углом — силой согнувшись, сгибая руки, стойка на плечах — кувырок вперед и подъем махом назад» и т.д.

Общеразвивающие упражнения, выполняемые на гимнастичес­кой стенке и гимнастической скамейке, записываются по прави­лам общеразвивающих упражнений. Элементы на этих снарядах выполняются, как правило, под счет и записываются с использо­ванием терминов упражнений на гимнастических снарядах. Кроме Уже изложенных правил, запись упражнений на стенке и скамей­ке имеет и свои особенности.

Относительно скамейки гимнаст может располагаться продоль­но, поперек, лицом, спиной, боком, а относительно стенки — лицом, спиной, боком. При записи исходных положений относи­тельно стенки или скамейки используются все указанные терми­ны, в отличие от упражнений на снарядах, где обычное положе­ние (поперек или продольно) по правилам сокращения не указы­вается (см. разд. 3.2.3).

Запись и. п. в упражнениях на скамейке отличается от таковой в °бщеразвивающих упражнениях без предмета только указанием положения относительно скамейки, например: сед ноги врозь на скамейке поперек (рис. 72, а, б), упор лежа на скамейке продоль­но (рис. 73), упор лежа на скамейке поперек (рис. 74). Иногда по­ложение относительно скамейки можно определить и без специ­ального указания на это, например: стойка на левой, правую впе­ред на скамейку (рис. 75), упор лежа, ноги на скамейке (рис. 76).

В записи и. п. на стенке указывается положение относительно нее и особенности хвата, например: вис стоя сзади на третьей рейке снизу (рис. 77), вис стоя левым боком на рейке, хват левой снизу на уровне пояса, правой — сверху над головой (рис. 78), вис стоя лицом к стенке, хват на уровне плеч.

Положение стоя хватом за рейку при указании и. п. так и запи­сывают, не называя это упором стоя, например: стоя лицом к стенке, хват на уровне груди (рис. 80), стоя правым боком, левую вперед на носок, хват на уровне плеча, левую руку на пояс.

полуприсед спиной к стенке, хват снизу на уровне по­яса (рис. 82), вис стоя углом-книзу (рис. 83). Если упор на стенку выраженный, то это упор стоя.

И. п., в котором занимающийся касается стенки, опираясь на нее не руками, или вообще не опирается, называется, как и в общеразвивающих упражнениях без предмета, стойкой, напри­мер: стойка спиной к стенке, касаясь (рис. 85), стойка лицом на шаг от стенки (рис. 86), стойка правым боком, правую в сторону на рейку (рис. 87).

Общеразвивающие упражнения любого типа, в том числе на стенке и на скамейке, могут выполняться в парах. Взаимное поло­жение партнеров записывается так же, как и относительно стен­ки или скамейки, например: стоя лицом на расстоянии шага друг от друга сполунаклоном вперед, руки на плечи друг другу (рис. 88), сед спиной друг к другу с захватом под локти (рис. 89).

Для выполнения несимметричных парных упражнений зани­мающихся рассчитывают по двое, при этом записывается поло­жение каждого партнера. Например, и. п.: 1-е — вис на верхней рейке лицом к стенке, 2-е — захватить голени партнера (рис. 90). Положение вторых номеров (стоя наклониться) не уточняется, так как они здесь играют вспомогательную роль. Вид хвата запи­сывается, если возможны его варианты. Например, и.п.: 1-е — лежа на животе, руки вверх, 2-е — захват рук партнера изнутри выше локтей.

Запись несимметричных парных упражнений может содержать описание действий только партнера, выполняющего активную или основную роль (рис. 91):

1—2 — дугами наружу, приподнимая руки партнера вверх;

3—4 — то же в обратном направлении

При необходимости записываются действия обоих партнеров, например:

И. п.: 1-е — упор лежа на согнутых руках, 2-е — захватить голе­ни партнера (рис. 92, а);

1—2: 1-е — разогнуть руки, 2-е — выпрямиться (рис. 92, б);

3—4: 1-е — согнуть руки, 2-е — наклониться, опустить ноги партнера на пол (рис. 92, а).







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 1461. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия