Студопедия — Государственное и социальное устройство Римской республики 5-3 вв. до н.э. Борьба плебеев с патрициями
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Государственное и социальное устройство Римской республики 5-3 вв. до н.э. Борьба плебеев с патрициями






Причины борьбы патрициев и плебеев. Плебеи (простой народ, обладавший, как и патриции, гражданскими правами, но незнатный) стремились добиться увеличения своих прав. Они требовали допуска к общественной земле. Как и в Греции, понятие римского гражданства было связано с землей, поэтому допуск к ней являлся ступенькой к гражданскому полноправию, и автоматически – к политическому равенству с патрициями. Последнего особенно добивались обеспеченные плебеи. Наиболее бедная часть плебса выступала за отмену долговой кабалы и уменьшение ссудных процентов. Названные проблемы вызвали ожесточенную борьбу между патрициями и плебеями, благодаря которой в VI–III вв. до Р. Х. формировалась республиканская государственность.

Решающую роль в борьбе сыграла военная сила плебеев. Патрициев было немного, и они гибли в результате многочисленных войн, поэтому, согласно реформе Сервия Туллия, все плебеи включались в военное ополчение наряду с патрициями, пополнявшими за их счет свое войско.

Законы 12 таблиц. Наиболее ранней формой борьбы стал уход плебеев из Рима, так называемые сецессии. Плебеи покидали Рим и обосновывались на Священной горе близ города. Первая сецессия произошла в 494 г. до Р. Х., после чего патриции согласились на создание новой государственной должности плебейских трибунов.

Следующий этап связан с письменных оформлением римского права, существовавшего лишь в устной форме. Оно передавалось по традиции, но письменно не фиксировалось, благодаря чему многие законы, появившиеся в царскую эпоху, можно было свободно переиначивать и использовать в тех или иных целях, выгодных знати. Для письменно оформления законодательства была создана специальная комиссия из десяти мужей, децемвиров (451), выбранных из патрициев. Вскоре работа децемвиров завершилась (449), и на свет появился наиболее ранний юридический памятник Рима – выбитые на двенадцати медных досках Законы 12 таблиц. Как и законы Солона, они отражали факт становления частной собственности, когда за малейшие преступления против нее: кражу урожая, вырубку чужого леса и т. д. применялись жестокие наказания. В законах формировалось представление о собственности как неотъемлемой части государства, что характеризовало многие ранние законодательства. Патриции пошли на уступки и в отношении плебеев. Ограничивался жестко фиксировавшийся долговой процент (около 8 % в год). Согласно законам 12 таблиц, плебеи не могли вступать в браки с представителями патрицианских родов.

В данном сборнике не содержалось четких правовых понятий: он представлял собой собрание афоризмов, поговорок и пословиц.

Законы о правах плебеев. В том же, 449 г., был издан закон Валерия и Горация, согласно которому решения плебейских собраний приобретали силу закона и для патрициев – первый шаг к равноправию патрициев и плебеев.

Первая половина IV в. в течение десяти лет была ознаменована ожесточенными столкновениями обоих слоев общества по поводу отмены долгового рабства. И в 367 г. появился важный закон Лициния и Секстия. В него включались три важных решения. Согласно первому, плебеи допускались к должности одного из двух консулов. Затем они наряду с патрициями получали право пользоваться общественными землями и в этом смысле уравнивались с аристократией. Наконец решался самый больной вопрос о долгах: выплаченные проценты вычитались из общей суммы долга, а ссудный процент был еще раз снижен.

В 326 г. плебейский трибун Петелий добился отмены долговой кабалы по отношению к гражданам. Человек не отвечал своей личностью за одолженную сумму и мог отдавать ее деньгами и имуществом, но не ценой собственной свободы. Таким образом, за плебеями признавалось право гражданской личности.

В 300 г. был принят закон братьев Огульниев. Плебеи могли избираться на занимаемые патрициями жреческие должности, хотя полного уравнения патрициев и плебеев в области выполнения сакральных функций так и не произошло.

Борьба плебса и патрициата в основном завершилась к 287 г. в связи с законом диктатора Гортензия, появившегося после очередного ухода плебеев на Священную гору. Он повторял закон Валерия и Горация 449 г. о том, что решения плебейских сходок (плебисцитов) имеют статус общегосударственного собрания, то есть становятся обязательными и для патрициев. Поскольку закон Валерия и Горация не исполнялся в полной мере, требовалось дополнительное подтверждение его юридического статуса. С римских времен понятие плебисцит перекочевало и в европейское законодательство.

Государственное устройство. Народные собрания. Сенат. Высшим органом в республиканском Риме оставалось народное собрание. С конца царского периода существовало два типа собраний. Куриатные комиции,аристократический орган, в республиканском Риме уже не играли существенной роли, и в них, как и в афинский ареопаг, были перенесены разбирательства, связанные с религиозными обрядами.

Центуриатные комиции собирались по центуриям, введенным при Сервии Туллии и основанным на имущественном разделении граждан, – в них участвовали и патриции, и плебеи. Центурий было 193, и каждая обладала одним голосом. К первым 98 центуриям, подававшим свои голоса раньше других, принадлежали обеспеченные граждане из выделенных тем же Сервием Туллием шести разрядов, поэтому решение выносилось в угоду первым центуриям. Многие плебеи, пролетарии в том числе, не успевали даже проголосовать, когда закон уже был утвержден обеспеченными гражданами, входившими в первые 98 центурий.

Такое неравноправие было ликвидировано в республиканскую эпоху. Во второй половине III в. была проведена реформа центуриатных комиций: каждый из пяти разрядов граждан выставлял равное количество центурий (70). Из пяти разрядов набиралось 350 центурий. Каждый имущественный разряд теперь получал равное представительство в народном собрании, и важные решения выносились уже всеми гражданами.

После первой сецессии 495 года в противовес аристократическим куриатным комициям собрания граждан созывались по трибам. По трибам проходили как общие собрания и плебеев и патрициев, так и чисто плебейские сходки, плебисциты. Этот третий вид сходок, трибутные комиции,в республиканскую эпоху играл важную роль. Сервий Туллий ввел 21 трибу. В последующую эпоху по мере расширения Рима количество триб было увеличено до 35. Усиление плебеев неизбежно вело к установлению юридического статуса плебейских трибутных собраний в общегосударственных масштабах. В 449 г., согласно закону Валерия и Горация, подтвержденному в 287 г. диктатором Гортензием, именно плебейские собрания по трибам были признаны обязательными и для патрициев.

На народных собраниях избирались магистраты, но в центуриатных – высшие, а в трибутных – более низкого ранга. Вторая важная функция собраний – судебная. На центуриатных сходках разбирались неординарные случаи, например уголовного характера, а на трибутных – дела, в худшем случае каравшиеся штрафом. В третью функцию собраний входило утверждение проектов законов. В этом плане трибутные комиции являлись основным органом, рассматривавшим предложения, выдвинутые магистратами,обладавшими законодательной инициативой. Законопроект либо отвергался, либо утверждался трибутными комициями. В реальности перечисленные функции четко не были разделены между двумя собраниями, в силу чего высшие магистраты могли умело лавировать при утверждении выгодных для них проектов.

Следующий по важности государственный орган – сенат, изначально собрание патрициев. В эпоху республики в него входили должностные лица, отслужившие свой срок, как патриции, так и плебеи. Сенат являлся совещательным органом, с которым консультировались высшие магистраты – они практически никогда не пренебрегали его рекомендациями, негласно носившими характер приказов. Сенат вводил или запрещал культы богов, отвечал за набор войска, его численность и финансирование в период войны, принимал иностранных послов. Он рассматривал законопроекты до обсуждения их на народном собрании, после чего окончательно их принимал или отвергал. То есть сенат являлся начальной и конечной инстанцией в утверждении законопроектов, а также верховным органом, перед которым отчитывались должностные лица, отслужившие положенный срок и включавшиеся в его состав. Сенат был наиболее влиятельным учреждением римского государства, реально определявшим его политику в период республики.

Магистратуры. Принципиальное отличие республиканской системы от царской состояло в наличии государственных должностей – магистратур. В Риме, как и в Греции, не было ни одной должности, занимаемой одним человеком, то есть наличествовала коллегиальность. Все магистратуры отличала краткосрочность: никто не задерживался у власти более чем на один год. По истечении срока магистраты заново избирались. Все должности, вплоть до жреческих, были выборными. Перечисленные меры были направлены на то, чтобы избежать восстановления царской власти.

Магистрат – человек, в руках которого сосредоточивались исполнительные функции. В Риме не было раздутого бюрократического аппарата и вообще понятия чиновник в собственном смысле слова. По мнению римлян, человек, способный управлять, умел все. Такой подход к управленцам был утрачен в европейской традиции. Римляне считали, что человек, последовательно прошедший иерархию должностей, может занимать любой пост, поэтому универсальный римский администратор не нуждался в узкой специализации и особых знаниях для отправления суда, управления провинцией или командования войском.

Гражданские магистратуры. Царская власть, упраздненная в 509 г., дробилась между двумя консулами (вероятно от выражения: «заседающие вместе») – высшими должностными лицами римской республики, обладавшими военной и гражданской властью. Консулы созывали сенат и народное собрание под собственным председательством, вносили законопроекты. В области внутреннего управления они контролировали деятельность других магистратов и следили за внутренней безопасностью города. В мирное время консулы чередовались, то есть месяц управлял один, а второй месяц – другой.

Претор («идущий впереди») – высший руководитель римского судопроизводства. Учреждение этой должности в 366 г. означало исключение судебных функций из ведения консулов, отныне не занимавшихся судом. Сначала преторами становились только патриции, однако вскоре к этой должности были допущены и плебеи. Позднее, после расширения римского государства, число преторов увеличилось до шести.

Цензор («человек, который оценивает») руководил переписью населения, вел списки сенаторов и всадников, осуществляя общий надзор за нравственностью граждан.

Плебейские трибуны выражали интересы только плебеев, а не народа в целом, поэтому формулировка народные трибуны не вполне корректна. Основным полномочием трибуна было право запрета, вето («я запрещаю») законопроектов, ущемлявших, по его мнению, права плебеев. Трибун подвергал аресту или денежному штрафу лицо, противодействовавшее интересам плебеев, однако не обжаловал окончательное решение народного собрания и сената. Трибун мог созывать плебейское собрание и вносить в него предложения.

Кроме рядовых, имелись еще экстраординарные, чрезвычайные магистратуры. Например, в лице диктатора на шесть месяцев возрождалась царская власть, когда при исключительных, крайних обстоятельствах (война или внутренние волнения) на краткий срок устанавливалась единоличная власть. Последний диктатор был назначен в конце второй пунической войны, в 202 г. до Р. Х.

Жреческие магистратуры. В древнейшие времена жрецы назначались царем, а в республиканский период – верховным жрецом, понтификом. Римское жречество не составляло особенную касту. Жрецы избирались из граждан, чаще всего патрициев, но их должности, как правило, не были пожизненными, каким являлся только сан великого понтифика и нескольких особо выдающихся жрецов. Со II в. до Р. Х. возникла идея выборности жрецов на народных собраниях. Соответствующий закон был проведен в 104 г. до Р. Х. (закон Домиция). Отныне жрецы избирались уже на трибутных собраниях, но не всеми трибами, а только самыми древними.

 







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 648. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия