Культура древнего Рима 3-1 вв до н.эМощное культурное движение начинается в Риме в конце III в. до н.э. Его главной особенностью было влияние греческой культуры, греческого языка и образованности. Для молодых и знатных римлян обязательным считалось усвоение всего того, что преподавалось в Греции. Потребности в образованных людях удовлетворялись за счет импорта образованных рабов-греков. Многочисленные деятели римский культуры — прозаики, поэты, философы, ораторы, юристы, учителя, врачи, художники, архитекторы в подавляющем большинстве были неримлянами. Для знакомства с греческой культурой не только знати. Но и простого народа большое значение имело скопление в Риме вывезенных из греческих городов картин и статуй, выставлявшихся на площадях и в храмах и служивших образцами для римских мастеров. В конце III в. до н.э. в Риме формируется латинский литературный язык и на его основе - эпическая поэзия. Появляется целая плеяда талантливых поэтов и драматургов, которые обычно брали за образцы греческие трагедии и комедии. Одним из первых римских трагиков был отпущенник Ливий Андроник, грек по происхождению, переведший на латынь "Одиссею" (III в. до н.э.). Участник I Пунической войны Гней Невий прославился созданием так называемых паллиат и тогат - комедий из римской жизни. На италийской почве возникли ателланы (от названия кампанского города Ателла) с персонажами — масками: глупца, обжоры, плута, скряги и пр. Особенно знаменитым было творчество двух крупнейших римских комедиографов – Тита Макция Плафта и Публия Теренция (III-II вв. до н.э.). Они брали за основу греческие комедии, наполняя их множеством подробностей уже из римского быта, фольклора, судебной практики. Классиком римской литературы III II вв. до н.э. был Квинт Энний, воспевший военные победы Рима эпическим гекзаметром. С середины II в. до н.э. важнейшим жанром в прозе становится исторический. Римские исторические сочинения, как правило, имели ярко выраженный пропагандистский характер, точкой отсчета для них оставался Рим. Для пропаганды великой миссии Рима много сделал Полибий (II в, до н.э.), грек по происхождению, проживший много лет в Риме. Он написал “Всемирную историю”. Вернее, историю римских войн и побед, обусловленных не только римскими добродетелями, но и римским совершенным строем, совмещавшим преимущества монархии (магистраты), аристократии (сенат) и демократии (народное собрание). Полибий был очевидцем великого исторического факта, на его глазах весь мир подчинился римскому господству и сфере политической и греческому — в сфере духовной. Исследование причин этого феномена было основным содержанием труда Полибия. От республиканского периода истории Древнего Рима сохранились лишь немногие архитектурные памятники. В строительстве римляне применяли в основном четыре архитектурных ордера: тосканский (заимствованный у этрусков), дорический, ионический и коринфский. Римские храмы напоминают греческие своей прямоугольной формой и использованием портиков, но в отличие от греческих, были грандиознее и. как правило, воздвигались на высоких подиумах (прямоугольные платформы с лестницей). В V—IV в. до н.э. в римском строительстве применялся главным образом мягкий вулканический туф. В позднереспубликанский период широко использовался обожженный кирпич и мрамор. Во II в. до н.э. римскими строителями был изобретен бетон, что вызвало повсеместное распространение apoчнo-сводчатых конструкций, преобразовавших всю античную архитектуру. Кроме периптера, в римском храмовом зодчестве применялся также тип ротонды, т.е. круглого храма. Таким был один из древнейших римских храмов — храм Весты (или Геркулеса, находившийся на Форуме, в III в. до н.э., он был обнесен колоннадой. Разнообразные арки и арочные конструкции была характерным злементом римской архитектуры (так же как в греческой - колоннады). Но римляне не отказывались и от колон. Ими украшались общественные здания, например огромный (на 1700 мест) театр Помпея, первый каменный театр в Риме (55-52 г. до н.э.). Правление династии Юлиев- Клавдиев после смерти Октавиана Августа (14-68гг. н. э.) Правление императора Тиберия (14–37 гг. н. э.). Первым императором после Августа был его пасынок Тиберий, правивший с 14 по 37 г. Его преследовала двойственная традиция. По описаниям римского историка Тацита, Тиберий был жестоким и подозрительным. С другой стороны, есть мнение, что его имя несправедливо оклеветано историей, в которой бездарный Август сделал эпоху, а гениальный Тиберий исчез бесследно. Возможно, этот император действительно не раскрылся как гениальная личность. Тиберий совершил ряд неудачных походов в Германию. Он окончательно распустил народное собрание – трибутные и центуриатные комиции перестали собираться. Сократились хлебные раздачи и число зрелищ. Кроме того, Тиберий попытался увеличить налоги с целью пополнить казну, средства для которой изыскивали почти все императоры. Тиберий был тем самым Кесарем, при котором развернулось и завершилось основное повествование четырех Евангелий. Правление Нерона (54–68). Другим известным императором династии Юлиев-Клавдиев был Нерон (54–68). Он являлся личностью экстравагантной, который возомнил себя гениальным певцом и актером, разъезжал по империи и давал крупные представления. В 64 г. в Риме неожиданно вспыхнул пожар. В поджоге, по свидетельству Тацита, были обвинены христиане, поэтому с именем Нерона связано первое крупное гонение на христиан. Нерон, согласно молве, сам устроил пожар, чтобы взойти на холм и при свете отблесков пламени исполнить очередную песнь, посвященную пылающей Трое. В 66 г. произошло восстание в Иудее, и в Иерусалиме был истреблен римский гарнизон. В разгар этих событий в 67 г. в Риме вспыхнула чума, одновременно с ней в народе распространилось явное недовольство Нероном. Тот бежал и покончил жизнь самоубийством.
|