Студопедия — Бытовая драма Менандра "Третейский суд" и его использование в римской литературе ("Свекровь" Теренция)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Бытовая драма Менандра "Третейский суд" и его использование в римской литературе ("Свекровь" Теренция)






Краткий пересказ комедии Менандра “Брюзга”. [До того, как началась история, но имело большое значение. Богатый юноша по имени Харисий в праздник Таврополий изнасиловал неизвестную ему девушку. По сути, он должен был на этой девушке жениться, но все происходило ночью, Харисий ничего не помнил, и они не узнали друг друга. Вскоре он женился на Памфиле, которая и была той обесчещенной, но он и она не помнили. Муж уехал куда-то, а она родила внебрачного ребенка. Что же делать? Муж бросит ее после этого! Она решает подкинуть ребенка. Об этом узнает раб мужа Онисим. Он все рассказывает хозяину. По законам Афин Харисий имел право вернуть Памфилу родителям, ведь его обманули насчет того, что она девушка. Но он не решается сделать это, а просто идет к своему соседу-приятелю Хэрестрату пить и развлекаться]. С этого начинается комедия. Харисий развлекается в гостях с флейтисткой по имени Габротонон, но она сама утверждает, что к ложу он ее не подпускает. Отец Памфилы, Смикрин, ничего не зная о родах, приезжает забрать дочь от неверного зятя, который только тратит приданое и не обращает на нее внимания. Но Памфила – девушка с характером. Она не желает уходить от своего мужа. В это время пастух Дав нашел подкинутого ребенка. При ребенке были богатые подарки и кольцо. Он взял ребенка, но вскоре понял, что не на что ему его кормить. Дары он оставил дома, а ребенка хотел кому-нибудь отдать. Встретил своего друга, угольщика Сириска. Сириск был рабом Хэрестрата и упросил отдать ему ребенка. Тот отдал. Но тут Сириск стал упрашивать его отдать богатые вещи, чтобы если найдутся родители малыша, то смогли его опознать. Тот не хочет. Тогда они просят Смикрина рассудить их. Смикрин, выслушав, в чем дело, оставляет дары и ребенка Сириску. В это время Онисим видит кольцо в руках Сириска. Он заявляет, что это кольцо его хозяина Харисия, и потерял он его на празднике Таврополий. Забирает кольцо, но не решается его показать Харисию, ведь тогда тому придется признать отцовство над неизвестным ребенком. Из дома Хэрестрата выходит гетера Габр о тонон и видит Онисима с кольцом. Тот ей все рассаказывает, а она вспоминает, что на Таврополиях, где она была, одну девушку изнасиловали. Она знает ее в лицо, но не знает по имени. Она предлагает вначале испытать Харисия: прикинуться, что этой девушкой на Таврополиях была она, а потом, когда он признается в отцовстве, и матерь отыскать. Так она и делает. Потом она вместе с ребенком идет и встречает Памфилу, в которой узнает мать. Смикрин пытается забрать дочь от зятя, который, оказывается, еще прижил себе ребенка от гетеры, но та отвечает, что не бросит мужа в беде. Харисий подслушивает и, умиленный, понимает, что недостоин своей жены. Тут Габротонон объявляет ему, кто мать ребенка. Наступает всеобщее облегчение. Габротон, как спасительнице, даруют свободу.Краткий пересказ комедии Теренция “Свекровь”. Недавно поженившиеся Памфил и Филумена вынуждены расстаться на некоторое время. Во время их брака Памфил, все еще влюбленный в свою бывшую девушку Вакхиду, не трогает жену. Памфил уезжает по делам на Имброс, а у Филумены раньше времени рождается ребенок. Вернувшийся муж застает роды в доме родителей жены, к которым она вернулась, якобы не поладив со свекровью. Памфил подозревает жену в измене и больше не хочет ее видеть, а сам возвращается к своей старой подружке, гетере Вакхиде. Он никому не выдает тайны супруги и говорит, что сердит на нее, потому что она не уважает свекровь Сострату. Сострата готова ехать в деревню, только бы молодые были счастливы. Отец Памфила Лахет и отец невесты Фидипп также пытаются уладить конфликт. Этого добивается и гетера Вакхида, которой удается установить, что кольцо, которое носит Филумена, было дано ей Памфилом, совершившим насилие над ней до замужества, во время праздника, когда он был пьян. Комедия оканчивается счастливо, ребенок обретает отца, и все герои, не исключая гетеры, оказываются добрыми и благородными.

Менандр – последний поэт, которого родила Аттика. Он родился в Афинах в 342 г. до н.э. и прожил долгую жизнь до 293 г. Он творил в эллинистическую эпоху. Этот драматург стал создателем новоаттической комедии (IV-III вв. до н.э.). По сути, этот жанр можно охарактеризовать как бытовую драму с элементами трагедии и комедии. Менандр поставил более ста таких комедий, но современники его не любили. Он принадлежал к высшей аристократии, был предком Солона. После падения афинской демократии его близкий друг Деметрий Фалерский стал наместником Македонского в Греции.

Менандр создавал пьесы примирительного характера. Комедия больше не выражала общественных проблем, как это было при Аристофане. Автора волновали идеи ухода в частную жизнь, он пропагандировал принципы гуманности – отрицал жестокое обращение с рабами. Это была мягкая, гуманная, интеллигентная позиция. Он отражал то, что происходило в Аттике. Люди больше не интересовались политикой и углубились в частную жизнь. Также Менандр являлся последователем Фалеса, который проводил идею равенства всех граждан в государстве.

Драматургия Менандра – наследница древней комедии и трагедии Еврипида. Его комедии во многом продолжают традиции городской веселой игры на празднике Диониса, так как несмотря на все испытания, подстерегающие героев, конец пьесы всегда счастливый. Постоянные мотивы Менандра – насилие над девушкой, подкидывание детей, узнавание – использовал уже Еврипид. Но у Еврипида эти мотивы связаны с бытом, а у Менандра перенесены в быт.

Бытовые персонажи Менандра, которых он так мастерски обрисовывал в своей комедии, были обусловлены явлениями общественной жизни. Люди устали от войн, распрей и потрясений. Его персонажи тоже без высоких запросов. Их идеал – спокойная семейная жизнь в достатке. В его произведениях не было чисто комического, было смешение комического и трагического. Монолог и диалог у автора представляет собой бытовую речь. Здесь нет архаических выражений. Из комедии постепенно уходит хор. Так, в “Третейском суде” хоровые сцены есть только в конце действий, между актами.

Комедия “Третейский суд”. Она сохранилась примерно на две трети. Дата ее постановки неизвестна, но по мастерству психологических характеристик ученые ставят ее в конец творчества Менандра. Прежде всего эту комедию отличает мастерская обрисовка характеров. Менандр создал целую галерею типов, которые затем активно использовались в мировой литературе. Но что важно, он сумел обогатить типичные образы, сделать их живыми и достоверными. Это такие образы, как:

Старик. Бережливый, ворчливый отец девушки. Жаден. В “Третейском суде” роль эту играет Смикрин, отец Памфилы. Узнав о похождениях зятя, он решает забрать дочь домой, потому что боится, что Харисий истратит все придание на увеселения и гетер.

Гетера. Образованная женщина. Она умела вести беседу, была талантлива, умна, образована, на голову выше обычных домашних гречанок. В “Третейском суде” роль гетеры выполняет Габротонон – флейтистка. Она типичная комедийная гетера, но ее индивидуальными чертами становятся доброта, честность и свободолюбие. Она не только умна, но и хитра. Она знает, как устроить так, чтобы и влюбленные были вместе, и ей дали свободу. Она активно участвует в действии и способствует быстрейшему разрешению конфликта. По отношению к Памфиле она ведет себя благородно. Сначала она хотела воспользоваться подкидышем в своих целях, но потом восстановила семью.

“Третейский суд” считался классическим образцом новой комедии. В центре комедии – необычная история супружеской пары, перед домом которой разыгрывается действие. Происходит это недалеко от Афин.

Важные идеи:Когда ребенка Памфилы подбирает Сириск, он заявляет о правах ребенка на то, что подкинули вместе с ним. Впервые в комедии была выдвинута идея о том, что у брошенного ребенка есть права. Суть комедии в том, что счастье людей зависит от них самих, и судьба человека, не свободная от случайностей, всегда обусловлена его характером. Это говорит и раб Онисим, утверждающий, что все заботы богов о людях сводятся к распределению характеров.

Бытовая комедия, хотя и была реалистической, была совсем искусственной. Греческое общество утрачивало власть над своей судьбой. Оставалось строить воздушные замки, комедия все дальше уходила от действительности.

Выпендреж: Аристофан Византийский сказал: “Менандр и жизнь, кто из вас кому подражал? ”

Последующее использование в римской и европейской литературе. Менандр – родоначальник бытовой драмы, которая затем перешла в римскую литературу. Для его комедий характерно 5 актов, разработанная интрига с различными мотивами: похищение девушки, подкинутый ребенок, потеря памяти. Огромную роль в комедиях Менандра играет случай. Именно случай помогает разрешить конфликт. Такое решение конфликта было характерно для последующей массовой литературы.

Римские комедиографы широко использовали пьесы Менандра, особенно Теренций, который получил от Цезаря прозвище “Полу-Менандр”. Но римские писатели так произвольно относились к источникам, что выяснить своеобразие греческих оригиналов по латинским переделкам совершенно невозможно.

Публий Теренций (190-159 гг. до н.э.) – был вольноотпущенным рабом сенатора Теренция, привезен в Рим из Карфагена. Образование он получил в Риме, где познакомился с новоаттической комедией и стал писать свои пьесы на ее сюжеты. Он проявлял большой интерес к творчеству Менандра (4 его комедии восходят к Менандру). Он не только черпал сюжеты, но и стремился воссоздать тонкие менандровские характеры и гуманную направленность его пьес. Теренций создал комедию подражательную. Он передал не только сюжет, но т характеры и стиль новоаттической драмы. Сюжет его “Свекрови” не слишком отличается от “Третейского суда”. Он стремился лишь придать произведениям Менандра жизненное правдоподобие. Если герои Менандра – идеальные типы, то герои Теренция есть индивидуальности, более близкие к действительности. Так, в “Свекрови” есть сцена между рабом Парменоном и гетерой Филотидой, где она просит рассказать его о расстройстве брака Памфила, так как он бывший возлюбленный ее подруги Вакхиды. Поначалу Парменон отказывается, но она ему говорит: ”Ты же сам хочешь мне об этом рассказать!” А он со вздохом: “Да, тут мой самый большой порок”. Как и произведения Менандра, пьесы Теренция не пользовались большой популярностью.

Если в предшествующий период главным делом для римлян была государственная деятельность, то теперь все большее значение в жизни римлян стали приобретать занятия в часы досуга, литература, философия. Делами культуры занимались в частном порядке, дома, а не на площади, как это было принято в Греции. Творчество Теренция явилось отражением такого кружка образованных нобилей. Традиционная римская мораль подвергается пересмотру, идеалом становится жизнь греков.

В прологе к произведению “Свекровь” Теренций рассказывает, что зрители дважды срывали представление, покидая театр для того, чтобы посмотреть на канатных плясунов или игры гладиаторов. Хотя комедии Теренция и предназначены для немногих, его достижения в обрисовке характеров значительны и не прошли бесследно в истории литературы. Теренций пытался донести до зрителей тонкость менандровских характеров и изящество языка новоаттической комедии. В его пьесах нет грубых острот, площадных выражений, буффонады. Его пьесы принадлежат к жанру “трогательных драм”, “слезной комедии”. В отличие от Менандра, в пьесе больше философских моментов.

Сюжеты Теренция почерпнуты из новоаттической комедии. В его пьесах героями также выступают влюбленные юноши, гетеры, свободные девушки, строгие отцы, услужливые рабы, сводники. Но, как и Менандр, он стремится обогатить типичные образы индивидуальными чертами. Одним из центральных персонажей его произведений является юноша, находящийся во власти своих пылких чувств, выбирающий для себя линию поведения и размышляющий над тем, по какой дороге он должен идти. Проблема воспитания оказывается для поэта одной из главных.

Интересно, что свекровь в комедии вовсе не злая. А добрая и во всем стремится помирить молодых супругов.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 1860. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия