Студопедия Главная Случайная страница Задать вопрос

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Этапы творчества Вергилия, его значение для литературы последующих веков




Суперкраткий пересказ: Вергилий — выдающийся поэт Золотого Века римской литературы, автор «Энеиды» (о путешествии выходцев из павшей Трои в Италию, где они пытаются обосноваться), книг «Пастушьих песен» и «О земледелии», почитался и современниками, и людьми следующих веков за свои красочные описания природы, а также глубокие характеры, краски и подсмыслы «Энеиды».

Вергилий родился в Андах в 70 г. до н. э., получил хорошее образование, в 50-ом году он приезжает в Рим, где увлекается философией эпикурейства, а также поэзией неотериков. В 42-39 гг. Вергилий пишет «Буколики» («Пастушьи Стихи»), состоящие из около дюжины эклогов, в которых в форме беседы отдыхающих пастухов, временами состязающихся в импровизации песен, которых, однако, судя по их суждениям можно охарактеризовать как тонких философов и поэтов. Кстати, в одном из эклогов Вергилий рассказывает устами пастуха о том, что с появлением на свет «избранного» младенца наступит на земеле Золотая Эра, что позже ошибочно толковалось как одно из пророчеств явления Христа.

В «Буколиках» проявляется любовь Вергилия к простой сельскохозяйственной жизни, которую поэт описывает красочно и с удовольствием. Это мирное направление соответствовало направлению Августа, который после гражданской войны старался привести Рим в порядок и спокойствие. В своих произведениях Вергилий всячески старается избегать размышлений о политике, оставаясь «певцом пастбищ, пашен и вождей» (эпитафия на могиле Вергилия в Неаполе).

Следующим произведением Вергилия были «Георгики» («О земледелии»), в которых с меньшей подробностью, чем у Гесиода, но в общем довольно подробно толковалось об особенностях земледелия, пчеловодства и проч., по одному аспекту сельской жизни на «главу». Здесь Вергилий использует вставной эпизод, описывая, историю, как у демона земледелия и скотоводства Аристея гибнут все его любимые пчёлы, на которых наслали мор нимфы из-за этого, что Эвридика, бежавшая от преследовавшего его Аристея, умирает, а не смогший спасти её из царства мёртвых Орфей гибнет на выходе из пещеры от рук вакханок. Аристей приносит обильные жертвы нимфам, и пчёлы возвращаются к нему.

В «Б.» и «Г.» общей идеей является, в том числе, и идея привлечения ветеранов, получивших по приказу Августа земли, обратиться к сельхозтруду и к мирному спокойному образу жизни.

«Энеида» — ключевое произведение Вергилия, благодаря которому, в основном, он остался в веках. «Энеида» написана в «Век Августа», когда большая часть литературы писалась в соответствии с «линией партии», так, как требовал того Август. А требовал он восславления былых нравов (в противоположность упадку нравов в то время), а также своей персоны (ему необходимо было подтвердить через литературу «легитимность» своего властвования). Необходимы были и доказательства величия Рима (вспоминаем теорию «Москва — третий Рим», в соответствие с которой притягивали за уши факты, чтобы доказать суверенность и древность Русского государства) для создания идеологического базиса идеи великого Рима. И Вергилий излагает в «Энеиде» и так уже предложенную многими авторами до него идею о том, что предками римлян были троянцы, бежавшие из города во время резни. Предводителем их, по «Энеиде», был Эней, сын богини Афродиты и Анхиза, троюродного, вроде бы, брата Приама. После долгих странствий, героических подвигов, прибытия в Италию, воин и попыток заключить брак с вождём одного из местных народов, победы (здесь «Энеида» оканчивается — Вергилий не успел дописать её и, не желая публиковать неоконченное произведение, велел после своей смерти сжечь «Энеиду», что, однако, сделано не было — «Энеида» была опубликована друзьям Вергилия после его смерти)) Эней основывает деревню, а его потомки, Рем и Ромул, сыновья Марса и пра-пра-...внучки Энея, позже поставят вокруг неё стены и, таким образом, будет строиться Рим. Август же оказывается, как приёмный сын Юлия Цезаря, наследником династии, ведущей свой род ещё от Трои. Также, когда Эней оказывается в подземном мире, отец его, Анхиз (Анхис), показывает Энею, рассказав учение о переселении душ, его будущих потомков, великих деятелей Рима. Среди них называется и с большим уважением и восхвалением Август.

Поэма написана в эпическом стиле, что обосновывает наличие множества описаний, вставных эпизодов, замедлений, отстраненности автора и проч. Однако во многом подражавший Гомеру, Вергилий вносит и изменения в эпический стиль и повествование. Боги у Вергилия всесильны, никто не может им противиться (у Гомера же некоторые герои даже ранят богов в пылу битвы), а веления Юпитера вообще не подвре6гаются обсуждению, они выполняются как приказы. Автор, по сравнению с Гомером, с гораздо большей подробностью описывает переживания и внутренне состояние персонажей (например, очень подробно и ярко описываются мысли и состояние Дидоны, карфагенской царицы, от которой уплывает по велению богов возлюбленный ею Эней), однако описания окружающего мира у Вергилия гораздо более бедное и менее подробное, чем в «Одиссее», к примеру, хотя, в соответствии с эпическим жанром, они встречаются часто. Кстати, само строение «Энеиды» схоже с эпосом Гомера, правда, наоборот — сперва у Вергилия идут странствия в поиске «дома» («Одиссея»), а затем война и битвы («Илиада»).

Также, как и родство Рима с Троей в «Энеиде» обосновываются и другие реалии мира — например, непрерывные войны Рима с Карфагеном, по Вергилию, происходят потому, что Дидона, перед тем, как убить себя от горя и гордости после отплытия Энея, проклинает Энея и велит, чтобы отныне вечно воевали народ Карфаген и потомки Энея.

Подробный пересказ «Энеиды»:

Начало. Эней уже уплыл из Трои с друзьями, сыном и отцом и находится со своими кораблями в море. Юнона (Гера), гневаясь на него, повелителю ветров, Эолу, обещая отдать одну из нимф, велит выпустить ветра на волю. Те устраивают бурю, которые рушат корабли Энея, топят их. Появившийся Нептун успокаивает море. Оставшиеся корабли подплывают к Африке, где правит прогнанная из Финикии братом молодая вдова-царица Дидона. Она принимает гостей радостно, и на пиру у неё Эней рассказывает свою историю. После десяти лет войны греки решаются на хитрость, оставляя в своём лагере огромную статую коня с лучшими воинами внутри, а сами как бы уплывают ни с чем, оставив лагерь. Жители Трои делятся во мнениях, сжечь ли или оставить памятник, «дар побеждённых данаев». Один жрец, Лаокоон, говорит, что это ловушка, но из моря появляются два змея, которые убивают и жреца, и его малых детей. Троянцы принимают это за знак, они разбирают часть стены города, втаскивают «коня» внутрь, хотя и слышат порой, как звякают внутри доспехи врагов, но не обращают внимания. Ночью воины греков выходят из статуи, открывают ворота города, начинают резню. В её ходе убивают сыновей Приама и самого старика. В получившейся суматохе Эней, по просьбе жены и сына и знамению богов (огненному шару в небе), бежит их города с семьёй, таща на закорках старика Анхиса. По дороге жена Энея, Креуза, теряется, Эней отправляется на её поиски, не находит её и возвращается к сыну с отцом, но позже Креуза не раз является мужу в виде духа и даёт советы. Корабли Энея странствуют по морю 6 лет, на пути проплывая и мимо Сциллы с Харибдой, и временами оказываясь на берегу, однако каждый раз людям Энея приходится уплывать, ведь то на этой земле оказывается жилище циклопов, то гарпии прогоняют их. Эней спрашивает совета у разных оракулов, но они отсылают его то в Крит, то в Италию. В пути на Сицилии, умирает старый Анхис. Затем наступает буря, и Эней с людьми оказывается в Карфагене, у Дидоны. Она влюбляется в Энея, и однажды, на охоте, они вдвоём оказываются в пещере, и Дидона уже ожидает свадьбы. Однако боги велят Энею продолжать свои странствия, ибо путь его ещё не окончен. По дороге Эней останавливается на Сицилии, он устраивает игры в честь умершего здесь отца, но в это время уставшие жёны его спутников сжигают часть кораблей, не желая дальше странствовать. Оставив не желающих далее плыть, Эней оправляется с остальными людьми дальше в путь, и на исходе сил троянцы оказываются в Италии. Здесь у Везувия есть вход в царство мёртвых, куда, со жрицей Сивиллой, сходит с сорванной по её совету в священном лесу золотой ветвью Эней в Аид. Здесь он видит призраки чудищ, никем не погребённых людей, Харона, который за золотой ветвь перевозит в царство мёртвых Энея с Сивиллой, которая даёт лепёшку со снотворным охраннику Церберу. Здесь Эней видит две дороги: одна в Тартар, где мучаются преступники, другая к замку Плутона (Аида), к полям, где проводят время души праведных. Здесь он видит и Дидону, которая не слушает его извинений и уходит, и других великих людей прошлого, гребца. своего корабля, которого смыло в ту бурю. Но Сивилла ведёт его дальше, и у реки Леты Эней встречает отца, который радуется и рассказывает Энею о будущем величии Рима и о великих его потомках. Сивилла говорит Энею, что ждёт его ещё странствия, новая война, женитьба и основание Рима.

В Лации, Италия, трояне случайно убивают оленя местного царя и из гостей эстановятся эврагами. Против Энея и его народа встаёт вождь Турн и другие, Эней же отправляется за помощью, которую находит у греческих переселенцев, вождь которых даёт воинов Энею, среди них — своего сына Палланта. Юнона, мать Энея, тем временем просит Вулкана выковать оружие Энею, и тот делает его, на щит нанеся выдающиеся события в истории будущего Рима — братьев Рема и Ромула, вскормленных волчицей, похищение сабинянок и проч. (сравните с щитом Ахилла, где были картины всего мира и быта).

Тем временем Турн со своими войсками нападает на троян. Те отбиваются, среди них Нис и Евриал, близкие друзья, которые, столкнувшись в ночной вылазке с войсками противника, гибнут.Тут Эней возвращается с войсками греческих поселенцев, закипает бой, в гуще которого Турн убивает молодого Палланта и снимает его доспехи. В бою гибнет предводительница амазонок Камилла, бившаяся на стороне Турна, сражённая копьём под оголённую для боя грудь. Наконец Турн предлагает выйти биться с ним Энею, чтобы решилось в поединке, остаются ли трояне в Италии или уходят навсегда. Но в процессе подготовки к поединку, по совету гадателя, латиняне бросают копьё в троян, и завязывается снова битва. Наконец Юпитер делает так, что Турн и Эней встречаются. Тяжёлая битва продолжается до тех пор, пока Эней не пронзает Турнов щит и не ранит того в бердо. Турн молит Энея о жизни, но тот. почти смягчившись, видит на Турне пояс Палланта и безжалостно убивает Турна. Так кончается «Энеида».

 

После смерти труды Вергилия всячески стали распространяться и популяризироваться Августом и др., он вошёл даже в школьную программу. Заслуги Вергилия как автора, в том числе, «Энеиды», «Илиады и Одиссеи нового времени», признавали уже его современники, а Данте выбирает Вергилий своим проводником в царство мертвых в «Божественной Комедии», Вольтер же ставил Вергилия гораздо выше Гомера.

«Воскрешая» эпос такого типа в Риме, Вергилий наполнил его множеством деталей (см. выше), которые сделали «Энеиду» бессмертным произведением. Крылатые фразы из «Энеиды» («Бойтесь данайцев, даря приносящих», «Горе сама испытав, я учусь быть полезной несчастным») вырезались на домах Рима, а в средние века в произведениях Вергилия постоянно искали аллегории и скрытые смыслы. Творчество Вергилия оказало большое влияние на первые эпические поэмы, создававшиеся на национальных языках, и латинскую поэзию средневековья, на европейский эпос и пастораль эпохи Возрождения. Первые оперы и балеты также создавались на сюжеты, почерпнутые из Вергилия. В эпоху романтизма Вергилия «противопоставляли «народному певцу Гомеру», его осуждали за ложный пафос, однако с конца 19-го в. интерес к Вергилию вновь стал расти, и в настоящее время его творчеству посвящено огромное количество статей и монографий.

Римский классицизм в творчестве Горация. Суперкраткий пересказ: Гораций, участник кружка Мецената, участвовал в политике восхваления «старого-доброго» Августа, сформулировал основные тезисы классицизма в своих поздних «Посланиях», однако следовал им всю свою творческую жизнь. Его стихи отличаются завершенностью, проработанностью, лапидарностью и отменным юмором.

 

Квинт Гораций Флакк (65-8 гг. до н.э), родился в небольшом италийском городке Венузии. Сын вольноотпущенного, он получил превосходное образование в Риме. которое завершил в Афинах. Сблизившись в молодости с Брутом, одним из руководителей заговора против Ю. Цезаря, он вступил в армию республиканцев и даже командовал легионом в сражении при Филиппах. После поражения армии республиканцев всё имущество Горация была конфисковано, а сам Гораций вступил в коллегию квесторских писцов. Однако скоро он расстался со службой и всецело посвятил себя литературе, участвуя в кружке Мецената, от которого позже получил за свои произведения небольшое имение в горах.

Пишет Гораций в нескольких стихотворных формах: эподы (ямбические стихотворения, написанные двустишиями), сатиры, оды (лирические стихотворения) и, наконец, послания (письма в стихотворной форме). В каждой из форм Гораций пишет со свойственным ему остроумием, иронией и лапидарностью.

Первая книга стихов Гораций содержала в себе 17 эподов, стихотворений на различные близкие авторы темы. В первом эподе Гораций восхваляет своего благодетеля Мецената. остальные же посвящены самым различным темам: в эподе 10 Гораций остроумно пародирует обычные стихи с пожеланием счастливого пути, посылая проклятия и пожелания гибели от кораблекрушения в дороге Мевию, своему врагу. критиковавшему , в т.ч., Веригилия. В другом эподе Гораций описывает, подобно Вергилию, благо сельской жизни, однако эпод этот имеет необычную концовку — об этих благах лицемерно повествует жадный ростовщик, и таким образом это эпод ни что иное, как пародия.

В ещё одном эподе Гораций прославляет Октавиана и его победу при Акциуме.

В своих сатирах, которые он старался смягчить, играя тонкостью шуток и мыслей, а не напором и грубостью, как создатель сатир, Луцилий, Гораций проповедовал философию умеренности, он говорит, что плохо быть бедным, но и с ростом богатства растёт в человеке скупость, увеличиваются заботы. Поэтому, видимо, и сам Гораций жил в своём имении довольно скромно, в соответствии со своей идеей. Также Гораций, в соответствии с политикой Августа, прославляет доброе старое время, выступал против стяжательства. мотовства, остроумно осуждал различные пороки. В пропаганде доброго старого времени Горацию сильно помогает такое философское направление, как стоицизм (всё в мире творится по абсолютной необходимости, а человек должен поступать нравственности, дабы увеличивать благо, ибо безнравственность есть утрата собственной природы, саморазрушение), над чьими парадоксами, однако, Гораций не стесняется подшучивать.

Сатиры Горация любопытны ещё и тем, что выполнены они в форме диалога, правда, одностороннего, и так в сатиры входит диатриба (обсуждение в лёгком, разговорном тоне какого-либо философского или этического тезиса).

Сборники од Горация также начинаются со стихотворений, посвящённых Меценату, и содержат в себе оды (античность понимала оды не как высокопарный и торжественный жанр, каким оды стали литературе нового времени), написанные самыми различными размерами (сапфическая, алкеева строфы. Асплепиадов стих и др.), посвящённые самым различным темам — дружеские послания, гимны богам, любовная лирика (которая у Горация не похожа на подобную у Тибулла, она лишена того субъективизма и откровенности, которой обладает лирика Тибулла) и др. В этих одах автор представляет своё видение мира, делится опытом, даёт советы тем, к кому оды обращены и проч.

Притом в стиле од Гораций не стремится слепо подражать греческим образцам, он считает необходимым взять из стихов греческих авторов только тему или эпиграф, а затем, как пчёлке, собравшей сладкий сок с цветка, переработать его.

Гораций так создаёт в римской поэзии новую лирику с многообразием стиховых форм, и в этом искусстве нет ему равных.

Среди своих од он создаёт и известную “Exegi Monumentum”, которая позже была многажды переведена русскими поэтами («Я памятник себе воздвиг…» Пушкина, «Памятник» Державина, «Я знак бессмертия себе воздвиг» Ломоносова).

 

Ближе к концу жизни Гораций создаёт свои «Послания» (которые в малой части лишь являются письмами, в основном же это очередной способ для Горация выразить свои мысли), «Письмо к Пизонам» из которых можно считать образцами зарождавшейся литературной критики, где Гораций пишет о своём видении того, как надо писать стихи. Он считает, что автор должен тщательнейшим образом подходить к сочетаемости элементов стиха, он должен оттачивать свои произведения до крайности, и именно из трудов Горация происходит известный афоризм: «Написанное надлежит лет девять хранить без показу». В своих «Посланиях» Гораций подробно проходит по тому, какими должны быть произведения основных жанров, особенно много внимания уделяя теории драмы.

Послания Горация не теоретическое исследование, но «нормативная поэтика», содержащая ряд правил, соответствовавших требованиям римского классицизма.

Эстетика «Наука поэзии» — классицистическая. Произведение должно быть простым, целостным и гармоничным. Асимметрия, отступления, описательные экскурсы, манерность — все это нарушения канона красоты. Не называя имен и направлений, Гораций одновременно обращает свою полемику и против неотериков, и против возникающего в римской поэзии азиански-декламационного стиля, и против архаизирующих аттикистов. Но одной красоты недостаточно, если к ней не присоединяется эмоциональная насыщенность, — это то сочетание, которое является основной художественной задачей римского классицизма. Средство — непрестанная учеба у классиков Греческой литературы: «с греческими образцами не расставайтесь ни днем, ни ночью». Необходимым условием является, однако, самостоятельное усвоение искусства образцов, а не простое подражание; если это условие осуществлено, то оригинальная разработка старой темы представляется Горацию более значительным поэтическим достижением, чем введение в литературу совершенно нового материала. Гораций пишет, что важно следовать нормам языка, однако не стоит и напрочь отказываться от использования заимствованных и новых слов, если они приходятся к месту. Гораций считал также, что поэт должен быть обязательно превосходно образован , и философски, в том числе.

 

Именно благодаря приведённым в «Посланиях» Горация основных законов, их, наряду с «Поэтикой» Аристотеля, часто называют манифестом римского классицизма. Да и всё творчество Горация можно назвать примером следования изложенных в «Посланиях» тезисов, каждое произведение Горация отличается законченностью, «гладкостью», следованием постулатам классицизма, в них гармонично сочетаются остроумие шуток и глубокое проникновение в философию, следование канонам и новаторство, улучшение и развитие заимствованного у великих поэтов Эллады.

И поэтому можно назвать Горация «классиком римского классицизма», одним из его отцов, ведь позднейший европейский классицизм строился именно на тезисах Горация и Аристотеля.






Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 219. Нарушение авторских прав

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.084 сек.) русская версия | украинская версия