Студопедия — Прометей Прикованный
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Прометей Прикованный






Зевс казнит его за милосердие к людям, сам же он не милосерден.

Сказано о прошлом, сказано о будущем; теперь страшное настоящее. Идет слуга и вестник Зевса — бог Гермес. Прометей его презирает как прихлебателя хозяев Олимпийцев. На его расспросы Прометей презрительно бросает: «Лучше страдать, чем прислужничать, как ты; а я — бессмертен, я видел падение Урана, падение Крона, увижу и падение Зевса». Прометей восклицает: «Посмотрите: страдаю безвинно!». Гром, молния, Прометей проваливается под землю. Это конец трагедии.

 

Герой – титан, титаническая личность.

Историческая основа трагедии – становление (формирование) человеческой цивилизации. Огонь – начало цивилизации. Племя первобытных людей – почти животные.

Трагедия хочет убедить в необходимости борьбы со всякой тиранией и деспотией в защиту слабого и угнетенного человека. Эта борьба возможна только благодаря цивилизации, а цивилизация возможна только благодаря постоянному прогрессу.

Эсхил рисует образ борца, морального победителя в условиях физического страдания. Дух человека нельзя ничем побороть, никакими страданиями и угрозами, если он вооружен глубокой идейностью и железной волей. Прометей – человеколюбец и борец против тирании богов, воплощение разума, преодолевающего власть природы над людьми, символ борьбы за освобождение человечества.

 

Зевс изображен бесчеловечным тираном, жесточайшим деспотом, вероломным предателем, не всеведущим и не всемогущим, хитрецом и трусом.

 

34. Соотношение государственной власти и нравственного закона в трагедии Софокла "Антигона";.

Великий трагический поэт Греции – Софокл (496 – 406 гг. до н. э.). Расцвет творчества Софокла совпадает с «веком Перикла» («внутренний расцвет» Афинского гос-ва). Эпоха Перикла – разложение Афинского гос-ва: расширение эксплуатации рабского труда вытесняло труд свободного населения => разорение землевладельцев, имущественное расслоение; развитие индивидуализма, личность противопоставляется коллективу.

Отстаивал традиционный уклад жизни, но сам чувствовал обреченность его, и потому противоречия между старыми, привычными и новыми, разрушительными веяниями получают в произведениях Софокла значение трагического конфликта. Зависимость свободного разумного человека от воли богов – лейтмотив трагедий. Причина всех бедствий в пренебрежении божественными законами, в которых проявляется высшая справедливость. Софокл – противник власти денег, разлагающих основу полиса.

 

 

В трагедии Софокл вскрывает конфликт между родовыми, неписаными законами и гос законами. Он показывает противоречия между законами божественными и произволом человека и ставит выше всего неписаные божественные законы. Религиозные верования предписывали человеку свято чтить кровно-родственные связи, соблюдать все обряды в отношении кровных родственников. С другой стороны, всякий гражданин полиса обязан соблюдать гос. законы.

Главная проблема – проблема общественного долга, восстание личности против несправедливой власти.

Софокл сочувствует Антигоне, изображает ее с теплотой. Он хотел сказать своей трагедией, что для счастья граждан полиса необходимо единство гармонии между гос. и семейно-родовыми законами. Но классовое гос-во времен Софокла было далеко от его идеала. Осуждение подобного рода гос. деятеля сказывается в конце трагедии в раскаянье Креонта и в его самобичевании.

Трагедия через страх и потрясение должна была облагораживать человеческие души.

 


35. Отражение кризиса семьи в трагедии Еврипида "Медея"
;.

Эврипид обладал большой впечатлительностью и мучительно переживал события общественной и личностной жизни. Произведения Эврипида являются как бы энциклопедией того времени, они знакомят нас с общественными настроениями той эпохи. Противоречие между идеалом и действительностью нередко вызывает у поэта мечты о переустройстве этого мира, уничтожении лжи. И в этом страшном мире нарастает семейный кризис: утеряна мораль: муж считает возможным покинуть жену с двумя детьми, а самому устроить свою жизнь с царской дочкой, а жена, чтобы уничтожить мужа, убивает собственных детей. Эврипид показал себя мастером в изображении женской психологии, а также поставил вопрос о социальных условиях, в которых слагаются женские образы.

Эврипид со всей остротой показывает ненормальность бытового положения греческой женщины. Выйдя замуж, женщина приходит в чужой дом, совершенно не зная своего мужа. Жизнь женщины ограничена целым рядом условностей. Положение мужчины в доме совсем иное, т.к. он проводит большую часть времени вне дома. Но родит ребенка, рассуждает Медея, более тяжело, чем сражаться на войне. Да и потом для создании семьи нужна хоть какая-то самоотверженность от супруга. Каким предстает перед нами Ясон? В его чертах нет ничего героического, титанического, он просто ничтожен сам по себе, он является типом карьериста эгоистичного. Его слабое место - дети. Но даже здесь он остается эгоистом, т.к. думает не о судьбе детей, а о продолжении рода. А Медея? Хор вспоминает лишь одну мать, посягнувшую на жизнь своего ребенка – Ино, да и то потому, что Гера наслала на нее безумие.


36. Разоблачение Клеона и афинских демагогов в комедии Аристофана
"Всадники"
;.

Аритофан ненавидит войну, которая нарушает их мирное благополучие, и тех деятелей, которые затевают войну. Вину за бедствия войны Аристофан возлагает на демагогов, прежде всего на Клеона, самого выдающегося из них. Всадники же принадлежат к классу богатых людей. Однако они, как крупные землевладельцы, заинтересованы в мире и составляют оппозицию против демагогов. Аристофан в самом смешном виде изобразил афинский народ как дряхлого, выжившего из ума старика Дема, которого держат в руках ловкие демагоги. Умышленно сгущая краски Аристофан изображает бесчестные методы, которыми пользуются демагоги в своих интересах. Клоен (Пафлагонец) действует доносами на честных людей, а его соперник Колбасник снискал расположение сообщением о том, что рыба подешевела. Вся наука ораторская представляется сплошным шарлатанством, жульничеством и сводиться к искусству не платить долгов, воровать мясо и т.д. Аристофан представил Клеона как самого беззастенчивого обманщика, казнокрада, вымогателя, который втерся в доверие к народу, наводит страх на богатых, действует доносами, обвиняя честных граждан в заговорах против демократии или в сношениях с врагами. Но его плутни раскрываются: он оправдывается тем, что крал на благо народа. Но знаете почему Колбасник его переспорил? Колбасник получил образование на живодерне, учился красть, клятвопреступничать и смело смотреть в глаза. Так Аристофан показывает, какие люди управляют афинским государством.


37. Отражение кризиса полисной морали в трагедии Еврипида "Ипполит"
;.

Эврипид показывает совершенно безрадостную картину мира: даже боги ничуть не лучше, а иногда и хуже людей: Афродита губит Ипполита и Федру из чувства едкой злобы, Посейдон и Артемида даже не хотят рассказать о всем происходящем Тесею – им плевать. Что уж говорить о людях, если боги такими стали. Иногда взгляд Эврипида на жизнь очень грустен: встречаются даже рассуждения, что лучше вообще было бы вовсе не рождаться на свет или что жизнь есть смерть. Упадок морали полный... только посмотрите что твориться! Федра не знает нравственного закона, она хоть и чистая душа, но все равно готова идти на это преступление (она ведь мачеха Ипполита!). А почему все это происходит? Ответ Эврипид вкладывает в уста Федры: «Соблазнов много в нашей жизни есть, беседы долгие, безделье – сладкий яд». А кормилица эта? Чем не безнравственный человек? Она невежественная, научившаяся от уличных мудрецов находить оправдание всякой подлости, своей решительностью обезоружила Федру. Вот так. Ипполит тоже со своими философскими исканиями, своим индивидуализмом и заносчивостью погубил и себя, и Федру, и отца своего, хотя он и не собирался ничего отцу рассказывать, т.к. клятву дал и ее сдержал, надо отдать ему должное.

Противоречие между идеалом и действительностью нередко вызывает у поэта мечты о том, чтобы уйти куда-то в лучшее место, мечты о переустройстве всего мира, об уничтожении лжи и неправды....


38. Отражение кризиса полисного коллективизма в трагедии Евприпида
"Ифигения в Авлиде". Аристотель об образе Ифигении
.

Из примечаний в книге. «Ифигения в Авлиде» была поставлена на сцене вместе с «Вакханками» в 405 г. до н. э. после смерти драматурга его сыном, тоже Е., и получила 1ую награду. Сюжет трагедии основан на известном мифе о жертвоприношении Агамемноном своей дочери Ифигении. Е, внес некот-ые измен-я. Ввел роль Ахилла и усилил роль Клитемнестры. Самое важное, что Эсхил и Софокл представляли жертвоприн-е как насильств. акт, а Е. изобразил И. добровольно идущей на смерть. Текст дошел в очень испорченном виде

Аристотель об образе Ифигении. Если для современной литературы эволюция характера героя – типичное явление, то в античной трагедии не происходит даже простого изменения настроений и чувств героев. Аристотель, например, считал недостатком Еврипида то, что у него Ифигения меняет в короткое время свое решение, и требовал единообразия в характере.


39. Учение Аристотеля о характерах как обобщение греческой классической драматургии.
Аристотель считал подлинным содержанием искусства реальную действительность и по разным способам воспроизведения действительности определял различные жанры или виды поэзии. К первому виду он относил трагедию и эпос, ко второму - комедию. В исследовании литературных жанров Аристотель отводит первое место трагедии, т.к. в ней подражание действительности раскрывается в действии, а не в рассказе о действии, как в эпосе; поэтому сила воздействия и познавательная ценность трагедии значительно превосходит эпос.

Он выделяет шесть частей, которые составляют трагедию: фабулу, характеры, образ мыслей, сценическую обстановку, словесное выражение и музыкальную композицию. То, что основой действия он считает фабулу (для трагедии - миф) объясняется отсутствием в греческой драме в целом индивидуальных характеров и психологических мотивировок поведения героев. Поэтому Аристотель настоятельно выделяет в трагедии не характеры героев, а чисто внешние формальные элементы, как перипетию ("перемена событий к противоположному";, т.е. переход от счастья к несчастью (в трагедии) и наоборот несчастья к счастью (в комедии)), сцены узнавания, способы выражения страданий и т.д.

Следовательно, Аристотель требует соблюдения в трагедии единства действия

На второе место после фабулы Аристотель ставит характеры. По его мнению, характеры трагедии должны быть благородными по своему образу мыслей, т.е. чтобы все, что герои трагедии делают, говорят, вытекало из их убеждений, из их отношения к жизни. Герои трагедий не должны быть ни идеальными, ни порочными, они должны быть хорошими людьми, людьми, совершившими вольно или невольно какую-то ошибку. Только в этом случае они возбудят у зрителя чувства страха и сострадания.

Если прекрасный герой трагедии, ни в чем не виноватый, все же терпит несчастье, погибает, то такая трагедия возбудит у зрителей лишь негодование. Если в трагедии порочный герой в конце концов наказан и приходит к гибели, то у зрителей будет лишь удовлетворение от такой концовки, но они не испытают ни страха, ни сострадания. Если же в трагедии изображен хороший человек, но в чем-то все же виноватый, и этот герой попадает в беду или погибает, то такая трагедия возбудит у зрителей сострадание к герою и страх за себя, опасение, чтобы не совершить той или иной ошибки и не попасть в подобное положение.

Аристотель считает, что трегадия очищает через страх и сострадание. Об этом очищении (катарсисе) он говорит в своей "Поэтике". Аристотель понимал под катарсисом воспитывающее действие трагедии на зрителей. " Достоинство словесного выражения - быть ясным и не быть низким ", говорит Аристотель. Утверждает, что " чересчур блестящий слог делает незаметным как характеры, так и мысли";.

40. Антивоенная комедия Аристофана ("Ахарняне", "Мир", "Лисистрата", "Всадники").

«Ахарняне». Представлено, как крестьянин Дикеополид, испытывая тяжесть войны, пришел в Народное собрание, чтобы добиться заключения мира. Но видя тщетность своих ожиданий, он заключил мир сам, единолично. Его земляки из большого аттического дома Архан, составляющие хор, хотят убить его как предателя. А Ахарны как раз сильно пострадали в первые годы войны и Дикеополид доказывает, что война выгодна только демагогам да стратегам, вроде Ламаха. Дикеополид справляет праздник, веселится и пирует, в то время как другие страдают от войны. На его свободный рынок прибывают люди из чужих городов. Мегарец с голоду продает ему своих дочерей. Даже сам полководец Ламах присылает к нему за дроздами и угрями, чтобы попировать на празднике, но Д. ничего не дает тем, кого считает виновниками войны Ламаху во время праздника приходится спешить за границу, чтобы отразить нападение врагов, а возвращается он в весьма жалком виде, т. к. разбился, перескакивая через ров.

 

Комедия «Всадники», поставленная на афинской сцене в 424 г. до н. э., -

наиболее типичная злободневная комедия Аристофана. Она высмеивает афинских демагогов {Демагог - здесь в значении вождь, политический деятель.}. Острие ее сатиры направлено против видного афинского демагога Клеона, который, по

Аристофану, опутал своей лестью народ афинский (Демос). Слуги народа -

полководцы Никий и Демосфен - подыскали для него более "достойного" слугу,

колбасника Агоракрита, который своими проделками и лестью Народу одолевает

Клеона и омолаживает афинский Демос. Комедия живо осмеивает грязные методы демагогов, которые, по мнению Аристофана, разлагают народ.

 

«Мир». Представлено, как крестьянин Тригей взлетает на навозном жуке на небо, чтобы добиться от Зевса прекращения войны. Но он застает там только Гермеса, узнает, что все несчастья пошли с тех пор, как богиня мира Ирина заключена богом войны в пещеру. Тогда он призывает на помощь всех трудовых людей в пещеру и освобождает ее. А вместе с Миром приходит на землю Опора – богиня урожая, и комедия заканчивается веселым пиром на свадьбе Тригея и Опоры.

 

«Лисистрата». В этой комедии, поставленной в 411 г. до н. э., перед самым олигархическим, переворотом, представлена своеобразная забастовка женщин. Греческие женщины -- афинянки, беогиянки, фессалиянки и другие - отказывают своим мужьям в ласках до тех пор, пока они не прекратят пагубную пелопоннесскую войну; они захватывают афинский акрополь и не допускают к себе мужчин. Афинские советники (пробулы) просят их удалиться из акрополя, даже пытаются поджечь его, но женщины заливают огонь. В конце концов появляются представители Спарты и Афин и просят предводительницу женщин Лисистрату примирить их.

 


41. Борьба Аристофана с разрушителями полисной идеологии в комедиях "Облака" и "Лягушки"
;.

Древнеаттическая комедия по своему характеру всегда была публицистична и выражала интересы большинства. В литературной комедии тема спора была всегда связана с актуальными социально-политическими событиями.

Комедия “Облака” была поставлена в 423 году до н.э. и заняла последнее место. Она не пользовалась большой популярностью. Спор Правды и Кривды символизирует борьбу старых полисных идей с новыми, софистическими.

Аристофан поставил комедию в самый разгар Пелопонесской войны (Афины и Спарта 431-404), завершившейся полным разгромом Афин и потерей влияния в Греции.

Землевладельцы, которых война разоряла, стремились к окончанию военных действий, а ремесленники хотели войны до победного конца, потому что им она была выгодна. Для принятия решений все жители Аттики участвовали в народном собрании. Выступавшие на собраниях были опытные ораторы, которые выдвигали и одинаково доказательно обосновывали нужные им идеи. В результате крестьяне запутывались и понимали, что их в любом случае обманут. Это приводило к недоверию к речистым лидерам демократии – демагогам.

Сократ в комедии - старый, худой, желтокожий, крайне непривлекательный человек, который отрицает существование богов, требует деньги за свое обучение и учит людей кривдой побеждать правду в суде.

Измученные войной, крестьяне считали софистов и ученых шарлатанами, бездельниками, которые даром получают деньги за то, что говорят умные слова и обманывают простых людей.

Таким образом, Аристофан в “Облаках” подверг осмеянию всю новую науку, не делая различия между ее натурфилософскими, грамматическими и этическими течениями. Степень зловредности новых учений в “Облаках” измеряется глубиной нравственного ущерба, который они наносят воспитанию гражданина, отрывая его от заветов традиционной морали.

Комедия “Лягушки” была поставлена автором в 405 г. до н.э. и удостоена первой награды на празднике Леней. “Лягушки” встретили столь восторженный прием, что их поставили вторично в том же году.

В то время, когда создавалась комедия, в Афинах произошли крупные исторические события. В мае 411 г. олигархи захватили власть в стране и ограничили число полноправных граждан пятью тысячами человек. Но уже осенью того же года демократическая конституция была восстановлена и главари заговора (Писандр, Фриних) устранены.

В комедии отражены актуальные вопросы литературной критики и определения роли искусства в жизни общества.

Итак, отражены две важные идеи. Первая – призыв к афинскому народу лечить тяжелые раны государства, полученные во время войны, забыть прежние политические разногласия. Вторая идея была в споре двух лучших мастеров трагедии о задачах драматической поэзии. Еврипид полагает, что люди станут лучше тогда, когда поэты раскроют перед ними правду жизни, о которой нужно говорить простым человеческим голосом. Эсхил же считает, что житейской правдой прикрываются низменные побуждения людей, недостойные внимания поэтов. Автор в этом произведении продолжает борьбу с новой идеологией, утверждая ценности старого времени.


42. Сравнительная характеристика творчества Эсхила и Еврипида в комедии Аристофана "Лягушки"
;.

Одной из основных проблем, которая рассматривается в комедии Аристофана “Лягушки”, является спор о задачах драматической поэзии, который осуществляется между двумя виднейшими трагиками V в. до.н.э. – Эсхилом и Еврипидом. Судьей в этом споре выступает Дионис – бог театра.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 702. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия