Студопедия — Луций Анней Сенека (род.незадолго до н.э. - ум. в 65г. н.э.)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Луций Анней Сенека (род.незадолго до н.э. - ум. в 65г. н.э.)






Написать Сенека успел много, но дошло не все. Однако его трагедии являются единственными целиком дошедшими до нас драмами римлян. Эти трагедии были предназначены не для театрального воспроизведения, а лишь для декламации.

Трагедии Сенеки проникнуты оппозиционным духом и ненавистью к тирании и деспотизму. Сюжеты своих трагедий он берет у древнегреческих драматургов. Он выступает с трагедиями: "Медея", "Федра", "Эдип", "Тиэст", "Агамемнон" и др. Сенека считает, что человек бессилен и все руководит слепой рок. Судьбе он может противопоставить лишь силу духа и воли, готовность к страданиям и смерти. Герои его драм - сильные личности, охваченные бурными и гибельными страстями, или великие мученики, гибнущие в страданиях, подобно Гераклу.

В Трагедия всех героев драм Сенеки состоит в бесцельности их борьбы с всесильным роком.

 

52. Традиционные типы-характеры римской паллиаты. "Хвастливый воин" и "Клад" Плавта.

Работал в обрасти «паллиаты», комедии с греческим сюжетом, переделывая для римской сцены греческие пьесы, главным образом новоаттические комедии – Менандра, Филемона и Дифила. Плавт приближает свои пьесы к более примитивным формам комической игры.

«Хвастливый воин» (ок 204). Комедия против героических личностей. Воин – ограниченный и чванливый, с удовольствием слушает карикатурно-преувеличенные небылицы, сочиняемые для него Артотрогом (тоже типичная фигура). Один из источников шекспировского Фальстафа.

Филкомасия – рабыня Пиргополиника, чистая, попавшая в переплет; Любит афинянина Плевсикла

«Клад». Более серьезная комедия. Старик Эвклион, нашедший клад и трясущийся за него; Честный, но невезучий Ликонид, который изнасиловал дочь старика, но любит ее и хочет жениться. Комический диалог. Но конец комедии не сохранился прообраз «Скупого» Мольера и «Скупого рыцаря».

Типажи: яркие и густые краски. В состоятельных образах, как правило, нет положительной характеристики: старик, шалопай юноша, воин-хвастун, сводник, ростовщик, жадная гетера, сварливая жена. Любимая фигура Плавта – раб, не только носитель интриги, но и средоточие буффонадного элемента. Шутовство и пародия, но энергия и находчивость. Цель Плавта – возбуждать смех всем. Сочетание «новой» комедии с народно-шутовским театром, диалог полон острот, каламбуров, гипербол, грубых шуток – иногда.


53. Особенности "Золотого века" римской литературы, его значение для
последующих веков
.

В Риме стала укрепляться философия эпикурейства, которая заключалась в том, чтобы жить, наслаждаясь, а материальные ценности ставились гораздо выше духовных.

С приходом Августа к власти ораторство стало опасным занятием. Это обусловило всплеск популярности поэзии, когда каждый уважающий себя обеспеченный римлянин считал своим долгом и читать новейшие произведения современных поэтов, и испытывать своё перо. В Риме появляется множество поэтов, которые собираются в различные кружки, направления вокруг богатых римлян, которые финансировали талантливых авторов. Среди таких кружков наиболее известным стал кружок Гая Цильния Мецената (Гораций, Проперций), чьи участники писали в «проавгустовском» направлении, прославляя Августа и старую нравственность, в соответствии с курсом самого Октавиана. Другим кружком, чьи участники отгораживались в своём творчестве от каких бы то ни было политических идей, был кружок Корвина Мессалы (Тибулл).

Также в таких кружках зарождалась и будущая литературная критика.

В век Августа была достигнута наибольшая высота и элегией. Важнейшие представители элегии, которая была по преимуществу любовной, — Тибулл, Проперций, Овидий

Черты римской поэзии «золотого» и последующих «литературных веков»: субъективизм в любовной лирике, красочность и тонкость передачи деталей произведений и внимание к внутреннему состоянию персонажей, которое было существенно развито из греческой литературы. В это же или приблизительно в это время были сформулированы и существенно развиты жанры элегий, сатир, диатриб и проч., которые позже стали напрямую использовать или чьи элементы стали вносить в свои произведения авторы последующих времён


54. Этапы творчества Вергилия, его значение для литературы последующих веков
.

Вергилий родился в Андах в 70 г. до н. э., в 50-ом году он приезжает в Рим, где увлекается философией эпикурейства, а также поэзией неотериков. В 42-39 гг. Вергилий пишет «Буколики» («Пастушьи Стихи»).

В «Буколиках» проявляется любовь Вергилия к простой сельскохозяйственной жизни, которую поэт описывает красочно и с удовольствием. В своих произведениях Вергилий всячески старается избегать размышлений о политике, оставаясь «певцом пастбищ, пашен и вождей».

Следующим произведением Вергилия были «Георгики» («О земледелии»), в которых толковалось об особенностях земледелия, пчеловодства и проч., по одному аспекту сельской жизни на «главу».

В «Б.» и «Г.» общей идеей является, в том числе, и идея привлечения ветеранов, получивших по приказу Августа земли, обратиться к сельхозтруду и к мирному спокойному образу жизни.

«Энеида» — ключевое произведение Вергилия, благодаря которому, в основном, он остался в веках. «Энеида» написана в «Век Августа», когда большая часть литературы писалась в соответствии с «линией партии», так, как требовал того Август. А требовал он восславления былых нравов (в противоположность упадку нравов в то время), а также своей персоны (ему необходимо было подтвердить через литературу «легитимность» своего властвования).

После смерти труды Вергилия всячески стали распространяться и популяризироваться Августом и др., он вошёл даже в школьную программу. Заслуги Вергилия как автора, в том числе, «Энеиды», «Илиады и Одиссеи нового времени», признавали уже его современники, а Данте выбирает Вергилий своим проводником в царство мертвых в «Божественной Комедии», Вольтер же ставил Вергилия гораздо выше Гомера.

«Воскрешая» эпос такого типа в Риме, Вергилий наполнил его множеством деталей (см. выше), которые сделали «Энеиду» бессмертным произведением. Крылатые фразы из «Энеиды» («Бойтесь данайцев, даря приносящих», «Горе сама испытав, я учусь быть полезной несчастным») вырезались на домах Рима, а в средние века в произведениях Вергилия постоянно искали аллегории и скрытые смыслы. Творчество Вергилия оказало большое влияние на первые эпические поэмы, создававшиеся на национальных языках, и латинскую поэзию средневековья, на европейский эпос и пастораль эпохи Возрождения. Первые оперы и балеты также создавались на сюжеты, почерпнутые из Вергилия. В эпоху романтизма Вергилия «противопоставляли «народному певцу Гомеру», его осуждали за ложный пафос, однако с конца 19-го в. интерес к Вергилию вновь стал расти, и в настоящее время его творчеству посвящено огромное количество статей и монографий.


55. Римский классицизм в творчестве Горация.

Квинт Гораций Флакк (65-8 гг. до н.э), родился в небольшом италийском городке Венузии. Расстался со службой и всецело посвятил себя литературе, участвуя в кружке Мецената, от которого позже получил за свои произведения небольшое имение в горах.

Пишет Гораций в нескольких стихотворных формах: эподы (ямбические стихотворения, написанные двустишиями), сатиры, оды (лирические стихотворения) и, наконец, послания (письма в стихотворной форме). В каждой из форм Гораций пишет со свойственным ему остроумием, иронией и лапидарностью.

Гораций проповедовал философию умеренности, он говорит, что плохо быть бедным, но и с ростом богатства растёт в человеке скупость, увеличиваются заботы. Поэтому, видимо, и сам Гораций жил в своём имении довольно скромно, в соответствии со своей идеей. Прославляет доброе старое время, выступал против стяжательства, мотовства, остроумно осуждал различные пороки

Сатиры Горация любопытны ещё и тем, что выполнены они в форме диалога, правда, одностороннего, и так в сатиры входит диатриба (обсуждение в лёгком, разговорном тоне какого-либо философского или этического тезиса).

Среди своих од он создаёт и известную “Exegi Monumentum”, которая позже была многажды переведена русскими поэтами («Я памятник себе воздвиг…» Пушкина, «Памятник» Державина, «Я знак бессмертия себе воздвиг» Ломоносова).

Ближе к концу жизни Гораций создаёт свои «Послания» (которые в малой части лишь являются письмами, в основном же это очередной способ для Горация выразить свои мысли), «Письмо к Пизонам» из которых можно считать образцами зарождавшейся литературной критики, где Гораций пишет о своём видении того, как надо писать стихи. Он считает, что автор должен тщательнейшим образом подходить к сочетаемости элементов стиха, он должен оттачивать свои произведения до крайности, и именно из трудов Горация происходит известный афоризм: «Написанное надлежит лет девять хранить без показу».

Послания Горация не теоретическое исследование, но «нормативная поэтика», содержащая ряд правил, соответствовавших требованиям римского классицизма.

Эстетика «Наука поэзии» — классицистическая. Произведение должно быть простым, целостным и гармоничным. Асимметрия, отступления, описательные экскурсы, манерность — все это нарушения канона красоты. Но одной красоты недостаточно, если к ней не присоединяется эмоциональная насыщенность, — это то сочетание, которое является основной художественной задачей римского классицизма.

Именно благодаря приведённым в «Посланиях» Горация основным законам, их, наряду с «Поэтикой» Аристотеля, часто называют манифестом римского классицизма. Каждое произведение Горация отличается законченностью, «гладкостью», следованием постулатам классицизма, в них гармонично сочетаются остроумие шуток и глубокое проникновение в философию, следование канонам и новаторство, улучшение и развитие заимствованного у великих поэтов Эллады.

И поэтому можно назвать Горация «классиком римского классицизма», одним из его отцов, ведь позднейший европейский классицизм строился именно на тезисах Горация и Аристотеля.


56. Три периода творческой биографии Овидия. Пушкин об Овидии
.

Овидий – младший в ряду элегических поэтов Рима. Родился в 43 году в Сульмоне и принадлежал к старинному «всадническому» роду.

В литературной деятельности Овидия можно выделить три этапа:

1. Любовные стихотворения.

2. поэзия на учёно-мифологическую тему

3. стихи времени изгнания

 

1)Писать стихи он начал рано. До нас дошёл его сборник «Любовные стихотворения»(«Amores») из 3 книг. По элегческой традиции сборник имеет свою героиню, которую Овидий назвал Коринной по имени древней беотийской поэтессы. Овидий не знает чувства неудовлетворённости современной жизнью.

В противоположность Тибуллу и Проперцию, Овидий не претендует на изображение серьёзного и глубокого чувства; он только «шутливый певец любовной неги».

Другое значительное отличие Овидия – он переносит в поэзию принципы декламационного стиля. Это выражается в нескончаемых вариациях одной и той же темы. Развёртывал мотивы предшественников, создавал пародийные произведения.

Литературные достоинства «Amores»:

  1. Изобретательность в вариациях.
  2. Остроумие.
  3. Тонкость отдельных психологических наблюдений.
  4. Живые зарисовки быта.
  5. Исключительная лёгкость и гладкость стиха.

Недостатки:

  1. Незначительность содержания.
  2. Однообразие и отсутствие чувства меры.
  3. Самовлюблённость автора.

 

В своём следующем сборнике Овидий окончательно отказывается от износившейся маски «влюблённого поэта». «Героини» («Послания») представляют собой серию писем мифологических героинь к находящимся в разлуке с ними мужьям и возлюбленным.

К периоду работы над «Героинями» относится не дошедшая до нас поэма «Медея», о которой античные критики отзывались с большой похвалой. Римской элегии изначально была свойственна претензия на «учительную» роль в сфере любви – «Наука любви» представляет собой пародийно-дидактическую поэму в стиховой форме элегии. «Руководство» состоит из з частей: как найти предмет любви, как добиться любви, как удержать. Затем появляется «Лекарство от любви» для тех, чья любовь безнадёжна.

 

2)Овидий избирает форму «каталогообразной» поэмы, объединяющей большое количество тематически близких между собой сказаний: «Метаморфозы» («Превращения») и «Фасты» («Месяцеслов»).

Тема превращений занимает большое место в мифологии древних народов. «Метаморфозы» Овидия – это поэма в гекзаметрах. Овидий задумал не сборник рассказов а связное целое, единую поэму, в которой отдельные повествования были бы нанизаны на единую (прежде всего хронологическую) нить.

Римским мифам специально посвящены «Фасты». Овидий поставил перед собой былую задачу Проперция – создание серии повествовательных элегий о преданиях и обрядах римского культа.

3) В изгнании мотивы творчества Овидия становятся другими: жалобы на судьбу и мольбы о возвращении в Рим. Первая книга в изгнании – «Скорбные стихотворения», где он рассказывает о своей жизни. Овидий так и умер в изгнании.

 

В русской литературе образ Овидия навеки связан с Пушкиным, любившим сравнивать свою ссылку на юг со ссылкой Овидия.


57. Мениппова сатира в творчестве Лукиана
.

Идеологическое со стояние верхушки античного общества накануне его катастрофы получило многостороннее отражение в творчестве плодовитого сатирика Лукиана. Измельчание философской мысли и рост суеверия, претензии софистики и вульгарно-философская оппозиция против нее, педантический архаизм и бессодержательность литературы, — все эти симптомы идеологического распада нашли в лице Лукиана острого и язвительного критика, обратившего формально-стилистическое искусство софистики против нее самой.

В течение нескольких лет Лукиан составляет целую серию философско-сатирических диалогов в стиле Мениппа с фантастическим повествовательным обрамлением. Литературную характеристику своих «менипповских» произведений дает сам автор в «Дважды обвиненном»: «…Мениппа, из числа древних киников, очень много лающего, как кажется; Менипп кусается, как настоящая собака, и кусается исподтишка, кусается он даже, когда смеется». На первых порах Лукиан близко придерживался сюжетов самого Мениппа, выводил его в качестве действующего лица. Киническое презрение к общепризнанным жизненным ценностям получает яркое выражение в сборнике «Разговоров в царстве мертвых» Перед лицом смерти все оказывается ничтожным, красота и богатство, слава и власть, — один лишь киник прибывает в преисподнюю с улыбкой, сохраняя свою «свободу духа и свободу речи, беззаботность, благородство и смех».

Одна из наиболее красочных антирелигиозных сатир Лукиана в менипповом стиле — «Зевс трагический».

Наряду с антирелигиозной сатирой, у Лукиана нередко встречается сатира, направленная против философов. В «Аукционе образов жизни» («Продажа жизней») высмеиваются взгляды различных философских школ.

Во многих произведениях «менипповского» стиля Лукиан старается сохранить историческую перспективу III в. до н. э., ограничиваясь лишь намеками на обстановку своего времени. Для непосредственной сатиры на современность он предпочитает другие литературные формы — диалог платоновского типа или памфлет в форме послания («Пир»).


58. Проблема происхождения жанра античного любовного романа
.

Видное место в позднеантичной тематике повествовательной литературе занимает тематика частной жизни интимных чувств, бытовых и семейных отношений, любви и дружбы. Создаётся новая большая форма, развёртывающаяся в 2 направлениях:

-патетическая повесть об идеальных фигурах, носителях возвышенных и благородных чувств

-сатирическое повествование, имеющее резко выраженный «низменно»-бытовой уклон.

Наличие повествовательного жанра, охарактеризованного античными теоретиками как «повествование о лицах». Сюжет такого повествования составляет цепь приключений одного или двух действующих лиц, очень часто – влюблённой пары Пользуясь позднейшей терминологией его принято называть романом. Наименование это основано на том, что интересующий нас античный жанр, имея своим содержанием борьбу обособленных индивидов за их личные, частные цели, представляет очень занимательное тематическое и композиционное сходство с некоторыми видами позднейшего европейского романа, в формировании которых античный роман сыграл немалую роль.

Но когда говорят о сходстве между античным романом и позднейшим имеют в виду не привычный для нас роман 19 века, а более ранние его формы (например, «салонные» романы 17 века). В соответствие с распылённостью позднеантичного общества, с отсутствием больших общественных интересов личные цели индивидов подаются в полном отрыве от общественных целей, личные конфликты не становятся выражением социальных конфликтов. Идеологическая борьба не получает в романе яркого выражения, и играет он лишь подчинённую роль «развлекательного» жанра.

Полнее всего сохранён греческий любовный роман. Целиком до нас дошли «Хэрей и Каллироя» Харитона, «Дафнис и Хлоя» Лонга, «Эфиопская повесть» Гелиодора и т.д.

Начала любовного романа остаются тёмными. Попытки «вывести» роман из какого-нибудь более раннего жанра или «сплава» жанров, не имели результатов; порождённый новой идеологией, роман не возникает механически, а составляет новое художественное единство, впитавшее в себя многообразные элементы из литературы прошлого.

Первые следы романа относятся к концу 2 века до н.э. Ранние романы представлены только небольшими папирусными отрывками, которые позволяют всё же сделать вывод, что роман лишь со временем сделался повествованием о вымышленных лицах.


59. Формы народно-смеховой культуры в романе Петрония "Сатирикон"
;.

Немного о «Сатириконе» из учебничков:

 

«Сатирикон» имеет форму «менипповой сатуры» (это важно!), повествования, в котором проза чередуется со стихами, но по существу он выходит далеко за пределы обычного типа «менипповых сатур». Это — сатирический роман «низменно»-бытового содержания. В античной литературе роман этот стоит изолированно, и мы не знаем, имел ли Петроний предшественников. Во многом пародия на любовные романы.

Повествование Петрония разнообразно по тону: оно то выдержано в стиле полной жизненной натуралистичности, то приобретает характер карикатуры и пародии на другие жанры (эпос, мим), то переходит в фантастический гротеск.

К художественным достоинствам романа Петрония следует отнести и то обстоятельство, что автор сумел ярко изобразить целый ряд значительных процессов в социальной жизни своего времени. Упадок и распад римского общества. Отношение Петрония к окружающей действительности скептически-презрительное. Его не интересуют политика, философия, отношения между людьми он считает лживыми, «актерскими». В отношении религии он придерживается взглядов эпикурейства, а призыв этой школы к наслаждению он воспринимает вульгарно. Больше всего интересуют Петрония судьбы искусства. Новое искусство он называет «пустозвонством», и считает, что оно находится в упадке.

 

В «Сатириконе» Петрония еда, питье, половые непристойности, смерть и смех в основном лежат в бытовом плане, но этот быт насыщен фольклорными реминисценциями и пережитками, особенно в его приключенческой части, и при всей крайней распущенности и грубости, при всем цинизме его от него еще пахнет разлагающимися обрядами плодородия, сакральным цинизмом свадеб, пародийными шутовскими масками умершего и сакральным блудом на похоронах и поминках.

Но самый сюжет приобретает исключительную и глубокую существенность благодаря тем большим реальностям человеческой жизни, которые этим сюжетом охвачены и приведены в движение. В маленьком масштабе здесь отражено громадное событие, громадное — по значению входящих в него элементов и их связей, далеко выходящих за пределы того небольшого клочка реальной жизни, в котором они отражены. Перед нами особый тип построения реалистического образа, возникающий только на почве использования фольклора.

 







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 635. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия