Скульптура Древней Греции2. Мегалитическая архитектура эпохи энеолита. (билет №2 1 вопрос) 3.Определить памятник искусства (назовите памятник, его автора, время и регион (страну) создания).
1. Греческая скульптура делится на периоды: Архаика Классика Эллинизм
АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (VIII-VI ВВ. ДО Н.Э.) ранний этап в историческом развитии какого-либо явления
Для изготовления своих творений скульпторы обращались к мрамору, белому мрамору. Основной темой в искусстве греков в архаический период становится человек, представленный в виде бога, героя, атлета. Скульптура архаического периода отличалась несовершенством, создавая, как правило, обобщенный образ. Это так называемые куросы ('юноши'), именуемые также архаическими Аполлонами. До нашего времени дошло несколько десятков таких статуй. Наиболее известная мраморная фигура Аполлона из Теней. На устах его играет характерная для того времени 'архаическая улыбка', глаза широко раскрыты, руки опущены и сжаты в кулаки. Принцип фронтальности изображения соблюден в полной мере. Архаические женские статуи представлены корами ('девушками') в длинных ниспадающих одеждах. Головы девушек украшены локонами, сами статуи полны изящества и грации. К концу VI в. до н.э. греческие скульпторы постепенно научились преодолевать первоначально свойственную их статуям статичность.
КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V-IV ВВ. ДО Н.Э.)
В эпоху классики излюбленным материалом скульпторов стала бронза. Они изготавливали глиняную модель, покрывали ее воском, а затем наносили еще один слой глины. Бронзовый расплав (смесь меди и олова) заливали в оставленное отверстие равномерно, не спеша, с таким расчетом, чтобы он прошел между двумя слоями глины. Горячий металл съедал воск и занимал его место. Когда бронза остывала, верхнюю глиняную форму отбивали, а глиняный «вкладыш» оставался внутри статуи. Высшие достижения греческой скульптуры эпохи классики связаны с именами Мирона, Поликлета и Фидия. Их завоеванием было умение передать естественную и непринужденную позу человека. К сожалению, их статуи, прославленные в древности, до наших дней не сохранились. О них можно судить по мраморным копиям, созданным уже римскими мастерами 500 лет спустя после создания оригиналов.
Великий скульптор Мирон, работавший в середине V в в Афинах, создал статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Это его бронзовый 'Дискобол', известный нам по нескольким римским копиям, настолько поврежденным, что лишь их совокупность позволила как-то воссоздать утраченный образ.
Искусство другого великого ваятеля - Поликлета - устанавливает равновесие человеческой фигуры в покое или медленном шаге с упором на одну ногу и соответственно приподнятой рукой. Образцом такой фигуры служит его знаменитый 'Дорифор' - юноша-копьеносец. В этом образе - гармоническое сочетание идеальной физической красоты и одухотворенности. Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры, согласные с его представлением об идеальной красоте. Свои мысли и выводы Поликлет изложил в теоретическом трактате (до нас не дошедшем), которому он дал название 'Канон'.
Еще один великий скульптор V века - Фидий родился в Афинах и в совершенстве овладел искусством бронзового литья. Фидий отлил скульптурную группу из 13 фигур для Дельфийского храма Аполлона. Ему принадлежит и двенадцатиметровая статуя Афины Девы в Парфеноне. Статуя Афины Парфенос была выполнена из слоновой кости и золота. Такая техника называлась Хризо-элефантинной. Но подлинную славу и величайшую известность принесла Фидию колоссальная статуя Зевса для храма в Олимпии. Она достигали 13 метров в высоту. Зевс восседал на троне из кедрового дерева. В правой руке он держал богиню победы Нику, в левой - скипетр, на котором сидел орел. Его лицо, руки и полуобнаженное тело были сделаны из слоновой кости, глаза - из драгоценных камней, плащ и сандалии - из золота. Эту статую постигла жестокая участь - в V веке н.э. она была уничтожена христианским духовенством.
ПЕРИОД ЭЛЛИНИЗМА. (IV-I ВВ.ДО Н.Э.)
Искусство более противоречиво, оно изображает человека более сложно и трагично. Скульпторы раскрывают различные грани душевного мира человека, его переживания. Три мастера этого периода – Скопас, Пракситель, Лисипп.
Скопас – его творчество погибло почти без остатка. До нас дошли мраморные копии, сделанные римскими мастерами. В образах скульптора раскрывается мир сильных душевных чувств, борьба страстей. Традиции искусства Скопаса унаследовала одна из самых знаменитых эллинистических статуй - 'Ника Самофракийская'. Статуя богини победы была воздвигнута на острове Самофракия в честь победы родосского флота в 306 г.до н.э. Установленная на пьедестале, напоминающем нос корабля, она стояла когда-то, трубя в рог, на высоком утесе на берегу моря.
Пракситель изображал идеально прекрасного человека, его герои – люди, способные к радостному наслаждению. Единственное произведение Праксителя, сохранившееся в оригинале до наших дней – статую Гермеса. Мастер использовал мифологический сюжет. Зевс приказал Гермесу отнести на воспитание нимфами своего новорождённого сына Диониса.
|