Студопедия — Союз советских писателей
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Союз советских писателей






Литература периода Великой Отечественной войны.

Противоречия между худож-ыми типами перестали быть видными. А.Объединительная задача предполагала компромиссы. Б.«Свобода последнего часа»…. В условиях, когда смерть может прийти в любое время, день, час человека не волнует, что ему запрещено, что разрешено. (психологически) Поколение писателей, кот.стали писателями на фронтах ВОВ. В годы войны: стало допустимым культурное сближение России и заруб.стран, кот.были с нами заодно. Возобновление культа древних национал-ых героев. Разрешено творчество Цветаевой. Сняты некоторые культурные ограничения, противоречия. Соглашение о новом разделе Европе. Жизнь стала возращаться к прежней атмосфере, но культура нет. Корректировка культуры была принята правительством. Постановления по реорганизации культуры (обновлению). Устранение нежелательных тенденций (тенденция свободы) Жданов КПЦСС. Наметились несоветские тенденции. Ахматова и Зощенко – буржуазность. Указ – искоренить такие явления, закрытие журнала «Звезда»

Поэзия. Тематика лирики резко изменилась с первых же дней войны. Ответственность за судьбу родины, горечь поражений, ненависть к врагу, стойкость, верность Отчизне, вера в победу отлились в неповторимые стихотворения, баллады, поэмы, песни.

Лейтмотивом поэзии стали строки из стихотворения А.Твардовского «Партизанам Смоленщины»: «Встань, весь мой край поруганный, на врага!». Одические стихи, выразившие гнев и ненависть народа. Были присягой верности отчизне («Присягаем победой» А.Суркова). Поэты глубже постигают образ матери-Родины. Они обращаются к ее героическому прошлому, проводят большие исторические параллели: «Слово о России» М.Исаковского, «Русь» Д.Бедного. В ряде стихов передается чувство любви солдата к своей «малой родине», где он оставил часть своей души, свою боль и радость («Родина» К.Симонова). Проникновенные строки посвящались женщине-матери.

Проза. Крупнейшие мастера слова – А.Толстой, Л.Леонов, М.Шолохов – стали и выдающимися публицистами. Важный вклад в публицистику внесли А.Фадеев, В.Вишневский, Н.Тихонов. Глубочайший оптимизм, несокрушимая вера в победу.

Проза первоначально освещалась в очерковом, нередко информативно-описательном батальном варианте (1942). Позже фронтовая действительность постигается писателями в сложной диалектике героического и повседневного. Среди жанров особой популярностью пользовалась повесть, в частности героическая и романтическая («Русская повесть» П.Павленко, «Народ бессмертен» В.Гроссмана). В 1942-43 гг. появляются новеллы, циклы рассказов («Рассказы Ивана Сударева» А.Толстого, «Март-апрель» В.Кожевникова, «Морская душа» Л.Соболева). Первое крупное произведение – «Дни и ночи» К.Симонова. В 1943-44 гг. происходит углубление историзма, расширение временных и пространственных горизонтов. Одновременно шло и укрупнение характеров («Оборона Семидворья» А. Платонова, «взятие Великошумска» Л.Леонова). К концу войны ощутимо тяготение прозы к широкому эпическому осмыслению действительности («Они сражались за Родину» М.Шолохова, «Молодая гвардия» А.Фадеева).

 

8. Осн. Характ-и послевоенных лет.Последний послесталинский период (послевоенные годы). Вновь восстановлена система культуры в искусстве. Сама революц. Культура переживает внутр. Кризис. Послевоенное настроения в обществе:Война заставила людей инициативно действовать и критически мыслить. К тому же миллионы граждан увидели разрыв между уровнем жизни Европы и СССР. Вернувшись с войны: рабочие стали выражать недовольство материально-экономическим положением, в крестьянской массе ходили слухи о роспуске колхозов, в среде интеллигенции распространились надежды на экономические реформы и смягчение политического режима. Ряд внешнеполитических акций СССР укреплял эти надежды. 10 декабря 1948 была принята Всеобщая декларация прав человека, подписанная и СССР, где провозглашалась право каждого человека на свободу творчества и передвижение независимо от границ. В ряде городов возникли молодёжные антисталинские группы, крупная из них была воронежская (60 чел). Её участники были обеспокоены экономическим положением и обожествлением Сталина. Группа была раскрыта и её члены осуждены от 2 до 10 лет. Основной удар обрушился на интеллигенцию. 14 августа 1946 постановление ЦК ВКП О журналах Звезда и Ленинград, а затем и многих других. Это дало сигнал к травле деятелей культуры: Ахматовой, Зощенко и др. Репрессивные кампании, развернутые партией во многих направлениях культурной жизни страны. Борьба с «космополитизмом». Проблема «железного занавеса» в литературе и искусстве. Повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда» и ее роль в правдивом, психологически достоверном изображении человека на войне. В. Некрасов как предшественник «окопной прозы» 50—60-х годов. Роман В. Гроссмана «За правое дело». Б. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (1946 - 1953). История создания и издания романа. Значение завершающего его стихотворного цикла. Литературно-критическая полемика вокруг «Доктора Живаго» после его публикации на родине в 1989 году.

 

9. Лит-ра модернистской худ.парадигмы.20в. Опред-ся сменой парадигм худож-енности, изменение представлений о сущности искусств. Креативизм. 1. 18в. (иск-во после петровского времени) реализм 19в. –классическая парадигма худож-сти. 2. Неклассич-ая парадигма худ-и (модернизм). Различия между реалистич. и модернист. Направлениями: 1) различ-ся жизнеподобием (реализм – искусство, подражающее жизни, модернизм – нежизнеподобное) 2) реалистич-ое иск-во базируется на доверии к реальности (историч.реальность обладает ценностью жизни) Реалистич-ое искусство осознаёт себя как познание. Автор субъект, а мир объект, читатель – адресат. Читателю представл-ся итог деятельности писателя. Модернизм опир-ся на меньшее доверие к реальности и иное понимание реальности. Модерн.худож-сть видит мир как мир неабсолютный, в кот. сама реальность – понятие относительное. Модерн.иск-во не может однозначно претендовать на то, что оно познаёт мир. Художник не обнаруж.гармонию в реальности, а нацелен на то, чтобы её создать. Отсюда измен-ся отношение иск-ва к жизни. Художник стан-ся создателем красоты, гармонии, он познаёт реальность и нереальность, разоблачает недействительность действительности. Есть веши, кот.действительны, но нереальны. о_О Бахтин. Смещение лит-го дискурса в сторону читателя, изм-ие стратегии построения языка. В модернист.варианте лит-ра вырабатывает свои собствен.худож-ые языки (расподобление языка лит-ры и нелитературного) (не качество, а ступень). Другой сполсоб жизнеподобия, связан-ый с языком. 2 фактор: формиров-е советской худож-ой системы, ориентация на реалистические формы. Феномен располаг-ся между реализмом и модернизмом – это авангард. (авангардизм – Маяковский, Малевич, Хлебников, Шершеневич)

 

10.Рус.лит-ный авангард. Маяковский, Малевич, Хлебников, Шершеневич. Авангард – 1) постоянное самообновление (вчерашний авангард сегодня авангардом не счит-ся), авангард стрем-ся сделать искусством то, что иск-ом до этого не явл-сь; 2) отрицание прямых предшественников и нахождение альтернативных традиций; 3) программность и проектность (авангард вырабатывает некую технологию действий, авангард по своей природе революционен, он претендует на новый худож-ый мир, созданный именно руками аангардиста; 4) акционность (некий флеш-моб); 5) претендование на создание новой реальности. Жизнь подражает иск-ву, а не наоборот (мир как текст). Картина мира есть видение мира, а видение форматирует художник, авангардисты против теории отражения. Поток авангарда развивается в 20е бешеным темпом. Р благопр для нестандарт.Автор существует в разных формах. Имаженизм -главное-образ в лит и жизни поэта.Поэт должен проб. идею в жизни.Поиск свежих образов.Ключевое средство-метафора.Есенин, Мариенгоф, Шершеневич. Экспрессионизм- выражение эмоциональной характ-ки образа,эмоц-го состояния худ-ка: Мариенков «Циники». Зауми-с оздать такой текст, кот невозможно было понять,сложно выхватить смысл. Крученых, Хлебников, Гнедовой. Ничевоки- источение произведения во имя ничего, на ничем строить новую культур.Против Р. Конструк-тивизм-Группа ЛЦК (Лит.центр конструк-ов)И.Сельвинский в 1923. В одной конструк-ции отрж все бытие. ОБЭРИУТы-отказ от традиц форм искусства,обновл методов изображ дейст-ти. Гротеск,алогизм,поэтику абсурда. Лит не может сущ-ть без других видов искус-ва. Текст создается спонтанно. Хармс-бесфабульный текст,алогизм- скоморошины, не-былицы.Детс.взгляд на жизнь.Без гармонии мир обречен.Абсурд на фонетич,лексич,сюжет-композ, жанровом,культурном уровне. Заболоцкий-сложная писат и чел судьба. «Столбцы»-сразу критика, поэма «Торжество земледелия»-новая волна травли. Заключение - Изл.приемы: антропоморфизм и обратный принцип (люди-столбцы, марионетки), аллегория. Сыроватое письмо- спец.подготовлен прием.Трагедия дисгармоничного мира.

11. Пролеткульт. Ведущее место в литературном процессе послеоктябрьских лет заняла, как говорили тогда, пролетарская литература. В 1918-1920 гг. издавались поддерживаемые правительством журналы "Пламя" (Петроград) и "Творчество" (Москва). В это время появился самостоятельный орган пролеткульт, который просуществовал лишь до 1928 года. После Октябрьской революции Пролеткульт стал самой массовой и наиболее отвечающей революционным задачам организацией. Он объединял большую армию профессиональных и полупрофессиональных писателей, вышедших главным образом из рабочей среды. Наиболее известны М.Герасимов, А.Гастев, В.Кириллов, В.Александровский, критики В.Плетнев, Вал. Полянский. Почти во всех крупных городах страны существовали отделения Пролеткульта и свои печатные органы: журналы "Пролетарская культура" (Москва), "Грядущее" (Петербург). Идеологами Пролеткульта были А. А. Богданов, А. К. Гастев, В. Ф. Плетнёв. Его целью декларировалось развитие пролетарской культуры. По мнению Богданова, любое произведение искусства отражает интересы и мировоззрение только одного класса и поэтому непригодно для другого. Следовательно, пролетариату требуется создать «свою» собственную культуру с нуля. По определению Богданова, пролетарская культура — динамичная система элементов сознания, которая управляет социальной практикой, а пролетариат как класс её реализует.Пролеткультовцы считали необходимым отказаться от культурного наследства, резко противопоставляли пролетарскую культуру всей предшествующей ("буржуазный язык", "буржуазная литература", по их мнению, должны исчезнуть). Эстетическими принципами, соответствующими психологии рабочего класса, были объявлены "коллективно-трудовая" точка зрения на мир, идея "одухотворенного единства" с машиной ("машинизм"). Привлекая и воспитывая писателей из рабочей среды, пролеткультовцы изолировали их от всех других слоев общества, в том числе от крестьянства и интеллигенции. Так, теоретик Пролеткульта Федор Калинин полагал, что только писатель-рабочий может услышать "шорохи души" пролетариата. Деятельность Пролеткульта была подвергнута резкой критике В.И.Лениным в письме ЦК РКП(б) "О пролеткультах", и в начале 20-х годов эта организация была ликвидирована в административном порядке. Идеология Пролеткульта нанесла серьёзный ущерб художественному развитию страны, отрицая культурное наследие. Пролеткульт решал две задачи — разрушить старую дворянскую культуру и создать новую пролетарскую. Если задача разрушения была решена, то вторая задача так и не вышла за рамки неудачного экспериментаторства. РАПП – росс. ассоциация пролетарских писателей (возникла в 1922 г). А.Серафимович, Шолохов (хотя он там не работал), историки л-ры 20-х годов, критики: Авербах Л., Милевич Г., Лебединский Ю., прозаики: А. Веселый, А. Соколов, А. А. Фадеев, Д. Фурманов; поэты: Жаров А., Безыменский А., Дорокойченко А. При журнале «Молодая гвардия». В 23-м году – «октябрь», «На посту» (с 1923 – «На лит. посту»). Задача – охрана границ пролетарской культуры. Пролетарскую культуру создают пролетарии по происхождению и образу жизни. Придумали деление л-ры на крестьянскую, пролетарскую и интеллигентную («попутчики» - те, кто не стоят твердо на платформе сов. власти). Глав. деят-ть – вербовка в свои ряды новых писателей, врагов и мишеней (с которыми велась борьба). РАПовцы прославились нелояльными критиками – «рапповская дубинка», т е жанр статьи, граничащей с доносом. Идеологич. диверсантом мог стать любой попутчик. (Булгаков – «редисочного цвета» - розовый снаружи, белый внутри). Попутчики написали открытое письмо с просьбой оградить их от критики РАПП. Вывод – «никакая лит. организация не может разделять л-ру на пролетарскую и не пролетарскую». Журнал стал называться «на лит. посту» и там появилось больше лит. статей, а не только идеологических. В РАПП было 1750 человек – рекорд. Новый лозунг РАПП: должны создаваться образцовые нормативные тексты, на которых будут учиться молодые писатели. В 1932 г. началась идея централизации – объединяющая всех писателей идея создать единый союз писателей вместо РАППа. Создали мощную организацию, которая позволит держать во власти всю л-ру. РАПП перестал сущ-вать. (ДОПОЛНИТЕЛЬНО)19 октября 1917 г. (т.е. за неделю до Окт Р), он ставил своей целью развитие творч. самодеят. пролет, созд нов пролет культ. После Р Пролеткульт стал самой массовой и наиболее отвеч-щей Р задачам организацией. Он объедин армию професс и полупроф писат, вышедших из рабоч среды. Наиболее известны М.Герасимов, А.Гастев, В.Кириллов, В.Александровский, критики В.Плетнев, Вал. Полянский. во всех крупных городах страны сущ-ли отделения Пролеткульта и свои печатные органы: журналы "Пролетарская культура" (Москва), "Грядущее" (Петербург).Концепц пролет культ с ее утверждением класс-го, пролет начала в идеологии, эстетике, этике оказалось чрезвыч распространенной в идейно-худ жизни первых лет революции. Теорет Пролет трактовали худ творч как "организацию" коллект опыта людей в виде "живых образов". Догматические идеи об ущербности всего личного, о превосх практическ деят над дух-ой. механ, абстракт теория пролет культуры, в кот инд-ть, лич-ть-"я" подменялась безлик, коллек "мы". Деятельность Пролеткульта была подвергнута резкой критике В.И.Лениным в письме ЦК РКП(б) "О пролеткультах", и в начале 20-х годов эта организация была ликвидирована в административном порядке. А.А.Багданов(врач,кровь) «Красная звезда» Марс,коммунизм.

 

Союз советских писателей.

Первым предс-ем (1934—1936) Союза писателей СССР был Максим Горький. Вл.Ставский, Ал-р. Фадеев, Ник.Тихонов, Ал-й.Сурков, Конст.Федин, Георг.Марков, Вл-р Карпов. Членство в СП СССР было желанным и почётным для литераторов. Отбор был строг и профессионален. Для вступления в Союз писателей необходимо было иметь, как минимум, две авторские книги или два сборника стихов, и не менее трёх рекомендаций членов Союза писателей СССР. Союз писателей СССР, "...добровольная общественная творческая организация, объединяющая профессиональных литераторов Советского Союза, участвующих своим творчеством в борьбе за построение коммунизма, за социальный прогресс, за мир и дружбу между народами" [Устав Союза писателей СССР]. До создания СП СССР сов. писатели входили в различные литературные организации: РАПП, ЛЕФ, "Перевал", Союз крестьянских писателей и др. 23 апреля 1932 ЦК ВКП(б) постановил "...объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем". 1-й Всесоюзный съезд сов. писателей (авг.1934) принял устав СП СССР, в котором дал определение социалистического peaлизма как основного метода сов. литературы и литературной критики. На всех этапах истории Сов. страны СП СССР под руководством КПСС принимал активное участие в борьбе за создание нового общества. В июне 1934 года при Союзе было создано издательство «Советский писатель», начавшее свою работу после съезда писателей. В системе СП СССР издаётся 15 лит-ных газет на 14 языках народов СССР и 86 литературно-художественных и общественно-политических журналов на 45 языках народов СССР и 5 иностр.языках, в том числе органы СП СССР: "Литературная газета", журналы "Новый мир", "Знамя", "Дружба народов", "Вопросы литературы", "Литературное обозрение", "Детская литература", "Иностранная литература", "Юность", "Советская литература" (на ин.яз-х), "Театр", "Звезда", "Костёр". В годы Великой Отечественной войны сотни писателей добровольно ушли на фронт, сражались в рядах Сов. Армии и Флота, работали военными корреспондентами дивизионных, армейских, фронтовых и флотских газет; 962 писателя были награждены боевыми орденами и медалями, 417 пали смертью храбрых. После распада СССР в 1991 году Союз писателей СССР разделился на множество организаций в различных странах постсоветского пространства. Основными преемниками СП СССР в России являются Союз писателей России и Союз российских писателей.

 

13. Имажинизм. Имажинистское творч-во: Лингольф, Шершеневич, Ивнев, Эрдман. Есенин. Категория образа: основа имажинизма, гл. ценность. Имажинисты считали, что только образ явл-ся искусством. Избавление от композиции, чтобы картину можно было повесить в любом положении (хоть вверх тормашками) как квадрат Малевича. «2 на 2=5» Шершеневич. Имажинисты боялись отождествления с символистами, отвергают культ непонятности, сложности. «У худ. образа есть только одна интерпретация – это авторская и других интерпретаций быть не может» Имажинисты считали, что образ должен быть иносказательным. Отождествление образа и тропа. Экспрессионизм.

В янв.1919 г. С.А.Есенин, Р.Ивнев, А.Б.Мариенгоф, В.Г.Шершеневич и др., именовавшие себя "Верховным Советом Ордена имажинистов", выступили с изложением принципов нового, альтернативного футуризму (это оговаривалось специально) литературного направления - имажинизма. Предпосылками платформы этой группы были еще дореволюционные статьи В.Шершеневича об "имажионизме". В мае 1918г. заявила о себе группа Мариенгофа в Пензе (вскоре он переехал в Москву). Официальной структурой, зарегистрированной Московским советом группы, была "Ассоциация вольнодумцев" в Москве, образованная в сентябре 1919г. Есенин даже был избран - 20 февраля 1920г. - ее председателем. Ассоциация стала выпускать журнал с манерным названием "Гостиница для путешествующих в прекрасном". Группа стала хорошей творческой школой и довольно многочисленной: в нее входили, кроме названных писателей, Р.Ивнев, И.Грузинов; будущий известный кинодраматург Н.Эрдман и др. В творческих поисках участвовали художники и композиторы: "Живописный манифест" был включен в Декларацию имажинистов в 1919г., а музыкальный манифест был оглашен весной 1921г. "Штаб-квартирой" имажинистов было кафе "Стойло Пегаса"; сборники выходили в издательстве "Имажинисты". В отличие от футуристов, искавших стыка между искусством и социальной практикой, имажинисты провозглашали "победу образа над смыслом": imagо (лат.) - образ. В 1910г.г. имажинизмом именовалась школа в англоязычной поэзии - Т.Элиот, Д.Лоренс, Р.Олдингтон и др., принципами которой были несущественность тематики, чистая образность, ассоциативность мышления, но и точность изображения лирического переживания. Русские имажинисты считали всякое содержание в художественном произведении таким же глупым и бессмысленным, как наклейки из газет на картины... "Поэт - это тот безумец, который сидит в пылающем небоскребе и спокойно чинит цветные карандаши для того, чтобы зарисовать пожар. Помогая тушить пожар, он становится гражданином и перестает быть поэтом",- В.Шершеневич. Отвергая представления о целостности, завершенности художественного произведения, имажинисты считали, что из стиха без ущерба можно изъять одно слово-образ или вставить еще десять. Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания, но насыщалось словесными образами, которые подчас трактовались, несмотря на полемику, в духе раннего футуризма. В.Шершеневич в книге "2х2=5": "Слово вверх ногами: вот самое естественное положение слова, из которого должен родиться образ..." В таком эпатаже было нечто родственное футуризму: революционное отрицание традиций. Мариенгоф: "Покорность топчем сыновью, Взяли вот и в шапке нахально сели, Ногу на ногу задрав" ("Октябрь"). "... Я иконы ношу на слом. И похабную надпись заборную. Обращая в священный псалом" (В.Шершеневич). Не только советская, но и зарубежная критика тех лет отделяла Есенина от имажинистов, видя в последних сильное разрушающее начало. Есенин действительно занимал в группе особую позицию, утверждая образность, основанную на естественной образности народного языка, а порой - как в статье "Быт и искусство" - вступал в прямую полемику (1921). Есенинская "теория образных впечатлений", изложенная в трактате "Ключи Марии" (1918), оказалась близка остальным членам группы, хотя они разрабатывали свою концепцию на более формалистической основе. Есенин, обращаясь к В.Кириллову, говорил: "Ты понимаешь, какая великая вещь и-ма-жи-низм! Слова стерлись, как старая монеты, они потеряли свою первородную поэтическую силу. Создавать новые слова не можем. Словотворчество и заумный язык - это чепуха. Но мы нашли способ оживить мертвые слова, заключая их в яркие поэтические образы. Это создали мы, имажинисты. Мы - изобретатели нового". Есенин отошел от Мариенгофа. После того, как Есенин и Грузинов письмом в "Правду" от 31 августа 1924г. неожиданно объявили группу имажинистов распущенной, она стала заниматься в основном издательской деятельностью. В 1928г. В.Шершеневич говорил: "Наличие отдельных имажинистов отнюдь не означает самый факт существования имажинизма. Имажинизма сейчас нет ни как течения, ни как школы"

 

 

14. ЛЕФ (Левый фронт искусства 22г), куда входили В.Маяковский, Б.Арватов, В.Каменский, Б.Пастернак, Н.Асеев, В.Шкловский, О.Брик, С.Кирсанов, С.Третьяков, Н.Чужак. Журнал «Новый ЛЕФ». Действенного революц. ис-ва, о внедрении ис-ва в повседневную жизнь нового гос-ва. Ис-во должно выполнять ряд сугубо практич. задач. Эмоц. воздействия на аудит- для выполнения задач. Лефовцы- в новом гос-ве использовалось все лучшее. Все новаторские идеи должны быть исполнены. ЛЕФ основали много качественных, но курьезных текстов (на заказ) – для ввода людей в рабочее состояние. Считали, что психологич. проза уводит в мир ненужных фантазий. Проза должна быть короткой. В кон. 20-х гг. гос-во пошло против ЛЕФа. Леф (Маяковский – авангардист) претендовал на то, чтобы искусство встроилось в систему гос-ва, гос-во должно контролировать писателей, все должны подчиняться правилам (раповцы). Лефовцы же за такой же метод, но более идеалистический. Борьба между лефовцами и раповцами. Лефовцы считали, что раповцы неучи, кот.лезут, куда не надо. Теории Лефов: -производительственность искусства (?), – социальный заказ, – лит-ра факта. Лефовцы были убеждены, что старые виды иск-ва в новом мире устарели 9после революции). Искусство должно быть полностью оюновлено. Принцип Маяковского – «не делать так, как делали раньше» (знак не гордыни, а эстетической установки обновления). Худ-ый вымысел: Лефовцы были за создание лит-ры на основе того, что было, тех образов, кот.уже есть. Тема смерти – любимая тема Маяковского с легким контекстом. Реальное впечатление и его гротескная интерпритация – принцип создания стихов Маяковского. Поэмы 20-х гг. лирика внутр-борьбы, любовная лирика. Поэма «Про это» (также лефовская поэма) фантастическая и посвещена любви (что совсем не свойственно для ЛЕФов), написана после расставания с любимой, желание таким способом не растрачивать не просто свои нервы, но и свою душу на личные причины. Поэма лежит в русле постсимволистских традиций. Затемнённость сюжета и трудность её восприятия. Маяковский надеется, что будущее разрешит неразрешимые проблемы современности. Противоречие веры и действительности. Связь лефовской доктрины с революцией. К сер-е 20-х гг.акмеизм перестаёт существовать, но от него сущ-ло своеобразное наследие. Тема городов. Санкт-Петербурга. Дополнительно: (ЛЕФ. Под названием Левый фронт подразумевался (кроме левизны футуризма в целом) отход группы от правого крыла футуризма, чуждого социальной проблематики. В поисках новых форм контакта искусства и революции лефовцы выступили против декоративного "даже революционного по своему духу" искусства, не принятого ни "безъязыкой улицей", ни правительством. В этот период были вынуждены отойти от революции такие художники как Кандинский, Малевич. Лефовцы, не возвращаясь к традиционным формам, стали считать искусство простой ступенью к участию художника в производстве ("Я тоже фабрика, А если без труб, то, может, мне Без труб труднее",- Маяковский). Каждая область искусства, согласно концепциям Лефа, должна была осмыслить свою технику в тех понятиях и представлениях, которыми пользовалось производство. Искусство должно было раствориться в нем. Такая концепция Лефа, разработанная в основном Б.Арватовым, оказало влияние и на лирику Маяковского, выступившего против "вселенского" быта за полное растворение индивидуальных форм жизнедеятельности людей в коллективных форм. Лефовцы выдвинули теорию "социального заказа", идею "производственного" искусства. Эта группа афишировала себя как "гегемона" революционной литературы и нетерпимо относилась к другим группам. Они пришли к отрицанию художественной условности, а из литературных жанров признавали только очерк, репортаж, лозунг; отрицали вымысел в литературе, противопоставляя ему литературу факта. Отвергали принцип литературного обобщения. Характерное для Лефа социологическое понимание искусства обусловило интерес писателя к документальному, хроникальному кино. Движение киноленты ассоциировалось с движением истории или человеческой жизни. Но хроникальность понималась скорее как форма подачи материала: лефовцы не вникали, соответствует ли кинофакт действительности, поэтому высоко ценили фильм Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин" и отвергали его же фильм "Октябрь". Лефовцы и в литературе активно осваивали принцип монтажа, который, например, в поэмах Маяковского ("Хорошо!"), Н.Асеева проявлялся в намеренной фрагментарности, в дроблении повествования на резко контрастные эпизоды - "кадры" - в их калейдоскопичной сменяемости, управляемой ассоциативным мышлением. Порой связь с кинематографом проявлялась в названиях глав и подглавок, играющих роль титров (поэма Маяковского "Про это"). ("С радостью готовы растворить маленькое "мы" искусства в огромном "мы" коммунизма"). Тем не менее в плане поэтики лефовцы ориентировались на ОПОЯЗ (Общество по изучению поэтического языка, куда входили Ю.Тынянов, В.Шкловский и др.), заявляли: "Формальный метод - ключ к изучению искусства". В 1928 г. Маяковский вышел из ЛЕФа, но не порвал с ним связи, пытаясь летом 1929 г. преобразовать ЛЕФ в РЕФ (революционный фронт искусства). Но после окрика "Правды" 4 декабря 1929 г. и вступления Маяковского в ассоциацию пролетарских писателей РЕФ прекратил свое существование.)

 

15.Лит-ое творч-во конструктивистов. ЛЦК, или литературный центр конструктивистов:возникла в 1924 г. на почве литературного направления – конструктивизма, распалась весной 1930 г.; в группу входили И. Сельвинский, В. Луговской, В. Инбер, Б. Агапов, Э. Багрицкий, Е. Габрилович; имела следующую литературную позицию: - тяготение к фактам и цифрам; - использование деловой речи, цитат из документов, описаний события; - стремление к преодолению в литературе человека с его слабостями, тонкостями души, архаизмом привязанностей к дому, семье и прошлому; - предельно полное, рациональное подчинение образов и метафор (а в стихотворении - рифм) теме произведения; - отрицание национальной специфики искусства. Лит. центр конструктивистов: гос-во должно быть функциональным, разработка новых приемов л-ры; л-ра должна стать летописцем эпохи, должна запечатлеть речь эпохи (она разная у разных сословий). В 30-м году группа прекратила существовать как завершившая свою задачу. (Аганов, Лугавский, Квятковский).

 

16. «Орнаментализм» - явление гораздо более фундаментальное, нежели словесная игра в тексте. Оно имеет свои корни в миропонимании и в менталитете символизма и авангарда, т. е. в том мышлении, которое по праву следует назвать мифическим. При этом мы исходим из того, что в орнаментальной прозе модернизма и повествовательный текст, и изображаемый мир подвергаются воздействию поэтических структур, отображающих строй мифического мышления. Мысль о связи, существующей между орнаментализмом, поэзией и мифом, соответствующая культурной автомодели эпохи модернизма и проявляющаяся в разных областях культуры, таких как художественная литература, поэтика, философия, психология, далее будет развернута в виде тезисов. Благодаря своей поэтичности орнаментальная проза предстает как структурный образ мифа. Основным признаком, объединяющим орнаментальную прозу и мифическое мышление, является тенденция к нарушению закона немотивированности, произвольности знака. Слово, в реалистическом мире рассматриваемое как чисто условный символ, в мире мифического мышления становится иконическим знаком, материальным образом своего значения. Леонид Максимович Леонов (Леонов Леонид Максимович (1899-)) принадлежит к более молодому поколению. Первые его рассказы появились в 1922 г. Большая часть их выдержана в ортодоксально-ремизовской сказовой манере, где внимание читателя привлекается в первую очередь к орнаментальной фактуре стиля. Николай Никитин - ученик Замятина, крайний орнаменталист, в запутанных рассказах которого почти невозможно разглядеть линию повествования. Всего характернее для него эпизоды из Гражданской войны, рассказываемые с нарочитой холодностью и без всякого сочувствия. Один из лучших - "Камни", эпизод войны в Карелии: белые занимают деревню, приказывают крестьянам выдать председателя сельсовета, казнят его и велят выбрать старосту; потом белые уходят и приходят красные, приказывают выдать старосту, казнят его и опять создают сельсовет. Мораль рассказа та, что жизнь деревни и жизнь Матери-земли одна и та же - что под красными, что под белыми, - и времена года сменяются независимо от людских раздоров. Михаил Зощенко - более повествовательный писатель: он тоже орнаменталист, но его орнаментализм - чистый сказ, идущий от Лескова. Его рассказы - простые анекдоты о войне или советской жизни, рассказанные забавным сленгом полуобразованного капрала.

 

17. Объединение реального искусства (ОБЭРИУ). являлась небольшой по численности группой поэтов, многие из которых почти не публиковались; была основана в 1926 г. Даниилом Хармсом, Александром Введенским и Николаем Заболоцким; в разные годы в группу входили прозаик КК Вагинов, драматург Е.л. Шварц, сотрудничали с ней художники Павел Филонов и Казимир Малевич; находилась под влиянием идей футуристов, в частности В. Хлебникова; преследовала целью пародийно-абсурдное uзображение действительности; участники группы чаще всего издавались в 30-е гг, как писатели для детей; традиции и эксперименты группы были продолжены в 70 - 80-е гг. многими представителями авангардного искусства - И. Холиным, Д. Приговым, Т. Кибировым и др. Объединение реального ис-ва. 1924-1930 гг. Д.Хармс, А.Введенский, Н.Заболоцкий, Н.Олейников и др. Манифест появился в 1924 г., хотя члены ОБЭРИУ были знакомы раньше. Потом всех репрессировали, в живых остался только Заболоцкий и умер в 1958 году. В начале 1928 г. была написана Декларация, состоящая из четырех глав: 1. Общественное лицо Обэриу, 2. Поэзия обэриутов, 3. На путях к Новому кино, 4. Театр Обэриу. Исповедовали ис-во самое разнородное. Для поэзии обэриутов характерны алогизм, гротеск, "столкновение смыслов", понимаемые не только как художественные приемы, но и как выражение конфликтности мироуклада, как путь "расширения" реальности, неподвластной законам разума; ломались причинно-следственные связи повествования, создавались "параллельные миры"; стирались границы между живой и неживой природой; разрушались жанровые рамки. Знак и означаемое; текст и метатекст, язык и метаязык также утрачивали свои границы. В драматургии Обэриу ("Елизавета Бам" Д.Хармса, "Елка у Ивановых" А.Введенского) справедливо видят предвосхищение "театра абсурда". Оригинальны и прозаические произведения примкнувшего к группе бывшего советского акмеиста - К.Вагинова "Козлиная песнь", "Труды и дни Свистонова", "Бомбочада", а также близкого к Вагинову Л.Добычина. Ис-во есть бескорыстная игра. Традиции балагана – на грани фольклора. Принцип «наивного письма». Предшественники ОБЭРИУтов были футуристы с их ориентацией на заумный язык, который разрушают бытовое восприятие. Читать/писать что хотим, когда хотим и как хотим – ОБЭРИУты обогнали свое время. Любое ис-во связано с жизнетворчеством. В любой жизни есть элемент фантазии и их надо переносить в ис-во. В мире нет причинных связей – есть привычка и связи. ОБЭРИУты начинали как поэты – человек, который играет. Лир. герой надевал 2 маски – или иностранец, или ребенок (кто-то, не знающий правил сущ-ющего мира). Это позволяло «видеть мир голыми глазами», т е видеть явления, которые не заметны, похороненные под слоем привычки. ОБЭРИУты приветствуют отстранение от предмета: посмотреть на цыпленка как на мертвого ребенка. Достижение «чистого взгляда» - оттого, что доходит до абсурдности. Любовное стихотворение: нежность, наивность. Одно стихотворение, подписано многим дамам. 1930-й год – роспуск группы. ОБЭРИУтам посоветовали заниматься строительством будущего общества. И они стали детскими поэтами в журналах «Еж» и «Чиж». До сегодня ОБЭРИУтская поэзия считается самой лучшей среди детской. Создали игру с помощью слова. Но «верхам» не нравилось ис-во ОБЭРИУтов, с 1936 года «Еж» и «Чиж» подвергаются критике; ОБЭРИУты исчезают.

 

18. Лит-ра героич-го реализма. Фадеев. «Разгром» биография определилась революцией и участием в гражданской войне на стороне красных. Как писатель заявил о себе в 1923-1925г.г. Он с юных лет чувствовал себя солдатом партии, которая всегда права, и эта его вера воплотилась в образах героев революции. Славу писателю принес роман "Разгром" (1927). История создания - Роман был написан в 1924 – 1926 годах. Автор дает реальную картину событий Гражданской войны. Роман о человеческих отношениях, о трудных условиях, в которых надо выживать, и о верности делу. Фадеев не случайно выбирает для описания в романе время, когда отряд уже разгромлен. Он хочет показать не только успехи Красной Армии, но и ее неудачи. Только не надо сразу думать об антисоветском «двойном дне» романа, это явное советское произведение. Но случилась некоторая метаморфоза. Одним из главных положительных героев романа является человек по фамилии Левинсон. Фадеев сделал положительным героем своего произведения евреем по национальности. «Разгром» принёс молодому писателю славу и признание, Фадеев становится одним из ведущих литераторов СССР. Образы партизан, человеческие слабости и пороки которых Фадеев показаны. В романе изображено множество крупных и мелких деяний, в которых левинсон герой — человек невысокого роста, уязвимый перед ударами судьбы, знающий, как мы видели, сомнения и состояния бессилия,— как бы плывет по течению, по воле событий. Характер Морозки, ординарца Левинсона, может быть, самый живой народный характер в романе. Герой проходит перед духовным взором читателя сложный путь: от бесшабашности, безответственности перед отрядом, перед шахтерами до высокого чувства братства, к пониманию своей обделенности в любви. Но если психологическая жизнь Левинсона или скрыта, или закреплена в его цитатных формулах о новом человеке, то Морозка раскрывается во внешне бездумных действиях, в ситуациях драматичных, в поворотах сюжета. В этом сопоставлении героев — огромная правда романа. Вроде бы ни







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 1082. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия