Предмет социальной философии. Основные подходы к изучению обществаОбщество является объектом изучения многих наук. Но у каждой из них свой предмет, т.е. свой, определённый аспект изучения общества, направленность на решение определённых проблем. Философия изучает всё существующее, не может она обойти и такую важную часть материального мира, как общество. В рамках единого философского знания этим занимается социальная философия. Отличия социальной философии от других общественных наук: 1) она изучает не отдельные стороны жизни, а общество в целом, раскрывает взаимосвязи между всеми сферами жизни общества – материальной, социальной, политической, духовной. 2) Она изучает не единичные факты, а наиболее общие закономерности. Например, в отличие от истории социальная философия не изучает единичные события из жизни отдельных народов. Она отражает общий ход истории, раскрывает движущие силы и общие закономерности истории. Социальная философия является высшим уровнем обобщения всех обществоведческих знаний. Материалистическая (марксистская) социальная философия конкретизирует принципы, законы и категории общефилософского материализма применительно к обществу. Например, основной вопрос философии о соотношении материи и сознания в социальной философии марксизма конкретизируется в вопросе о соотношении общественного бытия и общественного сознания. Общефилософский принцип развития конкретизируется в принципе общественного прогресса. Закон единства и борьбы противоположностей конкретизируется в противоречиях между производительными силами и производственными отношениями, экономическим базисом и надстройкой. Т.о. предмет социальной философии – это изучение наиболее общих законов и движущих сил развития общества, изучение соотношения общественного бытия и общественного сознания.
Основные подходы к изучению общества. В процессе развития научных знаний сложилось несколько основных подходов к исследованию и объяснению общества. Первый подход — натуралистический. Он связан с развитием естествознания в XVII—XVIII вв. Опираясь на естественно-научные взгляды, многие мыслители прошлого утверждали, что общество есть своеобразное продолжение природы. Тип общественного устройства считался результатом влияния на жизнь людей географической среды и других природных факторов. В XVIII в. эту точку зрения отстаивал французский мыслитель Ш. Монтескье (1689—1755). В Новейшее время таких взглядов придерживался русский историк Л. Н. Гумилёв (1912—1992). Этот подход проявляется также в понимании общества как особого живого организма.
Культурно-исторический подход к изучению общества характерен для конца XIX — начала XX в. Его становление связано с развитием таких наук, как история, культурология, антропология. В рамках данного подхода выявляются различия природных и общественных процессов. Жизнь общества здесь рассматривается как область влияния моральных, эстетических и других духовных ценностей, составляющих основу культуры. Создателем теории культурно-исторических типов общественной жизни был русский учёный Н. Я. Данилевский (1822—1885). Особое значение имеет вопрос о целостности общества. Некоторые мыслители полагали, что общество представляет собой простую сумму живущих в нём людей и образуется в результате сложения способностей, поведения, действий множества индивидов-атомов. Данный подход возник в философии Нового времени. Так считали, например, английские философы XVII в. Т. Гоббс и Дж. Локк. Другие же учёные рассматривали общество как единое целое и утверждали, что его нельзя свести просто к сумме индивидов. Эта точка зрения более плодотворна, потому что люди на самом деле никогда не бывают обособленными «атомами». Но такой подход породил ещё один сложный вопрос: в чём состоит это единство людей, на чём базируется целостность общества? Многие мыслители (немецкий философ XIX в. Г. Гегель и др.), отвечая на данный вопрос, искали основание целостности и единства общества в его духовной жизни. Подобный подход к пониманию общества можно назвать идеалистическим. История здесь часто рассматривается как процесс движения к достижению некоторого идеала, высшей духовной цели. Существует и материалистический подход в понимании общественной жизни. Например, немецкие мыслители XIX в. К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895) полагали, что её основой выступает деятельность людей по удовлетворению своих материальных потребностей. Такой деятельностью является материальное производство. Не отрицая существования в общественной жизни идейных или духовных побудительных мотивов, материалистический подход основывается на том, что реальная материальная жизнь людей определяет их сознание. Материалистический и идеалистический подходы к пониманию основы общественной жизни во многом дополняют друг друга, поскольку в нашей жизни действительно есть как материальные, так и духовные стороны, побудительные причины деятельности, и они тесно связаны между собой.
|