Студопедия — Тема 1. Русский театр на рубеже XIX–XX столетий
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 1. Русский театр на рубеже XIX–XX столетий






1.1. Кризис классического реализма в литературе и искусстве рубежа веков. Мировоззренческие, историко-культурные и театрально-эстетические предпосылки возникновения театра нового типа. Значение гастролей мейнингенцев (1885, 1890) для формирования новых постановочных принципов.

Отмена монополии императорских театров (1882) и создание частных драматических театров в обеих столицах: театры Ф.А. Корша (1882), А.С. Суворина (1895), И.С. Зона (1896), К.Н. Незлобина (1909).

Тяготение к принципам ансамблевости и появление в провинции антреприз режиссерского типа – Н.Н. Синельникова (1886), К.Н. Незлобина (1893), Н.И. Собольщикова-Самарина (1893). Последние романтики гастрольного актерства и их роли: Роберт Львович (1860–1934) и Рафаил Львович (1861–1938) Адельгеймы, Н.П. Россов (1864–1945), М.В. Дальский (1865–1918).

«Новая драма» и ее влияние на формирование новых театральных идей. Русские актеры и «новая драма». Возникновение «новых тонов» исполнения. Развитие сценического психологизма. Повышение роли актерской индивидуальности (личного актерского «я») в создании образа. Актеры нового типа – «субъективные» художники: первый «неврастеник» русской сцены П.Н. Орленев (1869–1932) и одаренная лирической гениальностью В.Ф. Комиссаржевская (1864–1910).

1.2. Малый театр: репертуар, труппа, проблема режиссуры.

Неприятие «новой драмы», принципиальный эстетический консерватизм; сохранение традиций классического реализма.

Административная реформа В.А. Теляковского.

Творческая неудовлетворенность А.П. Ленского сценической рутиной и бюрократическим управлением; обращение к сценической педагогике, попытки реформирования императорской сцены и перенос режиссерских опытов в Новый театр (1898–1903). А.И. Южин во главе труппы (с 1909 года).

1.3. Александринский театр: репертуар, труппа, проблема режиссуры.

«Старики» театра и новые репертуарные веяния. Премьерный провал чеховской «Чайки» (1896) как показатель бессилия старой театральной системы в освоении современной драматической поэтики.

Неосуществленная реформа С.М. Волконского (1899–1901).

Режиссерская деятельность Е.П. Карпова, А.А. Санина, Ю.Э. Озаровского. Приход В.Э. Мейерхольда (1908) и начало нового этапа развития.

 

Тема 2. Драматургия А.П. Чехова (1860–1904)

2.1. Драматургия Чехова как совершенно новый вид драматической литературы. Децентрализация интриги и чеховские принципы построения действия. Природа конфликта. Система образов. Новое соотношение текста и подтекста в речевом пространстве драмы. Значение атмосферы в поэтике чеховских пьес. Жанровая неопределенность. Открытые финалы.

2.3. Поэтика чеховского водевиля: «Медведь» (1888), «Предложение» (1888), «Свадьба» (1889), «Юбилей» (1891).

«Иванов» (1887; 1889) – программный смысл названия. Принципиальная «незавершенность» образа заглавного героя: вместо рельефно очерченной фигуры – версии его личности, одна за другой выдвигаемые по ходу действия. Конфликтное несовпадение «безгеройного» героя с самим собой. Две редакции пьесы – отражение поисков жанровой новизны.

«Чайка» (1896) – комедия, написанная «вопреки всем правилам драматического искусства». Психологический реализм пьесы, возвышенный до «продуманного и глубоко одухотворенного символа» (М. Горький). Символика названия и символические мотивы в сюжете пьесы. Мотив озера в атмосфере действия. Загадочность авторского определения жанра.

«Дядя Ваня» (1896) – сцены из деревенской жизни. Экзистенциальная проблематика и мотив «пропавшей», «погубленной», «несостоявшейся» жизни заглавного героя. Значение «провинциального мотива» в атмосфере действия.

«Три сестры» (1900) – драма. Культурное пространство дома сестер Прозоровых. Армейская интеллигенция в их жизни. Значение внесценического окружения (земская управа и ее глава Протопопов, телеграф и его служащие, гимназия, ее директор и учителя, город в целом). Тоска по смыслу жизни как движущая сила сюжета. Тайная незавершенность финала.

«Вишневый сад» (1903) – комедия. Образный смысл названия. Образ вишневого сада и его связь с судьбами действующих лиц. Парадоксальность авторского определения жанра. Поэтика ремарок и поэзия образов.

2.4. Сценическая судьба драматургии Чехова.

 

Тема 3. Драматургия Максима Горького (1868–1936)

3.1. Художественное мировоззрение М.Горького. Ницшеанские мотивы творчества. Тематика драматических произведений. Образно-обобщенный смысл названий. Понятие героя в драматической поэтике писателя. Особенности драматического конфликта. Художественные типы. Мировоззренческое зерно горьковских образов.

3.2. «Мещане» (1902) – драматургический дебют писателя.

Открытый характер конфликта как столкновения различных мировоззрений. Образ Бессеменова: мещанский тип сознания, обреченный на творческое бесплодие. Образ Нила: свободный человек, нацеленный на подлинное жизнетворчество.

3.3. «На дне» (1902) – драма идей.

Идейно-смысловая содержательность сюжета. Равенство в нищете и доморощенное ницшеанство обитателей социального дна. «Идеологичность» персонажей как источник драматизма пьесы: отношения «правды» и «лжи», смысл жизни и смерти человека; его личная вера и отношение к религии в целом. Образ Сатина как идеолога свободного «дна». Образ его идейного антагониста – «лукавого старца» Луки.

3.4. «Дачники» (1904), «Дети солнца» (1905), «Варвары» (1905) – драматический триптих о русской интеллигенции.

Неприглядная правдивость сюжетов. Социальная содержательность конфликта. Запутанность межличностных отношений. Саркастическая обрисовка образов. Антиинтеллигентский пафос драматурга.

3.5. Сценическая судьба пьес Горького.

Тема 4. Русский символизм

4.1. Русская мысль о русской интеллигенции: «Вехи» (1909).

Символизм как мировоззрение и эстетическая проблема. Влияние идей А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Р. Вагнера, Вл. Соловьева, А.Н. Скрябина на художественную философию символизма. Апология искусства и самого акта художественного творчества, призванного в символистской системе ценностей стать религиозно-этическим оправданием человека.

Концепция автора в символистском искусстве.

Символистское толкование содержания, формы и материала искусства.

Эстетическая природа образа-символа.

4.2. Эстетические особенности символистской драмы.

Влияние художественных идей Г. Ибсена, М. Метерлинка, К. Гамсуна на театральные манифесты русских символистов. Мифологизация обыденности. Творческая тяга к изображению «вечного» начала мирового бытия.

Отказ от активного внешнего действия. Поворот к обобщенной символике образов и мистическому содержанию драматического конфликта. Условно-обобщенный схематизм персонажей. Символика внеречевых средств выразительности (пауз, ремарок, предметного ряда, художественной детали) и их роль в создании сценической атмосферы.

4.3. Поэтический театр Александра Блока (1880–1921).

Постоянные темы и сквозные мотивы блоковской лирики: обобщенная символика образов стужи, ветра, снега, вьюги, заката, звездного неба. Их отражение в лирических драмах поэта: «Балаганчик», «Король на площади», «Незнакомка» (1906). Мистический подтекст содержания. Двойственность устремлений к «нездешнему» миру. Контрасты лирики и сарказма.

«Балаганчик» – театральное двоемирие драмы. Использование приема «театр в театре». Трагикомические сплетения подлинности и поддельности в обрисовке персонажей. Пародийность содержания и его оценка А. Белым как «кощунства» и «горького издевательства над своим прошлым».

4.4. Драматургия Леонида Андреева (1871–1919).

Творчество Л.Н. Андреева и «новая драма»: притяжения и отталкивания. Задача перестройки жизнеподобного театра в театр философской сущности. Идея панпсихизма (от греческого: pan – все; psyche – душа) и попытка создания русской философской («панпсихической») драмы. Основные мотивы драматургии Андреева. Поэтика, символика, образность, природа конфликта и особенности построения действия.

«Жизнь человека» (1906) – проявление «мирового пессимизма» писателя. Принципиальный схематизм метафизического сюжета. Принцип метафорического развертывания действия. Условно-аллегорическая система образов. Сумрачность атмосферы. Бунт «человека вообще» против загадочно безликого «Некто в сером». Трагическая обреченность этого бунта.

«Дни нашей жизни» (1908) – драма: от простора Воробьевых гор к затхлости мещанских гостиничных «номеров». Образы юных героев, уничтожаемых всепобеждающей силой пошлости. Типология характеров.

«Анатэма» (1909) – философская драма. Коллизия борьбы «тьмы» и «света» в аспекте ницшеанского переосмысления темы богоборчества. Образно-обобщенный схематизм образов. Экспрессионистические черты в поэтике пьесы. Образ заглавного героя.

«Профессор Сторицын» (1912) – опыт театра «панпсихе». Драма больной души. Социально-философский аспект конфликта.

 

Литература:

Тексты

1.

Чехов А.П. Иванов. Чайка. Дядя Ваня. Три сестры. Вишневый сад.Юбилей. Предложение. Медведь. Свадьба.

Горький М. Мещане. На дне.Дачники. Дети солнца. Варвары. Враги.

Блок А.А. Балаганчик. Незнакомка. Песня судьбы. Роза и крест.

Андреев Л.Н. Жизнь человека. Дни нашей жизни. Анатэма. Профессор Сторицын.

Мережковский Д.С. Павел I.

Анненский И.Ф. Фамира-кифарэд.

Чириков Е.Н. Евреи.

Сургучев И.Д. Осенние скрипки.

 







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 593. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия