Студопедия — Географическая среда и исторический процесс: модели "устойчивости" и "неустойчивости" в социоприродной динамике
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Географическая среда и исторический процесс: модели "устойчивости" и "неустойчивости" в социоприродной динамике






Мысль о том, что природные условия оказывают огромное воздействие на развитие общества, стара как мир: ее можно встретить еще у Гиппократа из Коса и Геродота, Аристотеля и Ибн-Хальдуна. Позднее в Европе в трудах выдающихся мыслителей Ренессанса и Просвещения — Ж. Бодэна. Ш. Монтескье, И.Г. Гердера и др. — появились концепция географического детерминизма, объяснявшая различия в культуре, нравах и образе жизни народов, в политическом устройстве государств влиянием природных, прежде всего почвенно-климатических, факторов. Впоследствии геодетерминистская парадигма получила широкое распространение в самых разных общественных наук, включая историю и антропогеографию. Так, в географии человека геодетерминизм и прииродоцентризм были одними из основных мировоззренческих установок на протяжении всего XIX века и первой половины XX столетия1. Несмотря на наивность "ранних" геодетерминистских концепций и очевидный редукционизм "зрелого" энвайронментализма Х1Х-ХХ веков, в целом географический детерминизм сыграл действительно очень важную, можно сказать, выдающуюся роль в изучении процессов взаимодействия природы и общества, способствовал выявлению многих его сторон и аспектов.

Гораздо меньше исследован механизм данного взаимодействия, и это далеко не случайно. В большинстве работ, посвященных изучению взаимного влияния человеческого общества и природы друг на друга, последняя рассматривается именно как природная среда первого, как внешний географический фактор (Анучин, 1982) общественного развития. Такая точказрения вполне обоснована и логична—движущие силы эволюции природы и общества совершенно разные. Однако при всем этом люди — неотъемлемая часть природы, человечество в целом — часть биосферы. Социум как система входит в более сложную социоприродную метасистему, несомненно имеющую свои законы функционирования и эволюции.

Попытки выявить и осмыслить эти законы предпринимались уже давно, в том числе и в нашей стране. В советской географии получили распространение идеи неразрывной связи приироды и общества и был накоплен значительный и ценный опыт конкретных исследований в данной области. Но большей частью "обществоведческая" и "природоведческая" ветви географической науки занимались все же собственными исследовательскими объектами) Кроме того, как раз исторический аспект социоприродных взаимосвязей нередко выпадал из поля зрения ученых-географов или рассматривался в их работах как побочный.

В отечественной этнографии и этнологии "сопряженное" изучение культурных и природных явлений было характерно для несколько научных школ; одна из них — школа Д.Г. Левина — Н.Н. Чебоксарова — Б.В. Андрианова — получила мировое признание Обоснованная этими учеными и апробированная ими на обширном эмпирическом материале концепция хозяйственно-культурных типов (Андрианов, Чебоксаров, 1972; и др.), т.е. комплексов особенностей хозяйства и культуры, исторически складывающихся у разных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных физико-географических условиях, стала важным звеном в разработке пространственно-временной типологии человеческих общностей.

Концепция хозяйственно-культурных типов стала отправным пунктом в разработке учения об антропогеоценозах (Алексеев, 1998 (1975), с.36-46). Антропогеоценоз — это элементарная ячейка хозяйственно-культурного типа, сложившийся симбиоз между хозяйственным коллективом и освоенной им территорией, характерный главным образом для ранних этапов истории человеческого общества.

Позднее И.И. Крупником (1989) было сформулировано (и рассмотрено на примере арктических и субарктических охотников на морского зверя и оленеводов Российского Севера) более общее представление обэтноэкосистемах. Основу последних в традиционном обществе составляют устойчивые этнические коллективы, связанные совместным использованием земель, общим трудом и расселением на определенной территории, осознанием своего единства, горизонтальными и вертикальными родственными связями и соседскими отношениями.

1 Тезис о "природоцентризме" классической антропогеографии может показаться парадоксальным – ведь это гуманитарная наука, а не естественная, какой является, например, физическая география. И тем не менее длительное время антропогеография была сфокусирована на изучении социальных и культурных различных на земной поверхности в первую очередь в ракурсе исследования их взаимосвязи с природными явлениями. Ситуация в географии человека стала качественно меняться с середины XX века, по мере того, как в ней все большее признание получала хорологическая концепция, исходные идеи которой были выдвинуты еще Иммануилом Кантом, а теоретические основы и методологический инструментарий разработаны в знаменитом труде Альфреда Геттнера (1930).

 

Антропогеоценоз, по И.И. Крупнику, — разновидность этноэкосистемы, ее низшая территориальная единица, соответствующая наименьшей социальной ячейке традиционного общества, способной к демографическому воспроизводству и самостоятельному развитию.

Парадигма синтеза этнокультурных и историко-географических исследований активно разрабатывалась также в трудах Л.Н. Гумилева и его последователей. В концепции этого автора, этнос и "вмещающий" ("кормящий") ландшафт составляют бинарную систему — этноценоз " (Гумилев, 1989, с. 290), развивающуюся по своим внутренним законам.

В еще большей степени, чем научные школы в этнологии, этноэкологии и смежной с ними антропоэкологии (экологии человека, по В.П. Алексееву), на "холистическое" видение проблем взаимодействия природы и общества в исторической эволюции претендует исследовательское направление, получившее название социоестестпвенной истории. Лидер этого научного направления Э.С. Кульпин считает предметом социоестественной истории изучение всей совокупности взаимосвязей, взаимозависимостей, взаимовлияний процессов, явлений и событий в жизни общества и природы (Кульпин, 1994; и др.). Если традиционная история изучает жизнь общества, то объектом исследования социоестественной истории, по Э.С. Кульпину, выступают не общество и не его природная среда, отдельно взятые, но люди и природа как единое целое, как органы одного организма, как один объект.

История взаимодействия человеческого общества и природы лишь в самом общем виде может быть представлена как поступательный процесс; в действительности же его ритмика "рваная" стадиально-цикличная, обусловленная закономерным чередованием эпох относительной "устойчивости" и "неустойчивости" — (понимаемых в широком смысле) идиоадаптаций и ароморфозов (Анатомия кризисов, 1999). Вопреки расхожим предсиавлениям о природе кризисов, последние являются закономерными и необходимыми звеньями исторического процесса; устойчивость системы в период кризиса нарушается, но именно через кризис и его преодоление может быть достигнуто системное равновесие на новом витке исторической спирали. Как писал в своей "Тектологии" А.А. Богданов, "кризис есть нарушение равновесия и в то же время процесс перехода к некоторому новому равновесию. Это последнее может рассматриваться как предел происходящих при кризисе изменений, или как предел тенденций" (Богданов, 1989, с.218).

Современный социально-экологический кризис, возможно, действительно отличается от предыдущих своей всеохватностью, глобальностью, однако при этом он, безусловно, выступает закономерным звеном единой цепи в историческом развитии взаимодействия человечества и биосферы; в этом смысле едва ли можно считать продуктивными попытки его противопоставления предшествовавшим кризисам как якобы менее глубоким. Каждой исторической эпохе (как, впрочем, и разным макрорегионам мира) свойственны свои паттерны социально-экологической "устойчивости" и "неустойчиво-Историческое сопоставление таких кризисов без учета последнего обстоятельства является "аберрацией близости" по сути.

 







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 332. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия