Видовые модели текстообразования. Возможные схемы построения текстаТак, публикации из группы информационных жанров, как правило, создаются с предельно рациональным и экономичным расходованием текстообразующего материала, минимальными интертекстуальными включениями, ровной и умеренной стилевой организацией. Здесь, прежде всего, ставится задача добиться наибольшей полноты осуществления коммуникативного акта. Совсем иное дело – методы построения художественно-публицистических текстов. В этом случае могут вводиться и очень развернутые интертекстуальные образования, часто формируются подтексты различного уровня сложности, сюжетосложение почти никогда не бывает прямолинейным и упрощенным. У методов построения аналитических текстов – иная специфика. Согласно концепции А.А. Тертычного, выделяются, во-первых, методы познавательно-ориентированного построения: фиксация какого-нибудь отдельного факта, описание взаимосвязанных явлений, фиксация всего познавательного акта и, наконец, описание «схемы» доказательного рассуждения. Во-вторых, выделяются методы коммуникативно-ориентированного построения текста: обусловленные представлением о соответствии текста ожиданиям аудитории, обусловленные представлением о способах и формах отражения действительности, ожидаемых аудиторией. Произведение является журналистским, если оно выполнено как текст, рассчитанный на активное использование в коммуникативной деятельности, и представляет собой систему в том значении, которое возникает при подходе к тексту как информационному продукту, воплощенному в знаках. В журналистском материале отражается классическая триада, на которой зиждется принцип построения текстовой модели. Она предполагает, что все произведения духовного творчества состоят с действительностью: в семантических отношениях – как «обозначающее с обозначаемым», включаются в прагматические отношения (использование произведения потребителем), становятся носителями синтаксических отношений, существующих между произведением как единым целым и отдельными его элементами. Большую роль играет правильный отбор лексического материала. Работа непосредственно над текстом – главная составляющая часть всего творческого процесса, и каждый автор идет исключительно своей стезей. Архитектоника – соразмерность частей, оправданность сочетания различных формообразующих элементов с целью достижения гармонии. Текст должен быть удобен для восприятия и доступен для большинства людей, этичен и эстетичен. Стоит разграничить понятия: Внутренняя композиция – это система образов, характеров. Внешняя композиция – расчленение непрерывного текста на композиционные единицы. А.А. Тертычный выделяет несколько наиболее типичных видов композиции: 1. Антикульминационное построение аргументации. В этом случае наиболее сильный аргумент располагается в начале текста, а наиболее слабый – в конце. Другие аргументы по мере уменьшения их силы располагаются один за другим от начала текста к его концу. Наиболее эффективно, если аудитория не очень заинтересована в сообщении. 2. Кульминационное расположение аргументации. При данной схеме в начале текста располагается наиболее слабый аргумент, за ним, по мере возрастания силы приводятся другие аргументы. В конце текста даётся наиболее сильный аргумент. Наиболее эффективно, если аудитория заинтересована в сообщении. 3. Пирамидальное расположение аргументации. В этом случае наиболее сильный аргумент расположен в середине текста. В начале и в конце его располагаются аргументы меньшей силы. Такое построение уместно в публикациях, небольших по объёму, поскольку сильный аргумент достаточно легко замечается в данном случае читателем. 4. Кольцевое расположение аргументации. Данное построение предусматривает расположение сильного аргумента в начале текста и примерно такого же по силе – в конце. В середине текста – наиболее слабые аргументы.
|