Студопедия — Источники права Древней Индии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Источники права Древней Индии






Особое место среди источников права в Древней Индии занимают сборники религиозных и нравственных предписаний, являющихся правовыми правилами, иначе говоря, дхармами, называемые Дхармашастры, а также различные трактаты о взаимоотношениях права и политики, именуемые Артхашастры. Именно эти источники как нельзя более полно характеризуют своеобразную специфику права, свойственную Древней Индии, а также отражают особенности социально-экономического, культурного, а также государственного развития этой восточной цивилизации. Дхарма как понятие носит далеко неоднозначный характер, оно многогранно. Дхарма включает в себя и мораль, и религиозное послушание вкупе с религиозной же добродетелью. Дхарма – это свод правил норм поведения, которых должен придерживаться любой правоверный индус, и эти нормы призваны регулировать самые разнообразные стороны жизнедеятельности последнего. Впрочем, в Древней Индии существовал еще термин, более близкий по значению к европейскому понятию «закон». Назывался он «нъяя» и подразумевал толкование норм поведения в более узком смысле; за нарушение правил этой нормы предполагалось наказание, применяемое государством. Изначально Дхармашастры были составлены брахманами, как руководство и, своего рода, учебное пособие для их собственных учеников, однако, с течением времени дхармы стали общепринятым и авторитетным источником права. Более того, в какой-то момент они вытеснили даже Артхашастры, позаимствовав, при этом, у них все, что, собственно, относилось к праву как к таковому. Дхарма царя, она же, Раджадхарма, являлась основным законом, так как предписывала царю абсолютное право являться хранителем порядка и мира в стране. К сожалению, до сих пор не установлено точное количество дхармашастр, которые были написаны и распространены на территории Древней Индии. Они писались в течение нескольких столетий, поэтому сложно определить также и точное время их появления. Фактически, учитывая многочисленные исправления и более поздние вставки, каждую дхармашастру попросту не представляется возможным датировать точнее, чем в пределах трех-четырех столетий, так как эти сочинения брахманов были построены согласно традициям, свойственным литературным канонам этого жанра, которые комментировали с неизменными ссылками на священную книгу индусов – Веды. Самыми древними дхармашастрами являются Гаутама, Апастамба, Баудхаяна и Васиштха. Все эти дхармашасты носят общее название – дхармасутры, и, скорее всего, они появились приблизительно во второй половине первого тысячелетия до нашей эры. Именно на их основе и возникли, так называемые, Законы Ману, иначе говоря – Манусмрити.

Появление Законов Ману было ознаменовано новым этапом развития правовых отношений и правовой мысли в Индии. Древние законы все более и более испытывали светское влияние, в силу чего приспосабливались к практическим нуждам своих граждан, в них уделялось уже достаточно внимания практическому применению закона в жизни. Таким образом, если еще в дхармасутрах больше внимания уделялось рассмотрению деликтов, иными словами, разнообразным преступлениям против личности, таких как: воровство, прелюбодеяние, убийство, которые были объединены общим понятием – химса (что означало «нанесение ущерба» или «обиду личности»), то в дхармашастрах более позднего периода все чаще упоминаются и рассматриваются правовые прецеденты, связанные с имущественными, договорными отношениями. И, конечно же, в них уже предусматривается ответственность за нарушение этих отношений. Например, в поздних дхармашастрах много внимания уделялось способам наказания за неуплату долга, рассматривались вопросы о разделе земли, различных закладах, разделе наследства между родственниками усопшего и т.д. Также дхармашастры не могли обойти своим влиянием и регулировали брачно-семейные отношения, в соответствии с законами индуизма.

Абсолютно все дхармы свидетельствуют о приниженном положении жены в древнеиндийском обществе. Именно в дхармашастрах, посвященных отношениям внутри семьи как нельзя более точно отражается социальная культура, свойственная Древней Индии. В них прослеживаются традиции полиандрии, когда несколько братьев в семье имели одну жену, а дети, рожденные в таком браке, считались общими детьми всех братьев. Но, в целом, все эти законы сводились к покупке невесты как работницы в дом. Предусматривались законом и случаи продажи, как своей собственной жены, так и собственных детей, хотя это и не одобрялось, так как считалось грехом. Поощрялось заключение брака с несовершеннолетними девочками. Жена приравнивалась к скоту, то есть являлась имуществом мужа, наравне с коровами и козами. Межварновые браки не поощрялись законом, но допускались, если муж принадлежал к более высокой касте, чем жена, при этом под строжайшим запретом были браки, если жена принадлежала к более высокой варне, чем ее предполагаемый муж.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 704. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия