Студопедия — Н.В.Бородина, М.В.Горонович, М.И.Фейгина 2 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Н.В.Бородина, М.В.Горонович, М.И.Фейгина 2 страница






С другой стороны, в той же аргументации часто приводятся ссылки на базовые человеческие ценности и на прошлое говорят о консерватизме в некоторых вопросах в данном контексте.

 

12. Вербальные (словесные) средства общения

 

Характеристика вербального общения

Общение, контакт с собеседником происходит в нескольких измерениях. С одной стороны, в общении присутствует вербальный, речевой план: слова, фразы, то, что собеседники хотят сказать друг другу (но необязательно так думают). С другой стороны, человек бессознательно выдает своим поведением истинное отношение к собеседнику, намерения, свое настроение и эмоциональное состояние. Мы рассмотрим подробнее жесты (под которыми будем подразумевать в том числе и элементы позы - например, то, как человек сидит). Владение языком жестов позволяет безошибочно читать собеседника и при случае самому применять средства невербальной коммуникации с целью воздействия на собеседника. Это важно как при общении с родственниками, друзьями, сексуальным партнером - так и на работе, с коллегами, начальником или клиентами. Узнав больше о том, что чувствует собеседник, по его жестам, важно выбрать правильную стратегию поведения.[6]

Разновидности вербального общения

Рассмотрим основные формы делового общения:

- деловая беседа – это передача или обмен информацией и мнениями по определенным вопросам или проблемам. По итогам деловых бесед принятие решений, заключение сделок необязательно. Деловая беседа выполняет ряд функций, в том числе:

- взаимное общение работников из одной деловой сферы;

- совместный поиск, выдвижение и оперативную разработку идей и замыслов;

- контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий;

- стимулирование деловой активности и проч.

Деловая беседа может предварять переговоры или быть элементом переговорного процесса.

· Деловые переговоры – основное средство согласованного принятия решений в процессе общения заинтересованных сторон. Деловые переговоры всегда имеют конкретную цель и направлены на заключение соглашений, сделок, контрактов.

· Спор - столкновение мнений, разногласия по какому – либо вопросу, борьба, при которой каждая из сторон осваивает свою точку зрения. Спор реализуется в форме диспута, полемики, дискуссий и проч.

· Деловое совещание – способ открытого коллективного обсуждения проблем групповой специалистов.

· Публичное выступление – передача одним выступающим информации различного уровня широкой аудитории с соблюдением правил и принципов построения речи и ораторского искусства.

· Деловая переписка – обобщенное название различных по содержанию документов, выделяемых в связи с особым способом передачи текста.

Письма, исходящие из вышестоящих организаций, содержат, как правило, указания, уведомления, напоминания, разъяснения, запросы. Подведомственные организации направляют вышестоящим сообщения, запросы. Организации обмениваются письмами, содержащими просьбы, предложения, подтверждения, извещения, сообщения и проч.

Переписка как вид делового общения делится на собственно деловую и часто – официальную:

Деловое общение – это корреспонденция, направленная от имени одной организации на имя другой. Она может быть адресована коллективу или одному человеку, выступающему в качестве юридического лица. К такой корреспонденции относятся коммерческие, дипломатические письма и др.

Частным официальным письмом является деловое послание, которое адресуется от имени частного лица организации частному лицу. Деловая переписка сохраняет настоящее время ряд этических и этикетных норм и правил, которые ограничивают ее канцелярский характер.

· Телефонные переговоры.

В деловом общении, особенно во взаимодействии руководителей и подчиненных, используется такие методы воздействия, как поощрение, критика, наказание. Основные этические требования к поощрениям – их заслуженность и соразмерность качеству и эффективности трудовой деятельности.

Критика является наиболее распространенной формой выражения неудовлетворенности деятельностью подчиненных или коллег к работе. Критика должна быть объективной (т.е. вызываться негативными поступком, неумелой и недобросовестной работой) и конструктивной, вселять в работника уверенность в его способностях, мобилизовывать на лучшую работу.

Наказание может быть осуществлено в виде выговора, штрафа, понижения в должности, увольнения. Основные этическое требование к наказаниям их неотвратимость за систематические и осознанно допускаемые недостатки.

Письменная речь.

Письмо - это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи. В тоже время письмо - это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций: письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения. Читая книги, исторические документы разных времен и народов, мы можем прикоснуться к истории, культуре всего человечества. Именно благодаря письменности мы узнали о великих цивилизациях Древнего Египта, шумеров, инков, майя и др.

Одним из основных средств передачи информации является речь. В речи реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык. К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся: коммуникативная (функция обмена информацией); конструктивная (формулирование мыслей); апеллятивная (воздействие на адресата); эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами); метаязыковая (функция толкования. Используется при необходимости проверить, пользуются ли собеседники одним и тем же кодом).

Функцию, которую выполняет язык в процессе коммуникации, определяет вид высказывания и отбор слов. В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации, выделяют следующие типы высказываний: сообщение, мнение, суждение, рекомендация, совет, критическое замечание, комплимент, предложение, вывод, резюме, вопрос, ответ.

Устная (бессловесная) речь

Устная речь - это любая звучащая речь. Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются звуковые волны, т.е. произносимые звуки, возникающие в результате деятельности органов произношения человека. С этим явлением связаны богатые интонационные возможности устной речи. Интонация создается мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, длительностью, нарастанием или замедлением темпа речи и тембром произнесения. В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень четкости произношения, наличие или отсутствие пауз. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием речи, что может передать все богатство человеческих переживаний, настроений и т.п.

Восприятие устной речи при непосредственном общении происходит одновременно и по слуховому, и по зрительному каналам. Устную речь сопровождают, усиливая ее выразительность, такие дополнительные средства, как характер взгляда (настороженный или открытый и т.п.), пространственное расположение говорящего и слушающего, мимика и жесты. Жест может быть уподоблен указательному слову (указание на какой-то предмет), может выражать эмоциональное состояние, согласие или несогласие, удивление и т.д., служить контактоустанавливающим средством, например поднятая рука в знак приветствия.

 

13. Невербальные (несловесные) средства общения. Их роль в успехе публичной речи.

 

Основные невербальные средства по каналу общения делятся на визуальные, акустические и тактильные.

Визуальные невербальные средства – это те, которые партнеры воспринимают с помощью зрения. Зрение является основным каналом поступления разнообразной информации (до 80%). В визуальные невербальные средства включаются физический облик человека (постоянные параметры: телосложение, национальность, возраст и переменные: настроение, состояние здоровья и пр.); костюм (прическа, макияж, украшения) как способ социального оформления внешности, манеры. Все эти средства создают облик человека в целом, обозначают его статус в ситуациях общения, но прямого отношения к речевому общению не имеют.

Невербальные визуальные средства устной речи – значащие движения: прежде всего жесты, мимика, позы (т.е. кинесика), и имеющая значение для речи статика: взаиморасположение в пространстве (проксимика).

Жесты.

Жесты выполняют в речи различные функции, в соответствии с которыми они делятся на:

· Эмоциональные (всплеснуть руками);

· Изобразительные (показать размер предмета);

· Указательные (указать направление или на предмет);

· Регулирующие (призвать к молчанию);

· Жесты – символы (рукопожатие).

Жесты речи коммуникативны. Они, с одной стороны, экспрессивны – направлены на то, чтобы выразить себя, свои эмоции, свое отношение к кому-то/чему-то, свою волю. С другой стороны, в жестах отражается направленность речи на адресата – указательные, изобразительные жесты помогают точнее и доступнее объяснить или рассказать.

По классификации Н. И. Формановской, жесты различаются по назначению, по обращенности на себя/на другого, по составу, по происхождению, по значениям.

По назначению различают жесты обыденные, символичные (отдание чести у военных), ритуальные (в церковном обряде).

По составу жесты бывают:

1. простые, если состоят из одного движения (поднять руку для ответа);

2. составные, если состоят из нескольких однородных движений (помахать рукой на прощание);

3. сложные, если состоят из нескольких неоднородных движений.

С точки зрения обращенности на себя/на другого различают:

1. индивидуальные жесты (бить себя в грудь кулаком);

2. индивидуально-взаимные (целовать руку даме);

3. взаимные (пожать друг другу руки).

С точки зрения происхождения жесты могут быть исконными и заимствованными.

Жест имеет значение и он может быть многозначным, сложным по значению и ситуативным. Так, рукопожатие может означать приветствие, прощание, знакомство, поздравление. Жесты могут образовывать ряд аналогов – функциональный «синонимичный» ряд: жесты приветствия – рукопожатие, кивок, улыбка, неглубокий поклон, приподнимание шляпы. Можно рассматривать жесты в антонимичном ряду: рукопожатие как жест приветствия и прощания. Жестам свойственна и стилистическая дифференциация: есть жесты нейтральные и эмоционально-экспрессивные, есть жесты возвышенные и грубые, фамильярные, развязные.

Самое главное – жесты должны быть уместными, их смысл должен быть понятен адресату.

Жесты очень тесно связаны с мимикой, поэтому их рассматривают в комплексе.

Мимика.

Мимика (от греческого mimikos – подражательный) – это значимые движения мышц лица.

Согласно исследованиям психологов, различные мимические реакции проявляются в направлении движения. Так, «при активности субъекта экспрессивные движения как бы направлены «вовнутрь» (сжатие губ, кулаков, опущение бровей), удовольствие проявляется в движении «вверх» (углы рта, уголки глаз, положение плеч в позах, жестах): неудовольствие – вниз; интенсивность проявляется в мышечном тонусе, его степени и распределении в разных мышцах» (А.В.Викулов).

При этом рот является центром восприятия мимики человека, поэтому особая роль в мимике принадлежит улыбке. Улыбка – символ дружелюбия, радости, искренности. В то же время она бывает иронической, натянутой, искусственной, снисходительной, презрительной и т.д., и в этих случаях улыбка вызовет противоположный эффект. Ее значение целиком и полностью зависит от микродвижений вокруг глаз, рта и положение головы.

Не менее важным несловесным средством является взгляд. Глаза не зря считаются «зеркалом души». Взгляд – это очень важный компонент общения. Многие исследователи отмечают следующие основные функции взглядов в общении:

- информационный поиск (говорящий смотрит на слушающего);

- оповещение об освобождении канала связи;

- стремление скрывать или выставлять свое «Я» (быть/не быть в центре внимания);

- установление и поддержание социального взаимодействия (быстрые короткие взгляды, позволяющие поддерживать контакт);

- поддержание стабильного уровня психологической близости.

Основным феноменом невербального общения является взаимный взгляд. Очень важен обмен взглядами для управления контактом.

Положение в пространстве.

Этот компонент несловесного общения изучает проксемика (от англ. Proximity – близость) – это термин, который используется для обозначения «пространственных потребностей» человека, это та пространственная дистанция, которая наиболее удобна для общения людей в той или иной ситуации.

4 дистанции по А. Пиза

1. Интимная зона (от 15 до 40-50см.) – это зона открыта для самых близких людей. Если вы не уверены, что данный человек считает вас таковыми – соблюдайте дистанцию, иначе вы рискуете показаться навязчивым, невоспитанным или человек расценит как агрессию с вашей стороны.

2. Личная зона (от 50 до 120 – 150 см.) – это дистанция для общения с хорошо знакомыми и приятными людьми в неофициальной обстановке. Это дистанция, на которой удобно разговаривать, поскольку вы можете смотреть друг на друга без напряжения, но и без утомления, вызванного слишком близким объектом для зрения, и слышите друг друга хорошо, чтобы перейти на шепот или говорить тихо.

3. Социальная зона (от 120 до 360 см.) – это дистанция для формального или официального общения. Именно это расстояние можно считать наилучшим для тех, кто хочет «сохранить дистанцию», т.е. для разговоров между начальником и подчиненными, партнерами по бизнесу.

4. Общественная зона (более 360 см.) – эта дистанция, по-видимому, обозначает своеобразный предел для полноценного общения, после которого может состояться только коммуникация. Это расстояние предпочтительно в ситуации массового общения с очень большой аудиторией.

Рекомендации по размещению в пространстве.

Вступать в общение лучше всего с дистанции в 4м.- начать с улыбки, с 2м. – поприветствовать словесно, далее может следовать рукопожатие, а собственно общение желательно проводить на личной дистанции. При этом, если мы, подготовив почву и не встретив сопротивления, переместимся в следующую, более близкую, зону, то скорее всего шансы, что партнер будет склонен выполнить нашу просьбу, гораздо выше, чем если бы вы сохранили первоначальную дистанцию.

Правило «стола».

Форма и размер стола многое могут рассказать о его хозяине. Решительный властный человек предпочитает прямоугольный стол, во главе которого он и садится. Демократичный руководитель, готовый прислушаться к мнению подчиненных, ставит в своем кабинете круглый или овальный стол.

Углы стола существенно влияют на характер общения, делая его более «угловатым», некомфортным. Если же вокруг только прямоугольные или квадратные столы, а общение нужно «смягчить», то важно учитывать, что, когда двое людей сидят друг напротив друга, это создает ситуацию противоборства. При таком расположении удобнее «выяснять отношения», ссориться и спорить, но не говорить по душам. Гораздо уютнее как при деловом, так и при неофициальном общении сесть вполоборота друг к другу,т. е. по разные стороны одного угла.

Ведущими невербальными средствами на письме являются графики, шрифты, почерк, расположение материала на странице, разнообразные средства выделения, с помощью которых передается информация логического плана.

^ Акустические невербальные средства – это средства, которые воспринимаются на слух. К ним в основном относится голос и интонация, а также ее слагаемые – тембр, темп, ритм, мелодика. Как правило, они сопровождают или заменяют словесную устную речь.

Первое впечатление от человека мы получаем не только благодаря его внешнему виду, но и голосу. Голос очень многое может сказать о человеке.

На интонационный рисунок высказывания оказывает большое влияние темп речи. Темп речи зависит от общего смысла высказывания, от конкретной речевой задачи, от ситуации общения, контакта, от стиля произношения. Медленный темп речи часто вызывается раздумьями автора или его стремлением пробудить соразмышления у слушателей.

Тембр зависит от высоты основного тона, характерной для вашего индивидуального голоса, а также от обертонов (изменений резонирующей ротовой полости), которые придают голосу особую качественную окраску звучания (теплую, холодную, мягкую).

Благозвучность голоса характеризуется чистотой и приятностью тембра, свободного от посторонних призвуков: хрипа, сипения, зажатости, тусклости звука голоса. Дикцией принято называть отчетливость произнесения звуков речи и их сочетаний. Отчетливость произнесения – это отражение внутренней дисциплины, потребность в ясном представлении другим себя и своего мнения.

Важность интонации в общении объясняется тем, что именно она формирует так называемую «тональность» общения, ту атмосферу, которая делает общение мукой или наслаждением. Интонация складывается из этих компонентов: громкость, сила, темп, ритм, тембр, обертоны и подтексты – все это создает индивидуальный стиль, особый звуковой образ речи. Важно отметить, что интонация в большей степени, чем другие несловесные средства, передает истинные оценки и эмоции говорящего.

Основным средством смыслового выделения главного во фразе является логическое ударение. Мастерство постановки логических ударений заключается в том, чтобы наиболее сильным ударением выделить самое главное слово или слова, менее сильным – слова второстепенные, а остальные слова «стушевать», чтобы «между всеми этими выделяемыми и не выделяемыми словами... найти соотношение, градацию силы, качества ударения и создать из них звуковые планы и перспективу, дающие движение и жизнь фразе» (К.С. Станиславский).

Логическое ударение часто «выступает в паре» с логическими паузами, помогающими разделять поток речи на смысловые такты, облегчающие слушателю восприятие основной информации.

Интонационный рисунок речи определяется не только техническими параметрами, но и смысловой основой – подтекстом, который в совокупности с психологическими паузами и ударениями делает речь живой, полнокровной и действенной. Подтекст – это передача истинного отношения автора речи к ее предмету и собеседнику посредством интонации.

^ Тактильные невербальные средства – это средства, которые рассчитаны на осязание, т. е. различного рода прикосновения. К ним принадлежат жесты-прикосновения для привлечения внимания, рукопожатия, объятия и поцелуи, которые носят не только интимно-дружеский характер, но и этикетный.

Несловесные средства гораздо точнее и разнообразнее выражают эмоции, отношения, оценки и гораздо меньше поддаются внутреннему контролю, поэтому степень истинности информации гораздо выше.

Синтез вербальной и невербальной речи предполагает, что невербальная речь по отношению к вербальной выполняет три основные функции:

1. Вносит в нее дополнительную информацию.

2. Комбинирует с вербальными средствами, передавая тот же смысл, как, например, интонация.

3. Помогает сохранять контакт между партнерами и регулировать поток речи.

Нередки случаи, когда невербальная и вербальная речь противоречат друг другу, и в этих ситуациях значение невербальных сигналов принимается как истинное. Это противоречие объясняется неосознанностью большей части невербальных сигналов. Они имеют естественный характер и «выдают» истинное отношение говорящего к предмету его речи, адресату или ситуации в целом.

 

14. Правильность как главное коммуникативное качество речи.

 

Неправильность речи употребления слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни. Дм. Писарев. Требование правильности речи относится не только к лексике оно распространяется и на грамматику, словообразование, произношение, ударение, а в письменной речи на орфографию и пунктуацию, Соблюдение нормы главное условие культуры речи. Нормой называются языковые варианты, наиболее распространенные из числа существующих, закрепившихся в практике образцового использования и наилучшим образом выполняющие свою функцию. Норма категория историческая.

 

Будучи в известной мере устойчивой стабильной, что является основой ее функционирования, норма вместе с тем подвержена изменениям, что вытекает из природы языка как явления социального находящегося в постоянном развитии вместе с творцом и носителем языка обществом.

 

Известная подвижность языковой нормы иногда приводит к тому, что для одного и того же языкового явления имеется в определенные временные отрезки не один-единственый регламентированный способ выражения, а больше: прежняя норма еще не утрачена, но на ряду с ней возникает новая (ср. Одинаково допустимое произношение прилагательных на – гий, – кий, – хий типа строгий, короткий, тихий или глаголов – гивать, – кивать, – хивать, типа протягивать, отталкивать, замахиваться как с твердыми, так и с мягкими звуками г, х, к; двоякое ударение в словах иначе, творог и др. дублетные формы типа много народу много народа, чашка чаю чашка чая и т.п.).

 

Существование двойных форм литературного языка, возникших в ходе его исторического развития, не исключает параллельного существования языковых вариантов, связанных с наличием в сложной системе языка и отдельных его разновидностей функциональных стилей, в которых по-разному используются и вариантные формы. Возникающее в связи с этим многообразие в единстве не разрушает самой нормы, а делает ее более тонким инструментом образных средств в стилистическом плане

 

15.Литературный язык как высшая обработанная форма общенародного языка. Понятие нормы. Нелитературные разновидности русского языка.

 

Литературный язык – обработанная форма общенародного языка, обладающая письменно закрепленными нормами.

В Русском государстве в XVI-XVII веках идёт усиленная работа по упорядочению и канонизации норм государственного делового приказного языка параллельно с формированием единых норм общего разговорного московского языка. Тот же процесс наблюдается и в других славянских языках.

Наибольший интерес для осмысления, становления и развития литературного языка представляет XVIII век, когда прогрессивно настроенные круги общества старались поднять авторитет русского языка, доказать его состоятельность как языка науки и искусства.

Особую роль в формировании литературного языка в этот период сыграл М.В. Ломоносов. Обладая талантом, огромными знаниями, страстно желая изменить отношение к русскому языку не только иностранцев, но и русских, он создаёт первую на русском языке «Российскую грамматику», в которой впервые представляет научную систему русского языка, составляет свод грамматических правил, показывает, как следует пользоваться его богатейшими возможностями.

В этот период намечается концентрация общенародных языковых элементов за счёт отбора наиболее распространённых особенностей южнорусского и севернорусского наречий. Одновременно начинается и демократизация языка: в его лексический состав, грамматический строй в значительном количестве входят элементы живой устной речи городского купечества, служивых людей, низшего духовенства, грамотных крестьян.

Наряду с демократизацией язык постепенно начинает освобождаться от влияния церковнославянского языка.

В конце XVIII – начале XIX веков представители демократически настроенной русской интеллигенции подчёркивали, что вопрос о литературном языке не должен решаться без определения роли живой народной речи в структуре общенационального языка. В этом отношении показательно творчество великих писателей первой половины XIX века Грибоедова и Крылова, которые доказали, какими неисчерпаемыми возможностями обладает живая народная речь, насколько самобытен, оригинален, богат язык фольклора.

Создателем современного русского литературного языка по праву считают А.С. Пушкина. А.С. Пушкин в своём творчестве и в отношении к языку руководствовался принципом соразмерности и сообразности. Он писал: «Истинный вкус состоит не в безотчётном отвержении какого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности». Поэтому он не отвергал старославянизмов, не выступал против употребления слов, заимствованных из французского языка, не считал невозможным или зазорным использование простонародных и просторечных слов.

 

В XIX веке происходит небывалый расцвет русской литературы. Всеобщую признательность приобретает творчество Гоголя, Лермонтова, Гончарова, Достоевского, Л.Н. Толстого, Салтыкова-Щедрина, Островского, Чехова и др. Необыкновенных высот достигает русская публицистика: статьи Белинского, Писарева, Добролюбова, Чернышевского. Мировое признание получают достижения русских учёных: Докучаева, Менделеева, Пирогова, Лобачевского, Можайского, Ковалевского, Ключевского и др.

Развитие литературы, публицистики, науки способствует дальнейшему становлению и обогащению русского языка.

На протяжении всего XIX века идёт процесс обработки общенародного языка с целью создания единых грамматических, лексических, орфографических, орфоэпических норм. Эти нормы теоретически обосновываются в трудах Востокова, Буслаева, Потебни, Фортунатова, Шахматова; описываются и утверждаются в грамматиках Востокова, Греча, Калайдовича, Грота и др.

Богатство и разнообразие словарного состава русского языка находит отражение в словарях (исторических, этимологических, синонимических, иностранных слов), которые появляются в XIX веке.

В XX веке закончилось формирование русского литературного языка, который стал представлять собой сложную системно-структурную организацию. Русский литературный язык воплотил в себе культурные и исторические традиции народа.

Современный язык в буквальном смысле – это язык 90-х годов, язык конца XX – начала XXI века. Пожалуй, можно было бы принять данное определение, если иметь в виду только лексику: брокер, маркетинг, спонсор… Но все же надо признать, что большая часть современного словаря унаследована со времен А.С. Пушкина. Кроме того, грамматика тоже осталась почти без изменений. Это доказывает тот факт, что язык классической литературы нами воспринимается почти в полном объеме. Поэтому понятие современный русский язык трактуетсяв узком смыслекак язык конца XX – начала XXI века и в широком смысле – как язык со времен Пушкина до наших дней.

Между литературным языком и нелитературными формами русского языка происходит постоянное взаимодействие. Ярче всего это обнаруживается в сфере разговорной речи. Например, произносительные особенности того или иного диалекта могут характеризовать речь людей, владеющих литературным языком. То есть образованные, грамотные люди иногда на всю жизнь сохраняют особенности того или иного местного диалекта ([γ] – на юге, [о] – на севере и т.д.).

Жаргоны оказывают влияние на разговорную речь особенно в области лексики. Например, широко употребительными стали такие жаргонные слова, как провалиться, засыпаться (на экзамене), червонец (десять рублей), пятихатка (пятьсот рублей) и т.д.

Наконец, разговорная речь испытывает влияние книжных стилей литературного языка. В живом непосредственном общении говорящие могут использовать термины, иноязычную лексику, слова из официально-делового стиля (функции, реагировать, абсолютно и под.).

 

В научной лингвистической литературе выделены основные признаки литературного языка. К ним относятся:

· обработанность (по образному выражению М. Горького, литературный язык – это язык, обработанный мастерами слова, то есть писателями, поэтами, учеными);

· устойчивость (стабильность);

· обязательность для всех носителей языка;

· нормативность;

· наличие функциональных стилей.

Важнейшим признаком литературного языка считается нормативность, которая проявляется как в его письменной, так и в устной форме.

Норма языка – центральное понятие культуры речи. Степень правильности, точности, понятности, ясности, логичности, выразительности, целесообразности и уместности речи регулируется языковой и стилистической нормой.

 

Языковая норма– это наиболее предпочтительная для обслуживания носителей данного языка в процессе общения и наиболее целесообразная система выражения на всех лингвистических уровнях (средства произношения, словоупотребления, слово– и формообразования, синтаксические средства). По существу, норма отражает объективно существующие в данном обществе тенденции к совершенствованию речевой культуры.

 

Основным критерием языковой нормы является принцип коммуникативной целесообразности, которая способствует пониманию высказывания.

«Норма – это не только социально одобряемое правило, но и правило, подтвержденное реальной речевой практикой, правило, отражающее закономерности языковой системы и подтверждаемое словообразованием авторитетных писателей» – такое определение нормы дает К.С.Горбачевич.

Признание нормативности (правильности) языкового факта, по его мнению, опирается обычно на непременное наличие трех основных признаков:

1) регулярную употребляемость (воспроизводимость) данного способа выражения;

2) соответствие этого способа выражения возможностям системы литературного языка (с учетом ее исторической перестройки);

3) общественное одобрение регулярно воспроизводимого способа выражения (причем роль судьи в этом случае, обычно, выпадает на долю писателей, ученых, образованной части общества).







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 817. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия