Студопедия — Развитие буддизма в мире
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Развитие буддизма в мире






В гималайском регионе буддизм принял форму ламаизма.

Название этого особого направления в буддизме, бытующее в европейских языках, произошло от слова «лама» - названия монаха или жреца, основной фигуры в этом тибетском варианте буддизма ваджраяны.

Синтез махаяны, ваджраяны и архаического добуддийского комплекса верований народов пригималайского региона был инициирован проповедниками из Индии и сложился в VII-XV вв.

От махаяны ламаизмом унаследованы основы учения, религиозно-философские тексты, превосходящие древностью палийский канон, частично - пантеон.

Ваджраяна, или буддийский тантризм, - особое направление, оформившееся в Индии в середине I тысячелетия н. э. и развивавшее идеи единства тела и Космоса, энергетического начала сущего. В нем была распространена йогическая практика, подчеркивалась роль озарения, утверждалась достижимость нирваны с помощью медитации.

Проводник на этом пути (тантре) - наставник (гуру); пособие - эзотерические заклинания, тексты (мантры) или символы, образы (янтры); покровителем и охранителем последователя тантризма, антропоморфным символом его созерцания выступают идамы (низшая категория божественных существ, часто - местные божества, включавшиеся в пантеон), легендарные проповедники буддизма и Бодхисаттвы.

С VII в. ареалом распространения буддизма ваджраяны стал Тибет. Преодолевая сопротивление племенных элит и жрецов местных культов, буддизм кардинально трансформировался, приспосабливался, испытывал влияние местной культуры.

Центром политической, ритуальной, культурной жизни районов распространения тибетского буддизма стал монастырь с иерархически организованным ламством (ученики, послушники, монахи, настоятели, воплощения будд, бодхисатв, видных деятелей буддизма - «живые боги»).

Большинство лам трудилось на землях монастыря, и лишь верхушка жила исполнением обрядов в храме и в домах прихожан - календарно-производственных, возрастного цикла, лечебно-магических.

Развитие буддизма в Тибете, его реформа в XV-XVII вв. сделали этот район «метрополией» по отношению к соседним странам, средоточием монастырей - основателей и центров различных течений.

Столица Тибета - Лхаса - была до 1959г. резиденцией Далай-ламы.

В том году в Тибетском районе КНР вспыхнуло восстание, имевшее национально-религиозную окраску, закончившееся бегством Далай-ламы и более ста тысяч тибетцев (из примерно миллиона) в Непал, Бутан, Индию, где и проживает сейчас глава ламаистов.[5]

В Непале буддистами являются более ста тысяч неваров долины Катманду, среди которых ваджраяна начала распространяться еще в I тысячелетии н. э.

В долине были построены крупнейшие буддийские храмы Бодхнатх и Сваямбхунатх. Однако симбиоз с кастовой структурой индуистского Непала и политическое давление ослабляют буддизм неваров.

Впрочем, в высокогорных районах около ста тысяч этнически близких тибетцам непальцев исповедуют «красношапочный», нереформированный ламаизм, прежде всего - ньингмапы, приспособившейся к местным традициям и отработавшей механизм поглощения местных культов.

Буддизм и буддийская община в Шри-Ланке имеют долгую и сложную историю. Современное деление сангхи на составляющие ее секты-никаи восходит к концу XVIII - началу XIX в., однако различные школы и течения внутри нее существовали практически с самого утверждения буддизма на острове в III в. до н. э.

«Остров Будды» (Буддхадвипа) - традиционное наименование Шри-Ланки. Среди стран распространения буддизма Шри-Ланка занимает особое место: здесь в I в, до н. э. был записан буддийский канон «Типитака».

Ланка, согласно бытующим представлениям, считается избранной Буддой для того, чтобы стать хранительницей учения, и выступает в исторических хрониках острова правопреемницей буддийской традиции, переданной ей из Индии. С Ш в. до н. э. она становится центром «буддийской цивилизации», законодателем южной ветви буддизма - хинаяны или тхеравады, распространенной также в странах Юго-Восточной Азии.

История буддизма и буддийской общины на острове тесно переплетена с развитием ланкийской культуры и государственности. Древние и средневековые столицы Шри-Ланки, многочисленные буддийские монастыри и места паломничеств до сих пор поражают величием архитектурных и скульптурных ансамблей, созданных в русле буддийской традиции.

Буддизм является преобладающим вероисповеданием в странах Индокитайского полуострова, где сосредоточено свыше 94 % буддистов Юго-Восточной Азии. Самые крупные общины буддистов находятся в Таиланде, Мьянме, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме. Около 80 % жителей Индокитайского полуострова исповедуют буддизм.

Во всех странах, кроме Вьетнама, распространен буддизм толка тхеравады, во Вьетнаме - махаяны.

Буддизм проник в Юго-Восточную Азию впервые века н. э. из Южного Индостана и длительное время сосуществовал с индуизмом, играя второстепенную роль.

По мере распространения в ранних государствах Юго-Восточной Азии буддизм подвергался определенным изменениям, приспосабливаясь, с одной стороны, к индийским культам (вишнуизму и шиваизму), освящавшим царскую власть, с другой стороны, к местным, в том числе анимистическим верованиям.

С конца XII в. влияние индуизма падает, позиции буддизма постепенно усиливаются. В XIII-XV вв. в буддизме стран Индокитайского полуострова возобладало тхеравадское направление.

Усиление буддийской церкви за счет подношений верующих и царского- патроната вело к созданию сети монастырей, становившихся крупными землевладельцами, собственниками большого числа рабов и материальных ценностей. Обогащение монашества привело к обострению отношений внутри сангхи и отпочкованию от нее «лесных братьев» ари, проповедовавших бедность и отказ от мирских благ. Однако вскоре ари начали организовывать собственные монастыри и к XIII в.

Вначале XX в. буддизм стал играть большую роль в борьбе за национальное освобождение Бирмы от английского колониального правления.

В Лаосе буддизм исповедуют более 70 % населения. Буддизм стал официальной религией Лаоса в середине XIV в. при короле Фангуме (1316-1376), нуждавшемся в интегрирующей религии для созданного им государства Лан Санг.

К середине XX в. буддийская сангха Лаоса стала влиятельным общественным институтом, находившимся под покровительством короля.

По первой конституции Лаоса 1947 г. буддизм получил статус государственной религии. Была создана новая организационная структура санг-хи, которая повторяла административную систему королевства, вводилась централизованная система буддийского образования, высшим звеном которой стал Буддийский институт.

Буддизм проник в Китай в I в. н. э. благодаря притоку монахов по Великому шелковому пути из центрально-азиатских стран.

Первыми распространение буддизма в Китае начали представители хинаяны, но они не выдержали конкуренции с конфуцианством и уступили место более гибким сторонникам махаяны. В частности, китайцев не устраивали такие положения хинаяны, как достижение освобождения через долгие циклы перерождений, необходимость быть монахом и т. д.

Творческое освоение различных буддийских доктрин махаяны привело к возникновению в Китае различных буддийских школ.[6]

Взаимодействие с конфуцианством и даосизмом, всей культурной самобытностью Китая определило особенности китайского буддизма - в его учениях имеются элементы китайского мировоззрения и мышления, абсолютно новые подходы к решению буддийских проблем.

Буддизм оказал огромное влияние на китайскую культуру - на живопись, литературу, архитектуру. Уже невозможно представить себе культуру Китая без древнейшего буддийского монастыря Баймасы, храмовых комплексов Дуньхуана и Лунмыня, без чаньской поэзии.
Чань-буддизм распространен в Корее, Вьетнаме, довольно успешно распространяется в настоящее время в странах Запада, особенно в своей японской разновидности - дзен.

На территории России (в Бурятии, Калмыкии, Тыве и на Алтае) распространен тибетский буддизм (именуемый также ламаизмом) школы гелугпа. Несмотря на разное время принятия тибетского буддизма народами, населяющими указанные регионы, буддизм не имеет здесь принципиальных различий.[7]

Во многом это объясняется в целом одинаковым хозяйственным, социальным укладом, общей исторической судьбой этих народов, а также тем, что среди них преобладала школа гелугпа, а монахи обучались в одних и тех же тибетских монастырях. К отличительным особенностям следует отнести: у калмыков - отсутствие перерожденцев, многочисленность кочевых хурулов (храмов и монастырей), признание Далай Ламы в качестве главы калмыцкого буддизма; у бурятов - наличие больших стационарных монастырей (дацанов), руководство сангхой высшим духовным лицом - Пандидо Хамбо ламой; у алтайцев и тувинцев - сильное влияние шаманизма на локальные формы буддизма.

Впервые буддизм проник в Россию в начале XVII в. благодаря переселению калмыков (ойратов) из Центральной Азии (ныне провинция Синьцзян КНР) на низовья Волги, которые познакомились с буддизмом еще в XII- начале XIII вв. от уйгурских проповедников. Тибетский буддизм стал распространяться среди ойратов в связи с завоеваниями Чингисхана, скорее всего в форме учения школы кагьюпа.

С середины XV в. ойраты стали последователями школы гелугпа. Откочевка части ойратов в Россию, удаленность от буддийских центров, православное и мусульманское окружение привели к определенной консервации буддизма у калмыков.

Известными деятелями буддизма в России были представитель Далай Ламы XIII в России, лхарамба Агван Доржиев (1853-1938), секретарь Далай Ламы XIII, лама калмыцкого народа Лувсан Шарап Тепкин (1932).

Буддизм в Республике Тыва развивается при самом активном участии бурятских лам. Вместе с тем буддийская сангха этих южносибирских республик привлекает пристальное внимание централизованных буддийских организаций Монголии и Китая.

Буддизм в России превращается в реальную силу, способную оказывать заметное влияние на социальную, духовную и политическую жизнь указанных республик, страны в целом.

3. 3. Влияние буддизма на мировую культуру.

Влияние буддизма на культуру стран чрезвычайно широко и многообразно и поэтому заслуживает отдельного исследования.

Появление и распространение буддизма явилось катализатором всех творческих сил Дальнего Востока. Как пишет В.С. Поликарпов: «Весь Дальний Восток обязан Индии буддизмом, который способствовал формированию своеобразных культур Китая, Кореи, Японии и Тибета».

Буддизм способствовал обновлению традиционных религий стран Востока - ведической религии в Индии, которая затем вытеснила буддизм; даосизма и конфуциантсва в Китае, вскоре составившими с буддизмом единое мировоззрение китайцев; синтоизма в Японии, который также неразрывно связан с буддизмом.

Прежде всего, буддизм оказал огромное влияние на восточную архитектуру, скульптуру, живопись, музыку, танец, театр.[8]

С распространением буддизма создавались многочисленные буддийские храмы и монастыри, величественные пещерные и скальные комплексы. Строились буддийские пагоды - многоярусные сооружения, символизирующие буддийские небеса. Буддийской архитектура придавала национальной архитектуре стран Дальнего Востока новые черты, которые сейчас считаются традиционными.

Под воздействием идей буддизма расцвело садовое искусство.

Никакая другая религия не была так тесно связана с растительным миром, с красотой природы, как буддизм.

Буддийские монахи разводили вокруг своих монастырей целые рощи. Для этого у них было достаточно досуга, и жили они в окружении мирной природы, столь благоприятствующей душевному покою. Вот почему садовое искусство того времени тесно связано с храмами и монастырями.

Из Индии буддийский храмовый сад перекочевал в другие страны, в Китае, Корее, Японии дал жизнь садам нового типа. (В Японии - знаменитый «сад камней»).

Развитие скульптуры проявилось, прежде всего, в создании для храмов и монастырей величественных и изящных скульптур Будд и Бодхисаттв. Эти скульптуры также стали традиционными для Индии, Китая, Японии и др. стран.

Буддийские монастыри веками были одними из главных центров культуры стран Дальнего Востока. Здесь проводили свое время, искали вдохновения и творили поколения поэтов, художников, ученых и философов. В архивах и библиотеках монастырей накоплены бесценные сокровища письменной культуры, регулярно копировавшиеся и умножавшиеся усилиями многих поколений трудолюбивых монахов - переводчиков, компиляторов, переписчиков.[9]

Вместе с буддизмом в Японию пришла китайская «азбука».

Китайские буддийские монахи изобрели искусство ксилографии, т.е. книгопечатания. Размножения текста с помощью матриц - досок с вырезанными на них зеркальными иероглифами.

Искусство чаепития впервые возникло в буддийских монастырях, как бодрящее средство для многочасовых медитаций.

Буддизм оказал глубокое влияние на становление принципов традиционного восточного искусства. Прежде всего, следует отметить тесную связь между незавершенностью в восточном искусстве и философско-религиозным сознанием Востока. Именно буддизм с его учением о вечно изменяющемся чувственном мире дал художнику важный методологический принцип, позволивший ему создать неповторимый мир образов восточного искусства.

В буддизме особенно ярко проявляется изначальное значение образного слова, которое придает его философско-этическим абстракциям эмоциональную убедительность и «достоверность».

И вообще для буддизма характерно тяготение к притчам, к образной метафоре и сравнению. Доминирующее значение образного слова в буддизме неизбежно требовало его реализации в действии, поэтому он очень, активно использует различные формы национальных, народных художественных традиций, в том числе театр.

Например, в Японии буддизм почти полностью ассимилировал древний театр «Но», наполнив его своим содержанием.

 

 

Заключение

Современные исследователи отмечают, что под влиянием древних традиций и буддизма в искусстве Востока очень сильны декоративные принципы. Декоративность особенно проявляется в изображении сцен из жизни куртизанок знаменитой школы Матхура средневековой индии, в бесконечных вариациях знаменитого скульптора японского средневековья Энки, создавшего пять тысяч скульптурных изображений Будды, в движениях и одеждах танцовщиц и танцовщиков ритуальных танцев и т.д.

Влияние же буддизма на западные страны, до XIX века не было сколько-нибудь заметным. С развитием науки и техники, в странах Западной Европы усиливается брожение умов и развивается культурный кризис.

Буддизм, являясь государственной религией многих государств, во время своего развития, много раз становился средством объединения людей, рычагом давления на общество, это говорит о его мощной силе воздействия и духовной полноте его идей.

Появление монастырей с особой системой и иерархией лам являются в настоящее время для большинства людей символом буддизма, однако для истинно верующих основой являются истины и догмы, составляющие религиозное сознание многих людей.

Распространение буддизма в настоящее время настолько широко, количество его последователей огромно в мире, что говорит о его значении для современного человечества.

Идеи буддизма являются частью современной духовной культуры, отражают мысли человека о морали, ответственности, совести, взаимоотношениях между людьми, смерти и рождении, загробном мире и многом другом, что так интересует каждого человека в нашем обществе.

Главное же влияние Буддизма на культуру, именно в сохранении и развитии вечных идеалов человечества: Истины, Любви и Красоты, без которых невозможно само понятие «культура».

Список использованной литературы

1. Буддизм: История и культура. - М.: Наука, 2008.

2. Зубов А. Б. История религий: Курс лекций. - М.: Планета детей, 2007.

3. История религии. Т. 2./ Под ред. И. Н. Яблокова. - М.: Высшая школа, 2004.
4. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. - М., 2009.

4. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. - М., 2007.

5. Культурология: Учебное пособие / Составитель и отв. ред. А.А. Радугин. - М., 2004.

6. Левяш И. Я. Культурология: курс лекций. - М.: Тетра Системе, 2006.
8. Мареева Е. В. Культурология. Теория культуры. - М., 2005.

7. Религии мира. Ч. 1, Верования древности. Религии Ирана и Индии. Иудаизм. Буддизм. - М.: Аванта +, 2009.

8. Рерих Ю. Н. Буддизм и культурное единство Азии. - М.: Мастер-Банк, 2007.

9. Эррикер Клайв. Буддизм. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2009.

 
 

 


[1] Буддизм: История и культура. - М.: Наука, 2008.

 

[2] Буддизм: История и культура. - М.: Наука, 2008.

 

[3] Эррикер Клайв. Буддизм. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2009.

[4] Рерих Ю. Н. Буддизм и культурное единство Азии. - М.: Мастер-Банк, 2007.

 

[5] Религии мира. Ч. 1, Верования древности. Религии Ирана и Индии. Иудаизм. Буддизм. - М.: Аванта +, 2009.

 

[6] Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. - М., 2007.

 

[7] Рерих Ю. Н. Буддизм и культурное единство Азии. - М.: Мастер-Банк, 2007.

 

[8] Мареева Е. В. Культурология. Теория культуры. - М., 2005.

[9] Мареева Е. В. Культурология. Теория культуры. - М., 2005.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 575. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия