Студопедия — Социальная и личностная зрелость: понятия, критерии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Социальная и личностная зрелость: понятия, критерии






 

Понятие «зрелость человека» имеет как в психологии, так и в обыденном сознании два различных смысла: зрелость как хронологически определенный период жизни человека и зрелость как качественная оценка его психических, личностных, физических или других свойств. Такие виды зрелости, как физическая, половая, интеллектуальная зрелость, являются наиболее изученными и имеют вполне определенные критерии и нормы зрелости. Характеристики других видов зрелости - личностной, социальной, духовной и др. - являются более многозначными, менее изученными.

О трудности в определении объективных критериев зрелости человека еще во второй половине прошлого века писал Б.Г.Ананьев. Он отметил, что «в современной психологической литературе эти трудности привели к замене понятия «зрелость» понятием «взрослость» с тем, чтобы избежать многих осложнений, считаю­щихся подчас неодолимыми» [13, с.71]. Неразработанность критериев зрелости отражается тем фактом, что в современной справочной педагогической литературе («Российская педагогическая энциклопедия» [276], «Педагогическая энциклопедия» [228]) отсутствуют оба понятия: как «зрелость», так и «взрослость».

Необходимость разработки социально-психологических критериев развития личности отмечала Л.И.Анцыферова [23, с.9]. На противоречия при выделении критериев оценки социальной зрелости указывал И.С.Кон. Он пишет, что критерии социальной зрелости существенно варьируют, что, «пытаясь сформулировать единый критерий социальной зрелости, некоторые авторы выбирают в качестве такого рубежа начало самостоятельной трудовой жизни. Взяв за основу этот критерий, мы нашли бы, прежде всего, громадную неравномерность в темпах социального созревания разных групп молодежи: раньше созревает сельская молодежь, потом рабочие и позже – учащаяся молодежь, студенчество» [144, с.42].

И.С.Кон приходит к выводу о необходимости рассматривать социальное созревание как многомерный процесс, имеющий не один, а несколько критериев. К важнейшим из них, относящимся к внешним проявлениям социальной зрелости, он относит: «завершение образования, приобретение стабильной профессии, начало трудовой деятельности, материальную независимость от родителей, политическое и гражданское совершеннолетие, службу в армии (для мужчин), вступление в брак, рождение первого ребенка. Переход от детства к взрослости характеризуется увеличением числа и расширением диапазона фактически доступных или нормативно обязательных для индивида данного возраста социальных ролей, это связано с расширением сферы его жизнедеятельности. В процессе развития существенно меняется субъективная значимость и соотношение разных ролей и связанных с ними отношений» [144, с.42].

С целью прояснения содержания понятия «зрелость» обратимся к значениям слов «зрелость», «зрелый», которые они имеют в русском языке.

В «Словаре русского языка» [307] приводятся следующие значения слова «зрелость»: 1) состояние организма достигшего полного развития; зрелый возраст; 2) перен.: высокая степень развития, совершенства; зрелость мысли.

Там же находим значения прилагательного «зрелый»: созревший, спелый; достигший полного развития; возмужалый; характерный для человека, достигшего полного развития (о возрасте, поре жизни); полностью сложившийся; достигший опытности, мастерства; тщательно взвешенный, обдуманный; свидетельствующий об опытности, мастерстве.

В «Толковом словаре» В.И.Даля [94] «зрелость» толкуется как «состояние зрелого, спелость; возмужалость, состояние, степень рассудительности», а «зрелый» - как «дозревший, спелый; возмужалый, полнолетний, взрослый; обдуманный, рассудительный, неопрометчивый».

Пояснения к словам «зрелость» и «зрелый», помещенные в «Словаре русского языка XI-XVII вв.» [306], показывают, что их значение в языке определено давно и мало меняется со временем: «зрелость - полнота развития чего-либо; зрелый - достигший полного развития, плодоносящий».

Таким образом, в значении слова «зрелость» в отношении к человеку выделяются следующие аспекты - свойство (характеристика) человека; определенное состояние человека; результат предшествующих процессов (развития, созревания, складывания, обдумывания); характеристика предшествующего процесса по полноте и законченности; выделение этапов (дозревший до чего-либо); внешняя оценка (достижение совершенства, сравнение с неполным развитием, наличие образца для сравнения, мастерство).

Отметим различие между прямым и переносным значением слова «зрелый». Прямое значение имеет смысл полноты развития организма, развития того, что было. Его можно отнести к физическому созреванию человека, созреванию психических процессов (половозрелый). В переносном значении добавляется смысл «обдуманный», «тщательно взвешенный». Этот смысл относится скорее к проявлениям характера человека, его поведению, поступкам, мыслям, ценностной позиции, выполнению ролей, установкам.

«Обдуманный», «рассудительный», «неопрометчивый», то есть зрелый поступок - поступок, имеющий автора (субъекта), готового за него отвечать, причину, цель, адекватные средства, предсказуемый результат и последствия, соотнесенный с условиями, принятыми нормами. «Тщательно взвешенный» поступок - поступок, совершенный в результате выбора из нескольких альтернатив, совершенный в результате сознательного отказа от некоторых из них. Поступок, «свидетельствующий об опытности, мастерстве», это поступок достаточно привычный, совершаемый не в первый раз, совершаемый с учетом прежних ошибок, свидетельствующий о готовности поступать сходным образом.

Выделенные аспекты значения слова «зрелость», особенно в прямом значении, находят свое отражение в научных психологических представлениях о зрелости человека.

«Зрелость (взрослость) - наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности. Характеристиками зрелой личности называют: 1) развитое чувство ответственности, 2) потребность в заботе о других людях, 3) способности к: активному участию в жизни общества; эффективному использованию своих знаний; психологической близости с другим человеком; конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к полноте самореализации.

Развитие человека в период зрелости непосредственно связано с его активным включением в сферу общественного производства. Неспособность успешно включиться в нее приводит к личностному застою, стагнации» (Психология. Словарь. [260, с. 126]).

С.Ю.Головин при составлении «Словаря практического психолога» дополняет эту же статью: « Зрелость (взрослость)- состояние, к коему приходит организм в конце периода развития. Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и определяются завершением юности и началом периода старения. Есть попытки разделения зрелости на стадии: молодость, расцвет, собственно зрелость и пр.» [305, с.178-179].

В словаре И.А.Баевой к характеристике зрелости добавляется образ и аспект внутреннего переживания этого состояния самим человеком: «Зрелость. Образ: Дерево, покрытое зрелыми, крупными плодами. Переживание: «Мне многое по плечу!» [31, с.20].

В статье «Зрелый и незрелый (Mature and immature)» «Критического словаря психоанализа» Ч.Райкфорта поднимается проблема критериев зрелости, характеристик поведения, подобающего тому или иному возрасту: «Хотя эти слова несут в себе оттенок похвалы и хулы, в биологии они имеют точное значение. Зрелым индивидом (организмом) является тот, в котором РАЗВИТИЕ завершено; незрелым - тот, в ком оно не завершено: ребенок - незрелый, взрослый же - зрелый. Когда речь идет о психологических процессах и поведении, употребление этих терминов, по-видимому, всегда подразумевает сравнение с НОРМАМИ, истоки которых неясны. Называя кого-либо незрелым, мы подразумеваем, что нам известно, какого рода поведение подобает его возрасту, и что его поведение, по сути, подходит человеку более молодого возраста» [263, с.47].

Ч.Райкфорт обращает внимание на оценочный характер слов «зрелый-незрелый, инфантильный», принятый в психологии, в отличие от близкой по значению пары «взрослый-ребенок».

Слово «взрослый», действительно, является близким по значению к «зрелый». Однако оно в большей степени относится именно к возрасту человека, тогда как «зрелость» - к характеристике, оценке его развития. В русском языке «взрослый» определяется как «достигший полного телесного развития, полнолетний, возмужалый, достигший полной зрелости, зрелого возраста» [306, 94, 307]. Похожее разделение «зрелый-взрослый» находим в латинском, немецком, английском и французском языках.

В немецком: Reife, «спелость», «зрелость», «приходить к развязке»; reif, «зрелый (плод)», «спелый», «созревший», «в зрелом возрасте», «обдуманный», «сложившийся», «сформировавшийся». Синоним – «готовый». Reifen – «созревать», «зреть», «крепнуть», «достигать полного развития».

Erwachsene – «взрослый». Erwachsen – «вырастать», «проистекать», «постепенно возникать как следствие чего-л.». Синонимы – «возникать», «становиться», «превращаться», «постепенно развиваться», «зарождаться», «образовываться» («возникать под влиянием чего-л., принимая какую-л. форму»), «появляться», «завязываться», «незаметно возникать» [210].

Французкое maturite, как и английское maturity, означают «зрелость» [15], [347]. Слово в обоих языках имеет смысловой оттенок «доведения до совершенства» (фр. maturation, англ. mature]. В английский и французский языки данное слово перешло из латыни, где maturus имеет несколько значений: «зрелый», «взрослый», «близкий к родам», «беременный», «близкий к исполнению», «вошедший в силу», «достигший расцвета», «находящийся в зените». Латинское maturus является однокоренным со словами mater, «мать» и matrix, «матка», которые несут смысл вынашивания плода, а также со словом mature, «во-время», «рано», «скоро», имеющим временной смысл [168].

Кроме того, французы обозначают взрослость словом grand, имеющим другие значения: «большой», «крупный», «высокий», «знатный», «важный». Здесь понятие «взрослость» включает в себя смысловые оттенки величины и социального статуса [15].

Английское adult, как и французское adultere, означают «взрослый» и восходят этимологически к латинскому alescere (ad+alesco), «расти», «увеличиваться».

Таким образом, проведенный лингвистический анализ понятия «зрелость» позволяет выделить в нем три смысловых пространства: 1) увеличение размера, 2) наступление срока и 3) период плодоношения.

Говоря о взрослости, имеют в виду человека как индивида, его возраст и возрастные особенности. Понятие «зрелость» шире. Оно включает в себя представление о развитости (до определенного уровня) отдельных свойств человека и о зрелости личности в целом. Критерии зрелости являются историческими, меняющимися от общества к обществу, от одной временной эпохи к другой.

«Зрелость человека как индивида - соматическая и половая - определяется биологическими критериями. Однако если у всех животных, включая приматов, физическая зрелость означает глобальную зрелость всего организма — его жизнедея­тельности и механизмов поведения, то у человека нервно-психиче­ское развитие не укладывается полностью в рамки физического созревания и зрелости, - писал Б.Г.Ананьев. - Уже умственная зрело­сть неразрывно связана с образованием, имеет свои критерии, отражающие определенный объем и уровень знаний, свойст­венных данной системе образования в данную историческую эпоху. В еще большей мере историческими являются мно­гочисленные феномены гражданской зрелости, с наступлением которой человек полностью становится юридически дееспособным лицом, субъектом гражданских прав (например, избирательных), политическим деятелем и т. д.» [13, с.71]. Б.Г.Ананьев отмечал, что все эти феномены зрелости варьируют в зави­симости от общественно-экономической формации, классовой структуры общества, национальных особенностей, традиций... и ни в коей мере не зависят от физического развития челове­ка.

«В психологии изучение зрелости представлено исследованиями динамики интеллектуальных и творческих способностей, изменений ведущих мотивов и интересов, поиском закономерностей развития личности. Изучаются психологические аспекты таких событий зрелого возраста, как заключение брака и развод, проблемы семейных взаимоотношений, родительские функции» [260, с. 126].

Различными авторами выделяются такие аспекты зрелости:

- личностная - К.А.Абульханова-Славская [2], Б.Г.Ананьев [12], Л.И.Божович [44], В.В.Зеньковский [119], В.П.Зинченко [121], К.Рудестам [282], М.Ю. Семенов [293] и др.;

- социальная - В.Г.Асеев [27], Н.В.Бордовская [47], В.В.Давыдов [92], Е.А.Долл [14], И.С.Кон [144], В.С.Мухина [201], К.К.Платонов [243], А.А.Реан [265], Н.И.Соболева [309], Г.С.Сухобская [325], Д.И.Фельдштейн [362];

- психологическая - Е.Вайнфилд [81], Т.В.Карсаевская [133], М.В.Крохмаль [159], М.Робер [271];

- социально-психологическая - А.А.Бодалев [43],

- психосоциальная - М.Ремшмидт [269], Х.Томе [411],

- нравственная - В.Г.Асеев [27], В.А.Кондрашов [147], В.И.Слободчиков [303];

- идейная - Г.А.Жук, В.И.Кожохарь, О.А.Киселева [109],

- гражданская - В.И.Дубровина [344], С.Н.Иконникова, В.Т.Лисовский [128].

Исторический характер понятия зрелости, различие теоретических подходов исследователей этих феноменов отражаются в содержательном наполнении каждого из аспектов зрелости, а также в несогласованности используемых терминов. Разные авторы используют для обозначения одного и того же феномена несовпадающие термины, и, наоборот, разные аспекты зрелости часто обозначаются одним и тем же термином. Так, понятие «зрелость личности» рассматривается в очень широком диапазоне - от того «минимума личности» [243, с. 68], на основе которого происходит дальнейшее созревание человека, например социальное, до понимания ее как редчайшей вершины развития человека, возможной лишь на основе созревания всех компонентов личности (Б.Г.Ананьев [13], А.Н.Леонтьев [169], В.И.Слободчиков [304]).

Для получения некоторого представления о разноплановости подходов приведем лишь ряд определений разных аспектов зрелости.

К.К.Платонов использует термин «минимум социальной зрелости личности» и определяет его в психологическом словаре, как «этап развития личности, как появление в ее направленности социальных норм, определяющих способность осознанно, активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, и проявление стремления к дальнейшему, максимально возможному для нее идейно-политическому и профессиональному совершенствованию» [243, с. 68].

«Социальная зрелость – объективно необходимый этап развития личности, который характеризуется достижением самостоятельного социального положения человека. Обусловленный профессионально-техническими и социальными требованиями уровень образования и профессиональной подготовки обеспечивает реализацию человеком его гражданских прав и обязанностей, усвоение, интериоризацию нравственных норм и ценностей класса, социальной группы, общества в целом, традиций и духовного богатства национальной и общечеловеческой культуры, - пишет Ф.Р.Филиппов в специальной статье социологического справочника [320, с.43]. - Социальная зрелость наступает в ходе социального становления личности, а не в результате какого-либо одномоментного акта».

Создатель известной «Шкалы социальной зрелости школы в Вайленде» («Vineland Social Maturity Scale») Е.А.Долл [14] социальную зрелость индивида определяет через степень личной независимости и ответственности. Личная независимость, при этом, является способностью индивида самостоятельно справляться со своими личными делами и самостоятельно регулировать свои социальные отношения, а социальная ответственность - ответственность по отношению к самому себе, к остальным лицам и ко всему обществу [167].

«Психосоциально зрелыми можно считать молодых людей, которые в значительной степени решили возрастные задачи развития, осознали свою ответственность и социальный долг, включились в общественную жизнь. Психосоциальная зрелость включает школьную и профессиональную зрелость, зрелость как осознание ответственности и способность отвечать за правонарушения. Зрелость как осознание ответственности, согласно законодательству, означает способность понять неправоту своего поступка и действовать в соответствии с этим убеждением», - делает обобщение Х.Ремшмидт [269, с. 182-183] на основе анализа ряда психологических, социологических, юридических подходов к определению зрелости.

Социально-психологическая зрелость чаще всего понимается как компетентность, «как развитая способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми» [156, с. 335], умения правильно определять личностные особенности и психологические состояния других людей, психологического портретирования, влияния.

Идейная зрелость раскрывается как результат становления личности гражданина. Проявление гражданственности выражается в честном выполнении своего долга, в трудовой, духовной и общественно-политической деятельности. В гражданском долге соотнесено единство сознания и поведения человека как гражданина конкретного государства (Г.А.Жук, В.И.Кожохарь, И.Б.Слюсар [109]).

О нравственной зрелости пишет В.И.Слободчиков. Нравственная зрелость является основой для развития «высшего способа личного существования, связанного с освобождением от давления обыденной жизни, от соблазна влечений, пристрастий и прельщений собственной самости; духовное бытие - это любовь к качеству жизни и воля к совершенству во всех ее областях» [304, с.370].

В современной психологической литературе отсутствуют попытки систематизации выделяемых аспектов зрелости, не анализируются возможные основания или критерии для их различения. Научно-психологический подход к исследованию феномена зрелости затрагивает, в основном, рассмотрение «атрибутов» зрелости.

Так, к одному из важнейших атрибутов зрелой личности, ряд психологов (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, С.Л.Рубинштейн, В.И.Слободчиков и др.) относит «осознание себя субъектом». Осознание человеком себя как субъекта считают поворотным моментом в развитии личности, ее вторым рождением. «С этого момента, собственно, и встает проблема ответственности человека в моральном плане, ответственности за все содеянное и все упущенное», - пишет С.Л.Рубинштейн [278, с.348].

К.А. Абульханова-Славская отмечает, что потребностью зрелой личности является необходимость последовательного проведения ею своей определенной жизненной линии, то есть осознание себя субъектом собственной жизни [3].

Согласно Л.И.Божович, психологически зрелой личностью является человек, способный руководствоваться сознательно поставленными целями, что определяет активный характер его поведения. Эта способность, на мой взгляд, также является проявлением субъектности - человека как субъекта деятельности [45].

«Показателем созревшей личности выступает осознание личностью себя как субъекта, способного производить вещи, отношения, готовность совершить социально значимую деятельность и ее свершение» - считает В.Ф.Сафин [288, с.72].

М.-А. Робер и Ф.Тильман, характеризуя психологическую зрелость, наряду с чувством реальности, способностью трезво смотреть в лицо фактам, сотрудничеством с другими, называют автономию, которая «означает не свободу делать все, что хочется, но возможность пользоваться определенной свободой и считаться с ограничениями, чувство ответственности» [271, с.146]. Похожую точку зрения высказывает А.Ситников, рассматривая социальную зрелость с точки зрения практической акмеологии: с оциальная зрелость есть «наличие достаточно сформированнных личных целей, способность к коррекции собственного поведения» [299, с.302].

Определенность отношения к миру, ценностная определенность, определенность в социальных нормах, в той общности, к которой человек считает себя принадлежащим, также часто называется исследователями в качестве необходимой характеристики личностной зрелости. «В зависимости от того, на какие ценности ориентируется человек (к чему в жизни он стремится, что в этой жизни он хочет создать или получить, в чем видит личностную ценность общения, своей деятельности и т.д.), мы можем говорить о его социальной и гражданской зрелости», - пишет И.В.Дубровина [344, с.13].

М.И.Бобнева считает, что обо всех аспектах развития можно судить лишь в социальном поведении, в его социальной ориентации, в характере его социального опыта, его социальных выборах, социальных решениях, социальных оценках. В этом проявляется интегративный характер процесса развития личности [40].

Э.Н.Гусинский становлением зрелой личности называет переход к самоопределению личности в культуре от научения организма в среде обитания [81, с.19].

По мнению Н.И.Соболевой, мировоззрение как результат самоопределения человека «выступает фактором, связующим все стороны духовного мира человека в единое целое. Мировоззрение имеет свои «срезы» во всех сторонах духовного мира личности, регулирует все формы жизнедеятельности человека и потому может служить универсальной меркой для определения уровня социальной зрелости личности в целом» [309, с. 115].

Подводя итог этому краткому обзору, можно отметить, что для характеристики зрелости личности, в том числе, социальной зрелости, прибегают к:

-перечислению знаний и умений, которыми должен обладать человек, - Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев;

-определению его ценностной направленности - К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Божович, Э.Н.Гусинский, И.В.Дубровина, К.К.Платонов, В.И.Слободчиков, Н.И.Соболева, Д.И.Фельдштейн, Ф.Р.Филиппов;

-подчеркиванию осознанности, активности поведения - К.А.Абульханова-Славская, И.С.Кон, Х.Ремшмидт, В.Ф.Сафин;

-указанию на высшую степень развития различных человеческих способностей - А.А.Бодалев, С.Ю.Головин, А.В.Петровский, А.Н.Сухов, Ч.Кули;

-выделению черт характера - ответственности, самостоятельности, независимости - Е.А.Долл, А.В.Петровский, К.К.Платонов, М.Робер, Ф.Тильман; И.Б.Слюсарь;

-констатации достижения человеком определенных результатов в жизни - И.А.Баева, И.С.Кон, Х.Ремшмидт, Ф.Р.Филиппов.

При всем разнообразии уровней анализа, степени обобщенности и структурированности представлений о зрелости можно выделить общие основания для систематизации этих понятий и нахождении места социальной зрелости среди других аспектов зрелости личности. Таким образом, предалгается два основанияя:

1) субъектность - как свойство человека осознавать себя субъектом, целенаправленно влиять на что-либо на основании собственных потребностей, интересов, целей; субъектность является результатом осознания своей свободы в отношении чего-либо, свободы выбора;

2) самоопределение - как характеристика совершенного человеком выбора, соотнесенного с его собственными ценностными основаниями и осознанными последствиями этого выбора.

Оба этих основания являются интегрирующими характеристиками человека и охватывают большую часть всех атрибутов, параметров, свойств, выделяемых при описании личностной зрелости. Субъектность является выражением активности человека, а самоопределение характеризует направление этой активности.

«Субъект - это человек на высшем уровне активности, целостности (системности), автономности и т.д.», - такое определение дает А.В.Брушлинский, который разрабатывал субъектно-деятельностную концепцию [52, с.6]. «Человек остается субъектом - в той или иной степени - также и на уровне психического как процесса и вообще бессознательного. Даже когда человек спит, он в какой-то мере - потенциально и актуально - сохраняется в качестве субъекта» [53, с.35], «психическое объективно существует только как субъективное, то есть принадлежащее субъекту» [53, с.14]. Человек, в конечном счете, всегда является субъектом, хотя может и не осознавать себя таковым.

Трактовка человека как субъекта, противостоящая пониманию человека как пассивного существа, отвечающего на внешние воздействия лишь системой реакций, принадлежит гуманистической психологии и в отечественной психологии существует со времен С.Л.Рубинштейна [278], Б.Г.Ананьева [13].

Осознание человеком себя как субъекта делает его «подлинным субъектом», по терминологии К.А.Абульхановой-Славской [2, 6]. «Способность отличать себя как деятеля от процесса и продуктов своей деятельности - одна из главных человеческих особенностей человека», - характеризует И.С.Кон свойство человека осознавать себя субъектом [144, с.168].

Таким образом, различаются свойство являться субъектом, присущее человеку как таковому с момента рождения, и субъектность - как осознание этого собственного свойства быть субъектом, осознанное занятие позиции субъекта какой-либо активности, самоопределение «Я - субъект». Подобное разделение понятий «субъект» и «субъектность» проводит А.К.Осницкий [222], В.А.Петровский [239], В.И.Слободчиков [302], И.С.Якиманская [396].

«Человек как субъект (в позиции «Я-субъект») способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать способы деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять ее приемы. Достижение человеком уровня субъектности предполагает овладение им совокупностью родовых человеческих способностей: мышления, сознания, желаний, воли, чувств и т.д.» [304, с. 250]. К.А.Абульханова-Славская подчеркивает взаимосвязь «самоопределения индивида как субъекта жизнедеятельности и избирательность психического» [2, с.269]. «Субъектность есть центральное образование человеческой субъективности, а, следовательно, центральная категория психологии человека» [304, с.253]. А.К.Осницкий под субъектностью понимает «целостную содержательно-действенную характеристику активности, подчеркивающую интенциональность субъекта, проявляемую в тех видах жизнедеятельности, в которых человек волен (и обнаруживает волеизъявление) определять для себя и меру субъектной включенности, и меру собственного творчества при достижении формулируемых для себя целей» [222, с.7].

Субъектность является свойством человека, выраженность которого зависит от полноты тех сфер, в которых он сознает себя субъектом.

Наиболее традиционно в отечественной психологии выделяются такие сферы: субъект деятельности, в частности - труда, общения, познания (Б.Г.Ананьев), субъект психической деятельности (К.А.Абульханова-Славская), субъект жизни (С.Л.Рубинштейн). А.Н.Леонтьев останавливался на таком аспекте субъектности человека, как «субъект реализации в совокупности деятельностей своих отношений» [169, с.179]. А.К.Осницкий, занимаясь проблемами исследования субъектной активности, выделяет такие проявления субъектности, как субъект знания, переживания, отношения, деятельности. Интересны работы А.Н.Славской, в которых личность рассматривается как субъект интерепретации [301], [300], А.В.Мелешко с эмпирическим исследованием на основании субъектного подхода глубинного отношение испытуемых к самим себе, своей личной жизни, работе [192]. А.В.Брушлинский подчеркивает важнейшее качество человека - «быть субъектом, т.е. творцом своей истории: инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, познание, созерцание и другие виды специфически человеческой активности, творческой и нравственной» [52, с.5].

Другим, выделенным основанием характеристики зрелости, является самоопределение [81]. «Человек не только находится в определенных отношениях с миром и определяется им, но и относится к миру и сам определяет это свое отношение, в чем и заключается сознательное самоопределение человека», - находим у С.Л.Рубинштейна [278, с.354].

Самоопределение, вслед за М.Р.Гинзбургом, можно рассматривать как «процесс обретения человеком ценностно-смыслового единства и реализации его в жизни» [75, с.45]. Обретение человеком ценностно-смыслового единства включает в себя: способность к осознанию внутренних оснований действования в определенной жизненной ситуации; сформированность умения осмыслить любую ситуацию действия, как ситуацию ценностного выбора; осознанность значимых для себя ценностей и соотнесение их с социокультурными ценностями; организацию собственной жизни в соответствии с динамически меняющейся иерархией ценностей.

Необходимость введения этой содержательной характеристики зрелости обусловлена тем, что субъектная активность человека и его направленность (самоопределенность) являются разными свойствами человека. Субъектная активность может проявляться не в форме самоопределения, то есть выбора, соотнесенного с собственными ценностными основаниями, а в форме аффективного, традиционного, нормативного и прочего поведения. На это различие указывает К.А.Абульханова-Славская, отмечая, что стремление личности влиять на ход событий, изменять ситуацию осуществляется не всегда за счет сознательной деятельности; есть люди активные, деятельные, которые не в полной мере и не всегда сознают последствия своих поступков, планируют свои действия, ставят последовательные цели, последовательно их реализуют. Сознательно выработанная или осознанная направленность личности и является ее самоопределением.

Выделяются две стороны этой направленности, отражающей стороны объективного процесса жизнедеятельности индивида. Одна - это обособление индивида, его индивидуализация, сохранение и развитие его индивидуальности. Другая сторона заключается во взаимодействии индивида с другими, включении его как индивидуального существа в общественные отношения [2]. Таким образом, можно говорить о самоопределении в индивидуальном и социальном пространстве, то есть об индивидуальном и социальном самоопределении.

О связи индивидуального и социального писал С.Л.Рубинштейн: «Содержательный мир внутри человека есть результат его жизни и деятельности. То же относится и к проблеме самоусовершенствования человека: не себя нужно делать хорошим, а сделать что-то хорошее в жизни - такова должна быть цель, а самоусовершенствование - лишь результат» [278, с. 380].

Наличие индивидуального и социального в социальной зрелости подчеркивает Д.И.Фельдштейн. «В процессе социального созревания осуществляется как осознание, освоение и реализация социальных норм, принципов, отношений, так и присвоение и реализация новой «самости» (нового уровня самосознания, самоопределения), что позволяет индивиду не только воспроизводить в своей деятельности присвоенное социальное, но и обеспечивает соответствующие возможности в этом воспроизводстве и функционировании новой социальной позиции, а также возможность дальнейшего осуществления себя как действующего субъекта. Именно в таком двуедином воспроизводстве и происходит социальное взросление, проявляется степень социальной зрелости» [341, с.68].

Самоопределение в индивидуальном и социальном пространстве являются рядоположенными признаками социальной зрелости.

Можно встретить людей, являющихся полноценными субъектами собственной жизни, яркими индивидуальностями, однако не имеющих социального самоопределения, не включающих общность в сферу своих забот, интересов, не осознавших своего к ней отношения (См. точку А на рис.1). И наоборот, существует тип людей, поддерживающих интересы общности, разделяющих ее нормы, но не выделяющих себя из нее, не берущих ответственность за происходящее в собственной жизни на себя (Б), не имеющих собственного взгляда или мнения.

Оба этих типа в равной мере не являются социально зрелыми. К.А.Абульханова-Славская в этой связи говорит о более индивидуализированном или более стереотипном способе реализации индивидом своей общественной сущности [2]. Н.И.Соболева результат социального самоопределения характеризует так: «Человек становится «человечеством», так же, как и человечество, реализует себя в отдельных индивидах» [309, с.122].

Б
В
Пространство социального самоопределения
Социальная зрелость
Пространство индивидуального самоопределения  
А

 

 


 

Рис.1.1.Схема соотношения индивидуального и социального самоопределения в социальной зрелости.

 

Таким образом, социальная зрелость предполагает субъектность и самоопределение именно в двух пространствах - социальном и индивидуальном. Степень социальной зрелости зависит от широты субъектности, то есть круга тех аспектов, в отношении которых человек считает себя субъектом, берет на себя ответственность и самоопределен. Причем в этот круг областей субъектности и самоопределения входит как собственная личность и жизнь (индивидуальное самоопределение), так и жизнь избранной общности, начиная с узкого круга самых близких людей до всего человечества или больше (социальное самоопределение).

Предложенные основания позволяют выделить содержательный смысл различных аспектов зрелости. Соотнесение этих аспектов зрелости, структурная их иерархизация является нерешенной еще задачей психологической науки. Изложенный вариант может являться одной из попыток ее решения.

Психологическая зрелость человека предполагает овладение им совокупностью родовых психологических способностей: мышления, сознания, желаний, воли, чувств и т.д., осознание себя носителем и субъектом этих родовых человеческих способностей. Психологическая зрелость позволяет человеку обеспечивать сохранение и поддержание собственной жизни. Исходя из такого понимания психологической зрелости, социально-психологическую и интеллектуальную зрелость мы относим к компонентам психологической зрелости.

Личностная зрелость представлена двумя аспектами - социальной и нравственной (духовной) зрелостью.

Нравственная зрелость - это субъектность человека в отношении собственного нравственного, духовного бытия, принятие человеком норм нравственности как своих собственных. Нормы нравственности, оценка поведения и жизни человека как нравственных либо безнравственных лежит за рамками психологического изучения и является предметом философского осмысления человеческого существования.

Социальная зрелость выражается в осознании себя субъектом собственной жизни, собственной индивидуальности и субъектом исторического процесса, то есть субъектом развития общности, к которой человек себя относит. Социальная зрелость предполагает самоопределение в двух планах – непосредственно в социальном и индивидуальном. Гражданская, идейная, профессиональная, политическая и т.п. зрелость могут являться компонентами социальной зрелости, если патриотизм, определенные идеи, профессионализм являются нормами той общности, в которой человек самоопределен или которая оценивает его социальную зрелость.

Разделение психологической зрелости и личностной зрелости отражает разведение понятий «индивид» и «личность», принятое в отечественной психологии (Б.Г.Ананьев [12], А.Г.Асмолов [29], Б.Ф.Ломов [174], Ш.А.Надирашвили [207], С.Л.Рубинштейн [277], Б.М.Теплов [327]). С этой точки зрения, психически или физически неполноценный индивид может быть, тем не менее, зрелой личностью; психические и физические дефекты не обесценивают человека как личность. Это один из основных принципов гуманистической психологии.

Подводя итог понятийному анализу, отмечаем, что социальная зрелость может быть понята как один из результатов становления личности, в отличие от психологической зрелости (результат психического развития) и физической зрелости (результат биологического созревания). Выделены основания для характеристики зрелости - субъектность и самоопределение. Социальная зрелость представляется как результат становления субъектности человека в отношении собственной жизни, общности, к которой он себя относит, и самоопределения индивидуальном и социальном пространствах.

Самоопределение, характеризующее социальную зрелость, означает переход от стихийного способа жизни к такому, который определяет сам человек. Причем направленность, которую человек определяет для себ







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 3721. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия