Студопедия — Предтечи и уроки истории в подготовке российского сельского учителя
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Предтечи и уроки истории в подготовке российского сельского учителя






Взращивание такой категории педагогических кадров, как сельские педагоги, – забота и многотрудная работа государства и общества, профессиональных учебных заведений и, конечно, самих будущих специалистов. Полезные примеры целенаправленной работы по подготовке народного (сельского) учителя к профессиональной деятельности в отечественной сельской школе и в селе можно обнаружить в истории педагогического образования в России.

Изучение истории образования России, его давнего и недавнего прошлого – это всегда уроки для настоящего, а более – для будущего. Глубокий исторический анализ предваряет любую реформу, и образование здесь не исключение, если преобразования и их последствия претендуют на долгожительство. Вопросы становления отечественного образования, системы подготовки педагогических кадров раскрывают труды российских ученых, которые, мысля масштабно и емко, уделяли отечественной сельской школе и сельскому учительству особое внимание и определяли им значимое место. Среди исследователей, создателей и прогрессивных реформаторов системы профессиональной подготовки педагогических кадров для сельской местности такие известные ученые – гордость российской педагогической науки, как П.П. Блонский, Н.Ф. Бунаков, К.Н. Венцель, В.И. Водовозов, П.Ф. Каптерев, Н.А. Корф, Л.Н. Молдалевский, Д.Д. Семенов, В.Н. Татищев, Л.Н. Толстой, С.А. Рачинский, К.Д. Ушинский и др.

Советский период развития образования в сельской местности также известен достойными научными и практическими результатами, представлен теоретическими работами и примерами успешной педагогической практики сельской школы и сельского учительства в трудах А.Е. Кондратенкова, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и многих других.

Современные ученые, изучающие становление отечественной системы образования в условиях российского села и наследие педагогов прошлого, – А.А. Большакова, М.В. Михайлова, С.С. Хижняков, А.М. Цирульников, Н.В. Чехов и др., – руководствуются идеей необходимости и полезности знания исторического опыта для предотвращения прошлых ошибок при построении будущего. [18], [55], [118], [135], [184] [228], [229], [231], [237].

Историко-краеведческие исследования особенностей зарождения и формирования системы образования в разных регионах Российской федерации позволяют обнаружить и учесть особенности территорий в проектировании их современных образовательных систем. Так, для Республики Карелия источниками уроков прошлого, которые выявляют общероссийские тенденции и раскрывают локальные/местные особенности образования Олонецкой губернии – нынешней Карелии, являются работы современных карельских ученых О.П. Илюха, Е.А. Калининой, В.Г. Кондратьева, А. Пашкова и др. [74], [75], [79], [80], [138], [140], [141].

Зарождение системы профессиональной подготовки сельского учителя в России сопровождалось противоречиями между относительно благополучной «…внешней стороной организации школьного дела на Руси при Петре Великом и весьма трудным подбором преподавателей и организаторов учебной стороны дела». [208, с. 282]

Известный российский государственный деятель В.Н. Татищев (1686-1750 гг.) предполагал, например, что проблему обеспечения народных школ можно решить путем привлечения выпускников гимназий, то есть без создания системы профессиональной подготовки к педагогической деятельности: «…И тако чаятельно своих учителей со временем довольно способных получить» из «подлых» гимназистов». [199, с. 58-59] Однако прогрессивные общественные деятели и Министерство народного просвещения были озабочены необходимостью создания, словами просветителя Н.Ф. Бунакова, «обдуманной и целесообразной программы, сообразно с потребностями жизни и основными положениями дидактики». [28, с. 92]

Поддерживая школу, земство придерживалось убеждения, что для подготовки хороших учителей необходимо создать условия, приближенные к их будущему месту работы. Для этого наставники приучали будущих учителей соотносить свой образ жизни с образом жизни воспитанников (простота в одежде, пример раннего вставания, культура постоянного труда и долгожданного отдыха). При подготовке сельского учителя приоритетными становились занятия сельским хозяйством, рыболовством, столярным, переплетным и другими ремеслами.

Бесценно значение идей и деятельности К.Д. Ушинского, связанных со становлением и развитием профессионально – педагогического образования. В связи с этим необходимо выделить следующие основополагающие работы К.Д. Ушинского. Прежде всего, это «Проект учительской семинарии», который издается в феврале 1861 г. в №2,3 Журнала Министерства народного просвещения, редактором которого в 1860 г. был назначен К.Д. Ушинский. В 1870 г. выходит «Программа по педагогике для специальных классов женских учебных заведений». Первым звеном в системе подготовки народного учителя автор считал подготовительные классы при средних учебных заведениях. В 1874 г. он разрабатывает «Положение о педагогических классах». [212],[213].

По проекту Ушинского были открыты первые учительские семинарии. Весьма важным фактором на пути решения проблем и развития системы профессионально-педагогического образования, подготовки специалистов для народных (сельских) школ становится открытие в 1871 году учительских семинарий в пяти учебных округах: г. Гатчина, с. Григорьевское Ярославской губернии, г. Самара, ст. Каховка Таврической губернии, г. Харьков. Российская народная (сельская) школа благодаря деятельности выпускников учительских семинарий избавилась от стихийности. [139].

Педагогические идеи и деятельность К.Д. Ушинского способствовали появлению плеяды замечательных педагогов 60-70-х годов XIX века – его последователей, в которую вошли Н.Ф. Бунаков, Н.А. Корф, В.И. Водовозов, Д.Д. Семенов, Л.Н. Молдалевский и другие.

Преподавателями учительских семинарий были выпускники российских университетов, которые преподавали по 2-3 предмета. В Олонецкой учительской семинарии (ныне Петрозаводский педагогический колледж), основанной в 1903 г. по образцу К.Д. Ушинского, учебный план включал: 1. Закон Божий. 2. Главные основы педагогики. 3. Русский и церковнославянский языки. 4. Математика (арифметика и начатки алгебры, геометрия и землемерие). 5. Русская история. 6. География. Главные сведения, необходимые для понимания природы (естествознание и физика). 8. Чистописание. 9. Пение. Сверх того воспитанники обучались ремеслам (по выбору Совета семинарии), гимнастике, а также огородничеству и садоводству по мере средств и возможностей. Первыми преподавателями семинарии были выпускники Санкт-петербургского университета. При семинарии работало начальное училище (базовая школа) с 3 отделениями (классами).

К.Д. Ушинский олицетворял собой всю систему профессионально-педагогического образования: его Проект программы и Положение стали прообразом «государственного стандарта», в котором было представлено и содержание деятельности, и сеть, и ожидаемые результаты. Его теоретические труды и организаторская деятельность положили начало профессиональному педагогическому образованию России.

«Оттепель» конца XIX века пробудила многие педагогические умы. Деятельность российских просветителей отличало не только стремление к философско-теоретическому осмыслению педагогических дефиниций, но и участие в практическом воплощении прогрессивных педагогических идей.

Примером такой практико-ориентированной деятельности была народная школа в Ясной Поляне, созданная и руководимая графом Л.Н. Толстым. Практически сразу, с началом деятельности школы для крестьянских детей, он ставит вопрос о необходимости профессионального педагогического образования и организует педагогические курсы. Л.Н. Толстой излагает свое видение профессионального педагогического образования в «Правилах для педагогических курсов», учрежденных Л.Н. Толстым в сельце Ясной Поляне Крапивенского уезда Тульской губернии для приготовления народных учителей. [206], [207].

Осмысление исторических традиций профессионального педагогического образования в России позволяет выявить наиболее значимые аспекты подготовки будущего сельского учителя, в современной терминологии – педагога сельского образовательного учреждения; актуализировать опыт, который был частично утрачен и который вновь востребован в современных условиях:

1. приоритетной являлась практическая направленность обучения, ориентация на потребности сельской школы, сельского социума;

2. учителя готовили для выполнения не только образовательной, но и социальной, культурно-просветительской деятельности, к работе с разными категориями населения – с детьми и взрослыми, с различными учреждениями на селе – в школьных, дошкольных и внешкольных учреждениях, школах взрослых, клубах, музеях, библиотеках и т.д.;

3. образовательная подготовка была полифункциональной (многопредметной, разнонаправленной). Кроме сугубо педагогической, будущий учитель также готовился к разным видам деятельности, востребованным сельским образом жизни: к сельскохозяйственной – огородничество, пчеловодство, рыболовство и т.д., к ремесленной – столярное, переплетное, фельдшерское дело и т.д., к культурно-досуговой – музыкально-литературные вечера, народные праздники и т.д.;

4. с целью повышения эффективности профессиональной подготовки в образовательных учреждениях создавалась особая психологическая, образовательно-воспитательная, культурная, предметная среда, приближенная к условиям профессиональной деятельности.

Лучшие российские традиции должны быть, на наш взгляд, учтены и отражены в модернизации педагогического образования на современном этапе. В новых социально-экономических и политических условиях именно им необходимо стать основой в совершенствовании профессиональной педагогической подготовки современного сельского учителя.

В историческом ряду тех, кто глубоко и основательно продумал и реализовал систему подготовки учителя для села, первым следует поставить имя К.Д. Ушинского.

Основные идеи-замыслы изложены К.Д. Ушинским в работе «Проект учительских семинарий», освещающей его принципиальные позиции в отношении подготовки земского учителя, или, в современном понимании, педагога сельского образовательного учреждения. [212]. Соотнести эти идеи с состоянием и с тенденциями развития профессионального педагогического образования нашего времени – означает получить полезные уроки прошлого для построения будущего.

Урок 1-й: «…во-первых, учительские семинарии для приготовления учителей народных и элементарных школ необходимы».

Данная мысль подчеркивает обязательность специальной подготовки будущих и действующих сельских педагогов к работе в сельской школе, обусловленной множественным своеобразием педагогической деятельности в условиях сельского образовательного учреждения и сельского социума: полифункциональность, открытость, ключевая роль учителя, повышенный уровень ответственности и др.

Эти черты, значительно отличающие профессиональную деятельность сельского педагога от городского, сохраняются в современной социокультурной и образовательной ситуации российского села. Соответственно, по-прежнему актуальной является целенаправленная работа по подготовке сельского учителя, отражающая традиционные особенности и вписанная в современные контексты специфики педагогической деятельности на селе.

Урок 2-й: «…во-вторых, что учительские семинарии должны быть заведения закрытые».

Рекомендации проекта устава низших и средних народных училищ, разработанные К.Д. Ушинским, предполагают открытие при гимназиях и народных училищах приготовительных курсов, но автор сомневался в их возможностях в качественной профессиональной подготовке педагогов. Ушинский предлагал создать особые учительские семинарии – интернаты. Закрытость учебного заведения, по его мнению, охраняет его воспитанников от «соблазнов» города, позволяет создать систему воспитания, огражденную от отрицательного влияния внешних воздействий, и тем самым более эффективно влиять на сохранение и развитие нравственных качеств семинаристов. Нравственное воспитание «по Ушинскому» является ведущей, если не главной составляющей профессиональной подготовки учителя.

В современном мире – мире глобальных коммуникаций и информационных сетей «закрытость» процесса профессиональной педагогической подготовки является, по меньшей мере, наивным предложением. По существу это требование сегодня входит в противоречие с тенденциями развития общества как открытого для информации.

Однако современная «открытость» и отсутствие цензуры информационного потока обостряют и особо актуализируют пожелание-требование К.Д. Ушинского к нравственным качествам будущих учителей, к их способности противостоять безнравственности, и к процессу профессиональной подготовки как воспитывающему и формирующему высоконравственную личность.

Урок 3-й: «…в-третьих, что ученики должны поступать в них после предварительного приготовления и по строгому выбору».

К.Д. Ушинский пишет: «… на убеждение и нравственность молодого человека 18-19 лет ничто не имеет такого влияния, как тот кружок товарищей, в котором он живет…».

Это положение, на наш взгляд, можно рассматривать в двух аспектах:

1. В педагогических учебных заведениях не должно быть «случайных людей», пришедших сюда «по остаточному принципу», а нужен строгий отбор потенциальных педагогов. Сегодня особенно важно, чтобы педагогические образовательные учреждения заканчивали, а в практическую педагогику приходили, как образованные и компетентные, так и мотивированные на понимание, сочувствие, сопереживание молодые люди.

2. Речь идет об особом психологически комфортном микроклимате педагогического образовательного учреждения, о духе товарищества и взаимопомощи, которые впоследствии могут быть транслированы в семейный уклад сельской школы.

Урок 4-й: «… в-четвертых, что жизнь в этих семинариях должна быть самая простая и строгая».

По Ушинскому: «От учителя народной школы, особенно живущего в деревне или небольшом городке, справедливо требовать, чтобы жизнь его не только не давала повода к соблазну, не только не разрушала уважения к нему в родителях и детях, но, напротив, служила примером для тех, так и других и не противоречила его школьным наставлениям. Только при этом условии он может иметь нравственное влияние на детей, и его школьная деятельность будет истинно воспитательной деятельностью».

Работа и жизнь сельских педагогов – объект пристального внимания – постоянного «социального контроля» их воспитанников и жителей села. Профессионализм педагога оценивается односельчанами через призму его личностных качеств. Для сельской общественности учитель – «государственный человек», носитель научного знания и культуры, представитель государства, образец социального поведения.

В то же время, сельский педагог, профессионально занимаясь деятельностью, значительно отличающийся от основного труда односельчан, включен в сельский образ жизни, в бытовой и сельскохозяйственный труд, что приближает его к местному сообществу, сокращает его социальную дистанцию.

Определяя профессиональные и личностные (духовность, нравственность, скромность и др.) качества сельского учителя, К.Д. Ушинский обозначил важнейшим условием их формирования создание особой среды образовательного учреждения: «В учительских семинариях молодые люди должны привыкнуть к жизни простой, даже суровой и бедной, без светских развлечений, к жизни с природой, строгой, аккуратной, честной и в высшей степени деятельной…». [212, с. 344].

Активная социальная позиция, понимание и принятие сельского образа жизни, народной сельской культуры, сельскохозяйственного труда становятся залогом профессиональной состоятельности и успешности и, следовательно, актуальны в образовательном процессе подготовки к педагогической работе и жизни в сельской (негородской) местности.

Урок 5-й: «… в пятых, что учение не обширное, но энциклопедическое и особенно приноровленное к назначению воспитанников».

«Для учителя всякой народной школы …нет надобности в обширных знаниях, которые скорее вредно могут подействовать на его деятельность. …обширные знания могут только вытеснить учителя из этой скромной колеи, которую он для себя избрал, и помешать его ограниченной, но в высшей степени важной для государства деятельности. Но небольшие сведения народного учителя должны быть по возможности ясны, точны и определенны…» – рассуждал педагог.

Однако по Ушинскому же: «сведения учителя народной школы должны быть очень разнообразны». Ученый считает, что для сельского педагога недостаточны познания только о законе божием, грамматике, арифметике, географии и истории, но необходимы и знания в естественных науках, медицине, сельском хозяйстве; «…кроме того, уметь хорошо писать, рисовать, чертить, читать ясно и выразительно, и, если возможно, даже петь. Тогда только он будет в состоянии сообщать ученикам своим сведения, необходимые или полезные для их жизни…».

Ушинский наметил широкий круг наук, изучаемых будущими народными учителями в учительских семинариях, а именно: русский язык и литература, арифметика, география, история, естествознание (сведения из ботаники, зоологии, анатомии и физиологии, а также некоторые сведения по сельскому хозяйству и медицине). Согласно проекту большое место в курсе учительской семинарии занимали науки педагогического цикла: психология, педагогика и методика первоначального обучения. Воспитанники семинарии приобретали навыки выразительного чтения, красивого письма, рисования, черчения и пения. Педагогическая практика воспитанников семинарии велась в народной школе, существовавшей при каждой учительской семинарии. Кроме того, к семинарии прикреплялся ряд ближайших школ, в которых семинаристы также вели педагогическую практику, а окончившие семинарию в течение года работали под руководством преподавателей в качестве учителей-стажеров. Семинария поддерживала связь с учителями – бывшими ее воспитанниками.

Учебный план учительской семинарии включал такие учебные предметы, среди которых представлены дисциплины общей культуры, профессиональные и специальные дисциплины, предметы гуманитарного и естественно-научного циклов, дисциплины, в основу которых положены межпредметные связи и последние научные достижения того времени.

Проблема содержания подготовки учителей в педагогических вузах, колледжах, училищах не потеряла своей значимости. За последние годы появилось немало различных критических статей и других аналитических материалов, в которых доказывается нецелесообразность подготовки студентов педагогических образовательных учреждений по нескольким (смежным) специальностям, поскольку это неэкономично, затратно, неэффективно. Однако жизнь доказывает обратное, а именно то, что сельской школе и сельскому сообществу крайне необходимы педагоги, специализирующиеся в различных образовательных областях, хорошо ориентирующиеся в нескольких учебных дисциплинах, и поэтому предпочтение при подготовке учителей для сельской школы целесообразно отдавать многопредметному направлению обучения.

К тому же учитель сельской школы должен быть не только полифункционалом-многопредметником, но и полиспециалистом, способным работать с детьми разных возрастов – от начальной школы до старших классов, а также с разными группами взрослого населения.

Потому позволим не согласиться с мнением К.Д. Ушинского о вреде «обширных знаний» и «ограниченности» познания сельского учителя. Современной сельской школе XXI века нужен учитель – профессионал, обладающий богатым запасом знаний и умений, находящийся на высоком уровне информационной культуры; учитель-психолог, глубоко понимающий и тонко чувствующий ребенка; учитель-воспитатель, высоконравственный и способный вдохновить детей и взрослых, увлечь их; учитель-исследователь, владеющий современными методами диагностики, анализа учебно-воспитательного процесса и т.п. Требования к знаниям и умениям сельского педагога, на которых базируются его компетентность, значительно возросли и продолжают увеличиваться.

Урок 6-й: «...в-шестых, что при семинарии должна быть обширная практическая школа».

Великий педагог считает: «Метод преподавания можно изучать из книги или со слов преподавателя, но приобресть навык в употреблении этого метода можно только деятельною и долговременной практикою…». [212, с. 344].

При учительских семинариях создавались начальные училища (базовая школа) с 3 отделениями (классами), где семинаристы проходили первую педагогическую практику. Воспитанники семинарий обучались ремеслам (по выбору Совета семинарии), гимнастике, а также огородничеству и садоводству по мере средств и возможностей.

Сегодня в числе приоритетных задач дальнейшего развития педагогического образования обозначены: усиление практической направленности педагогического образования, его инновационного компонента; расширение подготовки студентов для работы с учащимися, нуждающимися в коррекционном обучении; активизация разработки новых технологий подготовки учителей, направленных на обеспечение готовности педагога к работе в изменяющихся условиях на основе многообразия изменяющихся программ, учебников и образовательных учреждений; обеспечение разработки образовательных программ и технологий, ориентированных на подготовку учителя для работы в сельской малочисленной и малокомплектной школе. [150]. Таким образом, простое перечисление актуальных для современного педагогического образования задач – свидетельство справедливости и значимости идеи и опыта практико-ориентированного педагогического образования, высказанных и реализованных К.Д. Ушинским.

Урок 7-й: «в-седьмых, что семинарии не должны основываться в больших городах, но вместе с тем должны находиться неподалеку от центра образования».

Весьма важным фактором на пути решения проблем и развития системы профессионально-педагогического образования в России является создание и деятельность учительских семинарий. Они были расположены в провинциальных городах России, где становились градоформирующими социальными институтами, центрами просвещения и культуры территории.

Предложения К.Д. Ушинского были положены в основу образовательной программы, системы воспитания, уклада жизни и даже архитектуры здания мужской учительской семинарии, открывшейся в 1903 г. в г. Петрозаводске в Олонецкой губернии – тогда глубокой российской провинции. Сегодня это Петрозаводский педагогический колледж, здания которого располагаются почти в центре карельской столицы, но который по-прежнему является примером функционирования уникальной образовательной среды: самодостаточной и открытой одновременно; сочетающей провинциальность, в лучших смыслах этого понятия, и инновационность.

Учительская семинария являлась педагогическим центром, при котором организовывались высшие педагогические курсы для лиц, получивших университетское образование, руководители и учителя семинарии организовывали лекции на педагогические темы и т.п.

Идея рассмотрения профессионального педагогического образовательного учреждения – педагогического вуза или колледжа как центра культуры и образования определенной территории, где сосредоточены ресурсы и создана особая среда, под воздействием которой происходит профессиональное и личностное становление будущего педагога, где осуществляются процессы профессионального совершенствования практикующего учителя – приобретает в настоящее время особое и новое звучание. Повсеместно и все более широко создаются и воплощаются модели образовательных учреждений – комплексов (вуз-колледж-школа, вуз – центр повышения квалификации и др.) в основу которых положены принципы непрерывности и открытости педагогического образования.

Еще одно положение – урок К.Д. Ушинского просматривается в контексте тенденций развития современного отечественного образования:

Урок 8-й: «Мы полагаем, что у нас всего будет лучше и естественнее оставить народную школу чисто народным делом, еще более – чисто семейным делом народа». [213, с. 42].

Когда-то именно сельское сообщество – «всем миром» создавало школу в деревне, заботилось о ней, оценивало и тщательно контролировало ее работу. Строительство гражданского общества на демократических началах, происходящее в настоящее время, – это и возвращение к былым народным начинаниям. Мысль Ушинского об ответственности социума за школу обосновывает возвращение общества в управление образованием, освоение и внедрение общественно-государственного управления образованием. Это исторически зафиксированный аргумент – обоснование для создаваемых сегодня Попечительских советов, Общественных управляющих советов и иных форм участия общества в жизнедеятельности каждого образовательного учреждения, а в глобальном смысле – реального и влияющего участия общества в образовании и воспитании молодого поколения.

Предтечи и уроки прошлого в подготовке народных (сельских) учителей в истории отечественного педагогического образования остаются важными ориентирами, по-прежнему свежими идеями в определении целей, содержания и условий формирования современного сельского педагога «нового поколения» для «новой сельской школы». [124].

 







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 513. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия