Студопедия — Исторический смысл психологического кризиса 12 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Исторический смысл психологического кризиса 12 страница






процессы. И это методологически примечательнейший факт, и для гештальттеории решающий аргумент.

Принцип изучения одинаков для психического, органического и неорганического — это значит, что

психология вводится в контекст естественных наук, что психологическое исследование возможно в

физических принципах. Вместо бессмысленного соединения абсолютно гетерогенного психического и

физического гештальттеория утверждает их связь, они части одного целого. Только европеец поздней

культуры может так делить психическое и физическое, как мы это делаем. Человек танцует. Разве на одной

стороне — сумма мускульных движений, на другой — радость, воодушевление? То и другое родственно по

структуре. Сознание не привносит ничего принципиально нового, требующего других способов изучения.

Где границы между материализмом и идеализмом? Есть психологические теории и даже много учебников,

которые, несмотря на то что говорят только об элементах сознания, бездушнее, бессмысленнее, тупее,

материалистичнее, чем растущее дерево.

Что все это значит? Только то, что гештальттеория осуществляет материалистическую психологию,

поскольку она принципиально и методологически последовательно складывает свою систему. Видимо

противоречит этому учение гештальттеории о феноменальных реакциях, об интроспекции, но только

видимо, потому что психика для этих психологов есть феноменальная часть поведения, т. е.

принципиально они избирают один путь из двух, а не третий.

Другой вопрос: последовательно ли эта теория проводит свой взгляд, не натыкается ли на противоречия

в своих воззрениях, верно ли выбраны средства для осуществления этого пути? Но нас интересует не это, а

методологическая система принципов. И мы можем еще сказать: все, что в воззрениях гештальттеории не

совпадает с этой тенденцией, есть проявление другой тенденции. Если психику описывают в тех же

понятиях, что и физику, — это есть путь естественнонаучной психологии.

Легко показать, что В. Штерн (1924) в теории персонализма проделывает обратный путь развития. Желая

избежать обоих путей и встать на третий, он фактически становится тоже на один из двух — путь

идеалистической психологии. Он исходит из того, что мы не имеем психологии, но имеем много

психологий. Же-

лая сохранить предмет психологии в аспекте одной и другой тенденций, он вводит понятие

психофизически нейтральных актов и функций и приходит к допущению: психическое и физическое

проходят одинаковые ступени развития — это разделение есть вторичный факт, оно возникает из того, что

личность может являться себе и другим; основной факт — существование психофизически нейтральной

личности и ее психофизически нейтральных актов. Итак, единство достигается введением понятия

психофизического нейтрального акта.

Посмотрим, что на деле скрывается за этой формулой. Оказывается, Штерн проделывает обратный путь,

который знаком нам по гештальттеории. Для него организм и даже неорганические системы суть тоже

психофизические нейтральные личности; растения, Солнечная система и человек должны пониматься

принципиально одинаково, но путем распространения на непсихический мир телеологического принципа.

Перед нами телеологическая психология. Третий путь опять оказался одним из двух знакомых путей. Опять

речь идет о методологии персонализма: какова была бы идеально построенная по этим принципам

психология. Но какова она на деле — это другой вопрос. На деле Штерн, как Мюнстерберг, вынужден быть

сторонником каузальной психологии в дифференциальной психологии; на деле он дает материалистическую

концепцию сознания, т. е. внутри его системы происходит все та же знакомая нам борьба, по ту сторону

которой он хотел — безуспешно — стать.

Третьей системой, пытающейся стать на третий путь, является складывающаяся на наших глазах система

марксистской психологии. Анализ ее затруднителен, потому что она не имеет еще своей методологии и

пытается найти ее в готовом виде в случайных психологических высказываниях основоположников

марксизма, не говоря уже о том, что найти готовую формулу психики в чужих сочинениях — значило бы

требовать «науку прежде самой науки». Нужно заметить, что разнородность материала, отрывочность,

перемена значения фразы вне контекста, полемический характер большинства высказываний, верных

именно в отрицании ложной мысли, но пустых и общих в смысле положительного определения задачи,

никак не позволяют ждать от этой работы чего-либо большего, чем более или менее случайный ворох цитат

2. «Сознание Исторический смысл психологического кризиса»

-65

Из книги:

(Выготский Л.С. = Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.)

 

 

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || [email protected] || Icq# 75088656

66-

и талмудическое их толкование. Но цитаты, расположенные в лучшем порядке, никогда не дадут системы.

Другой формальный недостаток подобной работы сводится к смешению двух целей в таких

исследованиях; ведь одно дело рассматривать марксистское учение с историко-философской точки зрения, и

совсем другое — исследовать самые проблемы, которые ставили эти мыслители. Если же соединить то и

другое вместе, получится двойная невыгода: для решения проблемы привлекается один автор, проблема

ставится только в тех разме-

pax и разрезах, в которых она мимоходом и совсем по другому поводу затронута у автора; искаженная

постановка вопроса касается его случайных сторон, не затрагивая центра, не развертывая ее так, как того

требует само существо вопроса.

Боязнь словесного противоречия приводит к путанице гносеологических и методологических точек

зрения и т. п.

Но и вторая цель — изучение автора — тоже не достигается этим путем, потому что автор волей-неволей

модернизируется, втягивается в сегодняшний спор, а главное — грубо искажается произвольным сведением

в систему надерганных из разных мест цитат. Мы могли бы сказать так: ищут, во-первых, не там, где надо;

во-вторых, не то, что нужно; в-третьих, не так, как нужно. Не там — потому что ни у Плеханова, ни у

кого другого из марксистов нет того, чего у них ищут, у них нет не только законченной методологии

психологии, но даже зачатков ее; перед ними не стояла эта проблема, и их высказывания на эту тему носят

прежде всего непсихологический характер; даже гносеологической доктрины о способе познания

психического у них нет. Разве такое простое дело создать хотя бы гипотезу о психофизическом

соотношении! Плеханов вписал бы свое имя в историю философии рядом со Спинозой, если бы он сам

создал какую-либо психофизическую доктрину. Он не мог этого сделать, потому что и сам никогда не

занимался психофизиологией, и наука не могла дать еще повода для построения такой гипотезы.

За гипотезой Спинозы стояла вся физика Галилея: в ней [гипотезе] заговорил переведенный на

философский язык весь принципиально обобщенный опыт естествознания, впервые познавший единство и

закономерность мира. А что в психологии могло породить такую доктрину? Плеханова и других

интересовала всегда местная цель: полемическая, разъяснительная, вообще — цель контекста, но не

самостоятельная, не обобщенная, не возведенная в ранг доктрины мысль.

Не то, что надо, потому что нужна методологическая система принципов, с которыми можно начать

исследование, а ищут ответа по существу, того, что лежит в неопределенной конечной научной точке

многолетних коллективных исследований. Если бы уже был ответ, незачем было бы строить марксистскую

психологию. Внешним критерием искомой формулы должна быть ее методологическая пригодность; вместо

этого ищут возможно меньше говорящую, осторожную, воздерживающуюся от решения важнейшую

антологическую формулу. Нам нужна формула, которая бы нам служила в исследованиях, — ищут

формулу, которой мы должны служить, которую мы должны доказать. В результате натыкаются на

формулы, которые методологически парализуют исследование: таковы отрицательные понятия и т. п. Не

показывают, как можно осуществить науку, исходя из этих случайных формул.

Не так, потому что мышление сковано авторитетным принципом; изучают не методы, но догмы; не

освобождаются от метода логического наложения двух формул; не принимают критического и свободно-

исследовательского подхода к делу.

Но все эти три порока проистекают из одной причины: непонимания исторической задачи психологии и

смысла кризиса; этому специально посвящен следующий раздел. Здесь я говорю все это, чтобы яснее

сделать границу между воззрениями и системой, чтобы снять с системы ответственность за грехи воззрений;

мы будем говорить об ошибочно понимаемой системе. Мы можем это сделать с тем большим правом, что

само это понимание не осознало, куда оно ведет.

Новая система кладет в основу третьего пути в психологии понятие реакции, в отличие от рефлекса и

психического явления заключающее в себе и субъективный, и объективный момент в целостном акте

реакции. Однако, в отличие и от гештальттеории, и от Штерна, новая теория отказывается от

методологической посылки, объединяющей обе части реакции в одно понятие. Ни видение в психике

принципиально тех же структур, что в физике, ни усмотрение в неорганической природе цели, энтелехии и

личности, ни путь гештальттеории, ни путь Штерна не ведут к цели.

Новая теория принимает вслед за Плехановым доктрину психофизического параллелизма и полную

несводимость психического к физическому, видя в этом грубый, вульгарный материализм. Но как возможна

одна наука о двух принципиально, качественно разнородных и несводимых категориях бытия? Как

возможно их слияние в целостном акте реакции? На эти вопросы мы имеем два ответа. Корнилов видит

между ними функциональное отношение, но этим сразу уничтожается всякая целостность: в

функциональном отношении могут стоять две разные величины. Изучать психологию в понятиях реакции

нельзя, ибо внутри реакции заключены два несводимых к единству, функционально зависимых элемента.

Психофизическая проблема этим не решена, но перенесена внутрь каждого элемента и поэтому делает

2. «Сознание Исторический смысл психологического кризиса»

-66

Из книги:

(Выготский Л.С. = Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.)

 

 

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || [email protected] || Icq# 75088656

67-

невозможным исследование ни в одном шаге, как она в целом связывала всю психологию. Там было неясно

отношение всей области психики ко всей области физиологии, здесь в каждой отдельной реакции запутана

та же неразрешимость. Что методологически предлагает это решение проблемы? Вместо того чтобы решить

ее проблематически (гипотетически) в начале исследования — решать ее экспериментально, эмпирически в

каждом отдельном случае. Но ведь это невозможно. И как возможна одна наука с двумя принципиально

различными методами познания, не способами исследования — в интроспекции видит К. Н. Корнилов не

технический прием, а единственно адекватный способ познания психического. Ясно, что методологически

цельность реакции остается pia desiderata, а на деле такое понятие ведет к двум наукам с двумя

методами, изучающими две различные стороны бытия.

Другой ответ дает Ю. В. Франкфурт (1926). Вслед за Г. В. Плехановым он запутывается в безнадежном и

неразрешимом противоречии, желая доказать материальность нематериальной психики, а для психологии

связать два несвязуемых пути науки. Схема его рассуждений такова: идеалисты видят в материи инобытие

духа; механистические материалисты — в духе инобытие материи. Диалектический материалист сохраняет

оба члена антиномии. Психика для него 1) особое свойство, несводимое к движению, среди многих других

свойств; 2) внутреннее состояние движущейся материи; 3) субъективная сторона материального процесса.

Противоречивость и разнородность этих формул будет вскрыта при систематическом изложении понятий

психологии; тогда я надеюсь показать, какое искажение смысла вносят такие сопоставления вырванных из

абсолютно разных контекстов мыслей. Здесь занимает нас исключительно методологическая сторона

вопроса: как же возможна одна наука о двух принципиально разных родах бытия. Общего у них нет ничего,

сведены к единству они быть не могут, но, может быть, между ними есть такая однозначная связь, которая

позволяет объединить их? Нет. Плеханов ясно говорит: марксизм не признает «возможности объяснить или

описать один род явлений с помощью представлений или понятий, «развитых» для объяснения или описания

другого» (цит. по: Ю. В. Франкфурт, 1926, с. 51). «Психика, — говорит Франкфурт, — это особое свойство,

описываемое или объясняемое с помощью своих особых понятий или представлений» (там же). Еще раз —

то же (с. 52—53) — разными понятиями. Но ведь это значит: есть две науки — одна о поведении как

своеобразной форме движения человека, другая — о психике как недвижении. Франкфурт и говорит о

физиологии в узком и в широком смысле — с учетом психики. Но будет ли это физиология? Достаточно ли

захотеть, чтобы наука возникла по-нашему fiat? Пусть нам покажут хоть один пример одной науки о двух

разных родах бытия, объясняемых и описываемых при помощи разных понятий, или покажут возможность

такой науки.

В этом рассуждении есть два пункта, которые категорически показывают невозможность такой науки.

1. Психика есть особое качество или свойство материи, но качество не есть часть веши, а особая

способность. Но качеств вещи у материи очень много, психика — одно из них. Плеханов сравнивает

отношение между психикой и движением с отношениями между растительным свойством и

удобосгораемостью, твердостью и блеском льда. Но тогда почему есть только два члена антиномии; их

должно быть столько, сколько есть качеств, т. е. много, бесконечно много. Очевидно, вопреки Черны-

шевскому, между всеми качествами есть нечто общее; есть общее понятие, под которое можно подвести

все качества материи: и блеск, и твердость льда, и удобосгораемость, и рост дерева. Иначе было бы столько

наук, сколько качеств; одна наука о блеске льда, другая — о его твердости. То, что говорит Н. Г.

Чернышевский, просто нелепо как методологический принцип. Ведь и внутри психики есть свои разные

качества: боль так же похожа на сладость, как блеск на твердость — опять особое свойство.

Дело все в том, что Плеханов оперирует общим понятием психики, под которое подведено множество

разнообразнейших качеств, а таким же общим понятием, под которое подводятся все другие качества, будет

движение. Очевидно, психика к движению стоит принципиально в ином отношении, чем качества друг к

другу: и блеск, и твердость, и в конце концов — движение; и боль, и сладость, и в конце концов — психика.

Психика не одно из многих свойств, а одно из двух. Но, значит, в конце концов есть два начала, а не одно и

не много. Методологически это значит, что сохраняется полностью дуализм науки. Это особенно ясно из 2-

го пункта.

2. Психическое не влияет на физическое, по Плеханову (1922). Франкфурт (1926) выясняет, что оно

влияет само на себя опосредованно, через физиологическое, у него своеобразная действенность. Если мы

соединим два прямоугольных треугольника, то их формы образуют новую форму — квадрат. Формы сами

по себе не воздействуют, «как вторая, «формальная», сторона соединения наших материальных

треугольников». Заметим, что это есть точная формулировка знаменитой Schattenteorie — теории теней: два

человека подают друг другу руки, их тени делают то же; по Франкфурту, тени «воздействуют» друг на друга

через тела.

Но методологическая проблема совсем не в этом. Понимает ли автор, что он пришел к чудовищной для

материалиста формулировке природы нашей науки? В самом деле, что это за наука о тенях, формах,

зеркальных призраках? Наполовину автор понимает, куда он пришел, но не видит, что это значит. Разве

2. «Сознание Исторический смысл психологического кризиса»

-67

Из книги:

(Выготский Л.С. = Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.)

 

 

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || [email protected] || Icq# 75088656

68-

возможна естественная наука о формах как таковых, наука, пользующаяся индукцией, понятием

причинности? Только в геометрии мы изучаем абстрактные формы. Последнее слово сказано: психология

возможна, как геометрия. Но именно это есть высшее выражение эйдетической психологии Гуссерля, такова

описательная психология Дильтея как математика духа, такова феноменология Челпанова, аналитическая

психология Стаута, Мейнонга, Шмидта-Коважика. Их всех объединяет с Франкфуртом вся принципиальная

структура; они пользуются той же аналогией.

1. Надо изучать психику, как геометрические формы, — вне причинности; два треугольника не родят

квадра,

та круг ничего не

знает о пирамиде; ни одно отношение реального мира нельзя перенести в идеальный мир форм и

психических сущностей: их можно только описывать, анализировать и классифицировать, но не объяснять.

Основным свойством психики Дильтей считает то, что члены его связаны не по закону причинности: «В

представлениях не заключается достаточного основания для перехода их в чувства; можно вообразить

существо, обладающее лишь способностью представления, которое в пылу битвы было бы равнодушным и

безвольным зрителем собственного своего разрушения. В чувствах не заключается достаточного основания

для перехода их в волевые процессы; можно вообразить то же существо взирающим на происходящий

вокруг него бой с чувством страха и ужаса, тогда как эти чувства не выливаются в защитные движения»

(1924, с. 99).

Именно потому, что эти понятия адетерминистичны, беспричинны и беспространственны, именно

потому, что они построены по типу геометрических абстракций, Павлов отвергает их пригодность для

науки: они несоединимы с материальной конструкцией мозга. Именно потому, что они геометричны, мы

вслед за Павловым говорим, что они непригодны для реальной науки.

Но как возможна наука, соединяющая геометрический метод с индуктивно-научным? Дильтей прекрасно

понимал, что материализм и объяснительная психология предполагают друг друга. «Последний во всех

своих оттенках есть объяснительная психология. Всякая теория, полагающая в основу связь физических

процессов и лишь включающая в них психические факты, есть материализм» (там же, с. 30).

Именно желание отстоять самостоятельность духа и всех наук о духе, боязнь перенесения на этот мир

закономерности и необходимости, царствующей в природе, приводят к боязни объяснительной психологии.

«Ни одна... объяснительная психология не может быть положена в основу наук о духе» (там же, с. 64). Это

означает: нельзя науки о духе изучать материалистически. О, если бы Франкфурт понимал, что означает на

деле его требование психологии как геометрии; его признание особой связи — «действенности» — не

физической причинности психики; его отказ от объяснительной психологии — ни много ни мало: отказ от

понятий закономерности во всей области духа, об этом идет спор. Русские идеалисты это прекрасно

понимают: тезис Дильтея о психологии — для них тезис, противостоящий механистическому пониманию

исторического процесса.

2. Вторая черта той психологии, к которой пришел Франкфурт, заключена в методе, в природе знания

этой науки. Если психика не вводится в связь процессов природы, если она вне-причинна, то ее нельзя

изучать индуктивным путем, наблюдая реальные факты и обобщая их, ее надо изучать умозрительным

методом: непосредственным усмотрением истины в этих платоновских идеях или психических

сущностях. В геометрии нет места индукции; что доказано для одного треугольника, доказано для всех. Она

изучает не реальные треугольники, а идеальные абстракции — отделенные от вещей их отдельные свойства,

доведенные до предела и взятые в идеально чистом виде. Для Гуссерля феноменология так относится к

психологии, как математика к естествознанию. Но было бы невозможно осуществить геометрию и

психологию, по Франкфурту, как естественную науку. Их разделяет метод. Индукция основана на

многократном наблюдении фактов и на обобщении, полученном опытным путем; аналитический

(феноменологический) метод — на непосредственном однократном усмотрении истины. Об этом стоит

подумать: нам надо точно знать, какова та наука, с которой мы хотим нацело порвать. Здесь в учении об

индукции и анализе заключено одно существенное недоразумение, которое надо вскрыть.

Анализ вполне планомерно применяется и в каузальной психологии, и в естествознании; и там мы часто

из единичного наблюдения выводим общую закономерность. В частности, засилие индукции и

математической обработки и недоразвитие анализа значительно погубили дело Вундта и всей

экспериментальной психологии.

В чем же отличие одного анализа от другого, или, чтобы не впадать в ошибку, — аналитического метода

от феноменологического? Если мы узнаем это, мы нанесем на нашу карту последнюю черту, проводящую

границу между двумя психологиями.

Метод анализа в естественных науках и в каузальной психологии состоит в изучении одного явления,

типичного представителя целого ряда, и выведении отсюда положения обо всем ряде. Челпанов поясняет

эту мысль, приводя пример с изучением свойств различных газов. Так, мы утверждаем что-либо о свойствах

всех газов, после того как произвели эксперимент над каким-либо одним газом. Делая такого рода

2. «Сознание Исторический смысл психологического кризиса»

-68

Из книги:

(Выготский Л.С. = Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.)

 

 

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || [email protected] || Icq# 75088656

69-

заключение, мы подразумеваем, что тому газу, над которым проведен эксперимент, присущи свойства всех

других газов. В таком умозаключении, по Челпанову, присутствуют одновременно и индуктивный, и

аналитический методы.

Действительно ли это так, т. е. действительно ли возможно смешение, соединение геометрического

метода с естественнонаучным или здесь только смешение терминов и слово анализ употребляется

Челпановым в двух, совершенно различных смыслах? Вопрос слишком важен, чтобы пройти мимо: кроме

того что нам нужно разделить две психологии, надо возможно глубже и дальше рассечь их методы, так как у

них не может быть общих методов; помимо того что нас интересует та часть метода, которая после

рассечения достанется описательной психологии, потому что мы хотим ее точно знать, — помимо всего

этого, м

ы не хотим

при разделе уступить ей ни йоты принадлежащей нам территории; аналитический метод

принципиально слишком важен для построения всей социальной психологии, как увидим ниже, чтобы

отдать его без боя.

Наши марксисты, разъясняя гегелевский принцип в марксистской методологии, правильно утверждают,

что каждую вещь можно рассматривать как микрокосм, как всеобщую меру, в которой отражен весь

большой мир. На этом основании они говорят, что изучить до конца, исчерпать одну какую-нибудь вещь,

один предмет, одно явление — значит познать весь мир во всех его связях. В этом смысле можно сказать,

что каждый человек есть в той или иной степени мера того общества или, скорее, класса, к которому он

принадлежит, ибо в нем отражена вся совокупность общественных отношений.

Мы видим уже из этого, что познание от единичного к общему есть ключ ко всей социальной

психологии; нам нужно отвоевать для психологии право рассматривать единичное, индивида как

социальный микрокосм, как тип, как выражение или меру общества. Но об этом придется говорить только

тогда, когда мы останемся один на один с каузальной психологией; здесь же нам надо исчерпать до конца

тему о разделении.

В примере Челпанова безусловно верно то, что анализ не отрицает в физике индукции, но именно

благодаря ей делает возможным однократное наблюдение, дающее общий вывод. В самом деле, по какому

праву мы распространяем наш вывод с одного газа на все? Очевидно, только потому, что путем прежних

индуктивных наблюдений мы вообще выработали понятие газа и установили объем и содержание этого

понятия. Далее, потому, что мы изучаем данный единичный газ не как таковой, а с особой точки зрения, мы

изучаем осуществленные в нем общие свойства газа: именно этой возможности, т. е. точке зрения,

позволяющей отделить в единичном его особенное от общего, мы обязаны анализу.

Итак, анализ принципиально не противоположен индукции, а родствен ей: он есть высшая ее форма,

отрицающая ее сущность (многократность). Он опирается на индукцию и ведет ее. Он ставит вопрос; он

лежит в основе всякого эксперимента; всякий эксперимент есть анализ в действии, как всякий анализ есть

эксперимент в мысли; поэтому правильно было бы назвать его экспериментальным методом. В самом деле,

когда я экспериментирую, я изучаю А, В, С..., т. е. ряд конкретных явлений, и распределяю выводы на

разные группы: на всех людей, на детей школьного возраста, на деятельность и т. д. Анализ и предлагает

объем распространения выводов, т. е. выделение в А, В, С общих для данной группы черт. Но и далее: в

эксперименте я наблюдаю всегда один выделенный признак явления, и это опять работа анализа.

Перейдем к индуктивному методу, чтобы пояснить анализ: рассмотрим ряд применений этого метода.

И. П. Павлов изучает фактически деятельность слюнной железы у собаки. Что дает ему право назвать

свой опыт изучением высшей нервной деятельности животных? Быть может, он должен был проверить

свои опыты на коне, вороне и т. д. — на всех или, по крайней мере, на большинстве животных, чтобы иметь

право сделать выводы? Или, может быть, он должен был свой опыт назвать так: изучение слюноотделения у

собаки? Но именно слюноотделения собаки как такового Павлов и не изучал, и его опыт ни на йоту не

увеличил наших знаний о собаке как таковой и насчет слюноотделения как такового. Он в собаке изучал не

собаку, а животное вообще, в слюноотделении — рефлекс вообще, т. е. у этого животного и в этом явлении

он выделил то, что есть общего у них со всеми однородными явлениями. Поэтому его выводы касаются не

только всех животных, но и всей биологии: установленный факт выделения слюны у данных павловских

собак на данные Павловым сигналы прямо становится общебиологическим принципом — превращения

наследственного опыта в личный. Это оказалось возможным, потому что Павлов максимально

абстрагировал изучаемое явление от специфических условий единичного явления, он гениально увидел в

единичном общность.

На что же он опирался в расширении своих выводов? Конечно, на следующее: то, на что мы

распространяем свои выводы, имеет дело с теми же элементами, и мы опираемся на заранее

установленные сходства (класс наследственных рефлексов у всех животных, нервная система и т. п.).

Павлов открыл общебиологический закон, изучив собак. Но он в собаке изучал то, что составляет основу

животного.

2. «Сознание Исторический смысл психологического кризиса»

-69

Из книги:

(Выготский Л.С. = Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.)

 

 

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || [email protected] || Icq# 75088656

70-

Таков методологический путь всякого объяснительного принципа. В сущности, Павлов не







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 376. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия