Студопедия — Общие приемы и правила работы источниковедческого анализа периодической печати
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Общие приемы и правила работы источниковедческого анализа периодической печати






 

Изучение периодической печати обычно подразумевает изучении истории какого-нибудь издания или группы изданий, либо исследование материалов, опубликованных в газетах и журналах по определенной теме. Но решений второй исследовательской задачи без предварительного целостного изучения издании некорректна, поскольку периодика воспринимается читателем в соответствии с его ожиданиями, основанными на репутции издания, литературном и общественном прошлом его авторов[4]. Источниковедение выделяет четыре группы общих вопросов источниковедческого анализа для историка, работающего с русской периодической печатью XIX-XX веков:

Ø вопросы установления и изучения текста;

Ø вопросы происхождения и истории;

Ø вопросы истолкования, установления полноты и достоверности;

Ø вопросы соотношения и синтеза[5].

К первому пункту относятся такой вид работы, как прочтение печатного текста источника, сбор о нем дополнительной информации – об авторе, о том, откуда пришел текст, каков его жанр и т.д. (можно узнать из оглавлений журналов, из сводных годичных оглавлений, которые давались в последней книжке журнала или странице газеты за данный год). Затем желательно установить первоначальный (рукописный) текст оригинала: 1) в том виде, как это было передано в редакцию; 2) в том виде, как оно попало в цензуру и вышло из нее в печать. Здесь приходится иметь дело с рукописями или с цензурными рабочими экземплярами набранного текста. Однако в любом случае только «опубликованный в журнале или газете текст являлся реальным фактом общественного сознания, социальной информации того времени. Источниковед обязан в первую очередь обращаться к этому тексту и при изучении соотносить его с другими нужными печатными текстами времени его первого появления перед читателями»[6].

Второй пункт подразумеваетнеобходимость установить обстоятельства возникновения, цели и назначение периодического органа и того произведения, которое в нем напечатано и является источником; номинальных и действительных редакторов, издателей периодического органа; автора (авторов, составителей, доставителей) изучаемого произведения или материалов (проблема псевдонимов и анонимов); время место напечатания и написания произведения или материалов; главные этапы истории периодического органа (журнала, газеты и т.д.). Разрешения на печать давались органами государственной власти, куда издатели обращались с прошениями. Прошения издателей, приложенные к ним программы изданий, печатные тексты объявлений об издании – важнейшие исходные источники для изучения характера и идейной направленности данного издания. Однако иногда официально заявленная программа расходилась – в том числе и в идейном плане – с реально осуществляемой. Авторство текстов установить бывает сложно из-за обилия псевдонимов и анонимов, здесь помогут разобраться такие исследования, как, например «Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей» И.Ф. Масонова, «Основы текстологии» С.А. Рейсера и др. Намного легче установить время и место печатания – город и типография указывались на издании. Выявление главных этапов истории периодического органа основывается на изучении полного комплекта издания. Здесь стоит особо отметить важность фигуры главного редактора, который одновременно мог быть и издателем. Изучение того или иного издания необходимо начинать с личности издателя, понимания целей, которые преследовались при создании и выпуске конкретной периодики[7]. Здесь же важно проанализировать взаимоотношения с цензурой, учитывая, что после реформы 1865 года часть изданий была освобождена от предварительной цензуры[8].

Третий пункт – особо важная часть работы. Полнота и достоверность текста – важнейшее качество исторического источника. Здесь, конечно же, стоит вновь обратить внимание на вид периодического издания (официально-ведомственный, литературно-художественный, научный и специальный, отраслевые[9]). От типа издания отчасти будет зависеть степень объективности данных в нем, однако даже в официально-ведомственных изданиях вполне возможны неточности, ошибки-опечатки, недостоверные факты и т.д. Поэтому данный этап научного исследования предполагает тщательный анализ широкого спектра самых разнообразных документов и источников того времени, всестороннее исследование полного комплекта издания. Полнота и достоверность проверяются при сравнении с данными других изданий, с материалами из других источников.

Четвертый пункт – вопросы соотношения и синтеза, предполагает определение конкретного периодического издания в культурно-общественной жизни, его влияние на общество, его место в общей массе других подобных ему изданий. Это устанавливается на основании контента издания, критических отзывов об издании, свидетельств различных источников того времени.

1.2 «Епархиальные ведомости» – русская церковная периодика.

«Епархиальные ведомости» – официально-ведомственное издание Русской Православной Церкви, безусловно, имеют огромное значение для церковно-исторической науки. Именно в них наиболее подробно и систематически отражены все важнейшие события церковной жизни и сопутствующие им статистические и иные данные. Как уже было отмечено выше, прототипом «Епархиальных ведомостей» стали «Губернские ведомости», выходившие в разных частях империи уже с 1840-х годов и недостаточно освещавших церковную деятельность епархий. В связи с этим появилась необходимость издавать «исключительно церковные» ведомости. Создание такого органа периодической церковной печати, по мнению авторов программы, могло бы решить целый ряд вопросов и проблем. В ходатайстве в пользу издания архиепископ Херсонский Димитрий (Муретов) указывал, что подобное издание помогло бы значительно уменьшить количество переписываемых бумаг в консисториях и сократить количество неизбежных при переписывании ошибок. Также ведомости дали бы возможность узнавать священнослужителям нужную им информацию, без посещения епархиального города, кроме того, ведомости рассматривались им как «новый способ к пастырскому действованию на паству»[10].

Церковные ведомости начали издаваться в России с 1860-е годы. Программа о церковных ведомостях, составленная свт. Иннокентием (Борисовым) архиепископом Херсонским, была утверждена и разослана Синодом 31 декабря 1859 года[11]. Уже в 1860 году в Ярославле были выпущены первые епархиальные ведомости – «Ярославские епархиальные ведомости». За ними последовали и «Херсонские епархиальные ведомости».

Структура «Ведомостей» включала две части – официальную и неофициальную. В официальной части публиковались: манифесты, указы, повеления и рескрипты императоров, указы Синода и обер-прокурора, распоряжения епархиального начальства, годовые отчеты или извлечения из них по консистории, духовным семинариям, др. учебным заведениям и учреждениям епархии. Интерес для местной церковной истории и генеалогии дух. сословия представляют печатавшиеся здесь списки служащих по духовному ведомству, сообщения о переменах по службе (рукоположениях, назначениях, перемещениях, смертях), наградах и производстве в чины, разрядные списки выпускников и учащихся духовных семинарий и училищ, расписания экзаменов, списки вакантных мест для клириков и причетников (иногда включая просфорниц), расписания проповедей в кафедральном соборе. Иногда здесь же помещались журналы, протоколы и отчеты епархиальных и окружных съездов духовенства и училищных съездов, сведения об архиерейских богослужениях и о маршрутах поездок для обозрения церквей епархии, отчеты епархиальных миссионеров о состоянии старообрядчества и сектантства в пределах епархии, списки крещеных и присоединенных к Православию лиц других исповеданий, отчеты братств, попечительств, комитетов.

В неофициальной части публиковались проповеди, речи, поучения, апологетические и катехизические тексты, надгробные речи[12], статьи по богословию, литургике, церковной истории, педагогике, о миссионерстве, старообрядчестве, сектантстве и т. п. Печатались обзоры духовной и светской литературы, назидательные рассказы и стихи, медицинские и др. практические сведения и советы[13].

Несмотря на единый регламент, огромную роль в издании ведомостей играл архиерей. По правилам остававшимися неизменными до 1906 г., глава епархии назначал и смещал редактора, цензора и других ответственных за издание должностных лиц, поэтому, зачастую, общий кругозор архиерея играл определенную роль при формировании специфики издания[14].

2. «Вологодские епархиальные ведомости» – пример официальной русской периодики источник по истории Русской Православной Церкви.

История ВЕВ, редакторы, общее содержание.

 

История. Первый выпуск ВЕВ увидел свет 1 октября 1864 г. Вестник начал издаваться по инициативе Вологодского епископа Христофора (Эмаусского). До декабря 1917 года ВЕВ выходили 2 раза в месяц. № 9-24 за 1917 г. назывались «Православный церковно-общественный вестник». Журнал неизменно включал официальную и неофициальную части, которая называлась «Прибавление к “Вологодским епархиальным ведомостям”». C 1864 по 1902 гг. обе части вестника издавала Вологодская Духовная Семинария (ВДС), с 1902 г. официальную часть издавала Духовная консистория.

Редакторы. Обе части периодически редактировали церковные и светские деятели. Среди духовных лиц – ректор Духовной Семинарии архимандрит Полиевкт (Пясковский) (редактировал неофиц. часть с 1864 до сер. 1865 г); ректор семинарии архимандрит Павел (Попов) (обе части с 1867 (№ 8) по 1868 г. № 19); преемник архим. Павла на посту ректора архим. Авраамий (Летницкий) (с № 24 за 1868 г. по № 3 за 1874 г.). Архим. Авраамий, впоследствии епископ Саратовский, известен как активный церковно-общественный деятель.

Среди мирских лиц – редакторов ВЕВ, наиболее известен преподаватель ВДС Н. И. Суворов (неофиц. часть с середины 1865 по 1867 гг.; затем с № 4 за 1874; с 1882 и офиц. часть – вплоть до кончины в 1896 г.). Любознательный и активный, краевед и исследователь памятников церковной старины и письменности Н. И. Суворов был самым деятельным редактором, занимал эту должность дольше других, определяя лицо издания. После его смерти редактором стал его сын – И. Н. Суворов. Он подписывал неофиц. часть до самого конца издания, а офиц. часть до конца 1901 г., после чего она была передана в духовную консисторию[15], где ее редактировали секретари консистории: П. В. Лебедев (с 1902 по1915 гг.); Н. П. Сигорский (с. 1915 по 1917 гг.)

Из светских редакторов ВЕВ также известен И. Г. Кузнецов (офиц. часть в 1864-1867 гг. (до № 7); а также с 1874 (с № 5) до конца 1881 г.).

Содержание ВЕВ. Что касается содержания ВЕВ, то естественно, что официальная часть по содержанию не отличалась от остальных «Епархиальных ведомостей» – о ней мы говорил в разделе 1.2 первой главы. Контент же неофициальной части представлял больший интерес для читателя. В первые годы в ВЕВ нередко печатались переводы творений блж. Августина, святителей Амвросий, еп. Медиоланского, Андрея Критского, Иоанна Златоуста, исследования по патрологии: об апологетах II-III вв. (1901)[16], о психологическом элементе в аскетических творениях (1898). Был напечатан ряд церковно-практических материалов, не утративших своего значения до наст. времени: о скуфьях в старину (1867, 1869, 1871, 1890)[17], «Заметки о музыкальных сочинениях» (1906), «О колокольном звоне в России» С. В. Смоленского (1907. № 7), и др. В нач. ХХ в. одним из самых печатаемых авторов журнала был преподаватель ДС А. П. Полиевктов, писавший на церковно-общественные[18] и педагогические темы[19]. Интерес для исследований по местной церковной истории представляет собой «История Тотемского духовного училища», в частности, жизнеописания ее ректоров, представителей администрации[20] – биографии, которые вряд ли встретишь в иных источниках.

Благодаря личным интересам Н. И. и И. Н. Суворовых, большое внимание издание уделяло местной церковной истории, что также объяснялось обилием в епархии старинных памятников и наличием уже в середине XIX в. посвященной им литературы, в т. ч. не изданных прежде сочинений митрополита Евгения (Болховитинова)[21] и трудов учрежденного в 1851 г. епархиального церковного историко-статистического комитета. Н. И. Суворов составил или прокомментировал работы: «Об иерархах бывшей Великоустюжской епархии» (1865-1873), «Вологодский летописец» (1873), «Устюжский летописец» (1874), «История г. Сольвычегодска», составленная в 1789 г. А. Соскиным (1881-1882), «О бывшей Великоустюжской семинарии и современных ей духовных училищах в Тотьме, Лальске, Сольвычегодске и Яренске» (1887), «75-летие Вологодского духовного училища» (1889), историко-статистическое описание почти всех монастырей епархии и многих древних приходских церквей. Внимания церковных историков заслуживает статья. П. И. Савваитова «Об учреждении Вологодской епархии»[22].

В журнале публиковались биографии Вологодских и Великоустюжских архиереев, мн. др. местных церковных деятелей. Кроме того ВЕВ представляет собой замечательный источник по агиографии – в разные годы здесь печатались жизнеописания таких святых как: свт. Стефан Пермский (1871, 1896), блаж. Прокопий (1865) и Иоанна Устюжские (1894); преп. Сильвестр Обнорский (1864, 1866); Дмитрий Прилуцкий (1865, 1901); Стефан Махрищский (1906) и многие другие.

Важным источником для истории приходской жизни православных и старообрядцев являются описания поездок епархиальных миссионеров и их дневники[23], другие материалы местных корреспондентов[24]. Кроме того, публиковались материалы, которые представляют интерес для современных краеведов: например, историческая справка о железной дороге «Санкт-Петербург – Вятка»[25].

Также были напечатаны сотни проповедей и речей местных авторов, изъяснения псалмов и библейских чтений, пастырские дневники[26], некрологи деятелям Вологодской епархии и уроженцам Вологодской земли, духовные стихотворения, множество др. календарных, нравоучительных[27] и библиографических заметок, как оригинальных, так и перепечатанных из др. журналов.

В качестве приложения к ВЕВ с окт. 1906 по дек. 1909 г. под ред. И. Н. Суворова (в 1906) и преподавателя ДС свящ. Н. А. Коноплева (в 1907-1909) выходил журнал «Церковное слово: Еженедельное издание Вологодского братства Всемилостивого Спаса» (печатался в типографии Троице-Сергиевой лавры, всего вышло 159 номеров). Также в качестве приложений были изданы: «Катехизические поучения о седьми таинствах православной Церкви» (1873-1874), «Расписание городских и сельских приходов, церквей и причтов Вологодской епархии» (1874), «Список лиц, служащих в духовно-учебных заведениях» (1902), «Список монастырей, соборов и церквей» (1908), отчеты правосл. братств, учебных заведений, попечительств, журналы и др. офиц. документы епархиальных съездов и комитетов, списки учащихся и т. п.

Количество страниц вестника не было строго зафиксированным, оно варьировалось в зависимости от количества собранного для публикации материала. В конце каждого номера (неофиц. части) неизменно присутствовали рекламные и другие объявления, содержание номера. В начале номера (в офиц. части) публиковалась информация для подписчиков.







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 780. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия