Студопедия — Введение. Наварр Скотт Момадэй, американский автор индейского происхождения, хорошо известен у себя на родине и за рубежом как талантливый прозаик
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Введение. Наварр Скотт Момадэй, американский автор индейского происхождения, хорошо известен у себя на родине и за рубежом как талантливый прозаик






 

В.Н. Димитриева

 

Наварр Скотт Момадэй, американский автор индейского происхождения, хорошо известен у себя на родине и за рубежом как талантливый прозаик, поэт, драматург, художник, преподаватель, читающий курсы лекций по истории индейской литературы в университетах США, общественный деятель, занимающийся вопросами сохранения культуры коренных американцев. Написанные на английском языке, его произведения – романы «Дом, из рассвета сотворенный» (House Made of Dawn, 1968), «Древнее дитя» (The Ancient Child, 1989), повесть «Путь к Горе Дождей» (The Way to Rainy Mountain, 1969), многочисленные стихотворения, поэмы в прозе, эссе, пьесы – стали достоянием мировой художественной культуры. В истории американской литературы 1960–1990-х годов творчество Н. Скотта Момадэя занимает значительное место.

Особую роль в американском литературном процессе сыграл роман Н. Скотта Момадэя «Дом, из рассвета сотворенный». Следует отметить, что общественная значимость проблематики произведения и самобытность художественного таланта автора сразу получили признание американских критиков и литературоведов. Подтверждением большого резонанса, который имела публикация «Дома, из рассвета сотворенного» в американской печати, служит присуждение Н. Скотту Момадэю в 1969 году, через год после выхода романа в свет, премии Пулитцера. Другой показатель успеха романа – интерес к нему кинематографистов: вскоре по роману Н. Скотта Момадэя в Америке был снят художественный фильм. Не менее важно и то, что в течение короткого времени «Дом, из рассвета сотворенный» привлек внимание издателей за рубежом и был переведен на немецкий, французский, польский, русский языки. Наконец, самый значимый момент: роман «Дом, из рассвета сотворенный», созданный тридцатипятилетним, только начинающим свой творческий путь писателем, чье имя в 1968 году практически ничего не говорило массовому читателю, стал, по единодушному мнению исследователей, знаком рождения и художественным манифестом целой литературы – литературы коренных американцев.

Действительно, уже в конце 1960 – начале 1970-х годов в США появился ряд индейских авторов, по своему мировосприятию близких Н. Скотту Момадэю и во многом находящихся под влиянием его творчества. Хаймийостс Сторм, Лесли Силко, Джеральд Визенор, Томас Санчес и другие прозаики – коренные американцы в художественном плане открыто ориентируются на роман Момадэя «Дом, из рассвета сотворенный».

Произведения индейских авторов начали активно печататься отдельными изданиями, включаться в антологии американской литературы и библиографические справочники на рубеже 1960–1970-х годов. Существенно, что в этот же период в США завершается формирование еще трех литератур – мексикано-американской, афро-американской и азиато-американской. В итоге четыре этнические группы: индейцы, негры, мексиканцы (чиканос) и азиаты (китайцы, японцы и др.) – обрели в Америке в 1960–1970-е годы в русле mainstream (литературы белого большинства) собственные литературы с яркими, самобытными традициями. Чтобы подчеркнуть своеобразие названных литератур, а именно – воздействие древних народных этико-философских представлений на авторское художественное сознание и тесную связь поэтики произведений с традициями устного народного творчества, в американском литературоведении с конца 1960-х годов используется термин «этническая литература» (Ethnic Literature). Не следует забывать, что роман Н. Скотта Момадэя «Дом, из рассвета сотворенный» признан первым образцом такого типа литературы в Америке.

Среди исследователей закрепилась также точка зрения на формирование новых, этнических литератур в США как на характерную примету роста самосознания национальных меньшинств, заметного после Второй Мировой войны в самых разных точках планеты. Считая 60–70-е годы ХХ века наиболее насыщенным и драматичным этапом развития национальных процессов в стране, американские критики дали этим двум десятилетиям следующие определения: «Великое Пробуждение» (Great Awakening) по отношению к «цветным» этносам в США в целом и «Индейское Возрождение» (Indian Renaissance) по отношению к коренным американцам. Начало индейскому реннесансу, по мнению американского литературоведа Эндрю Уайгета [253, с. ХII] и других ученых, положила в 1968 году публикация романа Н. Скотта Момадэя «Дом, из рассвета сотворенный».

Данный фактор особенно важен. Он объясняет, почему отсчет истории литературы коренных американцев исследователи ведут с конца 60-х годов ХХ века, несмотря на то, что Америка и Канада знают имена многих индейских литераторов, чьи произведения были созданы значительно раньше. Это Охайеза (Чарльз Александер Истмен, сиу, 1885–1939), Мато Нажин (Стоящий Медведь, сиу, 1868–1947), Дж. Дж. Мэтьюз (осейдж, р. 1895), Серая Сова (белый американец, усыновленный и воспитанный оджибве, 1888–1938), Полин Джонсон (Текахайонуэйк, ирокезка, 1861–1913), С.Лонг (черноногие, 1893–1932), Скорбная Голубка (селиши), Гертруда Боннин (Зиткала-Са), Люси Томпсон (кламат), Саймон Пакагон, Джон М. Оскинсон, Д. Арси МакНикл. Литературные произведения каждого из названных авторов были по-своему самобытны и отражали специфический индейский взгляд на мир. Однако вполне осознанно и последовательно мировидение и эстетика коренных американцев обозначились лишь в творчестве индейских авторов конца 60-х годов ХХ века, начиная с романа Н. Скотта Момадэя «Дом, из рассвета сотворенный». Именно эта книга первой ознаменовала возрождение духовной стойкости коренных американцев, их готовность отстаивать свои нравственные и эстетические идеалы. В конечном итоге, традиционные индейские ценности, нашедшие убедительное выражение в «Доме, из рассвета сотворенном», послужили платформой, которая позволила аборигенным авторам в 1960–1970-е годы создать собственную национальную литературу.

Зачинатель литературы коренных американцев, Н. Скотт Момадэй на протяжении трех десятилетий остается ее признанным лидером. За романом «Дом, из рассвета сотворенный» спустя год последовала повесть «Путь к Горе Дождей», первая редакция которой публиковалась ограниченным тиражом в 1967 году под названием «Странствие Тай-ме» (The Journey of Tai-me. Indian Tales.). В новой редакции повесть Н. Скотта Момадэя была встречена критикой с не меньшим вниманием, чем «Дом, из рассвета сотворенный». Изданием книги «Имена» (The Names: A Memoir, 1976) завершилась попытка Н. Скотта Момадэя создать биографическое повествование о собственном становлении в рамках двух культур (традиционной индейской и англо-американской) и о людях, оказавших на него влияние в этом процессе. Кроме того, в 1970-е годы Н. Скоттом Момадэем опубликовано несколько поэтических сборников. Самые известные из них – «Косяк гусей и другие стихотворения» (Angle of Geese and Other Poems, 1974), «Цвета ночи» (The Colors of Night, 1976), «Танцор с тыквенной погремушкой» (The Gourd Dancer, 1976).

С конца 1970-х годов, после посещения Советского Союза, Н. Скотт Момадэй активно занимается живописью и графикой. Итогом его творческих экспериментов стали две серии щитов, сочетающих в себе элементы изобразительного и литературного искусства. Работа над первой серией была окончена в 1979 году, и восемь щитов, вошедших в нее, автор представил на одной из художественных выставок в США. В книжном варианте эти щитовые композиции увидели свет только в 1993 году в России. Второй цикл щитов вышел в печати на родине автора в 1992 году. Мастерство Н. Скотта Момадэя – прозаика, обогащенное благодаря поискам в сфере изобразительного искусства, снова ярко проявилось в романе «Древнее дитя» (The Ancient Child, 1989). Работа над этой книгой, озаглавленной в черновом варианте «Сет» (Set) по имени главного героя произведения, шла в течение нескольких лет и увенчалась творческим успехом, что, однако, было признано не сразу и далеко не всеми критиками.

В 1990-е годы область художнических интересов Н. Скотта Момадэя заметно расширилась. Новой, ранее не «обжитой» областью творческой деятельности стала для него драматургия. Приобретя в 1970-е годы удачный опыт создания кинофильма и нескольких документальных сценариев о жизни коренных американцев, он написал две пьесы об индейцах – «Дерзкие парни» (The Indolent Boys) и «Дети Солнца» (The Children of the Sun). Последняя из названных пьес, построенная на материале мифологии родного племени Н. Скотта Момадэя – кайова, с большим успехом прошла на сцене в театрах Вашингтона. В то же время, в 1990-е годы заметно стремление писателя осмыслить пройденный путь и подвести некоторые предварительные итоги. Стихотворения и поэмы, от первых поэтических опытов до произведений 1990-х годов, а также лирико-изобразительные миниатюры-щиты (вторая серия) изданы автором в 1992 году под общей обложкой в сборнике «В присутствии Солнца» (In the Presence of the Sun. Stories and Poems, 1961–1991). В другом сборнике – «Человек, сотворенный из слов» (The Man Made of Words: Essays, Stories, Passages; 1997) – объединены публицистические статьи и эссе, писавшиеся Н. Скоттом Момадэем на протяжении всего творческого пути. Имеет значение, что название публицистического сборника повторяет заголовок одного из вошедших в него эссе, написанного и опубликованного еще в 1970 году. Это эссе занимает в творчестве Н. Скотта Момадэя особое место в силу его программного характера. Отысканию корней и осмыслению итогов посвящены также две книги Н. Скотта Момадэя об индейской культуре: «Коренные американцы: индейская территория» (The Native Americans: Indian Country; 1993) и «Дивный круг: индейская рождественская история» (Circle of Wander: A Native American Christmas Story; 1993). Та же задача – погружение в стихию истоков и определяющих судьбу первоначал, теперь уже применительно к собственной личности – легла в основу замысла последней из опубликованных Н. Скоттом Момадэем книг – сборника «В медвежьем доме» (In the Bear`s House, 1999). В нем автор выступил одновременно и как прозаик, и как поэт. При этом большинство литературных текстов, его составивших, может быть названо программными. Свидетельством высокой оценки художественного мастерства Н. Скотта Момадэя и общественного значения его творческой деятельности в целом явилось представление писателя в 1997 году к Нобелевской премии.

Произведения Н. Скотта Момадэя, получившие известность и признание в США и за рубежом, к настоящему моменту изданы также в России. Первые публикации произведений Н. Скотта Момадэя на русском языке относятся к концу 1970-х годов. В это время в российской печати выходят «Путь к Горе Дождей» (в альманахе «Бригантина») [4], «Дом, из рассвета сотворенный» [2] (предшествующее издание романа – в журнале «Иностранная литература», 1978). В 1980-е годы русскому читателю предоставлена возможность познакомиться с поэтическими произведениями Н. Скотта Момадэя, а также с работами других индейских авторов: изданы подборка стихотворений современных индейских поэтов [12], сборники «Я связан добром с землей. Из современной литературы индейцев США» [17], «Покуда растут травы. Антология мифов, традиционной и современной поэзии, легенд индейцев и эскимосов США и Канады» [14]. В 1993 году в книге «В присутствии Солнца: Собрание щитов» [1] были опубликованы первая и вторая серии литературно-изобразительных щитов Н. Скотта Момадэя. Не следует забывать, что первая щитовая композиция на родине автора к тому времени еще не публиковалась. Наконец, сборник «Дух, остающийся жить» [3] стал первым изданием избранных произведений писателя на русском языке в одном томе. В него вошли повесть «Путь к Горе Дождей», две щитовые серии и эссе «Человек, сотворенный из слов», «Когда падали звезды». Все названные издания были составлены и опубликованы по инициативе А.В. Ващенко.

Выдержав наибольшее число изданий среди книг других индейских писателей, будучи переведенными на многие языки мира, в том числе, на русский язык, произведения Н. Скотта Момадэя вызывают серьезный интерес у критиков и литературоведов. Практически сразу после выхода в свет роман «Дом, из рассвета сотворенный» был не просто замечен американскими критиками, но вызвал горячую дискуссию, не прекращавшуюся на протяжении целого десятилетия. В 1985 году на родине автора было опубликовано первое крупное исследование по творчеству Н. Скотта Момадэя – монография М. Шубнелла «Н. Скотт Момадэй: Культурный и литературный контекст» [255]. Несколько значительных работ о Н. Скотте Момадэе появилось в США в конце 1980-х годов: монографическое исследование «Дома, из рассвета сотворенного», осуществленное С. Скаррбери-Гарсией [253], коллективная монография по методике изучения повести «Путь к Горе Дождей» в университетах и колледжах [243] и книга бесед с Н. Скоттом Момадэем Ч.Л. Вударда [258]. Вторая волна внимания американских критиков к творчеству Н. Скотта Момадэя приходится на год публикации его романа «Древнее дитя» (1989). Одна из последних крупных публикаций в США, посвященная Н. Скотту Момадэю – книга бесед с писателем, изданная М. Шубнеллом [254]. В ней предпринята попытка собрать вместе интервью, дававшиеся Н. Скоттом Момадэем для различных изданий в течение 1960–1990-х годов.

У нас в стране начало исследованию творчества Н. Скотта Момадэя и литературы коренных американцев в целом положил А.В. Ващенко. Его статьями-предисловиями открываются все книги Н. Скотта Момадэя и антологии произведений коренных авторов, опубликованные в России. Кроме того, А.В. Ващенко дана характеристика произведений Н. Скотта Момадэя и других писателей-коренных американцев в монографиях «Америка в споре с Америкой. Этнические литературы США», «Историко-эпический фольклор североамериканских индейцев», а также в ряде научных статей. Глубокий анализ мировосприятия и эстетики Н. Скотта Момадэя содержится в кандидатской диссертации А.В. Ващенко «Характерные особенности литературы индейцев США (60–70-е годы ХХ века)».

Вообще американские и канадские этнические литературы привлекают внимание все большего числа исследователей. В отечественном литературоведении на актуальности изучения этнического компонента в литературах Соединенных Штатов и Канады настаивают Я.Н. Засурский [211, с. 5], А.С. Мулярчик [214, с. 294], А.В. Ващенко [229], Г.П. Злобин [206, с. 13] [207, с. 241], Б. Гиленсон [201, с. 312], Т.В. Воронченко [200], А.И. Голышева [202], О.О. Несмелова [216]. С 1994 года в двух университетах России: МГУ (Москва) и ЗабГПУ (Чита) – под руководством профессоров А.В. Ващенко и Т.В. Воронченко действуют лаборатории по изучению этнических литератур США. На сегодняшний день в российской науке уже есть монографические и диссертационные исследования по индейской, афро-, мексикано-, азиато-американской литературам, а также по творчеству пуэрто-риканских и еврейских авторов США. Это работы А.В. Ващенко [237], С.А. Чаковского [224], Ю.В. Стулова [222], Т.В. Воронченко [200], А.В. Лаврухина [210], С.А. Пухнатой [220], А.А. Гонгадзе [203], С.В. Плотникова [218], М.Д. Мальцевой [212], С.Г. Коровиной [209], Н.В. Наказной [215], О.Б. Карасик [208]. Существенным аргументом, подтверждающим необходимость обращения к этому разделу литературной истории страны, является концепция американского мультикультурализма, активно отстаиваемая в последнее десятилетие такими учеными как М.В. Тлостланова [223], Т.В. Воронченко [200] [228], В.В. Прозоров [219], Ю.В. Стулов [222].

Следует учесть, что процесс формирования новых, этнических литератур в 1960-е годы приобрел общемировые масштабы. Собственные литературы появились у народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока России. Второе рождение пережили в 1960-е годы национальные литературы в некоторых республиках СССР, например в Киргизии.

Современные исследователи видят в мифологизме художественного сознания типологическую черту молодых литератур, возникающих в 1960-е годы, на волне роста национального самосознания, в разных точках земного шара. В частности, на фольклорные, мифологические истоки литератур североамериканских индейцев, эскимосов, хантов, манси, удегейцев, эвенков, нивхов, нанайцев, ненцев, юкагиров, коряков, чукчей, ительменов, якутов обращают внимание отечественные литературоведы А. Ващенко, И. Смольников [275], К. Антошин [260], А. Пошатаева [272], А. Чаадаева [37].

Глубокий научный интерес у отечественных и зарубежных филологов в конце XX – начале XXI веков вызывает компаративистский подход к творчеству писателей, представляющих этнические литературы Америки, с одной стороны, России – с другой. Показателем интереса к сопоставительным исследованиям в этой области в 1980–1990-е годы стали издания под одной обложкой произведений коренных писателей США, Канады, Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока России [14] [15]. Компаративистский характер носят в 1990-е гг. работы наиболее авторитетного исследователя литературы и фольклора коренных жителей США А.В. Ващенко [232] [283]. Результатом подобного подхода к этническим литературам, сложившимся и развивающимся на двух разных континентах, стал вывод ученых: сходная черта американских и российских этнических литератур как литератур сравнительно молодых – активное обращение авторов к фольклорным традициям, генетическим ядром которых является миф.

Проблема соотношения мифологии и литературного творчества занимает в современном литературоведении одно из приоритетных мест в связи с общей тенденцией к усилению мифологического начала в мировой художественной литературе ХХ века. Начиная с 1960-х годов, эта тенденция заметно сказалась не только в этнических литературах США, Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока России, но также в литературах народов Латинской Америки («магический реализм»), Австралии, Океании, Африки, Средней Азии и Закавказья.

Исходя из сказанного, следует признать, что тема монографического исследования «Мифологизм художественного сознания Н. Скотта Момадэя» весьма актуальна.

 

Вопрос о мифологизме художественного сознания Н. Скотта Момадэя рассматривается в работе на материале романа «Дом, из рассвета сотворенный» (1968), повести «Путь к Горе Дождей» (1969) и стихотворений из сборников «Косяк гусей и другие стихотворения» (Angle of Geese and Other Poems, 1974), «Цвета ночи» (The Colors of Night, 1976), «Танцор с тыквенной погремушкой» (The Gourd Dancer, 1976), «В медвежьем доме» (In the Bear's House, 1999). Эти произведения достаточно ясно показывают, что мировосприятие, эстетика и поэтика Н. Скотта Момадэя генетически связаны с мифосознанием.

Существенной причиной обращения к названным произведениям в качестве объекта анализа служит также то, что они явились фундаментом, обеспечившим индейской литературе успешное развитие в 1970–1990-е годы. По свидетельствам большинства авторов – коренных американцев, они осознанно ориентируются в художественном плане на первый роман Н. Скотта Момадэя, а также на последовавшую за ним повесть и поэтические сборники. Существенно, что, восприняв «Дом, из рассвета сотворенный» и «Путь к Горе Дождей» как роман-ритуал и «книгу о культуре», индейские писатели признали эти произведения Н. Скотта Момадэя образцами этнической литературы именно благодаря реализации в них мифологического взгляда на мир.

Проблему мифологизма художественного сознания Н. Скотта Момадэя автор монографии решает в контексте общей теории мифологизма художественного сознания, через обнаружение соответствий между художественной логикой, руководившей индейским писателем при создании «Дома, из рассвета сотворенного», «Пути к Горе Дождей», поэтических текстов, и общей логикой мифологического мышления, с учетом того, как она проявляется в ритуалах, устно-поэтическом творчестве и художественной литературе не только коренных американцев, но и других народов. Этот путь анализа избран в качестве наиболее актуального, так как он позволяет обнаружить мифо-архетипические основы мировосприятия, эстетики и поэтики Н. Скотта Момадэя. Данный подход к произведениям основоположника литературы коренных американцев в филологической науке до сих пор последовательно не был осуществлен, но применялся эпизодически – в исследованиях С. Скаррбери-Гарсии, Р. Бартона, Л. Вернона, Н. Берри.

Логика изложения материала в монографии основывается на решении следующих задач:

1. Исходя из исследований феномена мифа в фольклористике, литературоведении, эстетике, этнологии, психологии и философии, выделить характерные черты мифологического сознания и пути их наследования сознанием художественным.

2. Опираясь на известные факты биографии Н. Скотта Момадэя, а также на его интервью и эссе, определить, насколько эстетика индейского писателя близка к мифопоэтической традиции и под влиянием каких факторов она формировалась.

3. Выявить способы реализации мифологизма авторского сознания в «Доме, из рассвета сотворенном», «Пути к Горе Дождей» и поэтических текстах, обращаясь к различным уровням художественной организации произведений: хронотопическому, образному, сюжетно-композиционному, жанровому.

4. Проследить изменения в мифологической поэтике произведений Н. Скотта Момадэя 1960–1970-х гг., которые свидетельствовали бы об эволюции художественного сознания писателя.

5. Обнаружить в мировой художественной литературе наиболее близкие параллели к приемам мифологизирования, использованным Н. Скоттом Момадэем в «Доме, из рассвета сотворенном», «Пути к Горе Дождей» и поэзии; отметить сходство в проблематике произведений Н. Скотта Момадэя и других авторов второй половины ХХ века, обращающихся к мифу.

Поставленные задачи определили структуру монографии.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, приложения и библиографии. В § 1 главы 1 дается краткий очерк становления научной теории мифа, формулируются черты художественного сознания, генетически родственные мифу, уточняются пути наследования искусством свойств мифа. В § 2 главы 1 рассматриваются истоки формирования эстетики Н. Скотта Момадэя, определяется степень ее близости мифологической эстетике. Глава 2 посвящена реализации писателем мифологического начала в романе «Дом, из рассвета сотворенный»: в § 1 внимание сконцентрировано на мифологическом мотиве творения мира в произведении, в частности на том, как этот мотив раскрывается в хронотопе романа; в § 2 в центре исследования находится проявление мифологемы «смерть-возрождение» в ритуальных эпизодах и фольклорных отрывках, а также в психологии и поведении героев книги. В главе 3 анализируется повесть «Путь к Горе Дождей», при этом особое внимание уделяется влиянию мифологической логики на композиционную организацию фольклорно-мифологической линии повести (§ 1) и на художественные приемы, использованные писателем в «личной» линии книги (§ 2). Глава 4 посвящена поэзии Н. Скотта Момадэя в ее связи с мифологической индейской традицией.

Каждый параграф (главы 2–4) завершается выводами, касающимися воздействия мифосознания Н. Скотта Момадэя на жанровую специфику его произведений.

В заключительной части работы обобщаются результаты анализа мифопоэтики «Дома, из рассвета сотворенного», «Пути к Горе Дождей» и поэтических текстов: называются черты мифа, проявляющиеся в произведениях Н. Скотта Момадэя 1960–1970-х гг., намечается эволюция художественного сознания индейского автора от романа к повести и поэзии, обосновываются некоторые тенденции, ставшие заметными в произведениях индейского автора в 1980–1990-е годы, определяется место книг Н. Скотта Момадэя 1960–1970-х гг. в контексте современного литературного мифотворчества. Конкретные художественные параллели между романом «Дом, из рассвета сотворенный», повестью «Путь к Горе Дождей», поэтическими произведениями Н. Скотта Момадэя и книгами других писателей приводятся в завершении соответствующих глав.

В Приложении, представляющем собой выполненный автором монографии перевод фрагментов из книги Ч.Л. Вударда «Голос предков: Беседы с Н. Скоттом Момадэем», выводы о мифологических мировидении, эстетике и поэтике индейского писателя иллюстрируются его собственными высказываниями.

Теоретическую и методологическую основу работы составили концепции наследования художественной литературой свойств мифа, предложенные российским учеными, создателями исторической поэтики – О.М. Фрейденберг, М.М. Бахтиным, Е.М. Мелетинским, а также учеными-структуралистами, представителями Тартусской семиотической школы – Ю.М. Лотманом, Вяч.Вс. Ивановым, В.Н. Топоровым. Уделяя особое внимание проявлению мифологических черт в хронотопах произведений Н. Скотта Момадэя, автор монографии исходит из положений об организующей функции хронотопа в поэтике литературно-художественного текста, сформулированных в работах М.М. Бахтина, П.А. Флоренского, В.Н. Топорова, М. Хайдеггера. На научных позициях этих исследователей, а также О. Шпенглера и Дж. Кэмпбелла работа основана в той ее части, где определяются те или иные свойства хронотопов «Дома, из рассвета сотворенного» и «Пути к Горе Дождей» как характерные для мифологического хронотопа центра и начала мира. При выделении в романе, повести и поэзии индейского автора образов и сюжетных мотивов, восходящих к мифологическим образцам, решающее значение имели работы Е.М. Мелетинского, В.Я. Проппа, Дж. Фрэзера, К. Леви-Стросса, К.Г. Юнга и Дж. Кэмпбелла. Говорить о реализации принципов мифопоэтики в композиционной организации книг Н. Скотта Момадэя стало возможным, оперевшись на выводы, сделанные относительно логики мифа М. Элиаде, К. Леви-Строссом, Е.М. Мелетинским, Вяч.Вс. Ивановым. Выводы о воздействии мифосознания на жанровые свойства «Дома, из рассвета сотворенного», «Пути к Горе Дождей» и поэтических текстов аргументировались идеями, которые изложены в монографиях и статьях Е.М. Мелетинского, В.М. Жирмунского, М.М. Бахтина. К исследованию произведений Н. Скотта Момаэя привлекались сведения по истории, культуре и фольклору коренных американцев, содержащиеся в научных трудах Ю.П. Аверкиевой, И.А. Золотаревской, М. Холла и книге знаменитого индейского вождя и духовного лидера Черного Лося. Теоретической основой для проведенного исследования послужили также работы по фольклору и художественной литературе североамериканских индейцев, выполненные А.В. Ващенко, Т.Г. Казаковой, С. Скаррбери – Гарсией и другими литературоведами.

В основу монографии легло диссертационное исследование на соискание степени кандидата филологических наук «Мифологизм художественного сознания Н. Скотта Момадэя: творчество 1960-х годов» [239].

 







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 971. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия