Систематизация видов толерантности как понятия психологического по общим параметрам: признаки, направленность, система стабилизации личности(краткий вариант)
Анализ источников по теме толерантность показал: ряд авторов склоняются к определению ее функций т.е. роли терпимости,толерантности во взаимодействии человека с миром, другими людьми функции сложны и многообразны: - функция толерантности как индивидуальной морали: коммуникативная, ориентационно-эвристическая; - функция толерантности как общественной морали: гносеологическая, прогностическая, превентивная (В.А. Петрицкий); - функции синдикативная, трансляционная, адаптивная, активная, конгруэнтно-эмпатическая (Е.Ю. Клепцова); - изучив характеристики толерантности как свойства личности, можно добавить функцию стабилизации личности и психологическойустойчивости. Данная функция позволяет толерантности выступить: как «запас прочности» (физической, либо психологической) для личности; как сберегающая функция для организма человека (психическая устойчивость; адаптивные возможности, сформировавшиеся в результате снижения чувствительности к наличию и повторяющемуся воздействию фрустраторов, стрессоров, тревоги и других средовых факторов); Границы, как утверждают исследователи, толерантного и терпимого отношений признаны определить меру терпения. В случае возникновения угрозы для личности границысужаются. В научном и общественном мире существует достаточно критического о самой идее толерантности. «Недостаток» толерантности, как замечают А.Б. Орлов, А.З. Шапиро, в необходимости устанавливать и в последующем соблюдать те минимальные моральные стандарты, серьезное нарушение которых не допускается. Другая психологическая проблема – границы толерантности. Именно вокруг этой темы разворачивается дискуссия о толерантности как насилии, режим толерантности рассматривается как режим господства, а сама же толерантность при этом исключает равенство (Б. Капустин). В связи с этим возникают вопросы, требующие обсуждения: Где и почему в данный момент проведены границы толерантности? Как границы могут меняться? (границы меняются тогда, когда ранее исключенный человек, группа способны бросить значимый вызов тем отношениям, которые существуют на данный момент). Как сделать границы толерантности более подвижными, максимально широкими? (т.е. включение в зону толерантности тех, кто был раньше исключен, и какими должны быть те безобидные способы принятия, чтобы не пришлось идти на особо большие жертвы). Изучив нравственную меру терпимости, А.В. Зимбули обозначил факторы, влияющие на установление граництолерантного и терпимого отношений: конкретность, инструментальность, внутренняя напряженность [91]. Граница определяет специфику проявления личностью отношения – либо терпимого, либо толерантного: - границы терпимости расширяются от понимания, сдержанности и, в конечном итоге, к принятию Другого. Это делает мировосприятие многомерным и адекватным реальности, а терпимость – активной формой реагирования; - границы толерантности шире: от понимания до безразличия происходящего, пока оно не касается самого человека. Толерантность выступает как пассивная форма реагирования. На наш взгляд толерантность это есть форма признания. Вопрос в том, как этого признания достичь, что определяет меру терпения и принятия каждой отдельной личностью Другого? Именно здесь уместно определение А.Б. Орлова, А.З. Шапиро: толерантность есть важный компонент жизненной позиции зрелой личности. В психологии рассматривают взаимообратные понятия от «толерантность»: -антоним – интолерантность; -оппозиты – нетерпимость, нетерпеливость, зло, жестокосердечность, бесчеловечность и пр. Но не все авторы работ, исследующие сущность толерантности, склонны рассматривать интолерантность, нетерпимость как понятия в негативном значении: «…ведущими проявлениями небезразличия являются толерантность и интолерантность» [43,с.3]. В отношении к понятию «толерантность», понятия «интолерантность», «нетерпимость» рассматривают как полярные, т.е. выходящие за границы толерантности или, это то, что разворачивается, когда терпение «заканчивается». В контексте противопоставлений и полярности изучают совокупность понятий: - «Толерантность – Интолерантность» (лат. intolerantia - непереносимость, нетерпимость), т.е. невыносливость, непереносимость, безразличие (В.М. Блейхер, И.В. Крук) [36]. Их точку зрения разделяют С.К. Бондырева, С.Л. Братченко, Е.Ю. Клепцова; - « Толерантность - Нетерпимость» изучает В.Е. Лепскийв регуляционно-коммуникативном аспекте характеристики «субъектов полярных стратегий» при их отношении к мнению (точке зрения) других субъектов [113]; - «Фрустрация - Толерантность» в таких соотношениях рассматривают п сихические состояния человека Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. Они отмечают: «…каждому психическому состоянию человека соответствует противоположное состояние (уверенность - неуверенность, активность - пассивность, фрустрация - толерантность и т.д.) [230,c.49]. С точки зрения словарных определений и смысловых значений, позиция Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина может быть спорной. Как психологические явления, фрустрация и толерантность имеют отличную друг от друга смысловую направленность в поведении человека. « Фрустрация – один из видов психических состояний, выражающийся в характерных особенностях переживания и поведения, вызываемых… трудностями… на пути к достижению цели…» [133,с.86-86], толерантность, в свою очередь, это психическое свойство, которое предполагает готовность личности понять и принять Другого или какое- либо жизненное обстоятельство. Подобно толерантности, интолерантность, нетерпимость имеют определенные границы в специфике их проявления личностью. Границы установлены от самодисциплины до неодобрения, порицания, наказания других с использованием средств насилия. Как компоненты проявления интолерантности и нетерпимости выступают: угроза; ультиматум; критика; всестороннее давление на партнера; сужение альтернатив решения для партнера; навязывание своего решения, неуступчивость (А.П. Егидес); морализирование и абсолютизированная манера в речи: «ни в коем случае…, вообще никогда не..., ни при каких обстоятельствах…, не может быть и речи…» (М. Люшер), Проявление нетерпимого отношения в общении и отдельных поведенческих конструктах, рассматривают в совокупности с характеристиками личности: - авторитарный руководитель (только свое мнение главное и единственно верное) (А.П. Егидес); - авторитарный член семьи (нетерпимость к собственному мнению ребенка) (А.И. Захаров); - зависть – как склонность к ревнивому контролю за чужой жизнью – формирует моральную нетерпимость к поведению окружающих (Е.А. Соколова); - нетерпимость характерна для эпилептоидного типа (В. Крысько); - ригидность мышления, неврозы, чувство внутреннего напряжения и недовольства, неконформная установка, подозрительность, склонность к образованию сверхценных идей, максимализм, повышенная требовательность и беспокойство, излишняя принципиальность – всё это способствует проявлению нетерпимого поведения. «Недоверие часто идет параллельно с тревожностью и нетерпимостью родителей, их категоричностью и властностью», конфликтность по шкале «паранойя» (А.И. Захаров). Нетерпимость к реальности впоследствии становится ненавистью к психической реальности, направленной и против себя, и против ненавистного объекта. Это проявление имеет такую степень выраженности, что человек не способен более пользоваться обычными способами рассуждения или прислушиваться к аналогичным рассуждениям других. Под влиянием интенсивной ненависти человек может проявлять: сочетание одновременно сфокусированного на объекте и любопытства, и высокомерия, и псевдотупости (Р. Бионом, О. Кернберг); неуверенность в себе, упрямое самоутверждение, идеологию веры, инакомыслие (Н.Я. Иванов, А.Е. Личко). Если морализование сочетается с потребностью в доминировании, то нетерпимость имеет очень высокий уровень проявления (М. Люшер) [122]: национализм [61], расовая, религиозная и национальная нетерпимость, основаны лишь на внешних различиях [61]. Аддиктивный подросток в ориентации «на слишком жесткие нормы и требования порождает нетерпимость и нетерпеливость» (А. Кулаков, А.В. Гоголева) [58,с.31]. Существует нетерпимость к неопределенности, к противоположному мнению, как склонность создавать чрезмерно упрощенный взгляд на мир [89,с.12-15]. В ситуации конфликта нетерпимый человек: -пытается разрушить средства коммуникации между собой и тем, на кого направлено его нетерпимое отношение, чтобы «уйти» от осознания собственной ненависти; -нетерпимость к объекту выражается в интенсивном страхе перед ним; -проявляемая нетерпимость к кому-либо может быть как осознанной, так и не осознаваться (О.Ф. Кернберг). Рассмотрев выше формы проявления нетерпимого отношения, приходим к выводу о том, что основная проблема формирования нетерпимости как качества – это недостаток такта и дипломатичности в отношениях с людьми. Иногда человек открыто проявляет нетерпимость к чужим недостаткам и слабостям. В достижение своих целей человек способен переступить через интересы других людей, этим он вызывает моральное осуждение окружающих в свой адрес. Исходя из вышесказанного, в рамках темы теоретико-методологического исследования, целесообразно говорить о проявлении толерантности педагогом как профессиональное качество и рассматривать его в контексте педагогической толерантности. Проявление педагогической толерантности будет являться показателемстановления педагога как профессионала-специалиста, особенностью развития толерантности как ключевой (базовой) компетентности современного педагога, требуя от него высокого уровня гуманизма, творческого подхода к профессиональной деятельности и общению, тем самым выражая его индивидуальную мораль в общей направленности личности.
|