Студопедия — И зарубежных государств и их правовая защита
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

И зарубежных государств и их правовая защита






Согласно п.«а» ч.1ст.97 УК Российской Федерации принудительные меры медицинского характера могут быть назначены лицам, совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части Уголовного кодекса, в состоянии невменяемости. Вопросы вменяемости-невменяемости являются сравнительно мало освещенной областью в российской науке уголовного права и судебной психиатрии. Между тем вопрос о вменяемости или невменяемости обвиняемого во время совершения преступления является основным для судебной психиатрии, и правильная трактовка этого понятия является необходимой предпосылкой для вынесения правильного решения. Российский уголовный закон (гл.4) не содержит законодательного определения вменяемости, раскрывается лишь вторичное понятие невменяемости. Многие основатели и руководители отечественных научных уголовно-правовых школ в своих монографических работах по уголовному праву не дают определения первичного по отношению к невменяемости, понятию вменяемости. В настоящее время можно констатировать, что более разработанной стала проблема, производная от первичной проблемы вменяемости, - невменяемость.

Иногда ошибочно утверждается, что понятие вменяемости вытекает из определения невменяемости: «В уголовном праве данное понятие употребляется в более узком, специальном смысле, как антитеза понятию «невменяемость», «вменяемость лица.... Является антиподом невменяемости»[162], «его легко вывести из понятия «невменяемости»[163], «оно легко выводится из логического толкования законодательного понятия невменяемость»[164].

Вменяемость и невменяемость решают одну общую для них задачу, а именно - «обеспечить уголовную ответственность и наказание только тех лиц (совершивших деяния, опасные для общества), которые по состоянию психического здоровья способны нести такую ответственность....»[165]. Но вменяемость - обязательный признак субъекта преступления, а невменяемость лица свидетельствует об отсутствии этого элемента состава преступления, поэтому недопустимо «легко выводить» одно понятие их другого[166]. Астемиров З.А. справедливо указывает, что «вменяемость нельзя рассматривать антигипотезой невменяемости»[167].

Длительное время существует ошибочное представление о том, что вменяемость отсутствует «при психических заболеваниях»[168]. Ошибочным является и утверждение о том, что «вменяемость представляет собой отсутствие у лица психических расстройств, вследствие чего оно осознает фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководит ими»[169]. В труде, изданном под редакцией профессора А. И. Рарога, указывается, что «такая способность присуща лишь психически здоровым и умственно полноценным людям».

Главным в рассматриваемом вопросе является основополагающее понимание того обстоятельства, что наличие (отсутствие) у субъекта психического расстройства (например, шизофрении, олигофрении, расстройства личности и др.) не обусловливает и не может обусловливать решение о его вменяемости или невменяемости. Главное - определение значимости влияния этого психического расстройства на осознанно волевой выбор социально приемлемого поведения в уголовно значимой ситуации[170], на осознание субъектом фактического содержания и социальной значимости избранного варианта поведения и руководства им С.В. Бородин формулирует это положение следующим образом: «При оценке заключений судебно-психиатрической экспертизы о совершении общественно опасного деяния в состоянии невменяемости существенно значение характера заболевания и связи мотивации с психическим расстройством, которое констатируется у лица, совершившего это деяние».

Установление факта вменяемости-невменяемости относится только к компетенции суда. Полномочия судебно-психиатрической экспертизы не могут выходить за пределы профессиональных знаний врача по установлению диагноза и определению тактики лечения. Следует согласиться с доктором К. Лиманом, который пишет: «Врач должен высказать перед судом свой взгляд на вменение поступка не с юридической, а с медицинской точки зрения, изложив его в популярной форме...Он дает техническое мнение, а не приговор, произнесение которого есть дело судьи»[171]. М. Гризингер, один из авторитетнейших психиатров XIX в., справедливо указывал, что «врач не должен судить о невменяемости, - об этом совершенно юридическом вопросе; если ему суд поставит подобный вопрос, врач должен уклониться от ответа; врач собственно должен отвечать на вопрос, есть ли в данном случае болезненное состояние, которое могло бы нарушить или действительно нарушило бы духовную жизнь вообще и в особенности уничтожило бы или менее ограничило бы или могло бы ограничить свободу действий»[172]. Иначе трактовал этот вопрос В. П. Сербский, один их основоположников судебной психиатрии. Он указывал, что за юридическим содержанием термина способности к вменению скрывается понятие об известном психическом состоянии, определение которого доступно только врачу, а не судье[173]. Вместе с тем он писал: «Понятие душевной болезни и понятие невменяемости совпадает далеко не всегда, одно покрывается другим только в некоторых классических, строго определенных формах болезни».

Кистяковский А.Ф. считал: «Отношение воли субъекта к совершенному им действию и его последствию - существенно необходимый признак преступления... столь необходимый, что при отсутствии его деяние, как бы оно ни было вредно, может быть только по внешней форме тождественно с преступлением, но по своему внутреннему содержанию не иметь с ним ничего общего. Только то правонарушение считается преступным и наказуемым, которое совершено субъектом по своей воле, словом, с желанием именно его совершить. Под волею, придающей своим участием известному правонарушению характер преступления, разумеется воля нормального человека... не страдающего каким-нибудь расстройством душевных способностей... Умственный процесс отыскания и открытия в каждом случае участия таковой воли называется вменением... Вменение предполагает существование общей вменяемости человеку его действий»[174].

Невменяемость признавалась многими специалистами сферы уголовно-правовых учений различных времен. Но в объяснении ее сути они радикально расходились. Многообразие этих учений, старавшихся каждое со своей точки зрения объяснить суть вменяемости и невменяемости, можно свести к двум основным школам: а) школе индетерминистов; б) школе детерминистов. Представители школы индетерминистов полагали, что человек обладает свободной, «ничем вообще не определяемой волей, что он желает того или другого потому, что он хочет так, а не иначе желать, словом, желает без мотивов. Следовательно, так как человек одарен свободной волей и так как преступник совершает запрещенное под страхом наказания действие совершенно свободно, имея полную возможность его не совершать, то он и должен нести ответственность за свои преступные действия, к совершению которых его никто не принуждает».

Индетерминисты в такой мере полагали признание свободной воли необходимым элементом общей вменяемости, что действие без мотивов считали «отрицанием самого разума и основания уголовного права, частного уголовного вменения». Напротив, представители школы детерминистов утверждали, что человек «одарен волею непроизвольною, но определяющеюся известными причинами, лежащими как в нем самом, так и вне его, но во всяком случае от него не зависящими, и что следовательно, он не может желать того или другого, так или иначе, по своему произволу, свободно и независимо, а всегда желает по известным причинам, или другими словами: каждое желание человека есть продукт сложных причин и мотивов, хотя действующих в нем самом, но не состоящих в его исключительной власти».

Понимание, равно как и непонимание, причин и сущности психических расстройств в различные историко-правовые эпохи определяло одновременное появление и существование подчас противоположных уголовных норм по отношению к душевнобольным, совершившим общественно опасные деяния. Длительное время психические расстройства рассматривались либо как проявление гнева богов, либо как терзания души человеческой нечистыми духами. Древние греки, евреи, индусы считали сумасшествие наказанием за неповиновение своим родителям. Но уже в древних законодательных памятниках психические расстройства стоят в числе причин, исключающих вменение. В древних законодательствах, например, в Дигестах Юстиниана (VI в.), содержались указания об освобождении безумных от наказания за убийство («Достаточно, что он наказан своим безумием»)[175]. Ряд античных законодательных актов основан на работах Гиппократа, сумевшего разглядеть в сумасшествии болезнь телесного организма за 400 лет до Рождества Христова. К сожалению, позже его исследования потонули в мраке средневековых воззрений, когда некоторые формы сумасшествия принимали или за произведение неких нечистых сил, или за порождение греховности вообще.

Такой взгляд на психические расстройства не мог не оказать влияния на средневековое уголовное право, когда выделяли три группы психических расстройств: а) определяющие невменяемость (например, резко выраженное слабоумие); б) «греховные», которые вменяемость не только не исключали, а, наоборот, предопределяли, ибо в этих случаях признаки психического расстройства и признаки преступления вследствие незнания симптомов душевных болезней совпадали (например, «демономаны», склонные к галлюцинаторно-бредовым расстройствам с религиозно-мистическим содержанием, относились в средневековье к категории самых опасных преступников и подлежали самым жестоким и устрашающим пыткам и мучительной казни на костре); в) не исключающие вменяемость, в случае совершения субъектом преступлений против императора, членов его семьи, государства, должностных лиц, религии, а также некоторых других преступлений (отцеубийства и др.), но определяющие невменяемость при совершении краж и иных деяний (например, «падучая» - эпилепсия)[176].

Ещё в середине XVIII в. в Западной Европе душевнобольные осуждались и наказывались, как и здоровые люди. А. Ф. Кистяковский приводит пример обращения с душевнобольными в тюрьмах Англии: «Больного заставляли пройтись по комнате, пол которой проваливался, а под ним была устроена горячая, так называемая подпольная ванна, в которую больной падал совершенно неожиданно, причем обжигался до полусмерти и едва не захлебывался кипятком»[177].

Перед судом не вставала проблема, осознал ли подсудимый свое деяние, признаваемое преступным, был ли способен руководить своими действиями. Согласно существовавшему в то время спиритуалистическому учению, безумие рассматривалось как болезнь души, а безумный человек -как человек, который заблуждается. «Раз установивши законы, легко понять, каким образом человек, т.е. душа его, переходит из состояния здоровья в состояние болезни. Когда одна наклонность разовьется до степени господства над другой, она заслуживает и получает имя страсти. Страсть,

энергическая и неукротимая по своей природе, стремится к своему предмету; разум, медленный в своих движениях, не всегда имеет власть умерить ее, и человек, попавший в плен страсти, делается или преступником, или безумным. Он есть преступник, если страсть, постепенно развиваясь, оставляет место для размышления; ибо человек, одержимый страстью, пока она сохраняет присутствие ума, ответственен за свои действия; он, чтобы удовлетворить свою страсть, сознательно разрушает преграды, которые ему противопоставляют мораль и общество. Но когда рассудок уничтожит

присутствие ума, тогда человек, одержимый страстью, не есть более преступник: он есть безумный. Следовательно, безумие - страсть без присутствия разума и, следовательно, без ответственности»[178]. Но постепенно начинало превалировать убеждение, что помешательство не имеет ничего общего со сверхъестественными силами, и возникло представление о материалистической - соматической природе этого состояния. Цивилизованное понимание психических болезней, гуманное отношение к душевнобольным - дело новейшего времени, когда в конце XVIII в., благодаря трудам Пинеля Ф. и его ученика Ж. Эскироля, возникла психиатрическая наука в ее современном представлении[179]. Эти и другие авторы на границе XVIII и XIX вв. способствовали становлению не только учения о психических расстройствах, но и собственно понятию невменяемости. Согласно материалистическому учению конца XVIII в., психическое расстройство - телесная болезнь, симптомами которой являются галлюцинации, бред, «неправильное» поведение. Из этого положения, можно сделать вывод о том, что у телесной болезни есть начало и есть конец, преступление могло быть совершено как до начала болезни и появления бреда, галлюцинаций, так и после. В головном мозгу может происходить последовательно и нормальная, и болезненно измененная психическая деятельность.

Таким образом, из материалистического понимания душевных болезней проистекала правовая проблема «светлых промежутков». Ряд правоведов, немецких и итальянских, высказывали ошибочное мнение о невменяемости преступников, совершивших деяния в «светлый промежутки», так как у них не исчезало психическое расстройство. Но большая часть правоведов считали из того, что в период «светлого промежутка» человек совершивший преступное деяние, вменяем. Так, в п.2 ст.63 Ганноверского кодекса о «светлых промежутках» говорится, что такое состояние служит основанием, смягчающим, но не исключающим наказание за умышленное преступление, в этом состоянии совершенное. Правоведы справедливо указывали, что психические расстройства «являются в самых разнообразных видах и формах. Уголовному праву нет никакого дела до той или иной формы душевных болезней, до их отличительных патологических признаков; для него важны только те признаки болезней, которые обозначают расстройства психической стороны человека и которые доказывают состояние невменяемости субъекта. Рационально поступают те уголовные кодексы, которые, избегая, упоминания об особенных видах душевных болезней, говорят только вообще о душевных болезнях, уничтожающих состояние вменяемости»[180].

Французский уголовный закон 1810 г., действовавший до 1 сентября 1993 г., одним из первых в истории уголовного законодательства исключил уголовную ответственность в отношении лиц, которые совершили общественно опасные деяния на фоне психического расстройства. В ст.64 данного кодекса говорится: «Нет ни преступления, ни проступка, если во время совершения деяния обвиняемый был в состоянии безумия (demence)»[181]. Термины «demence» и «безумие», означают далеко не одно и то же, составители кодекса имели в виду, вероятно, расстройство интеллектуальных способностей, что вполне соответствовало тогдашнему представлению о безумии. Таким образом, первым появился медицинский критерий невменяемости, весьма несовершенный и недостаточно дифференцированный.

В немецких уголовных кодексах (ст.120 Баварского, ст.125 Ольденбургского, ст.67 Саксонского 1838г., ст.83 Ганноверского, ст.67 Саксен-Альтен-бургского, ст.30 Брауншвейгского, ст.97 Вюртембергского, ст.37 Гессенского, ст.71 Баденского, ст.62 Тюрингского, ст.87 Саксонского 1855г., ст.51 Общегерманского 1871г.) указываются следующие признаки состояния невменяемости: а) потеря свободного употребления рассудка; Б) слабоумие, вследствие которого лицо не в состоянии обсуждать последствия своих действий и понимать их наказуемость; в) состояние полной бессознательности; г) помрачение сознания; д) уничтожение сознания наказуемости деяния; е) состояние, в котором не достает свободы или произвола действий или которое исключает свободное определение воли. Указывались следующие формы душевных болезней, исключающих вменяемость: сумасшествие, безумие, слабоумие, полное расстройство чувств и разума, меланхолия[182].

В Бельгийском уголовном кодексе 1867г., Голландском уложении 1881г., Норвежском уложении 1902г. так же, как во французском уголовном законе 1810г. и в немецких кодексах для определения невменяемости использовался только медицинский критерий[183].

Так называемый психологический критерий невменяемости был предусмотрен в Итальянском УК 1930г., ст.88 которого указывает: «Не является вменяемым тот, кто во время совершения действия находился вследствие болезни в таком душевном состоянии, что была исключена способность понимать и желать». Этот критерий предусмотрен и в Швейцарском УК 1937г. (с изменениями от 5 октября 1950г.)- Согласно ст.10 Швейцарского уголовного закона, налицо невменяемость, если виновный ко времени совершения деяния находился в состоянии душевной болезни, слабоумия или тяжелого расстройства сознания, когда вследствие этого состояния лицо не может осознавать неправомерность своего деяния либо руководить своими действиями[184]. Статья 122-1 ныне действующего Уголовного кодекса Франции гласит: «Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое в момент совершения деяния находилось в состоянии психического или нервно-психического расстройства, лишившего его способности осознавать или контролировать свои действия»[185]. Таким образом, формулировка невменяемости наиболее точно и полно отражает два критерия невменяемости: медицинский - наличие психического или нервно-психического расстройства и психологический - отсутствие способности осознавать или контролировать свои действия.

В §20 УК ФРГ сказано: «Без вины действует тот, кто при совершении деяния, вследствие болезненного психического расстройства, глубокого расстройства сознания, слабоумия или другого тяжелого психического отклонения, не способен осознать противоправность деяния или действовать с сознанием их противоправности»[186]. Таким образом, указываются два критерия невменяемости - наличие психического расстройства и неспособность осознавать противоправность деяния или действовать с осознанием его противоправности. Глубокое расстройство сознания может быть, например, в состоянии гипнотического воздействия, аффекта и алкогольного опьянения.

Понятие невменяемости по Уголовным кодексам Австрийской республики и Швейцарии близко к таковому в ФРГ. Параграф 11 УК Австрии гласит: «Кто при совершении деяния вследствие психической болезни, слабоумия, глубокого расстройства сознания или вследствие другого тяжелого психического отклонения, равноценного одному из этих состояний, не способен осознавать противоправность своего деяния или действовать с сознанием противоправности, тот действует без вины»[187]. По УК Швейцарии признание лица невменяемым также обусловлено двумя критериями: медицинским и психологическим. Первый предполагает три группы психических расстройств: душевную болезнь, слабоумие или тяжкое помутнение сознания. Психологический критерий выражается в неспособности лица осознавать противоправность своего преступленного деяния или действовать с сознанием такой противоправности[188].

Согласно ст.21 УК Испании, не подлежит уголовной ответственности тот, кто: 1) «во время совершения уголовного деяния по причине какого-либо психического отклонения или нарушения не мог осознавать противоправности совершаемого им деяния либо руководить своими действиями»; 2) «во время совершения преступления находился в состоянии сильного алкогольного отравления, под действием токсических или одурманивающих наркотических средств, психотропных или других веществ, не имел намерения совершить преступление или не предвидел и не должен был предвидеть возможности его совершения»; 3) «страдает психическими нарушениями, сопровождающимися неспособностью осознавать действительность, с рождения или с детства»[189].

В УК Швеции общее понятие невменяемости отсутствует. Вместе с тем, кодекс содержит ряд положений, относящихся к случаям совершения общественно опасных деяний лицами, страдающими психическими расстройствами. Так, ст.6 гл.30 УК Швеции гласит: «лицо, которое совершает преступление под влиянием серьезного психического расстройства, не может быть приговорено к тюремному заключению». Понятие «серьезного психического расстройства» уголовный закон не раскрывает[190].

Норма об освобождении от ответственности лиц, совершивших деяние, предусмотренное уголовным законом, существовало еще в англосаксонском праве начала XIV в. и в Уголовном уложении Карла V 1532 г. - «Каролине». В англосаксонской правовой системе правовые предпосылки невменяемости издавна сформулированы неопределенно. В современном варианте они изложены в правилах Макнатена, сформулированных королевскими судьями более 150 лет назад, в 1843 г. Они названы именем некоего Д. Макнатена, который страдал психическим расстройством с нарушением мышления (бред преследования). Смысл этих правил сводился к следующему: «Для защиты на основании невменяемости должно быть точно доказано, что во время акции у подсудимого был такой дефект разума вследствие душевной болезни, что он не понимал природу и свойства совершаемого им: либо, если он понимал это, то не знал, что поступает неправильно»[191]. По этим правилам невменяемость определяется интеллектуальным признаком психологического критерия, а волевой признак отсутствовал[192].

В ряде штатов США правила Макнатена были дополнены доктриной «непреодолимого импульса», суть которого состоит в том, что лицо под воздействием непреодолимого импульса, который вызван психическим расстройством, не может контролировать свои действия, хотя, и осознает, что поступает неправильно, признается невменяемым. В данном случае усилен волевой признак психологического критерия. В ряде штатов США сформулирован еще один прецедент невменяемости, так называемое правило Дурхэма (Нью-Гемпшир, 1869г.), согласно которому лицо признается невменяемым, если его противоправное деяние явилось «продуктом» психического расстройства. Этот прецедент близок наиболее к медицинскому критерию невменяемости[193].

Согласно п.1 ст.4.01 Примерного УК США 1962г., «лицо не несет уголовной ответственности за преступное поведение, если во время осуществления такого поведения оно вследствие психической болезни или неполноценности лишено в существенной степени способности отдавать себе отчет в преступности своего поведения или согласовывать свое поведение с требованиями закона». Согласно § 30.05 УК штата Нью-Йорк, «лицо не несет уголовной ответственности за поведение, если во время его осуществления оно вследствие психической болезни или неполноценности лишено в существенной степени способности знать или оценивать а) характер и последствия такого поведения, либо б) что такое поведение было неправильным». Согласно § 314 УК штата Пенсильвании, невменяемым считается тот, кому в результате психического расстройства или неполноценности «недостает в значительной степени способности либо оценивать неправильным свое поведение, либо согласовывать свое поведение с требованиями закона»[194].

В уголовном законодательстве США наиболее значимо, то обстоятельство, что подсудимый и его адвокат должны доказывать невменяемость подсудимого. Однако обвинение может представить доказательства, подвергающие сомнению факт невменяемости подсудимого в момент совершения деяния. Вынесение вердикта «Не виновен по причине невменяемости» влечет направление лица в психиатрическое учреждение закрытого типа, режим которого не отличается от тюремного. В связи с этим ссылка обвиняемых на невменяемость - достаточно редкое явление в судебной практике США[195].

Первые упоминания о душевнобольных в отечественном законодательстве относятся к XII в. В главе «О завещании» Судного закона князя Владимира Мономаха содержалось указание об исключении «бесных» из числа свидетелей. Первое известное освидетельствование лица в рамках отечественного уголовного судопроизводства относится к 1690г., когда экспертизе был подвергнут некто, называвший себя сыном Ивана Грозного (вероятно, неизвестный страдал хроническим психическим расстройством с бредом величия)[196]. В «Новоуказные статьях о татьбах, разбойных и убийственных делах» (ст. 79) к Соборному уложению царя Алексея Михайловича 1649г. сказано, что если «бесный убьет», то «не повинен есть смерти»[197]. Это положение дает основание говорить, что в России в XVII в. уже существовало понятие невменяемости. Психическое расстройство могло служить основанием не только к освобождению от уголовной ответственности, но и к индивидуализации наказания, на что указывает «Воинские артикулы» 1716 г. Так, в толковании к артикулу 195 указано, что «наказание воровства обыкновенно умаляется или весьма отстраняется, если кто...в лишении ума воровство учинит»[198]. Однако отечественная судебная практика XVIII в. приводит и целый ряд случаев осуждения заведомо душевнобольных к смертной казни, к пожизненному или длительному тюремному заключению.

23 апреля 1801г. вышел Указ Александра I «О не придании суду поврежденных в уме людей и учинивших в сем состоянии смертоубийство». В Указе говорилось, что «удостоверять» таких лиц следует через полицию и врачебную управу, а далее направлять «в дома для безумных»[199]. В 1803г. при Министерстве внутренних дел было создано «высшее в государстве врачебно-учетное место» с целью решения вопросов «по медицинской части» и разрешения «встречающихся в практике затруднений». Впоследствии, в 1835г., этим подразделением Министерства внутренних дел были разработаны «правила удостоверения и выздоровления от оного»[200].

Термин «невменяемость» появился в российской научной литературе в XIX в., но, что интересно, правоведы употребляли не в отношении лиц, совершивших преступления, а в отношении самих деяний. Все противоправные действия классифицировались на вменяемые преступления и невменяемые деяния. Г. Солнцев, рассматривал «невменяемость содеянного в преступлении» при наличии следующих обстоятельств: психической неполноценности, законной обороны и малолетства[201].

В Своде законов уголовный 1832г. говорилось о том, что «преступление, учиненное в безумии и сумасшествии, не вменяется в вину». Это положение относилось как к преступлениям против жизни, так и к другим преступлениям (в Соборном уложении речь шла только о преступлении против жизни). Под безумием понималось «отсутствие здравого рассудка с младенчества» (ст.365 Свода законов 1857г.). Сумасшествие - безумие, происходящее от «случайных причин, которое, словом, составляет болезнь, доводящую иногда до бешенства» (ст.366 Свода законов 1857г.). Таким образом, различие между безумием и сумасшествием состоит не в роде болезни, а только в моменте ее происхождения[202].

В ст.ст.95, 96, 97 отечественного Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845г. и в п.3 ст10 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, формулируется невменение в вину «преступления, совершенного безумным от рождения или сумасшедшим», когда это лицо в момент совершения преступного деяния не могло осознавать его противозаконность. В ст.95 назывались хронические психические заболевания и «врожденное слабоумие»; в ст.96 — временные психические расстройства; ст.97 - совершенно разнородные заболевания как хронического, так и временного характера при наличии такого неясного психологического критерия, как «действие без надлежащего разумения»[203]. В законе указывались также «припадки болезни, приводящие в умоисступление и совершенное беспамятство», как причины, по которым совершенные преступления и проступки не вменяются в вину субъекту, их совершившему.

Уложение требовало, что бы в каждом конкретном случае было доказано, что лицо по состоянию своему во время совершения преступного деяния не могло «иметь понятия о противозаконности и о самом свойстве» у лиц, страдающих психическими заболеваниями, так называемый «светлый промежутков». Вследствие этого положения уголовного закона о невменении преступлений, совершаемых душевнобольными, были сформулированы так, что они заключали в себе не перечень различных родов душевных болезней или различных «признаков и припадков», а выражение той истины, что всякое психическое расстройство, уничтожающее в субъекте состояние вменяемости, служит основанием и причиной, совершившего в этом состоянии преступление. Общее положение закона заключалось в том, что преступление, учиненное сумасшедшим, не вменялось ему в вину только в том случае, когда не было сомнения, что лицо по состоянию своему в то время не могло иметь понятия о противозаконности и о самом свойстве своего деяния.

Достаточно точно понятие невменяемости дано в ст. 39 Уголовного уложения 1903г.: «Не вменяется в вину преступное деяние, учиненное лицом, которое во время его учинения не могло понимать свойство и значение им совершенного или руководить своими поступками вследствие болезненного расстройства душевной деятельности, или бессознательного состояния, или же умственного недоразвития, происшедшего от телесного недостатка или болезни»[204].

Ни в одном из законодательных актов до к 1917г. уголовная ответственность не ставилась в прямую непосредственную связь с вменяемостью как обязательной ее предпосылкой. В начале июня 1918г. Народный комиссар юстиции издал специальную инструкцию «Об освидетельствовании душевнобольных»[205]. Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919г., ставшие, по сути, своей первой кодификацией советского периода, в ст.14 предписано, что «суду и наказанию не подлежат лица, совершившие деяния в состоянии душевной болезни или вообще в таком состоянии, когда совершившие его не отдавали себе отчета в своих действиях, а равно и те, кто хотя и действовал в состоянии душевного равновесия, но к моменту приведения приговора в исполнение страдает душевной болезнью. К таковым лицам применяются лишь лечебные меры и меры предосторожности»[206]. Таким образом, в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919г. медицинский и психологический критерии невменяемости не были четко сформулированы.Указывалось на исключение уголовной ответственности при душевных заболеваниях, но указания были настолько общими, что при любой душевной болезни можно было исключить вменяемость независим от характера и степени заболевания. Психологический критерий «не отдавали себе отчета в своих действиях» относился не к психическому расстройству, а к любому состоянию, то есть открывал безграничные возможности произвольных толкований.

Более четкие критерии невменяемости были даны в ст.17 УК РСФСР 1922 г.: «Наказанию не подлежат лица, совершившие преступление в состоянии хронической душевной болезни, или временного расстройства душевной деятельности, или вообще, в таком состоянии, когда совершившие его не могли отдавать себе отчета в своих действиях, а равно и те, что хотя и действовали в состоянии душевного равновесия, но к моменту вынесения или приведения приговора в исполнение страдают душевной болезнью. К таковым лицам могут применяться лишь меры социальной защиты, указанные в ст. 46 Уголовного кодекса. Действие этой статьи не распространяется на лиц, которые привели себя в состояние опьянения для совершения преступления». В этой статье медицинский критерий дан уже более полно: указаны «хроническая душевная болезнь» и «временной расстройство душевной деятельности»; предусмотрено, что лица, приведшие себя в состояние опьянения для совершения преступления, не могут быть признаны невменяемыми. Юридический же критерий статьи сформулирован таким образом, что к числу невменяемых можно отнести было лиц, которые совершили преступление не только в состоянии хронической психической болезни или временного расстройства психической деятельности, но и вообще в таком состоянии, когда они не могли отдавать себе отчета в своих действиях, не будучи психически больными.

Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924г., которые легли в основу уголовных кодексов союзных республик, в качестве необходимого условия применения наказания требуют наличия вины в форме умысла или неосторожности. В ст.6 Основных начал указывается, что наказание применяется лишь в отношении лиц, которые: «а)действуя умышленно, предвидели общественной опасный характер последствий своих действий, желали этих последствий или сознательно допускали их наступление, или б) действуя неосторожно, не предвидели последствий своих действий, хотя и должны были бы предвидеть, или легкомысленно надеялись предотвратить такие последствия». Но виновным может быть только лицо вменяемое. Только к вменяемому лицу можно применить наказание. Лицо, совершившее какое- либо общественно опасное действие в состоянии невменяемости, не может быть наказано, к нему могут быть применены лишь меры медицинского характера. В ст.7 Основных начал сказано: «Меры медицинского характера подлежат применению в отношении лиц, совершивших преступление в состоянии хронической душевной болезни, или временного расстройства душевной деятельности, или в таком болезненном состоянии, когда не могли давать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а равно и в отношении тех лиц, которые хотя и действовали в состоянии душевного равновесия, но к моменту вынесения приговора заболели душевной болезнью»[207]. Таким образом, в Основных началах 1924г. в определении понятия невменяемости дана формулировка медицинского и психологического критериев. Для признания лица невменяемым было необходимо, чтобы его действия удовлетворяли одновременно обоим критериям.

Критерии невменяемости, данные в ст.7 Основных начал, приобрели общесоюзное значение и были воспроизведены в уголовных кодексах всех союзных республик с отдельными редакционными изменениями и отступлениями (ст.11 УК РСФСР, ст.10 УК Украинской ССР, ст.13 Белорусской ССР, ст.11 УК Армянской ССР, ст.11 УК Азербайджанской ССР, ст.10 Грузинской ССР, ст.10 УК Узбекской ССР, ст.10 УК Туркменской ССР и ст. 10 УК Таджикской ССР).

В ст.11 УК РСФСР 1926г. В основном содержится та же формулировка, что и в ст.7 Основных начал, но с некоторыми редакционными уточнениями. В ст.11 сказано: «Меры социальной защиты судебно-исправительного характера не могут быть применены в отношении лиц, совершивших преступление в состоянии хронической душевной болезни, или временного расстройства душевной деятельности, или в ином болезненном состоянии, если эти лица не могли отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а равно и в отношении тех лиц, которые хотя и действовали в состоянии душевного равновесия, но к моменту вынесения приговора заболели душевной болезнью. К этим лицам могут применяться лишь меры социальной защиты медицинского характера. Примечание. Действие настоящей статьи не распространяется на лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения».

Таким образом, ст.11 УК РСФСР разделяла: лиц, совершивших преступление в состоянии невменяемости, и лиц, которые были вменяемы в момент совершения преступления, но заболели психическим расстройством до вынесения приговора. Определение невменяемости в ст.11 построено на сочетание двух критериев - медицинского и психологического. Медицинский критерий содержал указание: на хроническую душевную болезнь, временное расстройство душевной деятельности и иное болезненное состояние. Однако для признания таких лиц невменяемыми было недостаточно, чтобы преступление было совершено лицом в состоянии психического расстройства, а необходимо, чтобы при этом обвиняемый не мог отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими.

После принятия в 1958г. Основ уголовного законодательства СССР и союзных республик, вытекающих из них норм республиканского кодекса (ст. 11 УК РСФСР), в уголовном кодексе по-прежнему умалчивалось о первичном понятии «вменяемость» и формулируется вторичное — «невменяемость». В ст.11 Основ уголовного законодательства СССР и союзных республик и в ст.11 УК РСФСР 1960г. говорилось: «Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния»[208]. К такому лицу по назначению суда могут быть применены принудительные меры медицинского характера.

<






Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 828. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия