Студопедия — Психологические аспекты гностических ересей
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Психологические аспекты гностических ересей






 

По свидетельству св. Иринея Лионского, еще во II веке немало людей называли себя исправителями Апостолов, полагая, что они мудрее и епископов, и тех же исправляемых ими Апостолов. Речь шла о гностиках. Гностических же учений в начале христианских веков было несчетное количество, так как каждый более или менее даровитый гностик составлял свою систему, видоизменяя ту, которой держался. Гностицизм, по выражению свщм. Илариона был каким-то удивительным сплетением "обрывков эллинской философии с мифами и мистериями восточных культов, такое сплетение, что даже и ученые специалисты затрудняются его распутать и часто склонны бывают объявить совершенно безнадежным вопрос о происхождении гностицизма и вопрос о классификации гностических систем" [83]. В гностицизме присутствовали различные элементы буддизма, греческой философии, пантеизма, смеси халдейского язычества, в основном зороастризма, и библейских представлений. Древнецерковные полемисты сравнивали гностицизм с чудовищем, подобным Лернейской гидре, у которой на месте отрубленной головы вырастало две новых. По их словам, гностические системы появлялись, как грибы. Гностиками была проведена известная рационализация, формальное упрощение учения Церкви, с одной стороны, а с другой - мифологизация. По сути, "гностицизм никогда не представлял собой формально фиксированного учения и церковными богословами оценивался скорее как особая психологическая настроенность отдельных людей, падких на все мистическое и таинственное, одержимых фантастическими идеями и стремящихся воплотить их в собственные богословские схемы" [84]. (Выд. автором). Такие люди афишировали, что они обладают особым знанием - гносисом, получив его каким-то необыкновенным образом. В учениях выделялась идея личного спасения и религиозного избранничества в среде неких "избранных и посвященных", причем круг их весьма ограничен. Разрабатывались системы различных уровней в доктрине "посвященные - непосвященные". Выстраивались фантастические космические "иерархии" на фоне дуалистичных картин извечной борьбы мировых сил добра и зла. Религиозная практика была насыщена магическими элементами и техниками. Целью адептов было эволюционировать к неким высшим формам космического бытия, и, через взаимодействие с различными энергиями, стихиями, силами, духами, осуществить связь с этими Высшими Силами, Духами, Иерархами.

 

Привлекательность ереси. Отличительной чертой гностиков, как уже говорилось выше, была вера в то, что только избранные обладают знанием тайн, определяющих спасение человека и его просвещение. Безусловно, что такое особое положение избранных при ощущении власти тайного знания были приманкой для многих. Поэтому неудивительно, как писал свщм. Иларион, что "гностиков сравнивают с масонами" [85]. Как обладающие единственно истинным знанием, гностики в своих системах предлагали безусловное решение всех вопросов бытия. Но предлагаемые ими решения - о мироздании, о происхождении в мире зла и освобождении от него - были, в сущности, решениями фантастическими, так как "в их миросозерцании фантазия востока берет перевес над строгостью и последовательностью мысли запада" [86]. В основе гностицизма лежало противопоставление Божества и мира, где все материальное является злом, а все духовное - благом. Святая Троица представлялась гностикам как множество абстракций, Ветхий Завет противопоставлялся Завету Новому, а духовное отделялось от плотского. Все гностические учения определялись двумя существенными признаками: 1) основывались на дуалистическом мировоззрении; 2) утверждали наличие двух божеств: трансцендентного высшего и Демиурга, в качестве низшего, управляюще-го миром. Утверждая положения своего учения, гностики произвольно добавляли и изымали целые главы Нового Завета. Тертуллиан писал, что для гностиков изречения Священного Писания были тем же, чем одежды овчие для хищных волков. Христа гностики считали не воплотившимся Богом, а всего лишь одним из духовных существ, имеющих связь с Богом. Одни из них полагали, что Иисус был человеком смертным, а другие, что он не был человеком вообще - тело, в котором Он пребывал, было призраком. В принципе, гностицизм не был течением в христианстве, то есть сектой или ересью... Он по сущности был далек от христианства. Тем не менее, роль гностицизма в истории Вселенской Церкви была чрезвычайно велика. Многие положения тогдашнего гностицизма были воспроизведены в эпоху Реформации, а также используются и современными ересями и сектами. Обойти гностицизм вниманием невозможно. Поэтому сделаем небольшой и краткий, обзор гностических сект начального периода Церкви Христовой.

 







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 350. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия