Студопедия — ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРЫ В ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРЫ В ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ






Философия постмодернизма возникла во второй половине 20 в., когда европейская философия, опираясь на идеи иррационализма и идеи экзистенциалистской философии, отказались признать ценность и необходимость разума для человечества. Для постмодернистов главное восприятие жизни – свобода во всем. Человек должен жить без границ, без всякой оглядки на запреты и правила, не оценивая свои поступки сквозь призму разума. Разум не имеет права судить и оценивать. Разум дискредитировал себя в глазах человечества, приведя его в тупик и поставив перед лицом глобальных катастроф. Во имя абстрактных идей, в поисках незыблемых истин, разум провел человечество через безумие революций и ад мировых воин и поэтому ему не следует доверять. Человеку следует жить не по правилам разума, а руководствуясь эмоциями и интуицией. Следовательно, наука признается областью вероятных знаний. Вся наука имеет характер гипотезы. Культура проникнута формами коллективного бессознательного мироощущения.

Наиболее яркими представителями простмодернизма являются европейские мыслители Деррида, Батай, Рикер, Барт, Хабермас, русские философы Шпет, Подорога.

Философия постмодернизма воплощает в себе некоторые общие черты, присущие предшествующим течениям современной философии, выражает тенденцию к их сближению и слиянию. Своим основным содержанием постмодернизм отражает смысл и содержание современной философии и культуры, новый стиль мышления и подходов в исследовании.

Основные положения и признаки философии постмодернизма могут быть сведения к следующим положениям: критика всех форм философии Спинозы – монизма, особенно проявление деспотизма и тоталитаризма; провозглашение философии плюрализма, которую представляет Лейбниц; обоснование идеи множественности, многообразия в качестве исходных характеристик природы и общества.

Эти общие положения конкретизируются тезисами:

- признание многомерности объективной реальности, множественности, разнокачественности как ее сущности, так и характера связей и отношений между ее формами. Объективная реальность может быть не только идеальной или материальной, но и мистической. Современное видение свойств мира допускает его оценки одновременно и как единичного, и как разделенного. Для современной философии мир не только упорядочен и организован, но одновременно беспорядочен и хаотичен.

Сочетание онтологического плюрализма с плюрализмом гносеологическим. В теории познания признается неустранимость множественности описаний, подходов, точек зрения, обосновывается необходимость отношений дополнительности между ними. Эти принципы реализуются в таких сферах как философия, культура и религия. Постмодернизм призывает стереть все существующие границы.

Одно из главных достоинств постмодернизма – новизна. Новое ценно само по себе, вне связи с прошлым. Настоящее – ново. Настоящее – главная цель бытия. Важна свобода творчества. Свобода личности, свобода в культуре. В культуре важно обеспечить свободу интерпретации, в науке – свободу вымысла.

Достоинством постмодернизма является стремление преодолеть издавна сложившуюся в философии конфронтационность разделившую философов на материалистов и идеалистов, рационалистов и иррационалистов, теистов и атеистов, коммунистов и антикоммунистов.

Политическим идеалом постмодернистов является демократия с ее многопартийностью, свободой веры, плюрализмом ценностей. Демократия способна и должна разрушить единую систему ценностей общества, стереть грань скрытого и открытого а личности и обществе, дозволенного и недозволенного. Представители постмодерна определяют свое направление в таких понятиях как: игра, случай, анархия, деконструкция и т.д.

Итак, признаки постмодернизма:

- превращение философии в поэтику, истины в эстетическое средство;

- приоритет этимологии над историческим содержанием, торжество принципа: история - это только текст;

- отказ от подмены искусства философией, религией или политикой;

- уничтожение рвов и границ между массовым и элитарным, профанным и сакральным, творческим и бытовым;

- стирание граней между реально существующей картиной жизни и виртуальными реальностями;

- уравнивание высокого и низкого, уродливого и прекрасного, пусть даже путем пародирования и низвержения идеалов;

- интертекстуальность: построение текста при помощи явных и скрытых цитат и реминисценций к произведениям мировой литературы;

- заимствование героев и художественных образов из произведений мировой литературы;

- гипертекстуальность: организация единого текстового пространства как системы множества самостоятельных текстов, постоянно отсылающих читателя от одного из них к другому;

- неприятие идейного пафоса и возведение на его место самодостаточного игрового элемента;

- одновременное существование в нескольких плоскостях, отсутствие единой точки зрения в силу раздвоенности сознания;

- химеризация формы и значений;

- деконструкция как метод обращения с миром;

- аллегория как акт вторжения в посюстороннее;

- ирония как способ нонконформизма.

Деконстру́кция (от лат. de «сверху вниз -> обратно» и constructio «сооружение», «осмысление») — понятие современной философии и искусства, означающее понимание посредством разрушения стереотипа или включения в новый контекст. деструкции Хайдеггера — отрицания традиции истолкования с целью выявления сокрытий смысла. Понятие деконструкции было усилено психоаналитическими, дзэн-буддистскими и марксистскими аллюзиями.

 

Структуралистская и постструктуралистская философия культуры (Леви-Стросс, Лакан,Фуко, Деррида, Делез, Гваттари)

Леви-Стросс –один из основателей франц.структурализма. Он полагал,что в движении от природно-инстинктивного человека к человеку культурному должен быть общий шаг, первопричина. Он обнаруживает этот этап в запрете инцеста и установлению брачного союза. Так возникает феномен обмена в культуре. Это материальный носитель культуры. Символический обмен – язык. Эти сложившиеся отношения родства содействуют форме сдерживания либидо. Все в культуре либидональное тело – в культуре все объяснено либидо, а возникает это призапрете на инцест. Становление мышления рассматривает с учетом связи чел-природа. Он полагал, что именно рациональность организации вселенной важна для установления бинарных оппозиций - Чел.учился мыслить структурно.

Фуко. Показал необходимость отказа от эволюционизма при изучении культуры. В культуре еще не был отменен тезис, что она движется по эволюционному пути. Фуко раскритиковал этот тезис. Заявил о том, что история не есть непрерывное развитие, в ней происходят некоторые мутации, которые изменяют порядок вещей. Отдельные отрасли чел-го сознания и деятельности развиваются неравномерно и в разные периоды времени демонстрируют свою скачкообразность. В своих работах он всегда касается локальных предметов. В культуре нужно смотреть на конкретные факты. Познание не кумулятивно, т.е нельзя сказать что оно на протяжении истории вбирает в себя знания.(Бывают моменты когда оно застывает или откатываться назад).

К культуре Фуко приходит также как к языку. Культура как дискурс обладает принудительностью, но не власть является решающим фактором. Реальный порядок, с которым имеет дело каждый человек определяется основополагающими кодами культуры. Человек живет между двумя плоскостями: Эмпирический порядок (реальная жизнь) и научные и философские теории. То, что обуславливает нашу жизнь (культурные коды) можно назвать полями культуры или эпистемами. (эпистемы. способность взаимодействия теории с практикой в культуре и каждая эпоха определяет особый тип человека, его поведение и т.д. т.е. она определяет культурные коды, по которым человек живет в данную эпоху.) Бывают, что возникают культовые фигуры, которые задают своей твой деятельностью пространство для дискурса, мощный тренд (Энгельс) Фуко называет Фрейда и Маркса как лидеров создающих бесконечную возможность дискурса) «История сексуальности» - книга Фрома

Лиотар. Был одним из первых кто высказал, что фил.культуры должна изменить позицию к культуре. 1968 год,май – студенческие волнения во Франции.

Делез. В его работах проявлялась особая установка – поиск новых стратегий. Показывал несостоятельность ориентации на здравый смысл. Доказывал на примере традиц.понятий и их противоречий в современной культуре. Хаос рождает такие формы как философия и наука.В культуре основной механизм – творчество и чем меньше мы его ограничиваем, тем оно свободнее и органичнее. Для творческого начала недопустима территоризация. Процесс размывания структуры это нормально. Гваттари и Делез совместно написали текст «Анти-эдип» Содержит полемику желания через нехватку. Свой метод они назвали шизоанализ – тип вялого, безвольного. Цель исследования – поиск выхода из тяжелого состояния культуры. Желание это машина, оно охватывает все сферы чел.бытия и природной и социальной и технической. Причем в реальном мире, где желание пронизывает все есть культурныепереплетения. Из этих желаний и возникает

Ризома (Наглядным образом для неѐ выступает запутанная корневая система растения) – определяет современную чел. культуру. Ризома — такой способ распространения множественности, как "движение желания" без определенной направленности и предсказуемости. Ризома —метафора современной культуры, с ее отрицанием упорядоченности и синхронности. Понимание мира как ризомы уничтожает как универсализм, так и смысл бинарных оппозиций. По хрестоматийному выражению Делеза и Гваттари, «мир потерял свой стержень» Принцип ризомы в том, что современная культура развивается в системе бинарных оппозиций, у нее нет магистрального направления. Их кредо состоит в том, чтобы сказать нет структурам блокирующим общество. Это и делает соврем.искусство с его ироничностью, снятием масок, бунтом против привычных установлений. Самая показательная сфера для них это кинематограф. Ж.Делез и Ф.Гваттари считают, что радикальное изменение в искусстве приведет к изменению в эстетике: центральной эстетической категорией по-прежнему останется прекрасное, но содержание ее существенным образом изменится, поскольку содержанием искусства станет бесконечный шизопоток, беспорядок корневища. Поэтому эстетика утратит черты научной дисциплины и займется бессистемным поп-анализом «культуры корневища» при помощи нового методологического ключа – ризоматики. Искусство будет не означать и изображать, а картографировать и окончательно порвет с идеологией.

Жак Деррида. Выдвинул ключевое понятие для объяснения метода соврем.литературы – деконструкция (не разрушая тексты, выстроить в сознании его смысл- цель) В европейской метафизике Д.исследовал принцип центрации, согласно которому в любом исследуемом предмете одна сторона центральная, другая периферийная. Его и интересовали как раз подавляемые мотивы, которые выносят за перефирию.(В европ.культуре центрируется то, что связано с разумом, поэтому она логоцентрична. Обращает и внимание а еѐ фалоцентричность, а жен.на периферии как раз.) Проблема соврем.культуры и состоит в том, чтобы понять, оценить и реабилитировать то, что выдвигалось на периферию. Поэтому встает новая проблема философии – проблема понимания иного, другого. У этой инаковости есть разные аспекты и каждый из них

отдельно можно рассматривать. Задача в том, что в процессе нашего анализа инаковость не убиралась, но оставалась другой к процессу деконструкции. Деконструкция в действии у Д.становится критикой логоцентризма. Есть и другие формы выразительность, которые успешно заменяют речь. Современная культура пытается уравновесить эту оппозицию. Соврем.культура перестала быть истиной, утверждением неких идеалов, может не утверждать никаких ценностей

Лакан. В 1950 –60 опорой творчества Лакана становится изучение роли языка и символа в работе бессознательного. Это и есть его структуралистский период, или, иначе, стадия символического. Главные понятия– означающее», «буква», «символическое», «расщепленный субъект», триада «реальное–воображаемое–символическое» с акцентом на «символическом»; Лакан считает этот трехчлен первоосновой бытия, стремится исследовать соотношения его составляющих методами точных наук. На стыке воображаемого и реального возникает ненависть, реального и символического - невежество. Стык граней воображаемого и символического порождает любовь. От исследования воображаемого, наиболее полно воплощающегося в любви, Лакан переходит к изучению символического и его проявлений - языка, речи и искусства

 







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 834. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия