Студопедия — Культуры древнего Востока: Двуречье и Египет
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Культуры древнего Востока: Двуречье и Египет






Разнообразие архаических культур Востока: космос, социум и человек. Предпосылки развития культуры Двуречья. Социальная структура. Шумеро-аккадская культура. Ассирийская культура. Вавилонская и нововавилонская культура. Принципы искусства Двуречья. Канон и эволюция форм искусства. Памятники искусства. Роль и значение культуры Двуречья в истории культуры.

Источники изучения культуры Древнего Египта. Социальная структура. Додинастический период и Раннее Царство. Древнее царство. Пирамида – символ культуры Египта. Эволюция художественных форм в искусстве Среднего царства. Реформа Эхнатона и её отражение в культуре Нового царства. Искусство Древнего Египта. Роль и значение культуры Древнего Египта в истории культуры.

Культура древнего Востока Двуречье, Египет

В основе формирования цивилизации лежат факторы:

1. Опыт первобытного этноса

2. Географические условия

3. Взаимодействия с соседями

Особенности возникновения ц-и

1. Земледелие

2. Наличие крупных рек

3. Болотисные места

4. Обустройство, сложная система каналов

Признаки ц-и

1. Наличие государственности

2. Наличие письменности

3. Наличие города

4. Система налогообложения

5. Религиозные представления, представленные единой религиозной системой

6. Развитие искусства и ремесел

 

Месопотамия (междуречье)

Реки Тирг и Ефрат 5-4 тыс до нашей эры

Известно от: Египет, Греция, экспедиции вт пол 18 века

Источники:

1. Письменные памятники, хоз., юр документы

2. Памятники материальной к-ры

3. Свидетельства античных авторов

Географ и климат:

Бассейн рек – удобно для земледелия; территория естественным образом изолирована; естественные удобрения (ил)

Выращивание фиников, тростника.

Но почвы хуже, чем в египте.

Осущение болот, регулировка разлива рек

 

Специфика в ДВ. в возникновении и появлении различных гос-в.

Периодизация:

1. Шумеро-аккадская гос-во (кон. 4 и все 3 тыс до н.э.)

2. Ассиро-Вавилонское гос-во.

3 п-да:

· Вавилонское (2 тыс до н. э. – хамурапи)

· Ассирийский (до 7 в до н.э.)

· Вавилонский (7-6 в.до н.э.)

3. Войны с Персией

 

Двуречье.

Очень мало памятников. Характерно отношение к внешнему миру как к миру не вечному.

Смысл, центр мироздания вне осязаемых силах (влияние окружающей среды)

Природные условия были связаны с космическим ритмом: движение звезд, луны.

Природные условия были мение благоприятные, чем в Египте. Сильные разливы рек, затапливали посевы. При этом засушливый климат. Человек полностью подчинен природе, осознает свое бессилие, ничтожность перед ней. Осознает трагизм жизни, что отразилос в мифологии, в системе взглядов гос-ва (чел. Стремится обраружить в космосе порядок, кот нужно достичь. Понимает опр мира соотнося с соц. Институтами (гос-вом, общиной, человеком)

Представления о вселенной складываются примерно в сер 4 тыс до н.э. (ран письменность)

Месопотамия преобрела стабильные представления:

· Сложная система каналов, борьба с засухой и наводнением

· Формирование города поселения, складывается примитивная демократия. Высшей властью обладало общ. собрание взрослых свободных граждан.

В критические моменты совет старейшин избирал царя.

· Велось натуральное хозяйство, зарожд. иск. (начинается с монументальной архитектуры)

· Идея космического гос-ва

· Отношение к явлениям природы: весь мир обушевлен, прерсонифицируется (соль, зерно). Каждый предмет наделен волей, характером. Складывается пантеон богов, гл.место божества природы: Солнце, Луна, божества абстрактных понятий. Божества антропоморфны.

· Развитие магии, гаданий, человек подчинен богам

· Идея о существовании общего закона, кот.подчинены и боги и люди

 

Соц.структура: на собрании не имели слова рабы, дети и женщины.

В политеизме тоже есть иерархия богов, собрание (гл.АНУ –бог неба, бог грозы – Энлиль, богиня мать – земли (в мифологии земля –мужск. Божество Энки, господин Земли)

Власть богов абсолютна, гарантирует стабильность мира.

Плодородная сила воды и огня – особо ценились

Вселенная –одушевлялась, мировой порядок зависел от воли богов, человек полностью подчинен богами т вселенной

 

Модель гос.ва. Гос-во выстраивалось согласно космическому порядку.

1. Все до 3 тыс. города-гос. В центре города храм – родство Бога города. Город = поместье бога.

В городе в равных положениях были царь и жрец. Единство светской и духовной власти. Царь раз в год совершал обряды (исповедь жрецу)

Жрецы – особая каста Дв., кот воспринимались как божества надзирающие за жизнью человека. Жрецы следили за порядком неба, за выполнением божественных заветов, за жертоприношением,

Царь – посредник между богами и человеком, назначен богом. Царь проситель за людей. (на изображеиях в молитвенной позе) Приказы царя – приказы богов

2. В период развития месопотамии формируются национальные гос-ва, кот связаны с центр.властью.

Главная добродетель – послушание (в семье патриархат)

Дети подчинены отцу, если у отца долг, то сын становится рабом.

Подчинение старейшинам и царю

Послушание богам

Награда за послушание – здоровье, если болен, то чел-к в плену зла. Долгая жизнь, богатство

Мир устроен справедливо, сущ-ет загробный мир (мрак). Смерть – зло, темный мир – мир демонов терзающих человека, это высшее наказание, человек боится смерти

 

Шумеро-аккадский период.

В 4 тыс до н.э. первое поселение Шумер внизу Ефрата – самая древняя цивилизация. В независимых городах—государствах, кот пришли к царской власти. Шумеры – центр Месопотамии

2 периода: Убайская и Урукская

У шумер появилась письменность, гончарное дело, ввели в строительство арки, купол, мозаика, резьба по дереву. Развивалась наука: лунный календарь, астрономия, математика. Появилось законодательство. Архитектура, храмовый комплекс, особый тип храма Зиккурат (ступенчатые терассы) храм в самом верху вход только жрецам. З. – сакральное место в котором прибывает бог. З. – символ священной горы центра вселенной. З. имел астрологические функции, жертвоприношения, светское значение (спасение от наводнений, хранение запасов)

Строятся дворцы – светское сооружение, место жизни царя и его семьи, центр городской администрации. Комплекс зданий, мини город. дворец состоит из нескольких помещений, каждого своя функция. Сроили из кирпича, декор – живопись, настенная, стены – эмалированный кирпич

ТО архитектура подчиняет себе др искусства.

Акаты-синитские племена (позже чем шумеры). Различия по языку и традициям, велись войны но иногда объединались, Аккаты завоевали территорию шумер в 3 тыс до н.э. Царь Саргон – объединил значительную часть месопотамии, перенес столицу в Аккат (Иштар полюбила Саргона) – он не из царского рода по преданию был садовником. Создает постоянное войско, способствует централизации гос-ва. Ведет активные воины,создает оросительную систему и вводит единую меру весов. Аккады копировали шумерские произведения искусства, дорабатывали их. Рост светской архтитектуры, расшир дворцовое для свиты.

Изменение веры после Саргона – цари – сыны богов, усиление светской власти, переход функций жреца царю.

Большое количесво рельефов повествующих о военных походах, скульптуры (барельефы в основном). Круглая скульптура имела религиозный характер – зооморфные существа с человеческой головой (львы с крыльями, быки)

Самый яркий пямятник – «эпос о Гильгамеше» созданный и шумерами и аккадами. Клинопись на глине высушенная на солнце. В основе эпоса – мифы. Гильгамеш в загробном мире и миф о потопе. Эпос первая попытка человека осмыслить свое место в мире. Главный персонаж – человек. Гильгамеш было царем (урук). Первая попытка противопоставления природы и цивилизации, приэтом исходя из мифа это вражда не только от человека но и от богов. Гильгамеш вступает в конфликт с богами, отказывается от даров Иштар. Он типичный культурный герой, он не негативный персонаж, его наказание несправедливо. Г. – герой народа, обобщенный образ народа. Идеализирован. Г. – персонаж чувствующий, страдающий, переживающий смерть друга. Бунт г. против смерти – пытается попасть в загробный мир и узнать секрет бессмертия. Главный мотив – борьба со смертью. Потом связан с темой бессмертия. Язык эпоса очень эмоциональный. Попытки психологизма.

Итог – хар-н для к-ры Дв. Г. не обретает бессмертия. Итогом становится смирение, он смиряется с долей человека. Обретает мудрость – осознание своего места. Э о Г. – героическая поэма, герой эпоса исключительная личность – бескорыстие. 22 в до н.э.

 

Вавилонский п-од

Войны ослабили силы шумеро-аккадской цивилизации, аккадская к-ра пала.

Воздвижение Вавилона:

Центр двуречья, на скрещ торговых путей.

В к.3 тыс входит в состав ш-ак, расцвет Вавилона: 1792-1750 г. до н.э. – время правления Хамураппи.

Много документальных памятников (законы высеченные на камне). Высок стела, на кот царь в молитве перед богом, кот диктует законы

- развитие ирригации

- закон об охране лесов

- закон о скотоводстве

- торговля

- патриархат в семье

- долговая кабала

- резкое социальное разграничение

- права свободных граждан

Расцвет грамоты, школы письменности в первую очередь для жрецов и чиновников, обучали с детства и в строгости

Много клипописных текстов, формирование светской литературы, стихи, тема жизни и смерти.

Литература – часть обряда, а не для индивид. Чтения, публичное чтение во время обряда. Основные образы связаны с религией. Магические тексты. Афористическая литература, басни,.

Востребованы зиккураты, погребальная архитектура (не много). Династические гробницы – для царей. Развивается скульпура, настенная живопись, мозаика, эмалированные рельефы.

 

Ассирийская империя

В 16 в. до н.э. в 14 завоевала всю месопотамию.

Ашурбанопал -- был жесток, деспатичен (разрушение Фив в Египте)

Создаются библиотеки, развивается наука и литература. Систематизация знаний.

13 в. 3 столицы: Ашур, Хорсабат, Ниневия.

Главные темы (рельефов и текстов) – военные походы и охоты царя (главный бог – Асур – бог войны), сражение героев с чудовищами. Война имеет сакральный характер – жертвоприношения богу. Главное развлечение – охота, уподобление Асуру.

Появляются бытовые сцены.

Традиция ведения визуальных хроник, канон: войско всегда наступает, враги всегда отступают, кульминации (взятие городов и т.д.) изображения экспрессивные и динамичные

Изображения животных – идеалистические, драматические сюжеты

 

Нововавилонский п-од

Период заката. Вавилон создает коалицию, что привело к концу месопотамии и разрушению столицы.

Внешние сады Симирамиды

Был реконструирован Вавилон как вечный город (ворота Иштар), красоту его воспел Геродот.

Начало строительства Вавилонской башни.

В. – город праздности и пороков, религиозные сменяют светские идеалы.

Усиливается соц. иерархия. Место человека изменилось, прославляется земная жизнь,

Итог: экономический упадок, в 539 г. захвачен персами, потом перешел македонскому.

 

Египет

Источники:

1. Античность: Геродот

2. Археологические открытия 18 века, эксп Наполеона

3. Письменные источники (греч култура Розеттский камень египедский текст и греч перевод). Палермский камень – имена царей, 5 династий. Туринский папирус 18 династий

Периоды:

1. Додинастический период и раннее царство 3200-2800г. до н.э.1-2 династия

2. Древнее царство – 2250 г. 3-4 династия

3. П-од смуты, среднее царство до 1700 11-13дин.

4. Новое царство и поздний п-од до 4 в. 18-31 династии

Хар-ка мировоззрения

1. Религ. Верования

Деление на номы (го-ва городского типа) каждый ном – свое божество

Политеизм, связан с культом богов. Иерахрия богов для обязательного и необязательного поклонения.

В основе Солярные мифы – бог Ра.

2. Растения и животные

Слуги богов или бог мог в них переселятся

3. Загробный мир

Вечная жизнь, где чел продолжает жить.

Несколько ипостасей человека: имя в повествовании жизни и имя сакральное (злал жрец), сердце – попадает на суд асирису, взвешивается, тело необходимо сохранить для воскрешения. Культ смерти

4. Культ фараона

Вертикальная модель власти. Абсолютная у фараона, сын бога, наследник. Обладает власью над космическим блогополучием страны. После смерти – бог покровитель страны. Связь медицины и магии.

5. Науки

Астрономия (знали о затмениях, разливах нила), химия, медицина.

6. Соц.структура

Фараон

Жрецы – обожествлялись, магические способности передавались по наследству

Чиновники – писцы. Сакральная функция. Фиксация разливов нила, распределение продуктов, советники

 

Раннее царство

Образование городов, системы счета, создание основных культов, совершенствуется письменность, керамика, первые изображения животных, растений, абстрактные мотивы. Штриховая техника, тканевое искусство. Росписи красным на светло-коричневом фоне.

Бытовые сюжеты для керамики

Рельефы по камню: культовые здания – миф.сюжеты

Складываются каноны: плоскостные изображения, несколько вариантов поз. Фараон большого размера.

Гробницы (округлая, холм) – курганы камни

Гробницы из кирпича

 

Зарождение искусства в период древнего царства

Развитие сельхоз, скотоводчество, складываются верования, появление общеегипетских культов.

5 – династ. Культ Асириса

Склад канон и монументальная архтитектура.

Формирование пирамид.

Первые культовые сооружения (мастабы) из дерева, каменный свод. Приносили вещи, пищу. Ложные двери, двор –дом для умершего. М. фиксировали классовое деление. Первые скульптурные изображения человека. «города мертвых»

Первая пирамида 3 династия Джоссер. Погребальное сооружение. Архитектурное отражение идеи о вечной жизни. Ф. объединял функции фараона и жреца. Сделал Ра верховным богом пантеона. Царь как часть божественного начала.

Архитектор имхатеп – обожествлен после смерти.

Первые пирамиды – прямоугольные строения прим 60 метров в высоту.

Пирамида центр архит комплекса. Окруженная стенами по периметру. Ступенчатая. Несколько помещений, для обрядов, склеп с саркофагом и утварью.

След тип пирамид классический: пирамида ф-на Снофру

Четырех ступенчатая, изначально 7, но ступени засыпало, а грани выровнялись

Химиун 147 м. в основе квадрат.

Смысл пирамид: Символ энергии солнца, передавалась фараону в склепе. Все 4 стороны обращены к сторонам света. Квадрат символ земли

В погреб. Комплекс начали входить храмы, скульптуры: сфинкс 25 метров, копии умершего приют для Ка – души, приписывали имя. Ск-ры создавались по законам:

1. Фронтальности

2. Осевой симметрии

Поза шага (шаг в вечность)

Изображения: лица в профиль тела в фас, зрачек на людей. Лица и тела вне времени.

Цветовая символика:

Зеленый – жизнь молодость.

Черный – земля

Красный – зло, необитаемоя земля

Белый – победы, радости, утренней зари

Желтый – цвет богов, вечности

Синий – бог

Голубой – вода

Фон – нейтрального цвета

 

Среднее царство

1. Смута борьбв за главенство над территорией египта

2. 13 и 14 династии – опять разделение на нижний и верхний Египед

В худ культуре ориентация на древность, но меньше монументальности

Пирамиды становятся символическими, строятся по образцу

Ф-он не воспринимается как посредник между богом и людьми, каждый может сам позволить себе перейти в загробный мир. Заупокойный ансамбль Ментухатепа

скульптура больше изменилась, появляется индивидуальное начало, и реалистичность. Северный ориентировался на скульплуры греции, на юге реалист изображения.

Появляются изображения царя (Сенусерта) в разном возрасте, преданы эмоции

Тело животного, голова человека (портретное сходство)

Росписи: тонкая прорисовка деталей, усложняется цветовая гамма, колорит. Появляется декоративная роспись, изменяются сюжеты: охота, сцена борьбы души и тела

Реалистическое изображение природы.

Рельеф – более плоскостной характер, близкий к живописи.

Лит-ра: книга мертвых – сборник мифологических сюжетов о загробном мире, о судьбе Асириса.

Светский хар-р литературы: увеличилось число текстов, о придворных 13 династии. Осознание привязанности человека к реальной жизни.

 

Новое царство

Фараоны 18 династии

Страна объединилась – экономич.могущество, культурное обогащение, расширение территории

Изменения в искусстве: появляется монументальная архитектура, строительство храмов, «погреб.храмы». ф-нша объявляет себя сыном бога, пошла на конфликт с жрецами, сплотила веру. (изобр в муж одежде)

Симфол власти царя стал храм

Сененмуд – арх-р. Храм близ фив. Имел 3 части сравнивался с греч храмами, внутри несколько помещений, ску-ры. Это не гробница.

Храмы украшенные скульптурами богов, царей.

Храмы колоссальных размеров, как культовые места, люди только во дворе. Храм обитель бога. Храмы Амона

Городская архитектура. Деление на секторы (соц группы: знати, слуг..)

Скульптура не по канону, монументальная. Обособленная Хатипсут.

 

Эхнатон

Причины реформ [править | править вики-текст]

Царствование Эхнатона стало временем невероятной религиозной реформы, которая потрясла все устои традиционного древнеегипетского общества, цивилизации и культуры. Причины этой реформы Эхнатона, которую иногда называют атонистической революцией, до конца не ясны. Захват египетскими фараонами большой добычи во время завоевательных войн в Передней Азии и Нубии привёл к необычайному обогащению рабовладельческой аристократии. Особенно обогатилось фиванское высшее жречество. Непомерное усиление фиванского жречества, тесно связанного со старой потомственной знатью и со жречеством местных провинциальных культов, стало опасным для царской власти.

Кроме того, происхождение Аменхотепа, сына царицы Тейе, которая не принадлежала ни к царскому дому, ни, возможно, даже и к египетскому народу вообще, по точным правилам престолонаследия лишало этого фараона всякого законного права на престол. Умерший отец его, женившись незаконно и обойдя этой женитьбой всех удельных наследниц царской крови, лишил этим поддержки законного права сына. В глазах жреческого сословия молодой царь был незаконным властителем, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Другие исследователи высказывают предположения, что реформа была необходима для создания общей религии для более тесного сплочения обширной Египетской державы, где в каждом городе почитался свой бог, нередко являющийся враждебным по отношению к богу другого города. Такое многобожие мешало объединению египетского народа в единое целое.

Существует также предположение Алексея Морозова («Наука и религия», 1990, #3), что реформа связана с извержением вулкана Санторин приблизительно в 1380 году до н. э. Тучи, закрывшие небо, ядовитые дожди, холод — всё это могло вызвать резкий переход к усиленному поклонению «разгневавшемуся» богу Солнца.

Введение культа Атона [править | править вики-текст]

Пытаясь укрепить свою самодержавную власть, Аменхотеп IV, опираясь на неродовитых служилых людей, так называемых немху (что означало «сироты», конечно, в переносном смысле), выступил против жречества и в первую очередь против жречества главного бога Амона-Ра. Сила жречества и тесно связанной с ним знати, естественно, зиждилась на религии. Чтобы ослабить противника, необходимо было лишить его этого идеологического влияния. Сначала Аменхотеп, по-видимому терпел старый порядок вещей; на первых памятниках своего царствования он ещё молится Амону.

Затем Аменхотеп постепенно стал выдвигать, в противовес фиванскому богу Амону, культ ранее малоизвестного бога Атона (Йати), олицетворяющего солнечный диск. Провозгласив себя первосвященником нового бога, Аменхотеп на 3-м году своего правления начал строить в Фивах в его честь храм. На 4-м году началась отделка стен нового храма. Атон изображался в образе человека с головой сокола, увенчанной солнечным кругом.

На конец 4-го года правления приходится резкий перелом в отношении царя с одной стороны к Атону, с другой — к старым богам. Эхнатон провозгласил себя абсолютным божеством, вечным существом, спасающим и приводящим к вечной гибели. Солнечный диск, Атон, считался небесной, природной «иконой» самого царя. Поэтому меняется и само изображение Атона. Прежний образ человека с головой сокола, увенчанной солнечным кругом, заменился новым — круг с солнечной или царской змеёй (уреем) спереди и множеством устремлённых вниз лучей с кистями человеческих рук на концах. Но, несмотря на это, фараон, видимо, ещё не порвал со старым жречеством.

В конце того же 4-го года, уже после «воцарения» Атона, верховному жрецу Амона Маи царь поручал добычу камня для его (фараона) изваяния в каменоломнях Восточной пустыни.

Говорить с богом можно напрямую

Основание новой столицы [править | править вики-текст]

По-видимому, на 6-м году царствования Аменхотепа IV борьба резко обостряется и вскоре достигает апогея. Фараон вместе со своим двором покидает ненавистные и враждебные ему Фивы и, в 300 км к северу от этого центра почитания Амона-Ра, приказывает основать новую столицу — Ахет-Атон (Ах-Йати, «Горизонт Атона», ныне городище Тель эль-Амарна). Несколько раньше фараон переименовывает себя в Эхнатона (Их-не-Айти, «Полезный для Атона»). Новые личные имена получают также члены его семьи и его сановники.

До 8-го года царствования фараона усиленно отстраивается новая столица. Там был сооружен огромный дворец Эхнатона, построенный в основной своей части из белого камня. Этот дворец считают самым большим из всех гражданских зданий древности. Достаточно сказать, что длина восточного фасада официальной части Главного дворца равнялась почти 700 м. Стены дворца были покрыты сюжетными и орнаментальными росписями, отделаны цветными изразцами; полы, потолки, и лестницы красочно расписаны; колонны со сложными капителями раскрашены и инкрустированы цветным фаянсом.

Кроме главного дворца в Ахет-Атоне было построено ещё несколько дворцов, меньших по размеру, но также пышно отделанных. В Ахет-Атоне был построен и главный храм Атона, получивший название «Дом Атона». Он состоял из двух громадных каменных сооружений внутри прямоугольной ограды, вытянутой в длину на расстояние 800 м. Все это было окружено особняками царских сановников и обширными садами.

Преследование Амона и других старых богов [править | править вики-текст]

К 9-10 годам правления Эхнатона относятся первые известные нам случаи преследования бога отверженной столицы — Амона. Незадолго до начала 12-го года фараон объявил войну не только Амону, но и всем старым богам. Атон был провозглашен единственным богом, культ всех прочих богов был отменен, храмы закрыты, а жрецы, возможно, разогнаны. Стремясь стереть даже память об именах прежних богов, Эхнатон приказал повсеместно их уничтожать.

Особенно тщательно стиралось и соскабливалось имя Амона, жрецов которого больше всего ненавидел фараон, а также имена Мут и Хонсу — составляющие вместе с Амоном, так называемую фиванскую триаду. Даже имени отца не пощадил фараон и изуродовал его, истребив его составную часть — имя Амона, или заменял его личное имя «Аменхотеп» царским именем «Ниб-маат-Ра». Слово «мать» (мут) в гробнице Тии он писал фонетически, чтобы избежать правописания при помощи знака коршуна, которым писалось имя богини Мут.

Зато Атону возводились храмы по всему Египту (Фивы, Ахет-Атон, Гем-Атон, Гелиополь, Мемфис, Гермополь,Фаюм). Эти храмы наделялись большими земельными массивами, охотничьими и рыбными угодьями, скотом, пастбищами, обеспечивались рабочей силой. Был учрежден большой штат жрецов — служителей нового культа фараона. Они, как это видно из памятников той поры, были в основном представителями новой служилой знати.

Годы правления Эхнатона сопровождались ломкой старых канонов искусства, вырабатывался новый, более натуралистичный художественный стиль. ВАхетатоне Эхнатон создал благоприятный климат для развития искусств совершенно оригинального стиля, сочетавшего динамику, гибкость линий и чувственность, что совершенно не совпадало с предыдущим монуменальным каноном. Этот период в развитии египетского искусства получил название «Амарнского». Амарнское искусство характерно прежде всего реалистичными изображениями не только фауны и флоры Египта того времени, но и правящих особ. Изображения фараона и его семейства по-прежнему крупнее, но они уже не идеализированы.

Эхнатон имеет все признаки аристократического вырожденца — женоподобную фигуру, деформированный череп, чрезмерно тяжелую нижнюю челюсть, несоразмерно большую голову, отвисший одутловатый живот. Однако, идентифицированные в 2010 году останки Эхнатона не содержат указанных деформаций. Правитель предстает не в образе воина-завоевателя или укротителя диких зверей, охотника, но отцом, мужем. Его часто изображают с дочерьми на коленях, нежно обнимающим жену, нередки семейные сценки и сцены богослужений и поклонения Атону всей семьей.

Излюбленной темой изображений на рельефах и стелах в храмах и гробницах Ахетатона стал повседневный быт царя и его семьи — супруги, знаменитой Нефертити (Нефернефруатон), и многочисленных дочерей, их предстояние перед лучами-руками Атона, протягивающего им символы жизни и властвования. Впервые в египетском искусстве появляются светские образы царя (кресты анх) и царицы, изображенных в светской и непринужденной обстановке. Амарнскому искусству свойственна чрезмерная реалистичность, временами переходящая в натурализм. Ярчайшим примером искусства амарнского периода считаются скульптурные изображения царицы Нефертити, обычно приписываемые царскому скульптору по имени Тутмос Младший, черепок с именем которого был найден в куче строительного мусора в его мастерской в Ахетатоне.

Причина создания этого нового канона скорее всего была в том, что пока идеалом был совершенный Бог, то и человек идеализировался. В традиционном египетском искусстве хотя и была портретная точность, человек изображался преображенным, одухотворенным, стремящимся к вечности и Богу. Но если бог — это царь, то он теперь и является идеалом. Значит нужно изображать его максимально реалистично, и задача подданных теперь — соответствовать этому новому идеалу. Амарнский период длился недолго (около 20 лет), как и правление самого Эхнатона. После смерти царя Ахетатон с его храмами и мастерскими был заброшен, поскольку само это место считалось у египтян нечистым, проклятым, и город оказался засыпан песками пустыни.

 

 







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 1393. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.037 сек.) русская версия | украинская версия