Студопедия — Стадия борьбы за господство в империи
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Стадия борьбы за господство в империи






На третьей стадии происходит окончательное утверждение христианства как государственной религии. В 305 г. преследования христиан в Римской империи активизируются. Этот период в церковной истории известен как «эра мучеников». Закрывались места отправления культа, конфисковывалось церковное имущество, изымались и уничтожались книги и священная утварь, обращались в рабство плебеи, признанные христианами, арестовывали и казнили высших членов клира, а также тех, кто не покорился приказу отречься, оказав почести римским богам. Те, кто уступал, быстро выходили на свободу. Впервые места погребений, принадлежавшие общинам, стали на время прибежищем для преследуемых, где они отправляли свой культ.

Однако предпринятые властями меры не возымели действия. Христианство уже укрепилось в достаточной степени, чтобы оказать достойное сопротивление. Уже в 311 г. император Галерии, а в 313 — император Константин принимают указы о веротерпимости по отношению к христианству. Особенно большое значение имеет деятельность императора Константина I.

В ходе ожесточенной борьбы за власть перед решающим сражением с Макенцием Константин увидел во сне знак Христа — крест с повелением выступить с этим символом против врага. Исполнив это, он одержал решающую победу в сражении в 312 г. Император придал этому видению совершенно особый смысл — как знак избрания его Христом для осуществления связи между Богом и миром посредством своего императорского служения. Именно так воспринималась его роль христианами его времени, что позволило некрещеному императору принимать активное участие в решении внутрицерковных, догматических вопросов.

В 313 г. Константин издал Миланский эдикт, согласно которому христиане становятся под защиту государства и получают равные с язычниками права. Христианская церковь уже не подвергалась гонениям, даже в правление императора Юлиана (361-363), прозванного Отступником за ограничение прав церкви и провозглашение веротерпимости к ересям и язычеству. При императоре Феодосии в 391 г. происходит окончательное закрепление христианства как государственной религии, а язычество было запрещено. Дальнейшее развитие и укрепление христианства связаны с проведением соборов, на которых отрабатывалась и утверждалась церковная догматика.

См.далее: Вселенские соборы Евангелия, их происхождение, духовный смысл и культурное значение. Бог, человек и общество в евангельском учении. Возникновение Церкви. Раннехристианские исторические представления. Откровение Иоанна Богослова. Раннехристианское подвижничество: апостолы, мученики, апологеты. Художественные особенности раннехристианской культуры.

Иисус Христус. В христианском вероучении — Второе лицо (ипостась) Троицы, Сын Бога и человек (то есть совмещающий в себе природу божественную и человеческую, полностью Бог и полностью человек), принявший смерть на кресте, а затем воскресший и вознёсшийся на небо.

Иисус означает «Спасение». Христос — эпитет, указывающий на характер миссии Иисуса и означает «помазанник» (мессия). Христиане верят в то, что Иисус является обещанным мессией.

Учение и земная жизнь Иисуса Христа раскрыта в четырех Евангелиях. В Евангелиях от Матфея и от Луки приведены два родословия Христа. Согласно христианству, появление Иисуса — исполнение давнего пророчества о Мессии — Сыне Божием; Иисус был непорочно рождён от девственницы Девы Марии, в городе Вифлеем, где ему пришли поклониться три волхва как будущему иудейскому царю. После рождения Иисус был увезён родителями в Египет. После смерти царя Ирода Иисус со своими родителями вернулся в Назарет. В 30-летнем возрасте Иисус принял крещение от Иоанна Крестителя на реке Иордан, после чего удалился в пустыню на 40 дней, где претерпел искушения от сатаны. Поселившись в Капернауме, он выступил с проповедью о покаянии перед лицом наступления Царства Божьего. Иисус также прославляется как целитель неизлечимых болезней и пророк.

В результате проповеди Иисуса Христа в Палестине возникло новое религиозное направление под названием Христианство. Главные постулаты: Вера в Бога, неприятие других учений и верований, покаяние в грехах, любовь к Богу, любовь ко всем людям и т.д.

Откровение Иоанна Богослова — название последней книги Нового Завета (в Библии). Часто также упоминается как Апокалипсис (раскрытие, откровение). Христианская традиция приписывает авторство этой книги Святому апостолу Иоанну Богослову.

В книге Откровения описываются события, которые произойдут перед Вторым пришествием Иисуса Христа на землю и будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и чудесами (огонь с неба, воскрешение мёртвых, явление ангелов), поэтому слово «апокалипсис» часто употребляют как синоним для конца света или для катастрофы планетарного масштаба.

В «Апокалипсисе» там излагается полученное Иоанном от Бога откровение. Посредством видений Иоанну открылось предстоящее рождение антихриста на Земле, второе пришествие Хритса, конец света, Страшый суд. Книга Откровения заканчивается пророчеством о том, что победа Бога над грехом увенчает тяжёлую борьбу. В обновлённом творении («новое небо и новая земля») Бог будет пребывать среди людей в вечном Небесном Иерусалиме.

Апостолы («посол, посланник») — ученики и последователи Иисуса Христа. В узком смысле термин апостол употребляется для обозначения двенадцати непосредственных учеников Христа; в более широком — 70 ближайших сподвижников Его Церкви, так называемые апостолы от семидесяти.

Согласно христианскому учению, во время своей жизни Иисус Христос собрал себе 12 ближайших учеников. Эти ученики называются апостолами от двенадцати. Жизнь апостолов изложена в книге Деяния святых апостолов, которая входит в Новозаветный канон. Все апостолы от двенадцати, за исключением Иоанна Зеведеева и Иуды Искариота, умерли мученической смертью.

Мученик (свидетель) — древнейший сонм святых, прославляемых Церковью за свидетельство о Христе «даже до смерти», которые своей добровольной смертью за веру засвидетельствовали силу данной им благодати, превратившей страдания в радость; тем самым они свидетельствуют о победе Христа над смертью и о своем усыновлении Христу, то есть о реальности Царства Небесного, достигнутого ими в мученичестве.

Мученичество — это следование путем Христовым, повторение страстей и искупительной жертвы Христа. Христос выступает как первообраз мученичества, свидетельства собственной кровью.

В ранний период именно мученичество более всего способствует распространению Церкви.

Апологет — любой из христианских писателей, главным образом II - III веков, защищавших христианство от критики и, в свою очередь, критикующих греко-римскую культуру. Многие из их сочинений были адресованы римским императорам и часто напоминали по форме короткие служебные письма, составленные с целью защитить христианство от обвинений. Произведения апологетов не отражают полную картину раннего этапа христианства, так как они были написаны в ответ на конкретные обвинения их противников.

 

44. Феномен Священной Книги в мировой культуре. Библия.

Священные книги в истории человечества. Упанишады. Бхагаватгита. Авеста. Дао-дэ-цзин. Луньюй. Ветхий Завет. Представления о Боге и их культурные проекции в древнееврейской культуре. Миф об избрании евреев Богом и парадигма народной судьбы. Моисей и религиозное самоопределение народа. Идеи исхода и остатка. Идея Обетованной земли. Специфика государственности. Культура эпох судей и царств. Давид и Соломон, их культурная роль. Иерусалимский храм. Пророки, их миссия и культурное значение. Вавилонское пленение и судьбы культуры. Культура эпохи второго храма. Саддукеи, фарисеи, ессеи. Утрата храма и проблема сохранения религиозно-культурной целостности. Новый Завет: Новое предназначение человека в мире. Иисус Христос, его миссия, жизнь и учение. Значение Библии в истории культуры.

История человечества насчитывает несколько Священных книг: библия, Коран, Веды, Бхагавадгита, Упанишады и др. В них прозвучали универсальные темы, сюжеты, идеи, ставшие вечными прежде всего для духовной культуры последующих эпох.

Упаниша́ды (букв. «сидящий близ» — «сокровенное знание») — древнеиндийские произведения религиозно-философского характера, примыкающие, относящиеся к «священным писаниям», следование которым обязательно для шести индусских ортодоксальных учений. Время создания VII - III вв. до н. э. Из свыше 200 упанишад около 10 считаются главными.

В центре упанишад — учение о тождестве Брахмана и Атмана. Упанишады, излагающие космогонию, содержат представление о высшей реальности, которая одновременно рассматривается в качестве божественной личности — Брахман (слово муж. рода с долгим «а» на конце), и в качестве отвлеченного принципа — брахман (слово сред, рода с кратким «а» на конце). Есть еще атман — и индивидуальное и универсальное космическое психическое бытие — начало, основа и завершение всего сущего. Высшая цель жизни, согласно Упанишадам, — это слияние с атманом-брахманом еще при жизни, освобождение от сансары и достижение «мира Брахмана» после смерти. Это суровый путь отречения от семьи, от детей, от богатства и даже от учености. Это «путь богов», тогда как путь традиционной обрядности — это «путь предков», путь сансары и кармы. Упанишады оказали исключительное воздействие на развитие индийской мысли и явились источником для самых различных религиозных и философских направлений.

Под бхагаватизмом понимается содержание мировоззренческой поэмы «Бхагавадгита», входящей в состав древнеиндийского эпоса «Махабхарата» — эпического сказания о борьбе бхаратов, т.е. потомков легендарного царя Бхараты. Это одно из самых больших по объему произведений в мире, оно содержит 18 книг, более 200 тыс. строк.

В «Бхагавадгите» Брахме противопоставляется Кришна, который поучает кшатрия Арджуну. Кришна излагает ему учение о трех йогах: йога преданности богу, йога познания, йога действия (карма-йога). Высшее знание заключается в том, что не надо рождаться брахманом для того, чтобы стать совершенным. Для этого необходимо научиться совершать действия без желания и не заботиться об этих действиях. Надо действовать отрешенно. Это состояние отрешенности и есть бхакти-йога — йога преданности богу, Кришне. Кто этого достигает, называется йогин. Его качества: смирение, искренность, честность, терпение, самообладание, стойкость, чистота, почитание учителя, отвращение от предметов чувств, свобода от себялюбия, непривязанность к детям, жене, дому и т.д.

Авеста («уложение») — древнеиранский религиозный литературный памятник. Является главной священной книгой в зороастризме, у древних мидян и персов. Авеста создана, по наиболее распространённой версии, в 1-й пол. I тыс. до н.э. Существует легенда, согласно которой текст Авесты был уничтожен Александром Македонский, а затем восстановлен по памяти зороастрийскими жрецами.

Существует две редакции Авесты: полная и краткая. Текст Авесты в полной редакции делится на четыре части: ясна (молитвенное песнопение), висперед (литургические воззвания к разным богам), вендидад (свод религиозных и юридических предписаний) и яшты (гимны).

Вторая редакция «Авесты» - это сборник молитв, включающий в себя отрывки из Вендидата, Висперед и Ясны. Порядок этих отрывков канонизирован.

Авеста написана на одном из древнеиранских языков — так называемом авестийском. Точная локализация этого языка не установлена. История сложения текстов Авесты остается во многом неясной. Исследование текстов привод к выводу о том, что на протяжении тысячелетий теоретические взгляды и моральные воззрения, излагавшиеся в Авесте, изменялись. Содержание более поздних частей вносило в первоначальное учение много изменений. Есть сведения, что во времена македонских походов, а затем с приходом арабов и ислама в Иран, рукописи Авесты сжигались. До нашего времени дошли тексты, относящиеся к XIII - XIV вв. Самая ранняя рукопись Авесты (из известных исследователям) датируется 1288. До настоящего времени сохранилась целиком одна книга (Вендидат) и фрагменты остальных частей.

Авеста оказала большое влияние на философскую мысль Востока и Запада. Г. Гегель подчеркивал, что основой зороастрийской религиозной системы является признание борьбы двух противоположностей — Добра и Зла. Одно из самых знаменитых произведений И. Гете «Западно-Восточный диван» содержит стихотворение «Завет древнеперсидской веры».

Дао Дэ Цзин («Книга пути и благодати») — основополагающий источник даосского учения и один из выдающихся памятников китайской мысли, оказавший большое влияние на культуру Китая и сопредельных стран. Основная идея этого произведения — понятие дао — трактуется как естественный порядок вещей, не допускающий постороннего вмешательства, «небесная воля» или «чистое небытие». Споры о содержании книги и её авторе продолжаются до сих пор. Традиционно автором книги считается Лао-цзы, поэтому иногда книга носит его имя. Трактат настаивает на неизреченности Дао, которое есть начало всех вещей. Для постижения Дао рекомендуется недеяние, безмолвие, спокойствие, умеренность и бесстрастие, которые даруют слияние с Дао.

Лунь Юй («Беседы и суждения»), главная книга конфуцианства, составленная учениками Конфуция по материалам его высказываний и бесед. Книга состоит из двадцати глав и является частью Сы Шу, конфуцианского четырехкнижья. Составление книги началось после смерти Конфуция и заняло от 30 до 50 лет. Знание книги наизусть являлось требованием китайского классического образования. Книга Конфуция Лунь юй - один из величайших памятников философии древнего Китая.

Центральное в этом учении – исследование законов, которые должны упорядочить отношения между людьми, отношения в семье и обществе, основанные на уважении к старшим и почитании руководителей государства. Управлять – означает найти каждому место в обществе в соответствии с его достоинствами. Каждый человек обязан морально совершенствоваться, поскольку это в его силах; глава государства должен руководить подданными в соответствии с определенными нормами справедливости и истины.

Ветхий Завет — первая, древнейшая из двух, часть Библии. Предположительно написан в XV - IV веках до н. э. Неизвестно, кто собрал книги Ветхого завета воедино, но по еврейской традиции считается, что это был Ездра с помощниками. Около 270 года до н. э. по распоряжению египетского царя Птолемея Филадельфа в Александрию были приглашены 70 еврейских толковников из Иерусалима, которые перевели все книги с древнееврейского языка на греческий (т. н. перевод семидесяти, или Септуагинта).

В русской православной традиции термин «Ветхий Завет» обозначает ту часть Библии, которая повествует о событиях, произошедших до пришествия Христа, который заключил Новый Завет людей с Богом.

Моисей — основоположник иудаизма, сплотивший израильские колена в единый народ, вождь-освободитель, законодатель и пророк. Основной источник сведений о Моисее — библейское повествование. Его жизни и деятельности целиком посвящены четыре книги Пятикнижия (Исход, Левит, Числа, Второзаконие), составляющие эпопею Исхода евреев из Египта. Моисей умер перед самым входом в Землю Обетованную (Израиль).

Книга Исход повествует о том, что Моисей родился в Египте. Мать оставила его в корзине в зарослях тростника на берегу Нила, где его нашла дочь фараона, пришедшая туда на купание. Она и дала ему имя Моисей, которое означает «взятый из воды». Она вырастила Моисея и он был посвящен «во всю мудрость египетскую», то есть во все тайны религиозного и политического миросозерцания Египта.

Из Библии известно, что Моисей, глубоко огорчённый рабским положением своего народа, однажды в порыве ярости убил египетского надзирателя, жестоко обращавшегося с рабочими-израильтянами, и, опасаясь наказания, бежал в Мидьян. Пася скот у горы Хорев (Синай), он из несгораемой купины получил божественный призыв к освобождению своего народа и, возвратившись на берега Нила, вместе с братом Аароном ходатайствовал перед фараоном об освобождении Сынов Израилевых из Египта.

Упорство фараона подвергло страну ужасам «Десяти казней египетских»: превращение вод Нила в кровь; нашествие жаб, мошек, пёсьих мух; мор скота; болезнь на людях и скоте, выразившаяся в воспалениях с нарывами; град и огонь между градом; нашествие саранчи; тьма; смерть первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота.

Сыны Израиля двинулись в путь, чудесно перешли через море и подошли к горе Синай, где Моисей получил от Бога Скрижали Завета с Десятью заповедями (Тора), ставшими основой Моисеева законодательства (они легли в основу нравственного кодекса всего культурного человечества). Здесь же, на горе, он получил указания о постройке Скинии (переносного храма) и законам богослужения.

В Библии обетованной землей («обещанная») называется Палестина. Простиралась она от пределов Египта до Евфрата, но более известна как Ханаанская земля.Бог обещал Моисею привести евреев из египетского плена в «землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед». В представлении народа «обетованная земля» - это место, где царит довольство и изобилие. Позже так стали называть и любой предмет страстных желаний, устремлений, надежд.

Библейская эпоха судей и царей продолжалась 400 лет и связана с деятельностью шофетов - судей. Это были харизматические вожди, власть которых опиралась исключительно на личный авторитет. Каждый из них выполнял множество функций: пророка, первосвященника, царя. Чаще всего они возглавляли одно - два колена и в случае опасности руководили борьбой израильтян против внешнего врага. В этот период продолжается закрепление евреев в Палестине. Живя среди более цивилизованных соседей, израильтяне-кочевники быстро перенимали их культуру, обычаи и способы ведения хозяйства. Так они приняли ханаанейский язык, постепенно вытеснивший их родной аморейский. Именно на ханаанейском языке была написана большая часть книг Ветхого Завета и именно он получил название древнееврейского языка.

Давид — царь Древнего Израиля, правивший приблизительно в X в. до н.э., библейский персонаж. Он славился своей чудесной игрой на гуслях, поэтому его призвали к царю Саулу. Давид игрой на гуслях отгонял злого духа, мучившего царя за его отступничество. Давид, пришедший в израильское войско навестить своих братьев, принял вызов великана-филистимлянина Голиафа и сразил его пращей, обеспечив тем самым победу израильтянам. Бог, отвергнув царя Саула за непокорность, послал пророка Самуила помазать Давида в присутствии его отца и братьев как будущего царя. С помазанием на Давида снизошел Дух Божий и почивал на нем. Обширное царство требовало упорядоченной организации управления и войска. Давид создал обширный государственный аппарат. Давид произвел также всеобщее исчисление народа, которое, однако, было противно воле Господней и не было завершено.

После воцарения Давид первым делом взял считавшийся неприступным Иерусалим и сделал этот город столицей, так называемым «градом Давидовым». Давид заново укрепил город, и приказал соорудить там царский дворец, он начал превращать Иерусалим и в культово-религиозную столицу. При нем был перенесен в город Ковчег завета. Новый Завет видит в Давиде пророка и героя веры.

Его сын, Соломон стал легендарным правителем Израильско-Иудейского царства в период наивысшего его расцвета.

Соломон считается автором «Книги Екклесиаста», книги «Песнь песней Соломона», «Книги притчей Соломона», а также некоторых псалмов. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский храм — главная святыня иудаизма. Бог дал Соломону царствование при условии, что тот не будет отклоняться от служения Богу. В обмен на это обещание Бог наделил Соломона невиданной мудростью и терпением. Мудрость свою Соломон показал прежде всего на суде.

История не оставила точных сведений о Соломоне. Все имеющиеся о нём сведения почерпнуты из Библии и некоторых других источников.

Иерусалимский храм («Дом Святости») являлся центром религиозной жизни еврейского народа. Храм располагался на Храмовой горе в Иерусалиме и служил единственным разрешённым местом жертвоприношений Единому Богу. Храм также являлся объектом паломничества всех евреев три раза в год: на Пасху, Пятидесятницу и Праздник Кущей.

В Храме находились предметы, символизирующие присутствие Бога (Ковчег Завета со Скрижалями Завета и херувимы), а также утварь для священнослужения.

В иудаизме существует два основных мнения по вопросу о назначении Храма. С одной стороны, строительство Скинии, а позже и Храма, рассматривается как некое снисхождение к человеческой природе, в лучшем случае некое средство; с другой, напротив, Храм представляет собой вершину всех мыслимых совершенств.

Главное и важнейшее предназначение Храма — служить местом, где Слава Божия пребывает на земле, среди народа. Служить как бы дворцом Небесного Царя, куда бы народ стекался для выражения своих верноподданнических чувств и покорности. Храм также являлся и своего рода резиденцией высшего духовного правительства народа. Это также место, где каждый может приблизиться к Богу и принести искупительную или благодарственную жертву.

Другая функция Храма – дарохранилище, т.е. хранилище высшей национальной святыни, Ковчег Завета, и свитков Торы, хранилище храмовой казны, «сокровищница посвящённых даров», в которой хранились захваченные в ходе военных действий трофеи, а также дары царей и военачальников, хранилось царское оружие и пр. Храм был разрушен вавилонским царём Навуходоносором.

Второй Храм, начало восстановления которого было положено в правление Кира Великого, был реконструирован Иродом Великим и разрушен после штурма Иерусалима в ходе Первой Иудейской войны римской армией, во главе с Титом. Часть храмовой утвари из разрушенного Храма уцелела и была захвачена римлянами — эти трофеи (среди которых знаменитая Менора) изображены на рельефах триумфальной арки Тита на римском Форуме.

Разрушение Иерусалима и сожжение Храма положило начало рассеянию евреев по всему миру. Талмудическая традиция говорит, что когда Храм был разрушен, все Небесные Врата, кроме одних, Ворот Слёз, закрылись, а Западная стена, оставшаяся от Второго Иерусалимского Храма, получила название «Стена Плача», так как слёзы всех евреев, оплакивающих свой Храм, проливаются здесь.

По традиционному представлению христианства, Третий Храм будет отстроен Мессией, ожидаемым иудеями. В христианских источниках он обычно ассоциируется с Антихристом Апокалипсиса, который по предсказаниям отстроит Третий Храм и возобновит там службы, что будет служить одним из признаков близости Второго Пришествия Иисуса Христа.

Пророки — буквально прорицатели, которые в экстатическом состоянии предсказывали будущее от имени бога, они также были религиозно-политическими ораторами и проповедниками. Наиболее видные пророки — Илия и его ученик Елисей, своими обличениями вступившие в конфликт с царской властью. Пророки утверждали превосходство морально-этического начала над культом как таковым, с его голой обрядностью и жертвоприношениями животных. Речи, проповеди и оракулы (предсказания) пророков вначале передавались изустно, затем записывались и собирались в сборники, которые постепенно дополнялись и объединялись в отдельные книги.

До нас дошли сборники трёх «больших» пророков: Исайи, Иеремии и Иезекииля и 12 «малых» пророков. Произведения пророков отличаются богатством и яркостью поэтического языка; они явились крупным вкладом в развитие классического древнееврейского языка и литературы.

Вавилонский плен — период в истории древних евреев с 586 по 539 до н. э. (от насильственного переселения части евреев в Вавилонию после взятия Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором до возвращения их в Палестину после завоевания Вавилонии персидским царем Киром II).

Вавилонское пленение - собирательное название серии изгнаний населения Иудеи в правление Навуходоносора; эти изгнания происходили на протяжении 16 лет и были карательными мерами в ответ на восстание Иудеи. Период пленения вавилонского наложил отпечаток на культурную, духовную и религиозную жизнь еврейских изгнанников. Так, библейская литература восприняла арамейский язык; арамейский шрифт сменил древний еврейский шрифт; вавилонские названия месяцев вытеснили традиционные еврейские обозначения месяцев по их порядковым номерам; вошли в употребление вавилонские имена. Однако эти и подобные изменения носили лишь характер приспособления к жизни в условиях вавилонской цивилизации и не затрагивали устоев национальной традиции. Так, иврит употреблялся наряду с арамейским, еврейские праздники соблюдались в их традиционные сроки, еврейскими именами называли детей даже в пятом-шестом поколении, жившем в Вавилоне.

Вернувшись из вавилонского плена, израильтяне вновь построили храм, впоследствии разрушенный, и под предводительством пророка Малахии покаялись в своем грехе почитания чужих богов. Они стали старательно изучать закон, вдохновляя реформацию веры, и таким образом приготовились к пришествию Мессии. Через четыреста лет явился Иисус. Этот период называется периодом приготовления к пришествию Мессии.

Культура эпохи Второго Храма. У всех евреев было единое мировоззрение, единая вера в единого Бога. Идолопоклонства в эпоху Второго Храма не существовало. Монотеизм охватил всех. Литературные произведения тех времен носили религиозный характер. Мудрецы пользовались всеобщим признанием. Они были негласными руководителями нации, и их влияние было больше, чем гласных вождей. Из всех институтов, которые были у евреев в эпоху Второго Храма, самым влиятельным стала синагога. Синагога как центр служения Богу освободила верующих от жертвоприношений и огромных финансовых расходов Храма. Деятельность синагоги была многогранной: она была домом изучения Торы и проведения молитв, центром общественно-культурной жизни общины. Синагога стала на много поколений важнейшим учреждением еврейства. Она служила также образцом для христианских церквей и исламских мечетей.

Верно, что греко-римская цивилизация оказывала определенное влияние на отдельных людей, но эллинизировать народ не удалось. Вера в единого Творца мира была незыблемой. Эллинизация Востока началась вскоре после похода Александра Македонского. Иерусалим не был здесь исключением, более того, этот процесс вызвал к жизни важнейшие перемены в историческом развитии еврейского народа. Туда прибыли греки из различных районов метрополии, расселились по стране и основали свои собственные города. Одновременно с этим возросло пользование греческим языком и увеличилось влияние греческой религии и эллинистической культуры. Из представителей высших слоев местного общества сформировалась эллинизированная элита. Процесс эллинизации в Иудее на первых порах протекал медленно. Причиной этого было незначительное количество переселенцев и эллинизированных местных жителей. Однако со временем различные факторы значительно ускорили его.

Такие наклонности противоречили духу иудаизма. Против них активно выступала партия хасидеев (благочестивых). Хасидеи были пламенными ревнителями еврейской веры и строгими исполнителями ее законов. Они не позволяли себе никакого общения с язычниками и даже запрещали светское образование. Часто хасидеи впадали в крайность, отвергая в греческой культуре даже лучшие ее стороны. Во главе хасидеев стоял первосвященник Хоний III.

В древнееврейском государстве существовали три религиозно-философские школы: саддукеи, фарисеи и ессеи, которые возникли в эпоху расцвета династии Маккавеев и просуществовавшие вплоть до покорения иудейского государства римлянами. Все они возникли на почве учения Моисея и различались только по способу применения его в жизни.

Школа саддукеев названа была по имени своего основателя, некоего Садока, ученика известного мудреца Антигона Сохоского. Саддукеи, как школа, никаких письменных памятников после себя не оставили. Главный принцип их философии: никакое вознаграждение не ожидает человека за гробом и что, следовательно, человеку следует заботиться лишь о своём земном благополучии, как это и делали саддукеи, которые все отличались своим богатством и роскошным образом жизни. В качестве их военачальников и советников, саддукеи сумели сосредоточить в своих руках военную и административную власть в стране, лишь редко уступая ее фарисеям.

Существуют разные предположения о происхождении названия «фарисеи». По всей видимости, это слово имеет значение «отделяться», «обособляться». Фарисеи положили основание талмудическому еврейству. Они учили, что, хотя человеку предоставлена свобода выбора между честными и бесчестными поступками, но в этом участвует также предопределение судьбы. Фарисеи славились как искуснейшие толкователи законов, они разработали множество положений, которые не входили в состав Моисеева законодательства. Они следовали лишь тому, что признавали за благо, почитали старших и не позволяли себе противоречить их постановлениям, они пользовались огромным влиянием на народ и все богослужения свершались по их «начертаниям». В вопросах внутренней политики они всегда стояли на стороне народа против посягательств господствующего класса; их лозунгом было: «закон для народа, а не народ для закона».

Ессеи образовали из себя строго замкнутый орден. Вступающий в орден должен был под страшной клятвой дать обет: чтить Бога, быть справедливым ко всем, никому не вредить, быть врагом неправды, сохранять верность властям, не отличать себя от других особой одеждой и украшениями, обличать ложь в любить истину и т.д. Ессеи занимались земледелием, пчеловодством, скотоводством, ремеслами, а также врачеваньем. Они признавали лишь общую собственность. Все потребное для себя они изготовляли сами, избегая сношений с торговцами. Теософию они считали праздной болтовней, но много занимались аллегорическим толковавшем Библии и учением о нравственности. Жили они не по одиночке, а общинами, каждая в особом доме. Жили они безбрачно, т.к. считали это выше брака, но принимали и воспитывали в своих понятиях чужих детей.

Утрата храма и проблема сохранения религиозно-культурной целостности.

Новый Завет — часть Библии. В отличие от Ветхого Завета, который предположительно написан в XV - IV веках до н. э., Новый был предположительно написан в I веке н. э., изначально на греческом языке (кроме, возможно, первого Евангелия от Матфея, которое могло быть написано на арамейском, а потом уже переведено на греческий). Он состоит из 27 книг, которые можно поделить на следующие разделы: Евангелия, Историческая книга, Учительные книг, Пророческая книга.

Название «Новый завет» связывают с цитатой, в которой говорится о том, что наступят дни, когда Господь заключит с домом Израиля и с домом Иехуды Новый завет. В христианстве понятие «Новый завет» указывает на стремление основоположников христианства видеть в этом учении преемника и наследника иудаизма. Они считают, что религиозная истина, начала которой открыты в иудаизме, достигает в христианстве своей абсолютной полноты.

Евангелие («благая весть») — жизнеописание Иисуса Христа; книги, почитаемые как священные в христианстве, в которых описана земная жизнь Иисуса Христа.

Евангелия разделены на четыре книги и называются по именам авторов-составителей — от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В Евангелиях содержатся описания рождения и жизни Иисуса Христа, его смерти и чудесного воскресения, а также проповеди, поучения и притчи. Каждый из авторов Евангелия делал упор на те моменты жизни и деятельности Иисуса Христа, которые он считал наиболее важными. Часть событий вообще упоминается в одних и не упоминается в других Евангелиях.

Евангелие от Марка – самое краткое, акцент делается на деяния Христа, отличается яркими зрительными образами, описанием чудес, мало рассуждений.

Евангелие от Матфея – образ Христа как образ проповедника, акцент делается на страдания Христа и его воскрешение, оно наполнено словами Иисуса Христа-Учителя.

Евангелие от Луки – автор этого текса – грек из Антиохи, врач, историк, разносторонне образованная личность. Это евангелие еще называют «Евангелие для интеллигенции». Большое значение уделяется хронологии, описанию событий, то, как они вписываются в мировую историю.

Евангелие от Иоанна – стоит особняком. Именно ему Христос поручает заботу о матери, он раньше всех узнает о Воскресении. Другое название – «Темное евангелие или ночные беседы».

Библия (книга) — собрание древних текстов, созданных на Ближнем Востоке на протяжении 15 веков (XIII в. до н.э. – II в. н.э.).

В истории культуры библия занимает важное место. В 1450 г. Иоганн Гутенберг изобрёл книгопечатание и для начала напечатал Библию на латинском. В 1517 г. Мартин Лютер — идеолог Реформации, сформулировал свои знаменитые 95 тезисов и напечатал перевод Библии на немецкий.

Первоначально книги Библии не делились на главы и стихи. Принятое ныне деление было введено в 1214 г. Кентерберийским епископом Стефаном Лангтоном, который разделил текст на главы. Существующая ныне система глав и стихов впервые появилась в английской Библии 1560 года. Деление не всегда логично, но от него уже невозможно отказаться.

В девятом столетии Библия была переведена на русский язык. Перевели её два богослова и миссионера братья Кирилл и Мефодий, «первоучители и просветители славянские». Собрал книги Библии в единый свод на славянском языке в XV веке Геннадий, архиепископ Новгородский.

С появлением на Руси книгопечатания, книги Священного Писания стали печатать на церковно-славянском языке.

В 1564 году «первопечатник» Иван Федоров издаёт книгу «Апостол», в которую вошли Писания Нового Завета: Деяния Апостолов и их Послания. Эта книга на церковно-славянском языке была первой, напечатанной в России. В ранних изданиях имелось много опечаток, поэтому, по указу императрицы Елизаветы в 1751 году была издана тщательно исправленная церковно-славянская Библия, так называемая «Елизаветинская», текст которой был сверен с древним греческим переводом. Елизаветинскую Библию, почти без изменений, до сих пор употребляет Русская православная церковь.

В 1703 году царь Петр I принимает решение издать Новый Завет на русском языке. Он поручает перевод его немецкому пастору Глюку, известному своими филологическими трудами. Работая в Москве, пастор Глюк заканчивает перевод. Но в 1705 году пастор Глюк скончался, и после его смерти оставленный им перевод исчез. Некоторые историки считают, что перевод этот был похищен и уничтожен противниками распространения Священного Писания на понятном народу языке, боявшимися, что это послужит причиной реформации в России.

В 1813 году было основано Российское библейское общество, поставившее своей целью печатание и распространение книг Священного Писания среди народов страны.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 652. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия