Студопедия — СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЗАПАДНОГО ЧЕЛОВЕКА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЗАПАДНОГО ЧЕЛОВЕКА







МЕНТАЛЬНОСТЬ ЗАПАДНОГО ЧЕЛОВЕКА

онятием ментальности (менталитетом) обознача­ются характерные особенности мышления и ми­росозерцания индивидов, принадлежащих к оп­ределенным социальным общностям. Существу­ют различные типологии менталитетов, опирающиеся на различные социокультурные основания. Одна из них — это разграничение ментальностей по принципу принад­лежности к макроцивилизационным формообразовани­ям — Востоку, Западу, Евразии и т. д. Так, восточная ментальность — это миросозерцательные особенности людей азиатского, преимущественно дальневосточного региона, образовавшиеся в условиях традиционных, до-индустриальных обществ и наложившие особый отпеча­ток на философское, религиозное, художественное твор­чество Востока. Особенности восточного менталитета — традиционализм, консерватизм, почтительное отношение к прошлому, готовность индивидуального «я» растворять­ся в общем «мы», преобладание интровертных ориента­ции над экстравертными, чуждость безграничному рацио­нализму, скептическое отношение к идее всемогущества человеческого разума, почтительно-благоговейное отно­шение к природе, к всему естественному и др.

Менталитет западного человека характеризуется ря­дом иных признаков — трансгрессивностью общего скла­да психики, развитостью личностного начала, умением ценить и отстаивать духовную, интеллектуальную, нрав­ственную независимость, бороться за гражданские пра-

10 •


ва и свободы личности, преобладание рационалистиче­ских ориентации и др.

Евразийская (российская) ментальность включает не­приязненное отношение к суетному активизму западного образца, преимущественную интровертность культурного сознания, нехватку чувства меры и формы, которое выра­батывается веками интенсивной культурной работы и др.

Остановимся на особенностях ментальности западно­го человека и рассмотрим их более подробно. Следует особо отметить, что мыслительные и мировоззренческие свойства европейского человека коррелируются с доми­нирующими особенностями левополушарной активнос­ти мозга. Эта активность характеризуется рядом следую­щих признаков.

1. Трансгрессивность интеллекта и общего склада пси­
хики, проявляющаяся как устремленность ко всему но­
вому, неизвестному, наполняет творения европейской
культуры и цивилизации духом энергичного активизма,
страстной порывистости, определяющим образом сказы­
вается на морально-психологическом облике западного
человека, делает его волевым, «военно-спортивным»,
авантюристичным, склонным к агрессии, заставляет стре­
миться к освоению, изменению, покорению мира, позво­
ляет считать себя его хозяином.

2. Жажда новизны, потребность в переменах, отсутствие
стойкой привязанности к прошлому и его традициям.

3. Отзывчивость к чужому, готовность ассимилиро­
вать новые культурные ценности, чьими бы они ни были.
Это позволило войти в классическую европейскую куль­
туру религиозным откровениям древних евреев, матема­
тическим достижениям арабов, техническим открыти­
ям китайцев и многому другому.

4. Развитость личностного начала, стремление выде­
лять свое индивидуальное «я» из общего «мы», умение
ценить и отстаивать духовную, интеллектуальную, нрав­
ственную независимость, бороться за гражданские пра­
ва и свободы личности.

5. Более слабая, чем у восточного человека, развитость
адаптивных способностей, отсутствие гибкости и готовно­
сти приспосабливаться к любым обстоятельствам, хруп­
кость, ломкость внутренних структур индивидуального «я».

• 11 •


 

6. Привязанность к своему индивидуальному «я»,
привычка считать его уникальным, неповторимым по­
рождает экзистенциальную доминанту в виде явно вы­
раженного страха смерти, воспринимаемой как угроза
абсолютной гибели этого неповторимого личного мира.

7. Бинарно-оппозиционный характер большинства
констатации и оценок, стремление акцентировать вни­
мание на выявлении противоположностей доброго и зло­
го, истинного и ложного, рационального и иррациональ­
ного и т. д. Склонность к повсеместному обнаружению
альтернативных логосов, препятствующая восприятию
мира как целого и регулярно ставящая европейское куль­
турное, философское, моральное, правовое сознание в си­
туации вынужденного выбора. Постоянно возникавшие
при этом затруднения оценочно-избирательных предпоч­
тений мобилизовали интеллектуальные резервы субъек­
тов и тем самым стимулировали и ускорили развитие
европейской цивилизации.

8. Преобладание рационалистических ориентации,
превозношение разума в качестве высшего авторитета
способствовали тому, что логика аналитического расчле­
нения сущего на составные элементы довлела над попыт­
ками к целостному, синтетическому мировосприятию.

9. Практицизм ориентации, способность погружать­
ся в практическую деятельность с головой и видеть в
этом призвание и смысл жизни оборачиваются частым
забвением высших духовных истин, превращают евро­
пейца в деятеля, чьи поступки легко приобретают иммо­
ральную и противоправную окрашенность.

10. Стремление расчленять единую поведенческую
акцию на цели и средства, превращая те и другие в
разные фрагменты атомарного мира, способствовало им-
морализации и криминализации социальной практики.

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Социологическое сознание представляет собой комп­лекс познавательных свойств и аналитических способнос­тей человеческой психики, которыми располагает профес­сиональный социолог, исследующий социальную реаль­ность. Как инструмент познания, социологическое сознание имеет характерные функциональные особенности.

• 12 •


Во-первых, его предметом является социальная ре­альность, которую можно структурировать, расчленять на элементы, уровни, фрагменты и т. п.

Во-вторых, оно имеет дело с локализованными в со­циальном пространстве и времени, конечными, прехо­дящими, относительными социальными фактами, фено­менами, процессами.

В-третьих, социологическое сознание опирается как на исходные теоретические посылки, так и на эмпири­ческие, доступные проверке данные, появляющиеся в результате наблюдений, измерений, экспериментов и дру­гих познавательных процедур.

В структурном отношении социологическое сознание многосоставно и включает в себя социологический рас­судок, социологический разум, социологическую интуи­цию и социологическое воображение.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ РАССУДОК

Социологический рассудок — это способность субъек­та познавательной деятельности к эмпирическим кон-статациям, схематизирующим умозаключениям. Он пред­полагает умение расчленять исследуемые предметности на составные части, фрагменты, элементы, уровни и т. п.

Характерные особенности социологического рассудка:

1) имеет дело с очевидностями «точечных» соци­
альных феноменов, отдельных социальных фактов и их
совокупностей, пребывающих в пределах локальных ареа­
лов социального пространства;

2) опирается на эмпирические, верифицируемые дан­
ные, появляющиеся в результате непосредственных на­
блюдений, измерений, экспериментов и т. д.;

3) при построении объяснительных моделей не идет
дальше выявления ближайших, непосредственных соци­
альных детерминант, и потому получаемые с его помо­
щью выводы пребывают, как правило, в плену мировоз­
зренческих стереотипов и расхожих объяснительных штам­
пов своего времени и окружающей социальной среды;

4) не приемлет антиномий, предпочитая при обслу­
живании разнообразных по своей направленности социо­
логических построений иметь дело в каждом отдельном

. 13 •


случае либо с конкретным тезисом, либо с его антите­зисом;

5) не признает существования метафизической реаль­ности, категорически отвергает метафизику как сред­ство миропонимания и не видит возможности для уста­новления продуктивных контактов с нею.

Социологический рассудок как познавательный ин­струмент уверенно ведет себя в замкнутых нормативно-ценностных и смысловых пространствах конкретных мировоззренческих и идеологических систем. Ему доста­точно легко дается техника конструирования теорети­ческих схем в пределах догматики юридического позити­визма. При этом отличительными особенностями рацио­нально-рассудочного понимания являются ограниченность целей, поверхностность и схематизм оценочных сужде­ний, наивно-вульгарный прагматизм мировоззренческих и этических выводов.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗУМ И РЕФЛЕКСИЯ

По сравнению с социологическим рассудком, социо­логический разум — более сложный познавательный инструмент. Его основная функция — структурирова­ние социальной реальности в соответствии с фундамен­тальными философскими, метафизическими принципа­ми. С его помощью осуществляется синтез результатов познавательных усилий социологического рассудка и ин­теллектуально-метафизической интуиции.

Конкретной формой рационально-разумного мышле­ния является социологическая рефлексия как способ­ность социологического разума к исследованию своих отношений с социальной реальностью. Субъекту реф­лексии свойственно интересоваться не столько социаль­ной практикой самой по себе, сколько тем, как она отра­жается и какой вид принимает в его собственных пер­цептивных (связанных с особенностями человеческого восприятия), оценочных и аналитических структурах и какие она порождает в них состояния и противоречия.

Социологическая рефлексия позволяет субъекту по­знания преодолевать свои непосредственные оценочные реакции и погружаться в сплетение сложнейших содер-

• 14


жательно-смысловых зависимостей, опосредованных мно­гими практическими и духовными факторами. Чем бо­лее развито социологическое сознание, тем эффективнее его рефлексивная деятельность, тем больше она позво­ляет обнаружить смысловых интерференции, ценност­ных полутонов, нормативных и экзистенциальных кол­лизий в социальных феноменах.

В результате рефлексивной активности социологи­ческого разума действительные социальные противоре­чия обретают в очерченном им проблемном простран­стве вторичные знаково-символические формы образов, идей и концептов, помогающих освоению наиболее зна­чимых проблем социально-правового существования. В распоряжении социологического рассудка и социоло­гического разума находятся специальные понятия — со­циологические категории. Они выполняют инструмен­тально-познавательную функцию, являясь орудиями-средствами, с помощью которых социальная реальность исследуется в самых разных аспектах и направлениях.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 427. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия