Студопедия — Дух властолюбия
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Дух властолюбия






Самой крупной мишенью для софистов служили абсо­лютные ценности и нормы бытия. Заповедный мир долж­ного с его возвышенными идеалами, незыблемыми зако­нами, традициями, канонами служил для них примерно тем же, чем является для искусного охотника лес, пол­ный дичи. Обуреваемые непомерной гордыней, которая позднее будет оцениваться христианством как главный из семи смертных грехов, они легко переступали черту запретного. В сущности, софисты жаждали власти. Их прельщала перспектива господства над умами современ­ников. Им нравилось манипулировать их мнениями, об­ращаться с ними, как с марионетками, послушно устрем­лявшимися в своих суждениях туда, куда направляла их


коварная логика софистов. У этой формы господства был особый, изощренный вкус. Надо было быть социальным гурманом, честолюбцем и властолюбцем, чтобы открыто пренебрегать возможностями обычной политической ка­рьеры и использовать свои дарования в столь неординар­ном направлении. Но для того, чтобы присвоить себе власть над умами людей, необходимо было освободить их от власти привычных представлений, от диктата укоренив­шихся в их сознании нормативных и ценностных стерео­типов. Дух, переведенный в анормативное состояние, ут­ративший традиционные ориентиры, превращался в слеп­ца, нуждающегося в поводыре. И здесь-то софист и начинал ощущать всю меру своего господства над душой, в которой разрушены абсолюты и которую можно было

„треперь вести в любом направлении, безраздельно властвуя

!над ней и наслаждаясь этой властью.

Античное «богоубийство»

^ Обычно самой крупной заслугой софистов считают фор-,,мулировку Протагором знаменитого тезиса о человеке. ^как мере всех вещей. Этот принцип действительно резко ^зменил ценностную доминанту и смысловую направлен­ность греческой философии: она из «натуродоминантной» превратилась в «антроподоминантную». Философы поня­ли, что они вправе смотреть на мир с точки зрения чело­веческих интересов, с позиций живого, конкретного ин­дивида. Изменилась точка отсчета в ценностной иерар­хии, изменился весь строй и тон философствования. Если прежде «мера всех вещей» имела сверхличный характер и восходила к древним богам, божественным законам, вселенскому Логосу, то теперь она оказалась низведена с небес. Лики богов утратили свой грозный облик, автори­тет их начал колебаться в свете рассуждений софистов. Когда Протагор во всеуслышание заявил, что он не знает, существуют боги или нет, поскольку ему мешают два препятствия — темнота вопроса и краткость человечес­кой жизни, — за этими словами крылось не чистосерде­чие оказавшегося в тупике мыслителя, а хитрость прита­ившегося охотника, прицеливающегося в свою жертву. Гораздо откровеннее был другой софист, Критий, который прямо, в открытую намеревался совершить

I• 67 •


«богоубийство», заявив, что боги — это не более, чем выдумка людей, что их не было в прошлом и нет в настоящем. Законодателям в давние времена понадоби­лось придумать богов и наделить их свойствами над­смотрщиков за поведением людей, чтобы облегчить себе труд по управлению подданными. В своей трагедии «Си­зиф» Критий рассуждал о том, что в глубокой древнос­ти, когда еще не было юридических законов, среди лю­дей царило право сильного. Чтобы воспрепятствовать разгулу насилия, были созданы законы, устанавливав­шие наказания за различные проступки и преступле­ния. Но это не помогло, и злодеяния не прекратились, а приобрели лишь более скрытый характер. И вот тогда пришлось придумать богов, предназначение которых состояло в том, чтобы обуздать человеческое злонравие. Для своевременного пресечения злодейств боги изобра­жались вездесущими, всезнающими, всевидящими, про­никающими даже в человеческие помыслы, так что от них было уже невозможно скрыть преступные намере­ния. Признав существование богов, люди оказались плен­никами собственного изобретения. Многие и по сей день являются рабами иллюзорной уверенности, будто над ними есть высшие силы, но на самом же деле истина состоит в том, что не боги, а человек — настоящий хозя­ин своей жизни. Ему принадлежит право самостоятель­но решать, как ему жить и куда направлять свои силы — на добро или на зло.

Трезвый и даже циничный рационализм софистов в их оценках традиционных абсолютов был нацелен на расчистку интеллектуального пространства от норматив­ных заграждений. Создавались предпосылки для того, чтобы социально-философская мысль, освободившаяся от религиозных ограничений и нравственных привязан­ностей, могла беспрепятственно бесчинствовать в атмос­фере созданной ею интеллектуальной вседозволенности.

Массовое сознание, интуитивно ощущавшее опасность софистики, временами довольно резко реагировало на подобный негативизм. Так, сочинения Протагора были публично сожжены на городской площади Афин, а сам он был приговорен к смертной казни и вынужден был спасаться бегством.

68'








Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 403. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия