Студопедия — Имморализм как отрицание справедливости
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Имморализм как отрицание справедливости






Стихийно возникший в античном мире плюрализм философских идей и учений открывал перед каждым гражданином греческого полиса возможность занять лю­бую из существующих мировоззренческих позиций или же сформулировать, обосновать собственную. Подобная «демократия» в сфере философии допускала существо­вание и негативистски ориентированных точек зрения, исполненных иронии, скепсиса и высокомерного пре­восходства по отношению к общепринятым ценностям и нормам. Они были удобны для хитроумных прагмати­ков, готовых ради собственной выгоды пренебречь всем, чем угодно. В их лице софисты получили ощутимую социальную поддержку. В последующие века ее свой­ства высоко ценились и активно использовались в поли­тической и судебно-процессуальной сферах.

Риторические экзерсисы софистов имели спрос и сво­их заказчиков. Однако большинство греков, имевших здравый смысл и здоровое чувство социального самосох­ранения, интуитивно ощущали опасность, исходящую от софистов. Их смущало отсутствие положительно ори­ентированного долженствования и негативное отноше­ние к общепринятым представлениям о благе и справед­ливости. Так, Антифонт рассуждал: «Справедливость зак­лючается в том, чтобы не нарушать закона государства, в котором состоишь гражданином. Так, человек будет извлекать для себя наибольше пользы из применения справедливости, если он в присутствии свидетелей ста­нет соблюдать законы, высоко их чтя, оставаясь же нае­дине, без свидетелей, будет следовать законам природы. Ибо предписания законов произвольны, искусственны, веления же природы необходимы... Вообще же рассмот­рение этих вопросов приводит к выводу, что многие пред­писания, признаваемые справедливыми по закону, враж­дебны природе человека... Что же касается полезных вещей, то те из них, которые установлены в качестве полезных законами, суть оковы для человеческой приро­ды, те же, которые определены природой, приносят чело­веку свободу» (Антология мировой философии. М., 1969, Т. 1. С. 320-321).


Противопоставление естественных и социальных за­конов позволило Антифонту приуменьшить значимость последних требований природной необходимости. Прак­тика соблюдения социальных законов во имя утвержде­ния справедливости изображена им как тяжкое бремя, лежащее на человеке. И напротив, подчиненность есте­ственным законам выглядит как вход в царство свобо­ды, т. е. все переворачивается с ног на голову: диктат естественной необходимости отождествляется со свобо­дой. С подобным отождествлением можно согласиться только в том случае, если позволительно поставить че­ловека в один ряд с тиграми, волками и обезьянами и считать их обладателями истинной свободы. Но посколь­ку решиться на подобный шаг оказалось затруднитель­но даже софисту, то Антифонт предложил путь двоеду­шия и лицемерия: пользоваться социальными масками, изображать из себя радетелей законов и справедливости там, где нет других возможностей. Во всех же иных случаях можно существовать без маски, быть самим со­бой, оставаться таким, каким тебя сотворила природа, и действовать по ее законам, невзирая на нормы морали и права, созданные цивилизацией и культурой.

Аналогичным деструктивным духом пронизаны рас­суждения о справедливости софиста Калликла. По его уверениям, равенство противоречит естественному ходу дел, самой природе вещей и, напротив, неравенство вполне соответствует естественным законам и потому должно считаться справедливым. «Обычай объявляет несправед­ливым и постыдным стремление подняться над толпою, — утверждает Калликл в диалоге Платона «Горгий», — и это зовется у людей несправедливостью. Но сама приро­да, я думаю, провозглашает, что это справедливо — ког­да лучший выше худшего и сильный выше слабого. Что это так, видно во всем и повсюду, и у животных, и у людей, — если взглянуть на города и народы в целом, — видно, что признак справедливости таков: сильный по­велевает слабым и стоит выше слабого. По какому пра­ву Ксеркс двинулся походом на Грецию, а его отец — на скифов? (Таких примеров можно привести без чис­ла!) Подобные люди, думаю я, действуют в согласии с самою природою права и — клянусь Зевсом! — в согласии

• 73 •


с законом самой природы, хотя он может и не совпадать с тем законом, какой устанавливаем мы и по какому стараемся вылепить самых лучших и решительных сре­ди нас. Мы берем их в детстве, словно львят, и прируча­ем заклинаньями и ворожбою, внушая, что все должны быть равны и что именно это прекрасно и справедливо. Но если появится человек, достаточно одаренный при­родою, чтобы разбить и стряхнуть с себя все оковы, я уверен: он освободится, он втопчет к грязь наши писа­ния, и волшебство, и чародейство, и все противные при­роде законы, и, воспрянув, явится перед нами влады­кою, бывший наш раб, — вот тогда-то и просияет спра­ведливость природы» (Платон. Сочинения. Т. 1. М., 1968. С. 308). Эта тирада, выдающая кулачное право сильных за апологию справедливости, звучит почти в духе Ницше и выглядит чуть ли не пророчеством о при­шествии сверхчеловека, который отбросит священные скрижали религиозных запретов, отмахнется от всех социальных ограничений, явит себя зверем в человечес­ком облике. Для Калликла естественное право сводится к возможности грубого насилия по отношению к более слабым. Этим исчерпывается вся суть права, которое предстает в виде неправа, а справедливость обнаружива­ет все признаки несправедливости.

В идеях софистов присутствуют зерна будущих докт­рин имморализма и правового нигилизма. То, что у них было едва лишь намечено, обретет в эпоху Возрождения и в новое время масштабы развернутых, полнокровных концепций макиавеллистического, анархического и ниц­шеанского толка.

СОКРАТ:







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 439. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия