Студопедия — Онтология номоса
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Онтология номоса






Сократ утверждал, что существуют два типа основа­ний нравственно-правовой реальности — объективные, восходящие к космическим, божественным законам, и субъективные, связанные с познавательными способно­стями человеческого разума. Главенствующая роль при­надлежит божественному номосу, сосредоточившему в се-


 

бе абсолютные требования и непререкаемые запреты. Номос универсален; он сам себя определяет и служит главным ориентиром для всех социокультурных усилий человека. Эти взгляды Сократ воспринял от натурфило­софов. Греки представляли номос в качестве безличной силы, подчиняющей своей власти отношения между людьми и способной оберегать от разрушений все луч­шее и наиболее ценное, что имеется в человеческой жиз­ни. Гераклит, различавший номос божественный и но-мосы человеческие, утверждал, что последние питаются от первого, который все превозмогает и над всем вла­ствует. Человеческие номосы, по его словам, — это то, без чего нет и не может быть цивилизованной жизни, поэтому людям следует упорно и отважно сражаться за номос, как за свои стены.

Для досократиков в одном ряду с номосом пребыва­ло понятие логоса. Они считали, что через логос до людей доводится смысл требований космоса. Логос вы­ступал смыслонесущим медиатором между человеком и мирозданием, говорил о том, как следует жить и что необходимо делать, чтобы высший порядок не нарушал­ся и чтобы мера организованности и гармоничности в мире не убывала. Являясь онтологически исходной се­мантической формулой упорядоченности, от которой производны смыслы, нормы и ценности человеческого существования, логос нес в себе базовые нормативные образцы, в соответствии с которыми должны строиться системы моральных и правовых предписаний. Далеко не все люди внемлют императивам логоса. Наиболее чутки к ним мудрецы-философы, видящие свой нрав­ственный долг в том, чтобы доводить до всех осталь­ных людей мысль о важности внимательного вслуши­вания в смыслы высших требований. Поскольку любое отклонение от требований логоса усугубляет дисгармо­нию бытия человека в мире, то каждое проявление свое­волия следует «гасить скорее, чем пожар». К сожале­нию, большинство людей с их младенчески слабым рас­судком получают лишь малую долю от разумности логоса. Потому в их жизни так мало гармонии и столь велик избыток зла в виде несчастий, страданий, поро­ков и преступлений.

. 79 •


Когда индивиды и государства действуют не в соот­ветствии с законом высшей справедливости, когда они глухи к взываниям логоса, космос поворачивается к ним своим грозным ликом: логос становится роком, беспо­щадно карающим виновных. Таким образом, логос за­нимал в античном сознании место рядом с номосом, вы­ступая противоположностью хаоса, дисномии, всех форм социального зла и несправедливости. Сократу была близ­ка натурфилософская идея логоса-номоса. Он ратовал за то, чтобы требования морали и законы государства соот­ветствовали призыву высшей справедливости, исходя­щему от логоса. В отличие от софистов, он был убежден в существовании всеобщих нравственных и естественно-правовых норм, имеющих не относительный, а абсолют­ный характер.

В лице Сократа греческая цивилизация обнаружила способность к самоанализу своих фундаментальных он­тологических оснований. Более того, она нашла в его лице своего надежного защитника, который ни в мыс­лях, ни в делах никогда не отрывал себя и свою судьбу от судьбы породившего его афинского полиса. Весьма характерен в этом отношении заключительный этап жизни Сократа. Когда суд вынес философу смертный приговор, а друзья предложили ему организовать побег, Сократ возразил, что для него как гражданина суще­ствует безусловный долг, требующий подчиняться зако­нам государства.

Нарушения гражданами законов чревато для полиса гибелью. Афинское государство не сможет существовать, если судебные решения, принимаемые в нем, не будут иметь силы. Поэтому надо либо переубедить государ­ство, либо исполнять то, что оно велит, а если оно к чему-то приговорит, нужно терпеть невозмутимо, будут ли это побои или оковы, пошлет ли оно на войну, на раны и смерть. Все нужно выполнить, ибо в этом заклю­чена справедливость. Нельзя отступать, уклоняться или бросать свое место в строю. И на войне, и в суде, и повсюду надо исполнять то, что велит Государство-Оте­чество. Демонстрировать же непослушание или, тем бо­лее, учинять насилие над матерью или над отцом, а тем паче над Отечеством — нечестиво.








Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 409. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия