Принципы социального общежитияГоббс предпринял попытку сформулировать базовые нормативные принципы социального поведения, назвав их естественными законами и наделив статусом универсальных, абсолютных, безапелляционных предписаний, и которых сведены воедино бесчисленные нормативно-ценностные факторы, регулирующие социальное бытие. Для всех естественных законов, которые Гоббс назвал неизменными и вечными, базовой максимой явилась древняя, универсальная социально-этическая формула, часто называемая «золотым правилом». Вот эти законы. 1. Следует искать мира и следовать ему, защищая 2. В случае готовности других к миру человек обязан, 3. Люди должны выполнять заключенные ими со 4. Человек, получивший благодеяние от другого лишь 5. Каждый человек должен приноравливаться ко всем 6. Человек должен прощать прошлые обиды тем, кто, 7. При отмщении люди должны сообразовываться не 8. Ни один человек не должен делом, словом, выраже 9. Каждый человек должен признавать других рав
10. При вступлении в договор ни один человек не 11. Если человек уполномочен быть судьей в споре 141 • 12. Неделимые вещи должны использоваться, ее 13. При равном праве владения либо устанавливает 14. Жребий может быть двоякого рода. Первый — ус 15. Тем, кто является посредниками мира, должны 16. Никто не может быть судьей самого себя. 17. В случае спора стороны должны подчиниться ре 18. Никто не имеет права быть судьей в деле, в кото 19. В спорах о факте судья не должен доверять од Обращают на себя внимание несколько характерных особенностей этих естественных законов. Во-первых, все они носят не описательный, а долженствовательный, обязывающий характер. Это не констатация сущего, не фиксация социальных реалий, а нормативные модели желаемого. Их «законность» заключается в том, что они составляют необходимое нормативно-ценностное основание, без которого цивилизованное общество не может существовать в качестве такового. Это обстоятельство придает им статус чрезвычайной значимости, что и позволяет Гоббсу именовать их не иначе как «законами». Во-вторых, несмотря на естественно-правовой характер этих законов, в них слабо ощущается присутствие религиозной нормативности, но зато в значительной степени представлена нравственно-этическая нормативность. В этом несомненно проявилась одна из существенных тенденций нового времени, состоявшая в постепенном уменьшении доли религиозной мотивации в нормативно-ценностном совнании. В контексте общей тенденции секуляризации естественно-правовому мышлению удава- • 142* сь сохранить пафос абсолютности и универсальности счет обращения к всеобщим требованиям естественен нравственности. В-третьих, естественные законы Гоббса позволяют го-порить о них как о нравственно-правовом феномене хрис-i панской цивилизации. Несмотря на кажущуюся светскость, < скулярность формулировок, в «снятом», трансформиро-нанном виде в них присутствуют многие христианские.«шоведи. При этом в них практически отсутствует дух древнего талиона и ветхозаветного «Моисеева права» и, напротив, отчетливо представлены императивы, восходящие к призыву Христа: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». В-четвертых, эти законы можно считать естественными в том смысле, что они открываются людям не через рациональное знание, а через глубинные склонности, коренящиеся в самой сути человеческой природы и позволяющие людям, несмотря ни на что, строить нравственно-правовой мир цивилизованности и культуры. Долг государства — обеспечивать соблюдение всех этих законов, помогать их превращению из естественно-правовых в гражданские, т. е. в законы и нормы позитивного права.
|