Студопедия — Типология законов социального существования
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Типология законов социального существования






Трактат Монтескье «О духе законов» — самое значи­тельное социальное сочинение французского Просвеще­ния, создавшее научно-теоретические предпосылки для становления позитивной социологии. Произведение, со-


здававшееся на протяжении 20 лет, имеет энциклопеди­ческий характер и состоит из 31 книги.

Под «духом законов» Монтескье понимает интеграль­ное детерминирующее начало, вбирающее в себя множе­ство факторов естественного, климатически-географичес­кого, а также социально-исторического, хозяйственно-экономического, нравственно-политического характера, оказывающих многовекторное и вместе с тем совокуп­ное причинное воздействие на практику юридического нормотворчества, на особенности законодательств, су­ществующих в различных социальных системах.

Первые восемь книг трактата посвящены исследо­ванию природы законов и сути принципов правления. В 9—10 книгах законы исследуются в их отношении к оборонительной и наступательной силе государства; в 11-13 книгах идет речь о связях между законами и сво­бодой; в 14-18 книгах — об отношении законов к есте­ственным условиям, в которых пребывают государства; в 19—25 книгах — о главных особенностях отдельных народов; в 26 книге очерчиваются границы действия каждой разновидности законов; 27-31 книги характе­ризуют динамику генезиса законов в ее связи с конкрет­ными условиями развития государств.

Все сочинение пронизано стремлением выявить, как соотносятся между собой естественные законы бытия с законотворческой деятельностью людей и в какой мере нормы человеческого общежития соответствуют приро­де вещей.

Ж. Ж. РУССО:

ДОГОВОРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЦИВИЛИЗОВАННОГО ОБЩЕЖИТИЯ

Жан Жак Руссо (1712-1778) — французский фило­соф, историк культуры, драматург, поэт. Родился в Же­неве, в семье часовщика. В 1741 г. приехал в Париж, где благодаря своим дарованиям, философскому и худо­жественному творчеству обрел известность, вошел в круг энциклопедистов.

Основные сочинения Руссо: «Рассуждения о науках и искусствах», «Рассуждение о происхождении и основах неравенства между людьми» (1755); «Об общественном

. 165 •


договоре, или Принципы политического права», «Эмиль, или О воспитании» (1762); «Юлия, или Новая Элоиза» (1767); «Исповедь» (опубликована после смерти фило­софа) и др.

Антитеза «естественное—общественное»

Руссо выстраивает свою антропосоциологическую кон­цепцию на основе антитезы «естественное-общественное». Естественному состоянию и естественному человеку он противопоставляет социальность, цивилизацию, прогресс, оценивая отрицательно все, что составляет вторую сторо­ну антитезы. В трактате «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства» Руссо описывает два состоя­ния, присущих человеческому роду — естественное и гражданское. Последнее он, в отличие от многих предше­ственников и современников, характеризует скорее нега­тивно, чем положительно, поскольку его развитие вместе с совершенствованием искусств и наук способствовало не улучшению нравов, а их ухудшению, распространению пороков, деградации человека. Все естественное, положи­тельное, благое в человеке подвергается порче. Общество в гражданском состоянии стало скопищем искусствен­ных людей и притворных страстей, создало атмосферу неравенства, взаимного презрения, преобладающего ин­тереса ко всему внешнему и безразличия к добру.

Цивилизация до такой степени разрушила прежние гармоничные отношения человека с естественной средой, что теперь ни культура, ни мораль, ни право не в состоя­нии удержать в равновесии и упорядоченности социальную реальность. И поскольку вернуться в прежнее естествен­ное состояние обществу невозможно, остается двигаться вперед. Но что недоступно обществу в целом, вполне воз­можно для отдельного человека, и Руссо прилагает значи­тельные усилия для того, чтобы обосновать правомерность жизненной позиции «естественного человека». Согласно его взглядам, человек — самодостаточное, целостное су­щество, щедро одаренное природой прекрасными каче­ствами — добротой, способностью любить справедливость, красоту, истину. И поскольку цивилизация портит его, вовлекая в атмосферу неравенства, несправедливости, алч­ности, то ему ничего не остается, как отвергнуть ее раз-

• 166*


вратительные, гибельные искушения и вернуться назад к природе, к простоте естественных чувств и отношений.

Антропология и социология Руссо органично взаимо­проникают друг в друга. Согласно его концепции, чело­век способен раскрыть свою сущность и реализовать соб­ственную свободу только в той среде, которая по своему характеру максимально приближена к естественной. В ней не должно быть ничего такого, что бы грубо, насиль­ственно, разрушительно воздействовало на природу чело­века, деформировало его дух, искажало добрые наклон­ности сердца, склоняло к порокам и преступлениям. По­добная среда не тождественна миру дикой природы, как нередко ее представляли оппоненты Руссо. Это цивилизо­ванный синтез социального и естественного, отвечающий самым высоким критериям культуры, морали, права, равенства и братства. Путь к созданию такого социально­го мира пролегает через реформирование существующих общественных структур и институтов.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 468. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия