П. БУРДЬЕ: ИСТОЧНИКИ СИМВОЛИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙПьер Бурдье (р. 1930) — французский социолог. Окончил Высшую педагогическую школу в Париже. Преподавал философию, возглавлял Центр европейской социологии, издавал журнал «Ученые труды в социальных науках». Действительный член Французской академии. Основные труды: «К социологии символических форм» (1970); «Политическая онтология Мартина Хайдеггера» (1976); «Практический смысл» (1980); «Homo academicus» (1984); «Правила искусства» (1993). П. Бурдье ввел в современную социальную теорию понятие символического насилия, которое он рассматривает и квалифицирует как неизбежный атрибут всякой власти. Государственные властные структуры сохраняют и укрепляют свои кратические полномочия как с помощью осуществляемого ими непосредственного принуждения и прямого насилия, так и благодаря тому, что исходящие от них инициативы и акции выглядят в глазах граждан легитимными. Для успешного функционирования государственной власти необходимо целенаправленно, систематически и повсеместно осуществлять не столько прямое, обычное, сколько символическое насилие, т. е. навязывать гражданам, внедрять в их сознание выгодную властям иерархию норм и ценностей, апологетически ориентированную систему значений и смыслов. Эта практика, если она проводится неуклонно на протяжении достаточно длительного времени, дает в результате требуемый эффект: навязываемые обществу идеи, принципы, нормы, ценности, смыслы, оценочные стереотипы приобретают для массового сознания привычный, само собой разумеющийся, почти естественный характер. Таким образом государство укрепляет нужную властям модель отношений господства-подчинения. Символическое насилие предполагает такое состояние массового сознания, как «незнание». Для властей наиболее предпочтительным является бессознательное, дорефлексивное принятие людьми навязываемых им нормативно-ценностных стереотипов, господство упрощенных, неполных, искаженных, мифологизированных представлений о сущем и должном, необходимом и запретном. В перманентной ситуации «незнания» люди охотно признают легитимность любой, в том числе авторитарно-полицейской, тиранической, тоталитарной власти, и не склонны препятствовать символическому насилию над их сознанием и поведением, спокойно перенося дефицит свобод и естественных прав. Ю. ХАБЕРМАС: СОЦИАЛЬНАЯ ЛОГИКА МЕЖСУБЪЕКТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ Юрген Хабермас (р. 1929) — немецкий социолог, социальный философ, представитель Франкфуртской школы. Преподавал в университетах Гейдельберга, Франк-фурта-на-Майне. Основные работы: «Теория и практика» (1963); «Познание и интерес» (1963); «Техника и наука как идеология» (1968); «Движение протеста и реформа высшей школы» (1969); «К логике социальных наук» (1970); «Структурные перемены общественности» (1971); «Культура и критика», «Теория общества или социальные технологии?», «Проблемы легитимации в условиях позднего капитализма» (1973); «К реконструкции исторического материализма» (1976);«Теория коммуникативного действия» (1981);«Мораль и коммуникация» (1986);«Дискурс современной философии» (1988) и др.
|