Студопедия — РУССКИЙ РЕНЕССАНС НА РУБЕЖЕ XIX И XX ВЕКОВ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

РУССКИЙ РЕНЕССАНС НА РУБЕЖЕ XIX И XX ВЕКОВ







 

усское необарокко, сочетающее идеи либерализ­ма, гражданского общества, правового государ­ства с принципами духовности, подчиненной высшим религиозным абсолютам, несло в себе возможность спасения российской цивилизации от рево­люционной катастрофы. Но безудержная экспансия се-кулярности обернулась историческим парадоксом — уничтожением не только религиозных основ духовнос­ти, нравственности, законопослушания, но и почвы для развития начал свободы, гражданского общества и пра­вового государства.

Серебряный век, давший миру мыслителей и худож­ников первой величины, неоднократно пытался в лице многих из них осознать свою истинную культурно-исто­рическую природу. Так, среди попыток его культуроло­гического самоопределения наиболее заметной стала трак­товка его как Ренессанса. Кризисные явления обществен­ной жизни второй половины XIX в., резкое увеличение массы морально-правовых противоречий, их качествен­ное усложнение и усугубление поставили перед куль­турным сознанием — нравственным, художественным, философским, правовым — задачу самоопределения в контексте радикально изменяющейся социальной реаль­ности. Это существенно интенсифицировало развитие со­циально-философской мысли, привело к появлению круп­ных мыслителей и выдающихся трудов по социальной философии. Многие социальные противоречия, пребы-

•330*


вавшие дотоле в свернутом виде и напоминавшие «вещи-в-себе», стали объектом разносторонних аналитических исследований при помощи различных гуманитарных средств.

Глубинное неблагополучие общей социальной ситуа­ции заставляло российскую научную и художественную интеллигенцию упорно искать ответы на «проклятые вопросы» бытия.

Эта эпоха соединила и переплела в себе две социально-исторические тенденции — кризисную и возрожденче­скую. После реформ 1861 г. Россия переживала, по су­ществу, свой первый настоящий культурный ренессанс. Но природа ренессанса, как известно, всегда двойствен­на: генезис новых духовных, социальных форм непре­менно сопровождается распадом и гибелью устаревших. Ситуация осложнялась еще и тем, что ренессанс пришел в Россию сравнительно поздно. В это время в Европе уже полным ходом шли процессы, связанные с развити­ем новой технотронной цивилизации. Россия, не успев­шая последовательно пережить все естественные фазы своего духовного возрождения, оказалась втянута в об­щеевропейский социально-политический кризис, обернув­шийся катаклизмом Первой мировой войны и дальней­шими, еще более страшными потрясениями. Ренессанс-ные начала культуры оказались обречены на то, чтобы быть снятыми и уничтоженными серией жестоких по­литических ураганов.

Попытка взглянуть на эпоху рубежа веков как на период русского ренессанса опиралась на два основных аргумента. Первый заключался в констатации присуще­го русской культуре этого периода яркого и сильного всплеска духовной активности, превратившей данное время в эпоху, необыкновенную по своей творческой отдаче. Второй аргумент констатировал наличие духа антропоцентризма и антроподицеи в творчестве круп­нейших деятелей культуры, энергично защищавших ес­тественные права, свободы и достоинство человека.

Российская модификация антропоцентризма предста­ла поначалу в форме гуманизма, но вскоре не замедлила обнаружить свою двойственность. Наряду с апологией всего «человеческого, слишком человеческого», она несла в себе

• 331 >;


зерна мифологии иллюзорного всемогущества человека, которые вскоре начали давать всходы в виде философем абсолютной свободы, вседозволенности, губительных для культуры и вскоре приведших российскую цивилиза­цию к катастрофе.

В XX в. под влиянием идей западного неопозитивиз­ма в работах К. М. Тахтарева, П. А. Сорокина, Г. Д. Гур-вича, Н. С. Тимашева социальное поведение индивидов и масс, функционирование социальных институтов рас­сматривалось сквозь призму эпистемологических кон­струкций сциентистско-бихевиористского характера с нередким использованием методов количественных из­мерений.

ЕВРАЗИЙЦЫ:

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Создателями макросоциологической концепции ев­разийства, сложившейся в 1920-1930-егг., стали рус­ские интеллектуалы-эмигранты. Евразийство представ­ляло собой одну из развернутых, теоретически обосно­ванных версий русской идеи. Оно было нацелено на объяснение особенностей исторической судьбы россий­ской цивилизации, ее взаимодействий с другими циви­лизациями Европы и Азии.

Наибольший вклад в разработку теории евразийства внесли экономист-географ П. Н. Савицкий, этнограф-лин­гвист Н. С. Трубецкой, богослов Г. В. Флоровский, фи­лософ Л. П. Карсавин, правовед Н. Н. Алексеев, исто­рики М. В. Шахматов, Г. В. Вернадский, культуролог П. М. Бицилли, литературовед Д. П. Святополк-Мирский, искусствовед П. П. Сувчинский, писатели А. В. Кожев­ников, Р. П. Иванов и др.

Недавняя гибель целого культурного мира, катаст­рофическая трансформация огромной империи в кро­вавый большевистский режим заставили задуматься о глубинных причинах происшедшей трагедии, интенси­фицировали научный поиск, придали чрезвычайную ос­троту теоретическим изысканиям, духовно объединили более ста человек в рамках общего исследовательского направления.

332»


Еврааийскому движению предшествовала публика­ция книги Н. С. Трубецкого «Европа и Человечество» (1920). Само же оно возникло в 1921 г. вместе с выхо­дом в Софии первого сборника статей «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев».

Становление евразийства прошло через три этапа: софийский (1921-1925), парижский (1926-1929) и пражский (1930-1939). На протяжении всего этого вре­мени выходили в свет периодические издания «Евра­зийская хроника» и газета «Евразия», а также сборни­ки статей «На путях. Утверждение евразийцев» (1922); «Россия и латинство» (1923); «Евразийство: Опыт сис­тематического изложения» (1926); «Евразийство: Фор­мулировка 1927 г.» (1927) и др. В них получили раз­витие исторические, географические, социологические идеи Н. Я. Данилевского, В. О. Ключевского, С. М. Со­ловьева.

Евразийская модификациия русской идеи

Русская идея, ставшая уже традиционной принад­лежностью геополитического самосознания российской интеллигенции, приобрела в евразийской концепции не­которые дополнительные особенности. При этом сохра­нились ее отдельные, ставшие уже традиционными ком­поненты. Так, явственно присутствующий антизападни­ческий фермент дал Ф. А. Степуну основание назвать евразийцев «славянофилами эпохи футуризма».

Стихийно сложившиеся предпосылки для комплекс­ного подхода, многопрофильного анализа, системного исследования оказались необходимым и достаточным условием получения продуктивных научно-теоретических результатов историко-этнографического, социально-поли­тологического, культурологического характера.

Основные концептуальные тезисы евразийства:

1) между Европой и Азией сложился маргинальный
социокультурный мир, одновременно и разделяющий и
соединяющий их, — Евразия;

2) Россия — это евразийская цивилизация со своей
исторической судьбой, отличающейся от судеб европей­
ских и азиатских локальных цивилизаций; континент


Евразии сыграл определяющую роль в исторической судь­бе населяющих его народов;

3) о самобытности, уникальности евразийского мира
свидетельствуют его географические, хозяйственно-эко­
номические, этнические, культурно-исторические осо­
бенности;

4) этнические истоки своеобразия российской циви­
лизации и культуры объясняются ее интегральным ха­
рактером, тем, что она вобрала в себя витальную, соци­
альную, духовную энергетику большого числа этносов и
народов туранского, угро-финского, монгольского, арий­
ского происхождения и превратилась хотя и в «преем­
ницу наследия Чингисхана», но характеризующуюся уже
не деструктивным, а, напротив, созидательным, высо­
копродуктивным потенциалом;

5) отрицание европоцентристской парадигмы линей­
ного культурно-исторического развития, рассматриваю­
щей в качестве венца романо-германскую культуру; опо­
ра на парадигму множественности культур, признание
за каждой культурой статуса абсолютной полноценно­
сти, уникальности ее жизненного пути, непостижимой
иррациональности ее сути; провозглашение запрета на
оценочные суждения по отношению к любой из куль­
тур; отказ европейской культуре в праве на исключи­
тельность;

 

6) неприемлемость для России чисто западной мо­
дели социального, политического, культурного разви­
тия, в которой не учитывается специфика русской
национальной психологии и ментальности; идея необ­
ходимости социального лечения больной, «европеизи­
рованной» России, страдающей недугом романо-герма-
низма;

7) добавление к традиционной социально-политичес­
кой формуле-триаде российской цивилизации («право­
славие — самодержавие — народность») новой, более
рациональной и прагматичной версии, отвечающей кри­
териям XX в.: «централизация — дисциплина — само­
пожертвование»;

8) оценка революции как социальной катастрофы,
порожденной западными влияниями, процессом двух­
сотлетней европеизации российского мира, разрушив-

• 334*


шей базовые психологические и ментальные структуры коллективной души русского народа;

9) духовной основой будущего возрождения россий­ской государственности и культуры может быть только христианство в его православной версии.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 566. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия