Студопедия — СЛАВЯНСКОГО МИРА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СЛАВЯНСКОГО МИРА






Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) — русский мыслитель. Родился в семье священнослужителя. Учил­ся в Орловской духовной семинарии и на юридическом факультете Московского университета. Преподавал, со­трудничал в журнале «Русская мысль», избирался де­путатом Второй Государственной думы. Был профессо­ром богословия и политэкономии в Симферопольском университете, служил протоиереем в Ялтинском собо­ре. После вынужденной эмиграции из России в 1922 г. обосновался в Париже, где стал профессором богосло­вия и деканом Православного богословского института. Его основные сочинения: «Капитализм и земледелие» (1900); «Два града. Исследование о природе обществен­ных идеалов» (1911); «Философия хозяйства» (1912); «Свет Невечерний» (1917); «Тихие думы» (1918) и др.

Мировоззрение Булгакова эволюционировало от ув­лечения социальной теорией марксизма к идеализму, а затем к православной религиозности. Эти перемены про­изошли под непосредственным воздействием философ­ских идей И. Канта, Ф. Достоевского и Вл. Соловьева. Ему была близка идея единства политики с правом, мо­ралью и религией. Он считал, что государство, отстаи­вая такое единство, способно стать оплотом справедли­вости, хранителем и проводником высших нормативно-ценностных начал человеческого существования. Если же государство не опирается на религиозно-нравствен­ные, естественно-правовые предписания, оно становится похожим на евангельского бесноватого, а картины его жизни начинают походить на то, что изобразил Достоев­ский в романе «Бесы». Это произошло с Россией в XX в., пережившей несколько революций, отвергнувшей Хри­ста, а с ним и принципы естественного права и в резуль­тате оказавшейся сотрясаемой в конвульсиях из-за бе­сов разрушения, вошедших в ее социальное тело.

Для Булгакова неприемлем социальный мир, в кото­ром задавали бы тон и безраздельно главенствовали до­морощенные русские «бесы», реальные верховенские и


ставрогины, способные превратить жизнь людей в ад. Философ имел возможность оценить пророческий ха­рактер романа «Бесы», но в 1914 г., когда вышла в свет его работа «Русская трагедия», далеко не все ощущали приближение грядущего социального апокалипсиса и мало было тех, кто сознавал преступный характер ультра­революционного радикализма.

Когда требования государственных законов совпада­ют с библейскими заповедями, то они не воспринима­ются личностью как покушение на ее свободу и досто­инство. В тех же случаях, когда обнаруживается рас­хождение между правом и религиозно-нравственными принципами, в людях рождается чувство протеста про­тив системы права и насаждающего ее государства. По­добно тому как вера в высшие, абсолютные первоначала нужна индивидуальному духу, государству необходима религия, чтобы оно могло успешно развиваться. Только религия способствует органичному сочетанию абсолют­ного с относительным, дает государству возвышенные нравственные цели и направляет его энергию в русло созидания, а не разрушения.

В представлении Булгакова общество — это соци­альная целостность, которую невозможно воспринять с помощью органов чувств. Социальный организм, как творение Божие, есть чудо. Чудом является и человек, пребывающий внутри масштабного общественного тела, но испытывающий при этом не чувство заточенности, а ощущение свободы. На основании творческой свободы зиждется личное достоинство человека, восходящее к религиозным истокам и чувству бесконечности, питае­мому христианской верой.

Религиозное начало играет определяющую роль в социальном самоопределении личности и в жизни об­щества, включающей в себя социально-экономическую деятельность людей. Трудовую деятельность можно рас­сматривать как форму христианского послушания, на­правленную на спасение души. Не только в монасты­рях, но и в светской жизни труд способен выполнять это свое предназначение, ибо он богосроден. Лишь в предпринимательстве нет этого богосродного начала, что делает его препятствием для спасения души. Этим


объясняется распространенный факт жертвования рус­скими купцами «покаянных денег» в церковную каз­ну — монастырям и соборам. Не случайно Н. Я. Дани­левский указывал на антиправославный дух, которым пронизан образ предприимчивого, плутоватого «дела­теля денег» Чичикова. Для автора известного труда «Россия и Европа» это «герой практической жизни, умный, твердый, изворотливый, неунывающий. Улисс своего рода, только с одной стороны, лишенный всякой идеальности стремлений».

Булгаков, разрабатывавший тему философских ос­нований православной социологии хозяйства, утверж­дал, что в хозяйственной деятельности творится общее дело всего человечества. В ней масштабно и впечатляю­ще проявляется космизм человека, обнаруживается его суть и мощь как «космического агента». Вкушая плоды своего труда, человек строит свое тело из космической материи.

Глубокая религиозность русского народа объясняет­ся целым рядом факторов, в том числе и тем, что дере­венский труд на природе гораздо благоприятнее дей­ствует на религиозные чувства человека, чем работа на городской фабрике. Заводскому рабочему, в отличие от крестьянина, совершенно чуждо чувство религиозного единения с космическим целым. Православие утверди­лось как духовная форма, характерная для восточных народов, существовавших на протяжении столетий в ус­ловиях аграрного хозяйства со слабым промышленным и денежным капитализмом.

Н. А. БЕРДЯЕВ:

АНТИТЕЗА ЦАРСТВА ДУХА

И ЦАРСТВА КЕСАРЯ

Николай Александрович Бердяев (1874- 1948) — рус­ский философ. В молодости пережил период увлечения марксизмом, но затем отверг его идеи и перешел на пози­ции религиозной философии. В 1922 г. был выслан из России. Поселился во Франции, целиком посвятив себя творчеству и изданию философского журнала «Путь».

Основные сочинения: «Субъективизм и индивидуа­лизм в общественной философии» (1901); «Философия


свободы» (1911); «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916); «Судьба России. Опыт по психологии войны и национальности» (1918); «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы» (1923); «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной филосо­фии» (1923); «О назначении человека. Опыт парадок­сальной этики» (1931); «Основная антиномия личности и общества» (1931); «Генеральная линия советской фи­лософии и воинствующий атеизм» (1932); «Новое сред­невековье. Размышление о судьбе России и Европы» (1934); «Я и мир объектов. Опыт философия одиноче­ства и общения» (1934); «Дух и реальность. Основы бо-гочеловеческой духовности» (1937); «Человеческая лич­ность и сверхличные ценности» (1937); «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937); «О рабстве и свободе че­ловека. Опыт персоналистической философии» (1939); «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX-XX веков» (1946); «Самопознание. Опыт философской автобиографии» (1949); «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» (1952).

Для социальной философии Бердяева основополагаю­щий характер имеет антитеза царства кесаря и царства духа, где с одной стороны есть мир неправовых госу­дарств с их бесчеловечными законами, несвободой, на­сильственными методами управления, а с другой суще­ствует метафизический мир должного со свободой, ду­ховностью, справедливостью, максимальным простором для развития личности и реализации всех ее естествен­ных прав.

Современный человек вынужден жить в условиях государственности; понимая необходимость в существо­вании государства, он не может питать любви к этому Левиафану, который стремится подавить все лучшее в личности. Из первой антитезы следуют другие — госу­дарства и личности, власти и свободы. При этом Бердя­ев всегда на стороне личности и свободы, поскольку на человеке, в отличие от государства, лежит печать боже­ственности. Мыслитель рассуждает в русле естественно-правовой парадигмы, полагая, что принцип неотъемле­мости естественных прав и свобод человека полностью соответствует основам христианского миросозерцания,

• 363 •



что в этом принципе в наибольшей мере реализуется идея личной свободы, причастная царству духа. Госу­дарство обязано признавать права и свободы человека, как его неотчуждаемое достояние.

Рассуждая подобным образом, Бердяев, однако, не признает традиционной естественно-правовой термино­логии, полагая, что природа никаких прав не устанав­ливала и потому права не могут быть естественными. Права духовны по своей сути, являются порождением духа, но не природы.

П. А. СОРОКИН:

ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОДИНАМИКА ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Питирим Александрович Сорокин (1889—1968) — крупнейший русский социолог XX в. Уроженец Коми-Зырянского края, сын ремесленника и крестьянки. Окон­чил Петербургский университет. Дипломное сочинение Сорокина «Преступление и кара, подвиг'и награда» (1914) вышло отдельной книгой, которая получила высокую оценку научной общественности. Участвовал в револю­ционных событиях, был одним из лидеров правого кры­ла партии социалистов-революционеров, дважды подвер­гался арестам. В 1917 г. являлся членом Учредительно­го собрания и личным секретарем А. Ф. Керенского. В 1920 г. вышла в свет книга «Система социологии», которую Сорокин публично защитил в качестве доктор­ской диссертации. Когда при Петербургском универси­тете был создан первый в России социологический фа­культет, то профессор Сорокин стал его деканом. В 1922 г. Сорокин, негативно относившийся к коммунистической идеологии и советской власти, вынужден был эмигриро­вать на Запад. Преподавал в американских университе­тах, был деканом социологического факультета Гарвард­ского университета, президентом Американской социо­логической ассоциации.

Сорокин — автор многих фундаментальных исследо­ваний, в том числе: «Социология революции» (1925); «Со­циальная мобильность» (1927); «Современные социо­логические теории» (1928); «Систематическая антология сельской социологии» (1932); «Социальная и культурная


динамика», в 4 т. (1937-1941);«Кризис нашего столе­тия» (1942);«Общество, культура и личность: структура и динамика» (1947); «Социально-философские теории в век кризиса» (1951); «Власть и нравственность» (1959).







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 355. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия