Студопедия — Типология антагонизмов
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Типология антагонизмов






Для Сорокина предназначение социологии заключа­лось в том, чтобы изучать межсубъектные взаимодей­ствия и их социальные результаты. В фундаментальном исследовании «Система социологии» он изложил основы теории социального взаимодействия и предложил собствен­ный подход к проблеме общественных противоречий, выделив два типа межсубъектного взаимодействия — антагонистический и солидаристический. К первому Со­рокин отнес такой род взаимодействий, при которых один или оба субъекта стремятся произвести действия, противоположные тем, которые стремится произвести другая сторона, или же когда одна сторона стремится побудить другую сторону на такие акции, которые та не желает совершать. Примерами антагонистических взаи­модействий могут служить схватки лиц или групп, ре­лигиозная или политическая вражда, а также эксплуа­тация одних людей другими.

Сорокин, считая основными индикаторами антаго­нистического взаимодействия факты борьбы, принужде­ния и насилия, выделил четыре типа антагонизмов.

1. Антагонизмы сознательные и бессознательные.
Первые — это отношения между преступниками и над­
зирателями, насильниками и жертвами. Вторые — кон­
фликты стремлений, которые объективно даны, но
субъективно не осознаются сторонами, подобно тому,
как это имеет место у животных между кошкой и мы­
шью, волком и овцой, а также в отдельных случаях
между людьми.

2. Антагонизмы, вытекающие из сходства индиви­
дов в каком-либо отношении (между двумя конкурента­
ми на одно место, между двумя мужчинами, претендую­
щими на одну женщину и т. п.).

3. Антагонизмы, следующие из различий индивидов
в том или ином отношении: расовые, политические, клас­
совые и др.


4. Антагонизмы, различающиеся количеством уча­ствующих в них лиц (между двумя лицами, между од­ним и многими, если это деспот и масса, хозяин и рабо­чие, политический оратор и враждебная толпа; между группами, если это племена, классы, государства).

Социальная регуляция основывается, согласно Соро­кину, на базе трех ведущих типов нормативных образ­цов — семейного, договорного и принудительного. С их помощью складываются солидаристические обществен­ные связи, которые разрушаются в периоды обществен­ных кризисов, когда возрастает моральная индифферент­ность индивидов, усугубляется их склонность к откло­няющемуся и криминальному поведению.

Идеациональная цивилизация

В «Социокультурной динамике» Сорокин изложил концепцию трех исторических типов цивилизаций — идеациональнои (умозрительной или религиозной), чув­ственной (сугубо светской, атеистической) и идеалисти­ческой (занимающей промежуточное место между пер­выми двумя). История имеет не прогрессирующий, а циклический характер попеременного господства каж­дого из трех типов ценностно-нормативных систем.

Идеациональная цивилизация характеризуется тем, что ее высшие ценности восходят к сверхчувственному миру и его абсолютной доминанте — Богу. Примером идеациональных норм могут служить христианские за­поведи: «Любите врагов ваших», «Не собирайте себе со­кровищ на земле... но собирайте себе сокровища на небе...», «Ищите же прежде Царства Божия» и т. п.

Для идеациональнои этики характерно пренебрежи­тельное отношение к социальным ценностям, власти, материальным благам, богатству, телесным удовольстви­ям. Земная жизнь рассматривается как нечто второсте­пенное и малозначимое. В браке видится не условие и возможность земного, полнокровного человеческого сча­стья, а в первую очередь священный союз.

Главная цель и высший смысл жизни неотрывны от идеи служения Богу. К религиозно-этическим систе­мам такого рода относятся индуизм, буддизм, даосизм, зороастризм, иудаизм и христианство. К идеациональ-

•366*


ной этике и нравственности непосредственно примыка­ет идеациональное право, рассматривающее своды сво­их законов как данные свыше. Юридические нормы считаются в нем заповедями Бога, т. е. абсолютными, безапелляционными предписаниями, требующими бес­прекословного исполнения. В них запрещено вносить какие-либо изменения. Не случайно Ветхий Завет, на­пример, требует: «Не прибавляйте к тому, что Я запо­ведую вам, и не убавляйте от того: соблюдайте запове­ди Господа».

В идеациональном праве послушание закону равно­значно послушанию Богу, а преступление перед людьми расценивается как грех перед Богом. Преступлениями, заслуживающими самых суровых наказаний, считаются проявления непочтительного отношения к Богу в виде святотатства, богохульства, ереси, нарушений религиоз­ных обрядов и священных запретов. Система кар вклю­чает как чувственные, т. е. телесно осязаемые, так и сверхчувственные наказания. Последние предполагают загробное воздаяние, а также отлучение от церкви, пре­дание анафеме, проклятие. Эти кары направлены на то, чтобы преступник-грешник искупил свой грех перед Бо­гом. Судьи являются одновременно и священнослужи­телями, а многие юридические процедуры оформляются как священные ритуалы. Идеациональному правосозна­нию запрещена критика судей и законов. Ему не дозво­лены сомнения в правомерности норм-заповедей. В его системе ценностей экономические интересы должны быть подчинены религиозным идеалам.

Идеациональное право, будучи тесно связано с нрав­ственностью, так же, как и она, предписывает всем лю­дям относиться друг к другу по-братски, поскольку все являются детьми единого Бога. В государствах, принад­лежащих к идеациональной правовой цивилизации, ле­гитимностью обладают лишь те правители, чья родос­ловная восходит к богам, а также те, кто имеет прямую божественную санкцию на правление. Поэтому в таких государствах монархия является, как правило, одновре­менно и теократией. Таковы были государства архаичес­кой Греции и Рима, Индии и Тибета, империя инков и средневековые европейские государства.








Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 412. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия