Студопедия — Жизнь и педагогическая деятельность Ушинского К.Д
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Жизнь и педагогическая деятельность Ушинского К.Д






К..Д. Ушинский - крупнейший педагог XIX в. в России Кон стантин Дмитриевич Ушинский (1824—1870) в 1844г. блестяще окончил юридический факультет Московского уни верситета и был назначен исполняющим обязанности про фессора камеральных, административных и экономических наук в Ярославском юридическом лицее. Далее служил в Министерстве внутренних дел, одновременно сотрудничая с такими журналами, как «Современник» и «Библиотека для чтения», где публиковались его переводы с английского язы ка, обзоры, рефераты статей. В 1854 г. К.Д. Ушинский был назначен на должность учителя Гатчинского сиротского института, а в 1855—1859 гг. был его инспектором, т.е. заведующим учебной частью. В 1859—1862 гг. он был инспектором классов Смольного инсти тута благородных девиц, будучи в 1860—1861 гг. одновременно редактором «Журнала Министерства народного просвещения». С 1862 г К.Д. Ушинский интенсивно занимался на учной деятельностью в области теории педагогики и мето дики начального обучения.

Уже в первой своей педагогической статье «О пользе пе дагогической литературы» (1857) К.Д. Ушинский показал, что разработка вопросов семейного и школьного воспита ния способствует соединению педагогической теории с прак тикой, превращению педагогики в основу воспитательного искусства, основанного не только на абстрактных теорети ческих схемах, но и на особенностях исторически сложив шегося опыта народного воспитания. Главную цель воспитания К.Д. Ушинский видел в духовном развитии человека, а достигнуть ее невозможно без опоры на культур но-исторические традиции народа, на особенности его национального характера. Работы К.Д. Ушинского «Родное слово» (1861), «О необходимости сделать русские школы русскими» (1867), «Общий взгляд на возникновение наших народных школ» (1870) как раз и посвящены рассмотрению этой проблемы. Начало этой

серии работ положила статья «О народности в общественном воспитании» (1857), в которой К.Д. Ушинский на основе подробного анализа воспитательных традиций европейских стран сделал вывод о том, что воспитание, созданное самим народом и ос нованное на народных началах, имеет воспитательную силу, которой нет в самых лучших педагогических системах, построенных на абстрактных идеях. Основой воспитания, по мнению

К.Д. Ушинского, является воспитание семейное, в котором конкретизируются цели и задачи общественного воспитания.

Применительно к России К.Д. Ушинский выделил три ос новных принципа воспитания: народность, христианскую ду ховность и науку. Связывая цель воспитания с исторически сложившимся в России христианско-православным идеалом совершенства, он полагал, что лучшие черты русской на родности рождены православием. В статье «О нравственном элементе в русском воспитании» (1860) он высказал мысль об органической связи педагогики и религии, полагая, что современная русская педагогическая мысль выросла полнос тью на христианской почве. Сближение религиозного и свет ского образования, по мысли К.Д. Ушинского, является од ной из главных задач русской народной школы.

Большое значение в нравственном воспитании К.Д. Ушинс кий придавал выработке у ребенка любви к труду. Сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья, отмечал он в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860). Здесь К.Д. Ушинский сделал попытку дать обоснование значимос ти труда как фактора правильного психического развития ре бенка и его воспитания.

По мнению К.Д. Ушинского, предметом воспи тания является человек. Рассмотре нию этой проблемы и посвящена самая капитальная работа К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт пе дагогической антропологии», первый том которой вышел в Петербурге в 1868 г., второй — в 1869 г. Этот труд, в кото ром подводились итоги всем предшествующим исканиям К.Д. Ушинского, составил эпоху в истории русской педа гогики. В полном объеме осуществить замысел начатой ра боты ему не удалось; завершены были две части — «Часть физиологическая» и «Часть психологическая», в которых К.Д. Ушинский рассмотрел физиологические законы дея тельности человеческого организма и психические явления, ими обусловленные, с целью отыскать резервы воспитания и расширить сферу его влияния.

Искусство воспитания, утверждал К.Д. Ушинский, опирается на данные антропологических наук, на комплексное знание о человеке, который живет в семье, в обществе, среди народа, среди человечества и на едине со своей совестью. Все это совершенно необходимо знать учителю, воспитывающему молодое поколение. Для подготовки таких учителей нужна была новая система педа гогического образования, и К.Д. Ушинский предложил со здавать в каждом университете педагогический факультет, где изучался бы человек во всех проявлениях его природы и эти знания прилагались бы к искусству воспитания.

К.Д. Ушинский считал необходимым строить обучение на основе учета возрастных, индивидуальных и физиологических особенностей детей, специфики развития их психики.

К.Д. Ушинский тщательно учитывал особенности разви тия внимания детей, памяти, воображения, чувственно-эмо циональной сферы, воли, факторов формирования характе ра.

В качестве важнейших условий оптимального развития ребенка в процессе обучения К.Д. Ушинский считал необходимость учитывать посильность со держания обучения, его последовательность, наглядность, основательность и прочность усвоения знаний. Им были детально разработаны методика повторения учеб ного материала, методика формирования у детей общих пред ставлений и понятий на основе наглядных представлений, ме тодика одновременного развития мышления и речи у детей. Следуя принципу развивающего обучения, ведущему начало еще от И.Ф. Гербарта и даже от Я.А. Коменского, он протесто вал против разделения функций воспитания и обучения, спра ведливо указывая на единство двух этих начал в воспитании гармонично развитой личности.

К.Д. Ушинский углубил классическое учение об уроке, оп ределив его организационное строение, установив его от дельные виды. Особое внимание К.Д. Ушинский уделял организации учеб ной деятельности в начальной школе, где целесообразно со четание всех видов урока воедино. В целом, по мнению К.Д. Ушинского, урок достигает цели только тогда, когда ему придается определенное, строго продуманное направление и в его ходе используются разнообразные методы обучения.

Заслугой К.Д. Ушинского стала разработка им проблем начального обучения детей, чему посвящены такие его работы, как статья «О средствах распространения образования посредством грамотности» (1858), книга «Детс кий мир и Хрестоматия. Книга для классного чтения, при способленная к постепенным умственным упражнениям и наглядному знакомству с предметами природы» (1861), ста тья «О первоначальном преподавании русского языка» (1864), учебная книга «Родное слово. Книга для учащих», советы родителям и наставникам о преподавании родного языка по учебнику «Родное слово» (1864) и др.

Однако главное место в теоретическом наследии велико го педагога занимает его теория воспитания, в основу кото рой должен быть положен принцип народности, когда патриотическое чувство - самое высокое, наиболее сильное нравственным чувством в человеке. В конечном счете, целью нравственного воспитания детей в школе должно быть формирование личности, качествами которой стали бы уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное отношение к окружающему миру, чувство собственного достоинства. С позиции нравственного воспитания рассматривал К.Д. Ушинский и проблему поощрения, стимулирования ак тивности в обучении соревнованием. Он полагал, что воспи татель должен хвалить ребенка, сравнивая его успехи с дру гими, отмечая при этом не только его собственное продви жение. Моральное поощрение является лучшим способом нравственного воспитания, развивающим в детях стремле ние идти вперед, сделав это естественной потребностью каж дого ребенка.

К.Д. Ушинский особо выделял два фактора воспитатель ного воздействия на ребенка — семья и личность учителя. Говоря о качествах личности учителя, он отмечал, что учи тель прежде всего воспитатель. Личность воспитателя, по мнению К.Д. Ушинского, обладает такой воспитательной силой, которую не заменят ни учебники, ни морализирова ние, ни наказания и поощрения. К.Д. Ушинский охватил своим творчеством практически все основные аспекты педагогической теории, разработал лучшую для того, времени методику начального обучения.

 







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 1176. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия