Студопедия — Музыкальная психотерапия
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Музыкальная психотерапия






Музыкально-рациональная психотерапия представляет собой со­вокупность методов и приемов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных человеку переживаний и формиро­вание у него такого мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым (В. И. Петрушин).

Музыка как фактор воздействия на человека известна давно, но теоретическое обоснование ее как метода коррекции исследо­ватели относят к 40-м гг. XX в. Возможность использования му­зыки в психотерапевтических целях обосновывается тем, что в про­цессе восприятия происходит не только музыкальное развитие личности, дальнейшее формирование творческого воображения, эмоциональной сферы и эстетических потребностей, но и улучше­ние психического состояния посредством релаксации, катарсиче-ской разрядки. Также музыка оказывает действенное влияние на физическое состояние людей, когда через пение или движение со­вершенствуются ориентировка в пространстве, образность движе­ний, а голос приобретает мелодичность и интонационную вырази­тельность. С помощью музыки у человека появляются новые формы экспрессивного поведения. В процессе музыкально-творческой де­ятельности происходит эстетизация восприятия окружающего ми­ра, человек понимает, что любое его душевное состояние может быть выражено в музыке. Музыкальная импровизация дает воз­можность почувствовать, увидеть свои возможности через форму воспроизведения, удобную для человека.

Основу музыкотерапии как метода психокоррекции составляет активное восприятие музыкальных произведений, которое с точки

зрения психокоррекции представляет собой процесс раскодирова­ния чувств, мыслей, заложенных в музыкальном произведении, сыгранном исполнителем и представленном самим слушателем.

Можно выделить несколько способов применения музыки.

Чаще всего музыка используется как эмоциональный фон во время выполнения заданий, например во время рисования.

Для активизации зрительных образов и представлений приме­няется прием слушания-восприятия музыкального произведения. Например, слушается музыка, что-то представляется под нее. Му­зыкальные образы стимулируют развитие фантазии, способствуют перевоплощению.

Музыкальная ритмика избавляет от психомоторных зажимов. Ритмические упражнения обеспечивают многоканальность стиму­лов, организующих и концентрирующих внимание за счет сочета­ния акустических, оптических, тактильных и кинестетических эле­ментов.

С помощью музыки создаются образы в психогимнастических упражнениях. Короткие, образные задания создают экспрессию дви­жений.

Прием музыкально-психологического массажа заключается в тренировке подвижности нервных процессов. Он эффективен для снятия отрицательных переживаний. Чтобы поменять внутреннюю картинку, предлагается послушать музыку, противоположную тому настроению, в котором находится человек в данный момент. На­пример, в момент грусти мы слушаем любимые произведения или включаем классическую музыку со светлым настроением.

Музыка интегрируется с изобразительной деятельностью в про­ективном рисовании.

Прием музыкального самовнушения преследует цель формиро­вания оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения. Достигается это при помощи специально созданных формул само­внушения или пением песен с жизнеутверждающим началом.

Исполнение песен, танцы, игра на инструменте, шумовой ор­кестр как прием позволяют человеку в доступных ему рамках вы­разить свое отношение и к музыке, и к окружающей действитель­ности.

Выполнение творческих заданий — самый трудный метод. Он используется в песенной и музыкально-ритмической деятельности путем импровизации, стимулирует самовыражение личности.

В психокоррекционной работе применяется прием «музыка как увлечение». Люди с удовольствием говорят о своих увлечениях, приводят музыкальные примеры, делятся опытом. Эмоциональ­ная заинтересованность снимает множество психологических барьеров.

При использовании музыки следует соблюдать несколько пра­вил:

— музыка как фон должна звучать негромко, чтобы не мешать выполнению основного задания;

—после первого прослушивания музыкального произведения
проводится беседа, затем для закрепления процесса восприятия
можно дать прослушать музыку еще раз;

—после прослушивания желательно провести дискуссию, в ко­
торой акцент делается на чувства и переживания, которые возник­
ли в момент слушания произведения.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 695. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия