Студопедия — Вопрос 26. Дидактическое учение Я.А. Коменского. Работа Коменского «Ве-ликая дидактика»
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Вопрос 26. Дидактическое учение Я.А. Коменского. Работа Коменского «Ве-ликая дидактика»






Вопросы организации учебного процесса. Коменский о содержании образования, принципах и методах обучения, о нравственном воспитании и дисциплине, требования к учителю. Педагогическая деятельность Я.А. Коменского.

«Великая дидактика». Уже в заголовке книги Коменский определяет ее содержание как «универсальное искусство учить всех всему... кратко, приятно, основательно». В содержание «Великой дидактики» входят не только проблемы образования и обучения, но и нравственного воспитания, дисциплины, требований к учителю и т. д.В «Великой дидактике» педагогика обрела свой предмет, свои принципы, которые составили особую науку, не существовавшую в качестве специального знания.Коменский не пользуется понятием «принципы дидактики». Однако если считать принципами существенные положения, определяющие наиболее общие подходы к достижению целей обучения, то вполне правомерно говорить о разработке Коменским таких принципов. В первую очередь это принципа наглядности обучения. Коменский обосновывает этот принцип гносеологическими положениями, вытекающими из его сенсуалистических взглядов и связанными с философией Ф. Бэкона о том, что источник знаний о мире это наши ощущения. На этой основе Коменский сформулировал золотое правило наглядности: «... все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они будут схватываться несколькими чувствами», – пишет Коменский в «Великой дидактике».Огромная заслуга Коменского состоит в том, что он создал первый в истории человечества иллюстрированный учебник «Видимый мир в картинках» – первый учебник в педагогическом смысле этого слова. Таким образом, наглядность в деятельности Коменского получила воплощение не только в теории, но и в средствах обучения.С принципом наглядности тесно связан у Коменского принцип легкости обучения, который обеспечивает интерес ребенка к учению, желание учиться. В этом понятии «легкость обучения» фактически концентрируются дидактические требования, такие, как доступность, посильность обучения, учет особенностей возраста. Метод обучения, считал Коменский, должен возбуждать у детей радость познания нового, желание спешить в школу, как на игру.Велики заслуги Коменского и в организации школьного дела, во введении в школьную практику классно-урочной системы. Он пишет о недостатках индивидуального обучения,предлагает учиться у солнца, которое «не занимается отдельными предметами... Одними и теми же лучами оно освещает все».Вместе с тем, Коменский считал, что учитель может обучать большое количество учеников, привлекая помощников из числа самих детей- «декурионов».Классно-урочная система, разработанная Коменским, во многом сохранилась в своих основных параметрах в школах многих стран мира, хотя предпринимаются попытки совершенствования или даже отказа от нее.Коменский ввел понятие школьного года с его делением на учебные четверти, предусмотрел каникулы, стремился решить основные вопросы организации, функционирования школы и управления ею.Таким образом, можно утверждать, что Коменский разработал целостную систему дидактики, создал новую дидактику, решающую на определенном уровне социальные, психологические и педагогические проблемы в русле определения целей, содержания, организации, результатов образования. В основу своего метода он ставит принцип природосообразности. Значительное место в учении Коменского занимают проблемы нравственного воспитания. Здесь в полной мере находят свое выражение гуманистические, демократические идеи. Достаточно подробно Коменский рассматривает в своем учении проблему наказаний. Он говорит о воспитательной сущности наказания, его видах, способах применения. И здесь Коменский не всегда последователен, и хотя выступает против средневековой системы наказаний, все же не освобождается полностью от ее влияния. Проблема наказаний занимает большое место в системе воспитания дисциплины, которую Коменский рассматривает как условие успешного обучения и воспитания, как предмет воспитания и его метод (способ). Школа, считает он, это маленькое государство, основу которого составляет порядок, строгое соблюдение законов, требований. «Школа без дисциплины есть мельница без воды», – пишет он. Он связывает дисциплину ученика с особенностями его воли и характера, с такими качествами, как собранность, твердость, решительность. Он называет проступки, когда оправданы физические наказания: это проявление безбожия, выступление против божественных законов, это упорное неповиновение и умышленная злостность, а также высокомерие, тщеславие, лень.

Педагогическая деятельность Я.А. Коменского.В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католических фанатиков, Коменский эмигрировал в Польшу, в город Лешно. Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) (1633-38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания — «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идейпансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.В 40-е гг. опубликовал ряд учебников. В 1650 Коменский был приглашён для организации школ в Венгрии, где попытался частично осуществить свой замысел устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651).Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (лат. De rerum humanarum emendatione culsultatio catholica), в котором дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х гг. 20 в.; полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966 году. Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).

Вопрос 27. В.А. Сухомлинский о целях, задачах и принципах воспитания.

Проблема нравственного воспитания в произведениях Сухомлинского («Развитие гражданина», «Как воспитать настоящего человека»). Вклад В.А.Сухомлинского в развитие теории и практики современного российского образования. Педагогические взгляды В.А.Сухомлинского – основа становления педагогики сотрудничества. Роль гуманистических идей В.А.Сухомлинского в развитии теории и практики личностно - ориентированного образования.Проблема нравственного воспитания в произведениях Сухомлинского («Развитие гражданина», «Как воспитать настоящего человека»).

Приоритет в своей педагогической системе Сухомлинский уделял нравственному воспитанию, которое должно базироваться на чувстве справедливости: «Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю». При этом основным методом считал слово, но не назидательное или подавляющее, а доброжелательное и располагающее. Сухомлинский называл слово «тончайшим прикосновением к сердцу», которое способно сделать человека счастливым и несчастным. Большинство же – школьных конфликтов происходит из-за неумения учителей использовать дар слова или из-за боязни «закрытых» тем, которые при правильном подходе могут дать ребенку нравственные нормы. Несчастный ребенок не может постичь нравственной красоты ни умом, ни сердцем. И наконец, необходимо, по глубокому убеждению В. А. Сухомлинского, чтобы ребенок жил в мире прекрасного, чувствовал, создавал и сохранял красоту в природе и в человеческих взаимоотношениях, потому что духовная жизнь в мире прекрасного рождает потребность быть красивым.

Вклад В.А.Сухомлинского в развитие теории и практики современного российского образования. Творчески используя в своей теории и практике наследие А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский во многом по-новому решал вопросы воспитания и обучения подрастающего поколения, закладывая основы педагогического мышления нового типа. По мнению В.А. Сухомлинского, в основе организационно-педагогической деятельности должно лежать представление об идеале. Воспитатель должен чётко представлять себе конечный результат своей деятельности. Нужно иметь в виду, что педагогическое мировоззрение В.А. Сухомлинского формировалось в лоне коммунистической идеологии, на методологических ориентирах марксистско-ленинской философии, что отразилось и на определении им сущности многих педагогических понятий. С другой стороны, анализ его педагогического наследия позволяет увидеть ростки будущей гуманистической педагогики, в которой утверждается ценность человека, его неповторимого внутреннего мира, его индивидуального развития. Организационно-педагогическая система, разработанная педагогическим мыслителем, выводила учащихся на такой уровень взаимоотношений, который формирует подлинный долг, совесть, сознательность, ответственность, человечность, любовь к людям, гражданственность. В центр образовательной деятельности В.А. Сухомлинский ставит личность ребёнка в её сложной диалектике взаимоотношений с коллективов, меняющимися духовно-нравственными потребностями. Сущность гармонического развития личности В.А. Сухомлинский видит в неразрывной связи трудового, нравственного, эстетического, интеллектуального, физического воспитания. В школьном коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности его членов обеспечивается всестороннее развитие личности, надлежащая подготовка детей и молодёжи к производительному труду, к активному участию в общественной жизни, к защите Родины».В Павлышской школе формой организации разновозрастного коллектива были трудовые отряды и сельскохозяйственные бригады, предметные, технические, краеведческие и другие кружки, объединявшие школьников не по возрасту, а по единству интересов, самодеятельные художественные коллективы, группы по месту жительства, создававшиеся на время школьных каникул. Коллектив, с другой стороны, немыслим без индивидуального развития каждой личности с её особым и неповторимым духовным миром. Подчёркивая определяющую роль социальной среды, В.А. Сухомлинский указывает и на активную роль самой личности, которую она играет и в жизни коллектива, и в формировании собственной сущности.

Высшим нравственным принципом, долгом и обязанностью школьников перед обществом для В.А. Сухомлинского выступал труд. Труд в коллективе - это не только воздействие человека на природу, на окружающий мир, но и взаимодействие сердец, мыслей, убеждений, переживаний. Педагог стремился к тому, чтобы дети видели в труде источник радости,и он вызывал у них глубокие эстетические переживания.

Успех в педагогической деятельности, по выводам В.А. Сухомлинского, зависит от умения руководителей школы создать сплочённый педагогический коллектив и направить его усилия на творческий подход к решению новых задач, которые ставит перед школой жизнь. Теоретическое и практическое наследие В.А. Сухомлинского, поднятые им педагогические проблемы, способы их решения и в настоящее время не потеряли своей актуальности, новизны в той их части, которые созвучны современным методологическим и технологическим подходам гуманистического, личностно - ориентированного воспитания.

Роль гуманистических идей В.А.Сухомлинского в развитии теории и практики личностно - ориентированного образования. Сухомлинский считал слово учителя – важнейшим средством образования. Особенность применяемых им средств проявлялась в осуществлении воспитания через художественные образы в виде бесед, поучений, наставлений и заповедей, обращенных к учителям и ученикам. В целостном виде гуманистические педагогические идеи В.А. Сухомлинского представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967). Они воплощались в следующих принципах:

-доверие и уважение к детской личности;

-превращение учебной деятельности школьников в захватывающий, насыщенный творческими открытиями процесс;

-ограничение влияния коллектива на личность;

-воспитание без наказания;

-признание самоценности и неповторимости каждой отдельной личности;

-воспитание у школьников свободы выбора.

Вопрос 28. Основные идеи педагогической концепции Я. Корчака.Понятие любви к ребёнку и её значимости в воспитательном процессе в произведении «Как любить ребёнка». Роль и задачи воспитателя. Педагогика для детей и взрослых. Воспитание воспитателя ребенком.

Понятие любви к ребёнку и её значимости в воспитательном процессе в произведении «Как любить ребёнка».Мало кто из педагогов говорил о детях строго, как Януш Корчак: "Среди детей столько же плохих людей, сколько и среди взрослых... Все, что творится в грязном мире взрослых, существует и в мире детей". Да, дети бывают настолько неблагодарны порой, вырастают совсем не такими, как нам хотелось бы. "Ни один воспитатель не вырастит из сотни детей сотню идеальных людей", - писал Януш Корчак. И есть лишь одна возможность избежать разрушительного для обеих сторон разочарования: признать право детей на детство. Перестать судить о ребенке только с точки зрения будущего, внушая тем самым, что сейчас он еще - никто. Нельзя мерить детей на взрослый аршин! В основе такого взгляда не умиление детством, а понимание его. Ребенок, в отличие от взрослого, может "солгать, выманить, вынудить, украсть", - пишет Януш Корчак, хотя ему вовсе не нравятся дети, которые лгут, выманивают, вынуждают, крадут. Но он знает, что проступок ребенка - не то, что преступление взрослого, что проступок ребенка по-своему ценен, потому что "в конфликте с совестью и вырабатывается моральная стойкость". Отсюда видим, что главный постулат педагогических систем Януша Корчака - абсолютная ценность детства. Вспыльчивый ребенок, не помня себя, ударил; взрослый, не помня себя, убил. В сфере интеллекта, по меньшей мере, ребёнок не уступает взрослому, но ему не хватает опыта. Он подчёркивал, что надо научить ребёнка и отличать ложь, и ценить правду; не только любить, но и ненавидеть; не только уважать, но и презирать; не только соглашаться, но и возмущаться; не только подчиняться, но и бунтовать. Ребёнок нуждается в свободе, но "мы взрослые, не можем изменить нашу жизнь; воспитанные в неволе, мы не можем дать ребёнку свободу, потому что сами в оковах".

Роль и задачи воспитателя. Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие. В нашем мышлении образы линялые, ветхие, чувства тусклые и словно покрытые пылью. А дети думают сердцем, не умом. Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет более сложного искусства, чем умение с ними говорить. Мы должны говорить коротко и с чувством, не подыскивая слова и выражения, говорить искренне!

Воспитатель может утратить энтузиазм, который возникал в нем самопроизвольно, независимо от чьих либо приказов. Он желал внести новую радостную струю в серую однообразную жизнь детей. А теперь доволен, если отметит для себя «все по старому». Он утрачивает энергию на мелкие проступки смотрит сквозь пальцы, старается меньше замечать, меньше знать - только самое необходимое. Обеспечить детям свободу гармонического развития всех духовных сил, высвободить всю полноту скрытых возможностей, воспитать в уважении к добру, к красоте, к свободе - вот настоящая задача воспитателя. Только делать это надо правильно своим примером, прокладывая детям дорогу своим путем, а не переделывая детей. Позволь детям ошибаться и радостно стремится к исправлению. Советы общения с детьми: не надо говорить детям о том, какими «Я» хочу, чтобы они были, а о том, какими они сами хотят и какими могут быть. Не пытайся обращаться с ним, как с ребенком. Все, только не притворная синтементальность. Разговор должен быть серьезным, деловым, равного с равным. Слово - всегда союзник, не заместитель.

Педагогика для детей и взрослых. Воспитание воспитателя ребенком. Что из того, что воспитательница сдала экзамены на пятерки и помнит, что пишут о детях ученые, если детей не любит; характер человека и его призвание важны, но, быть может, доброта и честность даже важнее. Корчак пишет, что добрый человек-это такой человек, который понимает каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует.

Правило жизни Януша Корчака такое: 1«быть искренним - если я что люблю, говорю - люблю, и баста»;2 «Меня не касается, маленький кто-либо или большой и что говорят про него другие, красив, некрасив, умен, глуп, меня даже не касается хуже или лучше он меня. Для меня человек хорош, если хорошо относится к людям, если не желает и не делает зла, если он добрый». Самое главное воспитатель должен уметь: любого в любом случае целиком простить. Воспитатель не обязан брать на себя ответственность за далекое будущее, но он целиком отвечает за сегодняшний день. Согласно с главным постулатом педагогики: покажи пример, будь образцом, не слова, а дела. Воспитатель не может тягаться с неизвестной наследственностью, ее инстинктами, не может вылечить от шрамов и травм самого раннего детства. Воспитатель только создает условия для выздоровления, много света и тепла, свободы и веселья.

Вопрос 29. К. Д. Ушинский – основоположник русской школы научной педагогики.Педагогическая система К. Д. Ушинского. К. Д. Ушинский о единстве общече-ловеческого и национального в воспитании. Статья Ушинского «О народности в общественном воспитании». К. Д. Ушинский о роли труда в развитии личности. Ушинский об учителе.

Человек как предмет воспитания.Антропологию К.Д. 'Ушинский понимал широко, как совокупность ряда наук: анатомии, физиологии и патологии человека, психологии, логики, истории, филологии, истории воспитания и др., изучающих человека и его деятельность. В этих науках излагаются и систематизируются факты о человеке — предмете воспитания. Особое значение имеют физиология и психология, так как они могут объяснить по возможности те психофизиологические явления, с которыми имеет дело воспитатель.

В «Педагогической антропологии» Ушинский исследовал физиологические стороны организма человека и обусловленные ими психические явления. Этот анализ понадобился ему для того, чтобы в самой человеческой природе отыскать средства и резервы воспитания, которые он считал громадными; иметь возможность влияния на развитие ума, чувств, воли.

К.Д. Ушинский отмечал, что человек, его деятельность настолько многогранны, что никакая наука не в состоянии раскрыть эту проблему полностью, поэтому различные науки изучают отдельные стороны личности и сущности человека. Педагогическая антропология и призвана осуществить эту задачу целостного рассмотрения человека, так как педагогическая деятельность требует многосторонних знаний о предмете воспитания. С позиций антропологии К.Д. Ушинский решал вопрос о роли наследственности, общественной среды и воспитания в развитии человека. И здесь, используя целостный подход, он утверждает, что все эти три составляющих одинаково значимы, их учет необходим педагогу в практической деятельности. Наследственность, как замечает Ушинский, еще мало изучена, но очевидно, что воспитанников отличают друг от друга наклонности, физические особенности, каждый из них индивидуален. Педагогу следует помнить, что у ребенка нет ни врожденных пороков, ни добродетелей, но он несет в себе задатки наклонностей.

Вместе с наследственными данными в образовании человеческого характера громадно влияние «внешних впечатлений», что открывает обширное поле деятельности для воспитания. Человек становится тем, кем он есть, благодаря влиянию всей жизни в самом широком смысле слова.

Воспитание играет тогда большую роль, когда отвечает интересам развития общества, служит им. «Не педагогика и не педагоги, но сам народ и его великие люди прокладывают дорогу в будущее.Ушинский советует педагогам тщательно изучать своих воспитанников, их физическую и душевную природу, обстоятельства их жизни.

Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью; во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти...Стержневая идея Ушинского — необходимость для педагога знания предмета воспитания — человека во всех отношениях остается остроактуальной и сегодня. Более того, эта идея лежит в основе профессионально-педагогического образования в наши дни, определяя его направление и содержание.

Понятие народности. Ушинский был первым общественным деятелем, который, подняв проблему народности в воспитании, дал ей глубокое и убедительное теоретическое обоснование и реальное воплощение в практике. При этом народность в трактовке Ушинского не означала ни самозамкнутости и изолированности от чужих культур (славянофильство), ни механического перенесения к себе чужих достижений (западничество).

К.Д. Ушинский предложил свой взгляд на сущность воспитания и образования, обосновав его идеей народности. Основные ее положения сводятся к следующему.

— Единой для всех системы воспитания не существует, у каждого народа своя особенная национальная система воспитания. Даже у европейских народов, несмотря на единый когда-то фундамент образования, общие его истоки, имеется «своя особенная национальная система воспитания, своя особая цель и свои особые средства к достижению этой цели». «Под именем воспитания заключаются у каждого народа различные понятия».

— «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...». Чувство народности является самым прочным среди других. Человек может забыть имя своей родины, но сохранить в себе черты своего народа. Так глубоко вкоренился элемент народности в человеке.

— Каждый народ имеет свой идеал человека, который определяется его общественной жизнью и развивается вместе с ним. Этот идеал народа соответствует его характеру, определяется прошлым народа, его историей, которую он сам творил, и условиями общественной жизни; он воплощается в воспитании.

— Драгоценным наследием для всех является опыт воспитания у других народов. Но как нельзя устроить жизнь по образцу другого народа, как бы заманчив и хорош он ни был, так же невозможно и воспитывать по чужой педагогической системе. Заимствуя безоглядно чужие идеи, «мы переносим только их мертвую форму, их безжизненный труп, а не их живое и оживляющее содержание».

— Народность является общей закономерностью воспитания у любого народа, определяет цели воспитания и содержание педагогических идей. Если воспитание хочет быть действенным, оно должно быть народным.

— Не следует смешивать науку, которая является общей для всех народов, с воспитанием.

— Необходимо развитие общественного мнения, общественной инициативы в деле воспитания; успешное решение проблем национального воспитания возможно тогда, когда они станут семейными вопросами для каждого члена общества.

«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа», — писал он. Только народная школа может разбудить потребности самых широких масс в знаниях.

Решая вопрос о школах для народа, необходимо научиться понимать народ, сродниться с ним, помогая ему прокладывать исторические пути.

«Не забудем, что если мы многому хотим учить простой народ, то есть многое, чему мы сами от него набились. Ведь это народ создал язык, глубины которого не измерить, создал поэзию, именно народные источники создали всю литературу,...этот простой народ, наконец, создал и эту великую державу, под сенью которой мы живем»4. Тот, кто знает историю России, поймет, что народное образование следует вручить самому народу. А администрация и высшие слои общества могут содействовать этому делу убеждением, разъяснением, материальной и интеллектуальной помощью, а не принуждением, запрещением, регламентациями, которые больше всего в ходу.

Однако К.Д. Ушинский понимал и то, что простой народ забит, невежествен, беден и безграмотен в своей массе, по этой причине многие крестьяне не видят и нужды в школах: «...Тяжелая бедность, перебивающаяся изо дня в день, не позволяет еще и подумать о школе. Государству не нужно жалеть средств на народную школу, это окупится с лихвой для отечества. Ведь хорошо поставленное народное образование развивает и поддерживает разумную предприимчивость и трудолюбие, укрепляет нравственность.

Ушинский твердо верил, что развитие любого государства зависит от степени образования народа, а оно, в свою очередь, влияет и на «образ правления государства». Если бы организовать экзамен, пишет Ушинский, профессорам, литераторам и всем тем, кто получил университетское образование по части знания России, то результаты были бы плачевны.

Родное слово — это удивительный педагог, оно объясняет ребенку «природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик.

Такая горячая защита Ушинским родного слова была вызвана тем, что к живому народному языку пренебрежительно относились не только в гимназии; и в народной школе он был представлен бедно, здесь учили правилам чтения, письма, религии, счету, но не открывали богатств родного слова.

Идея народности в воспитании еще при жизни КД Ушинского приобрела большую общественную поддержку.

Преобразование народной школы.Характеризуя К.Д. Ушинского как реформатора школы, подчеркнем прежде всего его деятельность в области начальной школы.

Народная начальная школа до середины XIX в. продолжала обучать по старинке: ученики механически зазубривали «аз, буки, веди...», мучительно складывая из букв слова, читали Часослов; через содержание учебных пособий проводились идеи самодержавия и православия. «Детский мир. Хрестоматия» и «Родное слово» К.Д. Ушинского — учебные книги нового типа, ставшие на десятилетия эталоном подобных пособий.

Новаторство автора этих книг состояло в следующем:

— постановка и реализация развивающей цели обучения;

— подбор для ее достижения соответствующего содержания;

— решение задач воспитания;

— разработка методов общего развития детей при обучении родному языку.

Теоретическая идея, положенная в основу учебных книг, заключалась в том, чтобы реализовать в процессе обучения идею развития в единстве речи и мышления, развития мышления с опорой на чувственный опыт ребенка, осуществление через преподавание родного языка умственного и нравственного воспитания.

В книгах «Родного слова» около 130 самых разнообразных текстов написаны самим Ушинским. Через небольшие описания природы и путешествий, рассказы о природе, животных и растениях («Четыре желания», «История одной яблоньки») он знакомил детей с родной страной.

Ушинский умел заинтересовать маленьких читателей самыми обыкновенными предметами и явлениями, большое внимание уделял статьям познавательного характера.

Перед изучением родного языка поставлены три задачи, решаемые одновременно:

— развитие дара слова;

— созидательное обладание сокровищами родного языка;

— усвоение логики языка.

К.Д. Ушинский был первым, кто заявил, что упражнения ребенка в языке — необходимое условие развития. Это различные устные и письменные работы, которые должны быть по возможности самостоятельными, систематическими и логическими. Введение ребенка в родной язык означает введение его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, ведь природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражены в слове. Ушинский придал начальному обучению совершенно иное направление, включив методы активной работы: анализ и синтез, наблюдения и обобщения. Им был введен и новый метод обучения грамоте — звуковой анахитико-синтетический (используется в современной школе).

Активная учебная деятельность ребенка способствует его умственному, нравственному и эстетическому развитию, и важно научиться, призывал Ушинский, управлять ею, учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

«Книга для учащих» была первой объемной работой в России по дидактике первоначального обучения, заложившей ее основы и получившей претворение в практике начальной школы. В ней четко, ясно, предельно конкретно представлены задачи и методы обучения, даны главнейшие педагогические правила. Особая ценность этой работы Ушинского состоит и в освещении в ней задач воспитания, взаимоотношений наставника и ученика. Благодаря книгам К.Д. Ушинского народная школа стала преображаться: в нее вошло новое содержание обучения, стали использоваться новые педагогические методы и приемы, рекомендованные их автором. Особенно тепло были встречены книги общественными деятелями, с энтузиазмом занимавшимися земскими училищами.

Цели, содержание, методы школьного обучения. Считалось, что в процессе овладения школьными предметами у ученика необходимо развивать наблюдательность, умение анализировать факты, строить умозаключения. Это, безусловно, важная цель образования, но недостаточная. Воображение, фантазия, способность к самостоятельному приобретению знаний не менее важны для человека и также должны развиваться при обучении. Отсюда и одной из целей образования, как ее понимает Ушинский, можно назвать развитие мышления, общих умственных способностей человека, выступающее как развитие их многочисленных составляющих. Наряду с умственным развитием школа призвана помочь в развитии памяти, воли и других психических свойств личности ученика.

Но потенциальные педагогические возможности учебных дисциплин различны, и воздействие их на учеников будет либо ничтожно и малопригодно для жизни, либо оптимально. Поэтому, решая задачу подготовки для жизни новых поколений, школе необходимо отобрать такое содержание обучения, при котором будет возможным осуществить главные цели обучения.

— развитие психики ученика, в том числе умственных способностей;

— подготовка ученика к настоящей и будущей жизни;

— развитие мировоззрения и нравственных убеждений.

Вопрос о подготовке к жизни Ушинский рассматривает широко, включая в него такие аспекты, как обогащение учеников необходимыми знаниями и развитие личностных качеств детей: воли, характера, трудолюбия.

Материалами, необходимыми для такого развития обладают родной язык, география, история отечества, естествознание, математика, литература, т.е. те дисциплины, которым придавали меньше всего значения в школе в те годы. Имеется целый ряд наук, которые не могут быть приложимы к практике, но их ценность безусловна, так как они развивают те общечеловеческие качества личности, которые важны для каждого. К.Д. Ушинский приводит в пример историю, знание которой помогает человеку уяснить ход исторического процесса человеческого общества, извлечь из нее нравственные уроки; она может подействовать на характер и образ мыслей человека, отразиться в его поступках.

При отборе содержания школьных дисциплин необходимо руководствоваться выбором тех, которые развивают мировоззрение и действуют «не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека». Знания, сообщаемые науками, должны выстроиться в «светлый и обширный взгляд на мир», а каждый ученик в соответствии со своим возрастом — иметь «округленное миросозерцание». Особую роль в этом процессе выполняют науки гуманитарные, которые помогают ученику осознать назначение человеческой жизни и деятельности.

Учебный труд. Задача школы состоит не только в передаче знаний и развитии мышления, она должна вызвать у ученика «жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». Человек имеет врожденную способность — потребность в труде. Но уже в детстве, в силу разных обстоятельств, эта потребность может либо развиваться, либо погаснуть.

1. Не учить ученика, а только помогать ему учиться. На долю ученика необходимо оставить столько труда, сколько он в состоянии одолеть, а наставнику следует помочь с освоением учебного предмета, дать возможность испытать наслаждение от своего труда.

2. Не надрывать сил ребенка в умственной работе. Но и не давать им засыпать. Умственный труд тяжел, мечтать — легко и приятно, думать же трудно. Ученик готов лучше часами сидеть без мысли над одной и той же страницей или вызубрить ее, чем подумать серьезно хотя бы несколько минут. Значит, надо приучать его к умственному труду.

3. Приучать к труду постепенно. Для того чтобы ученик был способен легко и без вреда для здоровья выносить умственный труд, нужно действовать осторожно, понемногу увеличивать нагрузку, приучая его к умственным усилиям. Вместе с привычкой к труду появится и любовь к нему, и жажда труда.

4. Менять виды трудовой деятельности. Отдых от умственного труда состоит вовсе не в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело. Физический труд является приятным после труда умственного; поэтому уборка классных комнат, занятия в саду и огороде, токарным мастерством, переплетом книг и т.д. принесет как материальную пользу, так и послужит отдыхом. В детском возрасте такой переменой деятельности является игра.

В целом же можно сделать заключение, что педагогика в понимании К.Д. Ушинского — это наука о законах развития человека и способах его воспитания на основе этих законов.Призывая педагогов изучать педагогическую теорию, Ушинский предостерегал от стремления педагогов получить готовый рецепт воспитания. Нельзя ограничиться изучением педагогических рекомендаций, так же как и знаниями, вынесенными только из опыта, так как «одна педагогическая практика без теории — то же, что знахарство в медицине.Одной из важнейших сторон воспитания Ушинским признано нравственное, в аспекте которого рассматривается и трудовое воспитание.

Насколько жизненными и животрепещущими были открытия Ушинского в педагогике, можно видеть и по огромному числу его последователей, соратников, учителей народных школ, сразу принявших его идеи и воплощавших их в жизнь. Трудно найти деятеля народного образования в XIX — начале XX в., который не испытал бы на себе влияния идей К.Д. Ушинского.

К.Д. Ушинский стал живым воплощением лучших черт отечественной интеллигенции своего времени; он стал гордостью отечественной культуры и педагогики и остался ею.

Вопрос 30. Педагогическая деятельность и воспитательная система А. С. Макаренко.Учение А. С. Макаренко о коллективе (организация, законы деятельности, условия создания по работе «Педагогическая поэма»). А. С. Макаренко о нравственном и эстетическом воспитании, воспитании детей в семье.

Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования. Воспитание в коллективе и через коллектив — это центральная идея его педагогической системы, красной нитью проходящая через всю педагогическую деятельность и все его педагогические высказывания. Под коллективом Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижен







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 2508. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия