Студопедия — РУССКИЙ ЯЗЫК: ГРАМОТНОЕ НАПИСАНИЕ ТЕКСТА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

РУССКИЙ ЯЗЫК: ГРАМОТНОЕ НАПИСАНИЕ ТЕКСТА






“Твоё лицо – отрОжение души!..”
Из любовного письма дочери

Мой Иван был блестящим теоретиком русского языка. Всегда пятёрки по правилам. Но построим графики его оценок по теории – и за диктанты. Ага: графики идут в разнос. Ясно: наш язык так же слаб до знаний и беспомощен перед умениями!

Я точно знаю, что грамотно пишу не потому, что выучил все правила.
Попробуем для начала определить, что же такое грамотность, и как она создаётся. А для этого надо ухитриться абстрагироваться от программы и учебников. Мне это удалось. Вот что получилось.

Чтобы правильно писать что-то, вовсе не обязательно знать, почему оно пишется именно так. Надо просто уметь его писать. Всё.

Слово просто слышится или видится в уме. Это – способность, умение. И это – банк памяти внутреннего компьютера. Способность развивается. Банк заполняется тренировкой. Вызубривание правил не даёт ни того, ни другого. Это как музыкальный слух: ты просто слышишь музыку в уме. Пока не слышишь - никакая теория не спасёт, хоть вызубри все гармонии и докторскую защити!

Значит, чтобы создать грамотность, нужно а) развивать внутреннее слышание слов (предложений), б) просто очень много – гораздо больше, чем принято в школе - писать и читать. До результата. Грамотность – тот же теннис или этюд Паганини.

Изучение правил – вспомогательная процедура. Правила имеют смысл только тогда, когда облегчают и упрощают наработку языковых навыков. Больше они ни для чего не нужны. В этом ключе их и стоит пересмотреть. Думаю, останется немного.

Могу предложить классный способ, развивающий внутреннее слышание. Его суть - опосредованное слушание. Я увлекался им после Щетинина, когда заглядывал в словарь древнерусского языка. Если не ошибаюсь, и в адлерской школе РО делали нечто подобное.

Берём слово, в котором сделана ошибка (или просто любое слово), и всей толпой подбираем к нему как можно больше родственных слов. Пусть даже - седьмая вода на киселе. Вокруг слова образуется солнышко других слов – “детей”. Вокруг многих из них – свои солнышки, “внуки”. Некоторые внуки обрастают “правнуками”. Внуки и правнуки могут оказаться настолько далёкими, что никогда бы не подумал! Например: смердеть – смрад – смород - смородина; тыл – затылок – подзатыльник; зрить – зрачок – озирать – озеро; дышать – дыхнуть – вдохнуть - вдох – дух – ух! – ухабы… и т.д.

Слово здесь прослушивается через родственные слова. Становится виден весь мир слова, вырисовывается его генеалогия, эволюция, судьба, место в языке. Слово делается рельефным, массивным, становится частью общего образа. Когда пришёл к “озеру” через “озирать” - так его и запомнишь: как ощущение простора, водной глади, которую озираешь – именно озираешь, свободно скользя взглядом и поворачивая голову! И уже никогда не забудешь, что в “озере” - “е”, а не “и”: память просто отмечает момент отличия. И дело уже не в “озере”: запоминается не просто слово – запоминается весь образ, а это – целый блок слов!

Кстати, это наталкивает на мысль, что ошибки – следствие непрояснённости, пропущенности слов. Интересно это проверить.

Я решил, что подтянуть грамотность проще всего, пиша (пися?) диктанты до результата. По сему поводу – два вывода.

1. Судя по всему, не так важно, с чего пишется текст: из головы, на слух или переписывается с книжки. В любом случае учебным продуктом будет безукоризненное написание текста за один раз. Если слово пропущено (то есть пишется с ошибкой), оно неверно пишется и с книжки. Действительно, переписывая, ребята часто делают те же ошибки, что и в диктанте! Это подтверждает мою гипотезу: очевидно, слово пишется так, как слышится в уме.

2. Диктант, ещё более, чем задачи, принято давать только для проверки. Процедура диктанта стандартна. Учим правила, потом пишем на слух. Естественно, ошибаемся. Ошибки подчёркивают и ставят трояк. Потом на уроке – “работа над ошибками”: в лучшем случае говорят, как правильно писать.

Бейте меня – я не вижу здесь и намёка на обучение. Тренировки – ноль. Значит, и навыка – ноль. Ну, и что же мы проверяем с помощью диктанта, коллеги? Явно что-то своё, сокровенное…

Вывод опять “парадоксальный”: прежде, чем давать диктант на проверку, нужно научить ребят грамотно писать именно этот текст! Хотя кому в этом случае нужна проверка? Диктант – не проверка, а чисто тренировочное упражнение.

Вот как мы писали диктанты.

1. Ребята слушают текст трижды, потом прочитывают сами его дважды, отмечая и запоминая по возможности трудные слова.

2. Первое написание на слух. Диктую обязательно обычной разговорной речью: внутреннее слышание должно быть сопоставлено в уме с обычным произношением – и должно стать независимым от него. Подсказывать диктовкой не приходится: всё равно работаем до результата!

3. Прочитав фразу не меньше трёх раз, киваю: можно писать. Если фраза длинная – читаю ещё. Надо, чтобы ребята не переспрашивали через каждые три слова. Наша практика додиктовывать во время письма – это новые ошибки и пробелы: голос учителя перебивает, заставляет отвлекаться – и в это время слова пропускаются! А то ещё объяснять что-то начинаем. Попробуйте включить новости и писать что-то важное. Именно в таких условиях пишут диктанты наши ученики!
Посему, диктовку и письмо строго разделяем во времени. Конечно, если забыл, можно переспросить, но это не поощряется.

4. Написав фразу, ученик тут же проверяет её и исправляет по возможности ошибки. На это даётся время. Важнейший момент! Именно тут создаётся навык видеть написанное – вырабатывается коммуникация, связь между написанным и воспринятым. Возможно, это главный навык грамотности. Похоже, в музыке это именно так.

5. Закончив работать над фразой, человечек стучит ладошкой по столу: “готово”. Дождавшись последнего стука, брякаю по столу я: “внимание, диктую! ”. Сигнал необходим – иначе не успеют услышать первую диктовку: мало ли о чём думают. Учителя чувствуют это, но реагируют парадоксально: “Маша, внимание сюда! Витя, о чём ты думаешь? Тихо всем!” и т.д. и т.п. Естественно, этот словесный мусор увеличивает число ошибок.

6. Текст закончен. Теперь я его проверяю, и мы выполняем работу над ошибками.

7. РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. Для чего она нужна? Чтобы ошибок больше никогда не было!

Словарные слова просто, не мудрствуя, выписываются по 20-30 раз подряд, желательно - склоняя или спрягая. Проверяемые слова также многократно пишутся, но вместе с “родственниками”, в которых слышен нужный звук. При этом создаётся масса. Пример: раск а лённый (10 раз), накАл – закАлка – накАливать – к а лина (по 3 раза) – масса: оранжево-красный раскалённый металл, красные ягоды калиныраск а лённый (10 раз). Мы просто стираем ошибку – и всё.

Пунктуационные ошибки стираются также тренировкой. Это делается в два приёма. 1. Сначала ребята определяют, почему тут должна быть запятая (или её быть не должно). Если не могут сами – то с моей помощью. Я не требую теории: знание правил само придёт из практики! В общем, мы находим однородные члены, обороты, разные основы, подчинённые предложения и пр. Но это – только начало. 2. Теперь ты знаешь, почему тут нужна запятая: причастный оборот. Вот и придумай 5-7 предложений такого же типа – с таким же оборотом. Напиши их. Выдели, подчеркни этот оборот. Запятые ставь пожирнее. А теперь прочти мне их так, чтобы все услышали этот оборот. Выдели интонацией – услышь! Что-то неуверенно. Ну-ка, придумай ещё пять – и прочти “с запятыми”. Ага, чувствуешь? Вот теперь ты понял!

Думаете, это всё? Пардон, а как же учебный продукт?..

8. Вторая диктовка. Всё так же, как и в первый раз: стучим ладошками по столу. Обычно ошибок меньше в 5-7 раз, но остаётся одна-две. Вот они, самые упрямые, невидимые, неслышимые, непонятые слова! Делаем над ними особо тщательную разборку и стирание.

9. И диктуем в третий раз. Ага: ни одной ошибки. Вот это – РЕЗУЛЬТАТ ДИКТАНТА. Всё, молодцы! Получите зарплату.

Сколько раз нужно диктовать? ДО РЕЗУЛЬТАТА. Но если получается больше трёх, значит, нарушена постепенность - не тянут ребята! Нужно срочно упрощать тексты и вдвое уменьшать объём.

Пишется диктант каждый день. Если тексты брать из одной книги, уже через две недели количество ошибок в первой диктовке уменьшается вдвое-втрое! То есть грамотность повышается реально. Значит, именно такой диктант и является обучением.

Теперь напрягите воображение. Пожалуйста, представьте себе человечка, который работал, сопел - но получил этот результат. Ни одной ошибки. Несколько открытий. “Получилось!” И тут же представьте человечка, которому простили две-три ошибки - и не дали третью диктовку. Посадите их рядом и посмотрите, кто какими глазами будет на кого смотреть. Видите?! А теперь посадите рядом с ними вашего, у которого очередной трояк за диктант… Это – ответ на вопрос, нужно ли так “зверствовать”.

Нет, братцы-развиватели, это НЕ НАТАСКИВАНИЕ. Натаскивание – это бездумное, механическое повторение. Топтание поверх пропущенных слов и навыков. Имитация овладения предметом. Оно не создаёт способность – оно создаёт роботов. Натаскивание и грамотная тренировка – совершенно разные вещи!

Можно сказать определённо: грамотность зависит не от количества диктантов. Он зависит от количества диктантов, доведённых до результата. Никогда не добиваясь грамотности написания, как продукта – на что надеетесь вы, коллега?..

Можно добавить: вряд ли стоит писать сочинение на тему, пока грамотность по этой теме не достаточно наработана. Ребята будут отвлекаться на грамотность, напрягаться по поводу запятых и каждого пятого слова – до сочинительства ли тут?! Напишите хотя бы пять-семь диктантов по “Недорослю” - тогда и сочинение по Фонвизину покатит, как по маслу. Классный, естественный метод – нарабатывать русский через литературу. Продаю бесплатно. Действительно, кто додумался разъединять эти предметы? Они же – одно целое, один просто дополняет другой. И мы не используем их явную взаимную созидательность! Симптом-с. Вот до чего можно дойти в школьной рутине…

Домашнее задание: подумайте-ка сами о том, что есмь результативное сочинение. Даю намёк: сочинение – это как задача в математике. Его смысл вовсе не в грамотности текста! Грамотность – только обслуживающий инструмент, операционный навык – как навык вычислений.

Это показательно. Как видим, в каждом предмете есть операционные навыки - и навыки смысловые, интеллектуальные. Без первых невозможны вторые, но операции – всего лишь обслуга для интеллекта. Если чётко различать и правильно оценивать эти аспекты, обучение видится на порядок яснее. Например, становится видно: в истории, географии, биологии, в большей части химии, физики и литературы операционные навыки практически отсутствуют. Значит, нужно или их туда привнести, или заменить обучение приобщением – а это совершенно другое занятие.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 484. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия