Студопедия — СТЕК И ФУНКЦИИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СТЕК И ФУНКЦИИ






 

 

Будем рассматривать каждый ВЫЗОВ функции как помещение в специальный стек

большого "блока информации", включающего в частности

АРГУМЕНТЫ И ЛОКАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ вызываемой функции.

 

Оператор return из вызванной функции выталкивает со стека ВЕСЬ такой блок.

 

В качестве примера рассмотрим такую программу:

 

int x = 7; /* глобальная */

int v = 333; /* глобальная */

 

int factorial(int n){

int w; /* лишняя переменная, только для демонстрационных целей */

 

w = n;

 

if(n == 1) return 1; /* #a */

else return n * factorial(n-1); /* #b */

}

void func(){

int x; /* func::x */

 

x = 777; /* #c */

printf("Вызвана функция func()\n");

}

void main(){

int y = 12; /* main::y */

int z;

 

/* A */

z = factorial(3); /* B */

printf("z=%d\n", z);

 

func(); /* C */

}

 

Выполнение программы начнется с вызова функции main().

В точке /* A */

 

| в з г л я д |

V V

 

--------+ +--------

|=======================|

| z = мусор |

| y = 12 | +------+---------+

|main() | |x = 7 | v = 333 |

+-----------------------+-----------+------+---------+-----

СТЕК ВЫЗОВОВ ФУНКЦИЙ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ

 

 

В каждый данный момент видимы переменные, которые находятся

a) на вершине (и только) стека вызовов функций.

b) и незаслоненные ими глобальные переменные.

В данном случае мы смотрим "сверху" и видим:

 

main::z, main::y,::x,::v

 

 

В точке /* B */ мы вызываем factorial(3).

 

 

--------+ +--------

|=======================|

| w = мусор |

| n = 3 |

|factorial(3) |

|=======================|

| +-|---> текущий оператор z = factorial(3);

| z = мусор |

| y = 12 | +------+---------+

|main() | |x = 7 | v = 333 |

+-----------------------+-----------+------+---------+-----

СТЕК ВЫЗОВОВ ФУНКЦИЙ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ

 

При новом взгляде видимы:

factorial(3)::w, factorial(3)::n,::x,::v

 

Стали невидимы:

main::z, main::y

 

Строка "текущий оператор..." указывает место, с которого надо возобновить

выполнение функции, когда мы вернемся в нее.

 

Когда выполнение программы в функции factorial(3) дойдет до точки

/* #b */ будет выполняться return 3 * factorial(2).

В итоге будет вызвана функция factorial(2).

 

--------+ +--------

|=======================|

| w = мусор |

| n = 2 |

|factorial(2) |

|=======================|

| +-|---> текущий оператор return 3 * factorial(2);

| w = 3 |

| n = 3 |

|factorial(3) |

|=======================|

| +-|---> текущий оператор z = factorial(3);

| z = мусор |

| y = 12 | +------+---------+

|main() | |x = 7 | v = 333 |

+-----------------------+-----------+------+---------+-----

СТЕК ВЫЗОВОВ ФУНКЦИЙ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ

 

 

 

Когда выполнение программы в функции factorial(2) дойдет до точки

/* #b */ будет выполняться return 2 * factorial(1).

В итоге будет вызвана функция factorial(1).

 

--------+ +--------

|=======================|

| w = мусор |

| n = 1 |

|factorial(1) |

|=======================|

| +-|---> текущий оператор return 2 * factorial(1);

| w = 2 |

| n = 2 |

|factorial(2) |

|=======================|

| +-|---> текущий оператор return 3 * factorial(2);

| w = 3 |

| n = 3 |

|factorial(3) |

|=======================|

| +-|---> текущий оператор z = factorial(3);

| z = мусор |

| y = 12 | +------+---------+

|main() | |x = 7 | v = 333 |

+-----------------------+-----------+------+---------+-----

СТЕК ВЫЗОВОВ ФУНКЦИЙ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ

 

 

Затем в factorial(1) выполнение программы дойдет до точки /* #a */

и будет производиться return 1.

 

При return вычеркивается ОДИН блок информации со стека вызовов функций,

и возобновляется выполнение "текущего оператора" в функции,

ставшей НОВОЙ вершиной стека вызовов.

Заметьте, что в данной ситуации вызванные функции factorial(m) еще не завершились.

В них еще ЕСТЬ что сделать: вычислить выражение в return,

и собственно выполнить сам return. Вычисления будут продолжены.

 

--------+ +--------

|=======================|

| +-|---> текущий оператор return 1;

| w = 1 |

| n = 1 |

|factorial(1) |

|=======================|

| +-|---> текущий оператор return 2 * factorial(1);

| w = 2 |

| n = 2 |

|factorial(2) |

|=======================|

| +-|---> текущий оператор return 3 * factorial(2);

| w = 3 |

| n = 3 |

|factorial(3) |

|=======================|

| +-|---> текущий оператор z = factorial(3);

| z = мусор |

| y = 12 | +------+---------+

|main() | |x = 7 | v = 333 |

+-----------------------+-----------+------+---------+-----

СТЕК ВЫЗОВОВ ФУНКЦИЙ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ

 

 

Начинается выталкивание функций со стека и выполнение операторов return;

 

--------+ +--------

|=======================|

| +-|---> текущий оператор return 2 * 1;

| w = 2 |

| n = 2 |

|factorial(2) |

|=======================|

| +-|---> текущий оператор return 3 * factorial(2);

| w = 3 |

| n = 3 |

|factorial(3) |

|=======================|

| +-|---> текущий оператор z = factorial(3);

| z = мусор |

| y = 12 | +------+---------+

|main() | |x = 7 | v = 333 |

+-----------------------+-----------+------+---------+-----

СТЕК ВЫЗОВОВ ФУНКЦИЙ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ

 

 

--------+ +--------

|=======================|

| +-|---> текущий оператор return 3 * 2;

| w = 3 |

| n = 3 |

|factorial(3) |

|=======================|

| +-|---> текущий оператор z = factorial(3);

| z = мусор |

| y = 12 | +------+---------+

|main() | |x = 7 | v = 333 |

+-----------------------+-----------+------+---------+-----

СТЕК ВЫЗОВОВ ФУНКЦИЙ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ

 

 

--------+ +--------

|=======================|

| +-|---> текущий оператор z = 6;

| z = мусор |

| y = 12 | +------+---------+

|main() | |x = 7 | v = 333 |

+-----------------------+-----------+------+---------+-----

СТЕК ВЫЗОВОВ ФУНКЦИЙ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ

 

 

--------+ +--------

|=======================|

| z = 6 |

| y = 12 | +------+---------+

|main() | |x = 7 | v = 333 |

+-----------------------+-----------+------+---------+-----

СТЕК ВЫЗОВОВ ФУНКЦИЙ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ

 

 

Наконец, в точке /* C */ будет вызвана функция func().

Рассмотрим точку /* #c */ в ней.

 

--------+ +--------

|=======================|

| x = 777; |

|func(); |

|=======================|

| +-|---> текущий оператор func();

| z = 6 |

| y = 12 | +------+---------+

|main() | |x = 7 | v = 333 |

+-----------------------+-----------+------+---------+-----

СТЕК ВЫЗОВОВ ФУНКЦИЙ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ

 

 

В данном месте нас интересует - какие переменные видимы?

Видимы:

func::x = 777

::v = 333

 

И все.

::x заслонен локальной переменной.

main::y, main::z невидимы, так как находятся

не на вершине стека вызовов функций

 

Многие функции более естественно выражаются через рекурсию.

Хотя, часто это приводит к излишним вычислениям по сравнению с итерациями

(то есть циклами). Вот пример - числа Фибоначчи.

 

int fibonacci(int n){

if(n==1 || n==2) return 1;

 

/* else */

 

return fibonacci(n-1) + fibonacci(n-2);

}

void main(){

printf("20ое число Фибоначчи равно %d\n", fibonacci(20));

}

 

Поскольку тут отсутствует массив для запоминания промежуточных

результатов, то этот массив на самом деле неявно моделируется

в виде локальных переменных внутри стека вызовов функций.

Однако этот способ плох - в нем слишком много повторяющихся

действий. Добавим оператор печати - и посчитаем, сколько раз

была вызвана fibonacci(1)?

 

int called = 0;

 

int fibonacci(int n){

if(n==1){

called++;

return 1;

 

} else if(n==2)

return 1;

 

return fibonacci(n-1) + fibonacci(n-2);

}

void main(){

printf("20ое число Фибоначчи равно %d\n", fibonacci(20));

printf("fibonacci(1) была вызвана %d раз\n", called);

}

 

Она была вызвана... 2584 раза!

C

 

/* Рисуем хитрую геометрическую фигуру */

#include

 

const int LINES = 15;

 

void draw(int nspaces, int nstars, char symbol){

int i;

 

for(i=0; i < nspaces; i++)

putchar(' ');

for(i=0; i < nstars; i++)

putchar(symbol);

}

 

void main(){

int nline, nsym;

char symbols[3]; /* Массив из трех букв */

 

symbols[0] = '\\';

symbols[1] = 'o';

symbols[2] = '*';

 

for(nline=0; nline < LINES; nline++){

for(nsym = 0; nsym < 3; nsym++)

draw(nline, nline, symbols[nsym]);

 

/* Переход на новую строку вынесен

из функции в главный цикл */

putchar('\n');

}

}

C

 

/* Задача:

нарисовать таблицу вида

 

кот кот кот кошка кошка кот

кот кот кошка кошка кот...

 

Где идет последовательность

кот, кот, кот, кошка, кошка...

повторяющаяся много раз и располагаемая по 6 зверей в строку.

*/

 

#include /* магическая строка */

 

/* Объявление глобальных переменных.

В данном случае - констант.

*/

 

int TOMCATS = 3; /* три кота */

int CATS = 2; /* две кошки */

int ANIMALS_PER_LINE = 6; /* шесть зверей в каждой строке */

int LINES = 25; /* число выводимых строк */

 

/* и нам понадобится еще одна переменная - общее число зверей.

Ее мы вычислим через уже заданные, поэтому тут мы ее объявим...

но вычислить что-либо можно только внутри функции.

В нашем случае - в функции main().

*/

int ANIMALS; /* общее число зверей */

 

int nth_in_line = 0; /* номер зверя в текущей строке */

/* Эта переменная не может быть локальной в функции, так как

* тогда она уничтожится при выходе из функции. Нам же необходимо,

* чтобы ее значение сохранялось. Поэтому переменная - глобальная.

*/

 

/* Функция, которая считает число зверей в одной строке

и либо переводит строку, либо переводит печать в

следующую колонку (табуляцией).

*/

void checkIfWeHaveToBreakLine(){

nth_in_line++; /* текущий номер зверя в строке (с единицы) */

 

if(nth_in_line == ANIMALS_PER_LINE){

/* Если строка заполнена зверьми... */

putchar('\n'); /* новая строка */

nth_in_line = 0; /* в новой строке нет зверей */

} else {

putchar('\t'); /* в следующую колонку */

}

}

 

void main(){

int nanimal; /* номер зверя */

int i; /* счетчик */

 

ANIMALS = ANIMALS_PER_LINE * LINES;

nanimal = 0;

 

while(nanimal < ANIMALS){

 

for(i=0; i < TOMCATS; i++){

/* Оператор printf() выводит СТРОКУ СИМВОЛОВ.

СТРОКА заключается в двойные кавычки

(не путать с одиночными для putchar().

*/

printf("кот");

nanimal++; /* посчитать еще одного зверя */

 

/* и проверить - не надо ли перейти на новую строку? */

checkIfWeHaveToBreakLine();

}

for(i=0; i < CATS; i++){

printf("кошка");

nanimal++; /* посчитать еще одного зверя */

 

/* и проверить - не надо ли перейти на новую строку? */

checkIfWeHaveToBreakLine();

}

}

/* putchar('\n'); */

}

C

 

/*

Та же задача, но еще надо печатать номер каждого зверя.

Ограничимся пятью строками.

*/

 

#include /* магическая строка */

 

int TOMCATS = 3; /* три кота */

int CATS = 2; /* две кошки */

int ANIMALS_PER_LINE = 6; /* шесть зверей в каждой строке */

int LINES = 5; /* число выводимых строк */

int ANIMALS; /* общее число зверей */

 

int nth_in_line = 0; /* номер зверя в текущей строке */

 

void checkIfWeHaveToBreakLine(){

nth_in_line++;

 

if(nth_in_line == ANIMALS_PER_LINE){

putchar('\n');

nth_in_line = 0;

} else

printf("\t\t"); /* @ */

 

/* Одинокий оператор может обойтись без {...} вокруг него */

}

 

void main(){

int nanimal;

int i;

 

ANIMALS = ANIMALS_PER_LINE * LINES;

nanimal = 0;

 

while(nanimal < ANIMALS){

 

for(i=0; i < TOMCATS; i++){

/* Формат %d выводит значение переменной типа int

в виде текстовой строки.

Сама переменная должна быть в списке после формата

(список - это перечисление переменных через запятую).

Переменных ИЛИ выражений (формул).

 

Давайте выводить по ДВЕ табуляции --

это место отмечено в функции checkIfWeHaveToBreakLine()

как @.

 

Еще раз внимание - один символ мы выводим как

putchar('a');

Несколько символов - как

printf("abcdef");

 

Одиночные кавычки - для одной буквы.

Двойные кавычки - для нескольких.

*/

 

printf("кот%d", nanimal);

nanimal++;

 

checkIfWeHaveToBreakLine();

}

for(i=0; i < CATS; i++){

printf("кошка%d", nanimal);

nanimal++;

 

checkIfWeHaveToBreakLine();

}

}

}

C

 

/* Задача: напечатать корни из чисел от 1 до 100.

 

Новая информация:

Нам понадобится новый тип данных - ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА.

Это числа, имеющие дробную часть (после точки).

Как мы уже знаем, целые - это int.

буква - это char.

действительное число - это double.

(есть еще слово float, но им пользоваться не рекомендуется).

 

Для вычисления корня используется итерационный алгоритм Герона.

 

q = корень из x;

 

q[0]:= x;

q[n+1]:= 1/2 * (q[n] + x/q[n]);

 

Главное тут не впасть в ошибку, не клюнуть на q[n] и не

завести массив. Нам не нужны результаты каждой итерации,

нам нужен только конечный ответ. Поэтому нам будет вполне

достаточно ОДНОЙ, но изменяющейся в цикле, ячейки q.

*/

 

#include

 

/* Еще одно новое ключевое слово - const. Обозначает константы.

В отличие от переменных, такие имена нельзя изменять.

То есть, если где-то потом попробовать написать epsilon =...;

то это будет ошибкой.

*/

const double epsilon = 0.0000001; /* точность вычислений */

 

/* Функция вычисления модуля числа */

double doubleabs(double x){

if(x < 0) return -x;

else return x;

}

 

/* Функция вычисления квадратного корня */

double sqrt(double x){

 

double sq = x;

 

/* Такая конструкция есть просто склейка двух строк:

double sq;

sq = x;

Называется это "объявление переменной с инициализацией".

*/

 

while(doubleabs(sq*sq - x) >= epsilon){

sq = 0.5 * (sq + x/sq);

}

return sq;

}

 

void main() {

int n;

 

for(n=1; n <= 100; n++)

printf("sqrt(%d)=%lf\n",

n, sqrt((double) n)

);

 

}

 

/*

Здесь в операторе printf() мы печатаем ДВА выражения.

ФОРМАТ ЗНАЧЕНИЕ

------ --------

%d -- n

%lf -- sqrt((double) n)

 

По формату %d печатаются значения типа int.

По формату %c печатаются значения типа char.

По формату %lf (или %g) печатаются значения типа double.

 

Что значит "напечатать значение выражения sqrt(xxx)"?

Это значит:

- вызвать функцию sqrt() с аргументом, равным xxx;

- вычислить ее;

- возвращенное ею значение напечатать по формату %lf,

то есть как действительное число.

 

Заметьте, что тут возвращаемое значение НЕ присваивается

никакой переменной, мы не собираемся его хранить.

 

Точно так же, как в операторе x = 12 + 34;

12 и 34 не хранятся ни в каких переменных,

а оператор

 

printf("%d\n", 12);

 

печатает ЧИСЛО 12, а не переменную.

 

Точно так же, как можно писать

 

double z;

 

z = sqrt(12) + sqrt(23);

 

где значение, вычисленное каждой функцией, НЕ хранится

в своей собственной переменной (такая переменная на самом

деле существует в компьютере, но программисту она не

нужна и недоступна).

Или

 

z = sqrt(sqrt(81));

 

(корень из корня из 81 --> даст 3)

 

Далее, что означает конструкция (double) n?

Функция sqrt() требует аргумента типа double.

Мы же предлагаем ей целый аргумент

 

int n;

 

Целые и действительные числа представлены в памяти

машины ПО-РАЗНОМУ,

поэтому числа

 

12 и 12.0 хранятся в памяти ПО-РАЗНОМУ.

 

Машина умеет преобразовывать целые числа в действительные

и наоборот, надо только сказать ей об этом.

Оператор (double) x

называется "приведение типа к double".

 

Заметим, что часто преобразование типа

выполняется автоматически.

 

Так, например, при сложении int и double

int автоматически приводится к double, и результат

имеет тип double.

 

int var1;

double var2, var3;

 

var1 = 2;

var2 = 2.0;

var3 = var1 + var2;

 

что означает на самом деле

 

var3 = (double) var1 + var2;

 

var3 станет равно 4.0

 

Более того, к примеру тип char - это тоже ЦЕЛЫЕ ЧИСЛА из интервала

0...255. Каждая буква имеет код от 0 до 255.

 

*/

* 18_POINTERS.txt *

 

УКАЗАТЕЛИ

=========

void f(int x){

x = 7;

}

 

main(){

int y = 17;

f(y);

printf("y=%d\n", y); /* печатает: y=17 */

}

 

В аргументе x передаётся КОПИЯ значения y,

поэтому x=7; не изменяет значения у.

Как все же сделать, чтобы вызываемая функция

могла изменять значение переменной?

 

Отбросим два способа:

 

- объявление y как глобальной

(много глобальных переменных - плохой стиль),

 

- y=f(y);

(а что если надо изменить МНОГО переменных?

return, к несчастью, может вернуть лишь одно значение).

 

Используется новая для нас конструкция: УКАЗАТЕЛЬ.

 

Пример (@)

 

void f(int *ptr){ /* #2 */

*ptr = 7; /* #3 */

}

 

main (){

int y=17;

 

f(&y); /* #1 */

printf("y=%d\n", y); /* печатает: y=7 */

}

 

Ну как, нашли три отличия от исходного текста?

 

Мы вводим две новые конструкции:

 

&y "указатель на переменную y" или

"адрес переменной y"

 

*ptr означает "разыменование указателя ptr"

(подробнее - позже)

 

int *ptr; означает объявление переменной ptr,

которая может содержать в себе

указатель на переменную,

хранящую int-число.

 

 

Для начала определим, что такое указатель.

 

int var1, var2, z; /* целочисленные переменные */

int *pointer; /* указатель на целочисленную переменную */

 

var1 = 12;

var2 = 43;

pointer = &var1;

 

Мы будем изображать указатель в виде СТРЕЛКИ;

это хороший прием и при практическом программировании.

________

/pointer/

_/_______/_

| значение| Переменная, хранящая указатель

| есть | (адрес другой переменной)

| |

| &var1 |

| |

|_______|_|

|

|&var1 - сам указатель на var1 -

| "стрелка, указывающая на переменную var1".

V Она обозначается &var1

________

/ var1 /

_/_______/_

| значение|

| есть |

| 12 |

|_________|

 

Таким образом, УКАЗАТЕЛЬ - это "стрелка, указывающая на некий ящик-переменную".

Начало этой стрелки можно (в свою очередь) хранить в какой-нибудь переменной.

 

При этом, если стрелка указывает на переменную типа int,

то тип переменной, хранящей начало стрелки, есть int *

 

Если типа char, то тип - char *

 

АДРЕС (указатель на) можно взять только от переменной или элемента массива,

но не от выражения.

 

int x;

int arr[5];

 

Законно &x стрелка на ящик "x"

& arr[3] стрелка на ящик "arr[3]"

 

Незаконно &(2+2) тут нет именованного "ящика",

на который указывает стрелка,

да и вообще ящика нет.

 







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 489. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия