Студопедия — Мастерство: многогранность понятия
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Мастерство: многогранность понятия






Мастерство: многогранность понятия

Педагогическое мастерство, как правило, рассматривается применительно к деятельности педагога, преподавателя средней и высшей специальной школы, учителя общеобразовательной, что же касается библиотеки, то об этом известно совсем мало. Есть достаточно интересные работы А.О. Пинта, А.С. Чачко, О.Кабачек, С.А. Езовой и др., в которых рассматривается необходимость формирования педагогического мастерства у педагогов, а также отдельные компоненты этого мастерства.

В определении педагогического мастерства или в подходах к определению наиболее ярко выделяются две стороны – внутренняя и внешняя, которые, в свою очередь, также имеют много граней. Чтобы это не было голословным, попробуем заглянуть в ретроспективу и выяснить: так ли это? В этом нам поможет работа М.И. Демкова "Педагогика западно-европейская и русская. Педагогическая хрестоматия. "Это учебное пособие незаслуженно забыто, как, впрочем, и имя известного русского педагога, ученого, написавшего ее и издавшего в Типографии И.Д. Сытина в 1911 году.

Целью педагогической хрестоматии было привлечь внимание студентов к забытым и мало известным педагогическим писателям, возбудить интерес и вкус к занятию педагогическими вопросами, и также показать, что наша русская педагогическая литература вовсе не так бедна, как принято думать. Это сегодня так же актуально, как и прежде. Итак, начнем с известного российского педагога, учителя русских учителей К.Д. Ушинского. О педагогической подготовке, являющейся основой педагогического мастерства, он говорил, что слил ли можно сомневаться в том, что для воспитателя недостаточно быть только учителем и что для самого учителя недостаточно знать, чему учить, но нужно знать, как учить. То есть не только знать теоретически, но и уметь практически, так как "искусство воспитания, как и искусство врачевания, третий будет долговременной специальной теоретической и практической подготовки".

К.Д. Ушинский считал личность педагога важнейшим фактором формирования личности воспитуемого. Он должен иметь достаточно глубокие знания по всем общественным и естественным наукам, знать объект воспитания во всех отношениях. Стимулом для совершенствования своего мастерства воспитатель должен, по мнению К.Д. Ушинского, считать "поиск средств сделать детей наших лучше нас самих". Стремление создать практическую педагогику приводит ученого к осмыслению педагогики не только как науки, ной как искусства воспитания.

Учитывая специфику многофункциональной деятельности педагога и особенности его просветительской работы, вполне закономерно брать во внимание эту (объективную) сторону педагогической профессии - педагогическую. Педагог, наряду с передачей знаний, должен уметь приобщить студента к культуре, основываясь на принципе дифференцированного подхода, учитывая его возраст и индивидуально- психологические особенности, предварительный образовательный и культурный уровень развития.

В этом ясно просматривается схожесть профессии педагога с профессией учителя. И тот, и другой не только извне влияют на формирование мировоззрения человека имеющимися их распоряжении средствами, но и способствуют активизации внутренних процессов становления личности, самостоятельности мышления, самообразованию и самовоспитанию.

Педагогу, чтобы стать мастером-профессионалом, мало хорошо разбираться в вопросах, имеющих сугубо специальное значение. Он должен хорошо ориентироваться в информации, ставшей сегодня наиболее актуальной, и в тех сферах современной жизни, которые представляют интерес для студента, пришедшего в библиотеку получить о ней дополнительные сведения.

Следовательно, Педагог как мастер в области своей профессии должен стоять наравне с учителями школ, организаторами народных университетов, культурно-досуговых центров, тех, кто занят повышением образовательного и культурного уровня современного человека, его духовности.

Для того, чтобы Педагог стал мастером и педагогического труда, он по своему общему развитию, специальной и психолого-педагогической подготовке должен быть на достаточно высоком уровне. Только это поможет ему чувствовать свою независимость в суждениях, в способности осуществлять воспитательную работу с людьми. Это важно так же, как и неизбежное соединение профессиональной педагогической деятельности с педагогической.

Что же относил К.Д. Ушинский к основам педагогического мастерства? Прежде всего знание, его разносторонность, а также умение применять его на практике. Его знаменитое изречение "если педагогика хочет воспитать ребенка во всех отношениях, она должна прежде узнать его также во всех отношениях" известно каждому более или менее просвещенному человеку. Вместе с тем он не ограничивался лишь объективной стороной деятельности педагога-мастера, главным в искусстве воспитания он видел личность воспитателя.

"Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания". Только личностью можно воспитать личность и в условиях библиотеки.

О значении личности педагога в воспитании, образовании и развитии личности студента мы еще будем говорить, а сейчас продолжим разговор о том, что же считали наиболее важным для формирования педагогического мастерства известные и мало известные в педагогике персоналии.

К их числу относится И.И. Бецкой, отвечавший при Екатерине II за московский Воспитательный дом. Он задавался несбыточной целью - при помощи воспитания создать "новую породу людей". Он считал, что одно учение бессильно производить истинно-полезных граждан: кроме просвещения ума наукою, необходимо облагорожение сердца. Эта идея была положена в основу "Генерального плана воспитания".

Безусловно, влияние Ж.-Ж.Руссо и Д.Дидро на И.И. Бецкого было вполне очевидно, и он, пользуясь стечением обстоятельств, решил практически воплотить их теории. В "Генеральном учреждении" И.И.Бецкой дает наставление воспитателям: "...корень всему злу и добру воспитание; достигнуть же последнего с успехом и с твердым исполнением можно не иначе, как избрать средства к этому прямые и основательные".

По его мнению, для того, чтобы появилась, наконец, новая порода людей, нужно о воспитании юношества заботиться неусыпными трудами, начиная с пяти-шести и до восемнадцати-двадцати лет. Но делать это следует в закрытом воспитательном учреждении, где должны безвыходно находиться дети. В другом своем труде "Краткое наставление..." он много говорит о хорошем личном примере в воспитании и учении детей. "Вкус к учению могут дети получить скорее от доброго примера и от обхождения с благоразумными людьми, нежели от руководства учителей развратно живущих. Часто случается, что дети сверх чаяния сами собою приобретают знания только от тою, что видят и слышат, и что сами делают, о чем размышляют и у других спрашивают".

Если отбросить утопичные идеи изоляции детей в воспитательных и образовательных целях от нездорового влияния окружающей среды, навеянные И.И. Бецкому французскими просветителями, то здравый смысл его наставлений будет ясно виден: важным в формировании личности ребенка является пример окружающих, их культура. Педагог, заботящийся о своем мастерстве, не должен забывать ни на минуту о том, что в воспитании нет мелочей, все имеет достаточно большое значение, особенно личность его самого как важнейший инструмент в воспитании формирующейся личности и та воспитательная среда, в которую студент попадает, приходя в библиотеку.

Наши современники мало знают о педагогической деятельности императрицы Екатерины II. Среди разнообразных забот она находила время заниматься внуками и писать сочинения не только литературные, но и педагогические, имевшие в основном нравоучительный характер. Мысли о воспитании кратко изложены ею в XIV главе "Наказа" и более подробно развиты в аллегорических сказках: "О царевиче Хлоре" и "О царевиче Февее" (1781-1782гг.).

Наиболее ярко свой педагогический талант императрица обнаружила в "Инструкции кн. Н.Салтыкову, данной при назначении его воспитателем великих князей Александра и Константина Павловичей" (1784 г.). Вполне очевидно, что на развитие ее идей о воспитании и обучении оказали влияние И.И. Бецкой, М.Монтень, Д.Локк. М.Монтень помог Екатерине II сформулировать, как бы мы теперь сказали, цель воспитания. Здесь она выдвинула на первое место нравственный элемент – в коренение в души детей гуманности, справедливости, уважения к законам, снисходительности к людям.

Лично ведя воспитание своих внуков до семилетнего возраста, она составила для них целую учебную библиотеку и написала ряд учебников: 1) Российскую азбуку с гражданским начальным учением, 2) Китайские мысли о совести, 3) Сказку о царевиче Хлоре, 4) Разговоры и рассказы, 5) Записки, 6) Выбранные российские пословицы, 7) Продолжение начального учения, 8) Сказку о царевиче Февее.

Педагогические идеи Екатерины II включали свободу развития без всяких принудительных мер и самостоятельность в образовании, посредством упражнений, ведущих к выработке самодеятельности. Что же касается воспитателя, то он должен быть помощником и руководителем воспитанников, облегчающих для них эту самодеятельность.

В "Инструкции кн. Николаю Ивановичу Салтыкову, данной при назначении его воспитателем великих князей" Екатерина II дает главные наставления в воспитании детей: а) любовь к ближнему (не делай того, чего не хочешь, чтобы тебе сделано было), б) в общем благоволении к роду человеческому, в доброжелательстве ко всем людям, ласковом и снисходительном обхождении ко всякому, в добронравии непрерывном, в чистосердечии и благородном сердце, в истреблении горячности сердца, пустого опасения, боязливости, подозрения.

С возрастом следует развивать у молодежи, по ее мнению, любовь к истине, щедрость, воздержание, ум, основанный на размышлении, здравом понятии и рассуждении о вещах, совокупленные с трудолюбием. Что же касается развития у детей интереса к книге, чтению, то на этот счет она выражает пожелание выбирать для чтения книги лучшие, писанные на каждом языке и из них выбрать все то, что может умножить в них знание и просвещение, то, которое им нужно.

Приняв австрийскую систему воспитания и обучения, императрица Екатерина II призвала для ее реализации серба Ф.И. Янковича-де-Мириево. Янкович служил новому отечественному и самоотверженно работал на пользу русскою народною образования с 1782 г. до своей смерти в 1814 г. В своем труде "Руководство учителям первого и второго класса народных училищ Российской Империи" и в других он говорит о способах учения и воспитания. Доказательством того, что он был противником физического наказания вообще как метода обучения и воспитания, были принятые им наказы: "Запрещаются же вообще все телесные наказания, какого бы рода они не были, например:

1. Ремни, палки, плети, линейки и розги.

2. Пощечины, толчки и кулаки.

3. Драние за волосы, ставление на колени и Драние за уши.

4. Все посрамления и честь трогающие устыжения, как-то: уши ослиные и название скотины, осла и т.п.

Итак, основы гуманного, антиавторитарного воспитания были заложены, как это ни странно, в условиях самодержавного правления, с которым долгие годы было: связано диаметрально противоположное мнение педагогов и общественных деятелей послереволюционной России и периода развития советской педагогики.

О развитии же педагогических идей периода царствования императрицы Екатерины II было совершенно неизвестно широкому кругу мастеров просвещения парода - учителей и педагогов, для которых это представляет живой интерес.

Не меньший интерес представляют для нас педагогические идеи И.И. Новикова, заложенные в его работах. Так, в частности в работе "О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия" он говорит о том, что воспитание - это весьма запутанное, трудное дело.

Оно - особенная тонкая наука, предполагающая многие знания и в выполнении требующая много наблюдательности, внимания и просвещенного практического рассудка. Л главным предметом и целью воспитания он считал делать людей счастливыми и полезными гражданами. Это звучит вполне современно и не может не учитываться современными педагогами, особенно теми, кто работает с детьми.

Не менее интересными нам кажутся высказывания по поводу роли наставника, воспитателя молодежи высоко-преосвещенного Евсевия, в мире Евфимия Поликарповича Орлинского, о котором упоминает М.И. Демков.

Его книга "О воспитании детей в духе христианского благочестия" - едва ли не первый опыт на русском языке полного обозрения воспитания и обучения с религиозной, богословско-христианской точки зрения. Говоря о пользе и необходимости воспитания, он подкрепляет свои слова живыми примерами: «юношество - это рассадник, откуда через несколько лет выйдут отцы и матери, начальники и подчиненные, и они данное им образование, ложное или истинное, наследственно передадут дальнейшему потомству, с тем только различием, что худые впечатления чем более будут продолжаться, тем далее распространяться, а добрые, если не будут постоянно поддерживаться, скоро изгладятся». По его мнению, в деле воспитания очень важно, если родители и все, принимающие участие в воспитании детей, хорошо и основательно знают, к какой главной цели и каким образом они всегда должны стремиться, воспитывая детей, от Бога им вверенных.

Говоря об основах формирования педагогического мастерства, нельзя не упомянуть о талантливейшем российском ученом, хирурге и педагоге Н.И. Пирогове. Главная мысль педагогических изысканий Н.И. Пирогова - научите детей с ранних лет подчинять материальную сторону жизни нравственной и духовной. Эта мысль выражена в его высказывании "Ищи и будь человеком": «Если родители и воспитатели решили сознательно подойти к воспитанию ребенка, говоря "я хочу сделать людьми моих питомцев", то это значит, что они предпочли форме - дух, мертвой бумаге - живую мысль».

Если следовать такой логике, то и в книге следует видеть не просто сборник знаний, а мощное средство воздействия на нравственную сторону ребенка.

Достижение идеала: "будь человеком" для мастера педагогического труда предполагает серьезный взгляд на жизнь, полное осознание нравственной необходимости воспитания, содействие материальное и духовное, вера в вечную Истину и Добро.

Говоря о роли литературной беседы как средства обмена мыслями, взглядами и убеждениями беседующих, как возможности воздействовать на несовершенный ум в поиске и нахождении истины, а тем самым и усовершенствовании самой науки, Н.И. Пирогов задает себе вопрос: "Принадлежат ли наши гимназические литературные беседы к числу научных бесед?" И сам же отвечает: "...нет, и именно по той очевидной причине, что сама гимназия не может иметь своею целью разрабатывать и подвигать науку вперед. Это дело университетов и академий".

Говоря о сложностях проведения литературной беседы, он в том числе указывает на то, что следует учиться и чужое передавать так, чтобы оно не оказалось непереваренною массою, а для этого надо иметь много своего в запасе. "Опыт говорит, что самостоятельный труд никому сразу не дается. В нем нужно испробовать свои силы с чрезвычайной постепенностью.

Самый высокий талант легко опозорится, если слишком самоуверенный захочет с первого раза измерить свои силы в таком деле, которое требует огромных и предварительных сведений, зрелости ума в суждении и опыта в жизни".

Для мастера педагогического труда важно помнить наставление великого российского педагога: "Повторяю, искусный и с тактом предпринятый выбор труда, означающий верное знание самого себя и следующее отсюда искусство совладать с избранным предметом - вот необходимое условие для начинающих приучаться к самостоятельному труду".

Недостаточно известно широкому кругу учителей и педагогов имя Петра Григорьевича Редкина, окончившего этико-политическое отделение Московского университета и заведовавшего в университете кафедрой юридической энциклопедии, а после 1863 года - кафедрой энциклопедии законодательства в Санкт-Петербурге.

Он издал ряд педагогических произведений. Среди них можно назвать такие, как " Библиотека для воспитания", "Обзор Гегелевской логики" и педагогические статьи в "Журнал для воспитания" и "Учитель". К.Д. Ушинский, бывший его слушателем, отзывался о лекциях П.Г. Редкина с высокой похвалой.

Главной целью преподавания, по мнению П.Г. Редкина, было развить в слушателях любовь к науке, чувство правды и справедливости, строгую логическую последовательность и ученое направление, основанное на изучении источников.

В статье "Что такое воспитание?" он говорит о роли педагога, воспитателя, наставника молодежи: "Нельзя полагаться на то, что человек сам себя разовьет и образует....Для полного образования человеку необходима помощь со стороны уже образованных людей. Эта помощь и есть воспитание.

Следовательно, воспитанием называется сознательное, намеренное и по определенному плану совершающееся влияние образованных людей (воспитателей) на тех, которые еще не образованы (детей, юношей, воспитанников), состоящее в том, что первые помогают последним образовываться".

Главнейшая задача воспитания, по его мнению, состоит в сообщении воспитаннику того, что необходимо для его самодеятельного и самостоятельного образования. Так как он не может оставаться тем, чем он сделался вследствие естественного развития, или чем бы он стал, если бы следовал только этому развитию. Преобразование человека в более совершенного, превращение своей животной природы в духовную - в этом сущность воспитания. Итак, по мнению П.Г. Редкина, всякий сообщаемый воспитаннику образовательный элемент необходимо действует в то же время и активизирующе на воспитанника.

В чем же здесь роль воспитателя, его мастерство? Воспитатель должен возбуждать, укреплять и усиливать сознательную и свободную деятельность воспитанника, так, чтобы он был в состоянии приобрести необходимый для образования светлый ум и твердую волю. Он призывает воспитывать детей в духе красоты, истины и добра. Красоте, истине и добру они должны поклоняться как Божеству, не творя себе кумира и никакого подобия Божия. Сам воспитатель же должен быть ближайшим идеалом для воспитанников.

Очень современно звучат мысли П.Г. Редкина об идеалах: "Без идеалов - не в смысле заоблачных туманных образов, фантазий, а в смысле последних целей всех стремлений нашей жизни, следовательно, без живых идеалов жизнь - не жизнь".

Без идеалов, по его мнению, невозможна жизнь того свободного и разумного духовно-телесного существа, которое мы называем человеком в отличие от всех прочих окружающих нас существ внешней природы; возможна только жизнь вегетативная, растительная и животная, а не жизнь истинно человеческая; поэтому всякий человек без различия невольно и часто даже бессознательно строит свои идеалы; причем чем он развитее, тем его идеалы выше.

"Без научных же идеалов невозможна та чистая, бескорыстная любовь к науке, к знанию, которою отличается истинно-образованный человек от необразованного и полуобразованного, истинно-зрелый для университета юноша - от недозрелого; а ведь вы, с принятием вас в университет, тем самым признаны зрелыми, т.е. способными к тому, чтобы быть студентами, способными к тому, что называется штудированием, изучением науки из чистой любви к ней, по собственному внутреннему побуждению и призванию". (Из лекции П.Г. Редкина по истории философии права в связи с историей философии вообще. Т. 1. СПб., 1889).

В последнее время стараниями наших современников, в частности В.Н. Щербакова, стали популяризироваться педагогические и философские работы известного русского философа, публициста и писателя Василия Васильевича Розанова.

В.В. Розанов в своих философско-педагогических трудах рассматривал различные проблемы народного образования, среди них и проблемы педагогического творчества, мастерства. Исследуя основные принципы образования, он выделил три главных: принцип индивидуальности, принцип целостности и принцип единства типа, на которых может быть построено истинное образование.

Принцип индивидуальности, по мнению В.В. Розанова, требует, чтобы как в образуемом, так и в образующем была сохранена по возможности индивидуальность, это драгоценнейшее в человеке и его творчестве качество. Это лучшее в них способствует образованию. "Там, где она не учитывается, там образования вообще не происходит".

Эту мысль он и отстаивает. "Только как личность, как этот определенный человек, а не "человек вообще", я могу быть наиболее изобретателен в мыслях, своих чувствованиях, упорен, тверд в стремлениях. Оставьте во мне "человека вообще", действуйте только на него и только общими же своими сторонами, и вы, наверное, сделаете меня во всем недалеким, ко всему вялым, ни в чем не ярким, незаметно для себя, вы сделаетесь и сами таковыми же; вы многого еще не забудете, но лучшее в себе потеряете; многому меня обучите, но не пробудите никогда самого во мне лучшего, что уже есть, дремлет, заложено в особенностях моего душевного склада". (Розанов В.В. Сумерки просвещения. - М.: Педагогика, 1990. - С.92).

Следовательно, главное, по мнению В.В. Розанова, в педагогическом мастерстве - индивидуальность, способствующая творческому росту.

Среди педагогов советского периода в нашей стране, значительное внимание уделявшим педагогическому мастерству и его составляющим, были А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский.

А.С. Макаренко сравнивал мастерство педагогическое с мастерством рабочего, стоящего у станка. По его глубокому убеждению, мастером не родятся, им становятся. Каждый педагог может таковым стать, если хорошо овладеет технологией педагогического труда. Он много внимания уделял разработке самой педагогической технологии, позволяющей педагогу экономить силы и добиваться нужных результатов в обучении и воспитании "малой кровью".

Мысль его о том, что труд педагога-мастера должен быть рационально организован, легла в основу многих - разработок по НОТ педагога советского периода. К этому мы еще вернемся позже. Здесь лишь заметим, что А.С. Макаренко, как и К.Д. Ушинский, важнейшим компонентом педагогического мастерства считал знание "объекта" воспитания: "Прежде всего воспитатель должен хорошо знать жизнь и особенности характера каждого воспитанника, его стремления, сомнения, слабости и достоинства".

Наряду с другим воспитатель, по мнению А.С. Макаренко, должен обязательно интересоваться тем, "что читает воспитанник, читает ли газеты, книги, получает ли их сам в библиотеке, или читает случайные книги, интересуется ли он определенными темами, или читает все без разбора?". (Работа воспитателей/V Собр. соч. - Т.5. - М.: АНН РСФСР, 1958.- С. 89-98).

Эту мысль развил позже В.А. Сухомлинский, заявивший: "кто не знает ребенка, тот не может быть воспитателем". (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Родяньска школа, 1973. -С.7).

Как и его великие предшественники - К.Д. Ушинский и А.С. Макаренко, он много говорил о воспитательном значении и воздействии на воспитуемого личности педагога. "Личность формируется - личностью, чувства порождаются чувствами". Этот известный воспитательный принцип, получивший в трудах В.Л. Сухомлинского всестороннюю и детальную разработку, является отличительным элементом его воспитательной системы.

О благотворном влиянии мастера на формирующуюся личность воспитанника он говорил неоднократно. Одно из его высказываний особенно интересно: "Каждый ребенок в годы детства должен встретить на своем пути человека, страстно влюбленного в свое дело". (Труд и нравственность// Начальная школа. - 1961. - №3. - C. 10).

Для того чтобы стать педагогом-мастером, по мнению В.А. Сухомлинского, нужно овладеть технологией воспитания, постичь духовный мир воспитуемых, освоить способы утверждения в их среде правды, справедливости, добра, человечности.

Не случайно одним из определений понятия "педагогическое мастерство" является следующее: "Это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей.

Педагог-мастер своего дела - это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания".

Как видим, в основе педагогического мастерства лежит гуманное отношение к объекту воспитания и обучения, любовь, а педагогическая деятельность представляется не иначе как искусством.

Следует заметить, что определений педагогического мастерства достаточно много и каждое из них включает какое-либо (или ряд) важнейшее его качество.

Приведем несколько примеров таких определений, взятых нами из программы курса "Педагогика", разработанной в МГУ К.

"Мастерство - это единство объективных и субъективных факторов воспитания и обучения"; "мастерство - это синтез теоретических знаний и практических умений".

Определяется оно и как "способность постоянно обновлять содержание воспитания и обучения".

Ю.М. Азаров в своих работах и устных выступлениях перед студентами, аспирантами и преподавателями вузов конкретизирует определение педагогического мастерства таким образом: "Это авторитет, помноженный на культуру, на педагогическую технику, на умение управлять целостным - процессом формирования личности". И обобщает это понятие так: "мастерство - это единство технологических, социально-психологических и духовно-личностных подсистем отношений".

Авторами был проведен опрос педагогов различных библиотек, студентов, аспирантов и преподавателей Московского государственного университета культуры с целью выяснения, насколько правомерно относить педагогическое мастерство к профессии педагога, и что они понимают под педагогическим мастерством.

В результате этого опроса было выявлено, что педагогическое мастерство большинством опрошенных считается основой профессиональной деятельности педагога, но ярче всего оно проявляется в работе с детьми, молодежью подросткового и юношеского возраста. Что же касается определения, то здесь были некоторые варианты ответов. Приведем некоторые из них.

"Мастерство - это наличие такого "багажа", как знания, умения и навыки. Это знания в области педагогики и психологии. Без этого педагогу никогда не стать мастером. Стать мастером можно лишь тогда, когда проверишь на практике собственные педагогические умения".

"Мастерство приобретается с годами. Здесь важен жизненный опыт и знание таких наук, как психология, философия, педагогика. Воспитывая других, нужно чаще задавать себе вопрос: А как бы я реагировал, если бы меня так "воспитывали"? Мне кажется, в педагогическом мастерстве самым оптимальным было бы сочетание мастерства и таланта. Нужно быть талантливым мастером, ему будет под силу найти в воспитании новые, оригинальные пути".

"Мастерство педагогическое - это искусство и ему нужно учиться, если ты действительно решил работать с людьми. Педагогическое мастерство включает в себя и актерское мастерство. Нужно учится владеть своей мимикой, жестами. Педагогическое мастерство проявляется в голосе, дикции. Если эти субъективные элементы педагогического мастерства сочетаются со знанием своего предмета, с профессиональными и педагогическими знаниями и умением применить их к конкретному человеку, с которым общаешься в библиотеке, - значит ты на пути к мастерству".

"Мастерство - это знать, как поступить в определенной ситуации, а почувствовать, что ты поступаешь правильно - это уже талант".

"Мастерство может проявляться в интуиции, знании психологии и педагогики, знании жизни и просто в том, что называют "здравым смыслом" и что позволяет не совершать ошибок в обучении и воспитании не только детей, но и взрослых".

Итак, беря во внимание все выше изложенное в отно­шении определения педагогического мастерства, мы можем сделать вывод: педагогическое мастерство - это умение выполнять процесс обучения и воспитания молодежи и взрослых, основываясь на прочных знаниях, умениях и навыках, личных достоинствах педагога как педагога-мастера, позволяющих достигать высоких результатов в профессионально-педагогической деятельности.

По нашему мнению, педагогическое мастерство библиотечного работника следует и целесообразно рассматривать в трех аспектах: теоретическом, методическом и практическом.

Теоретический аспект педагогического мастерства знание объективных и субъективных сторон этого явления, это не только чистая интуиция: как нужно делать, чтобы достичь успеха, но и опора на конкретные научно обоснованные данные, которые можно почерпнуть из различных источников.

Методический аспект - это поиск различных оптимальных методик совершенствования мастерства, включая пути совершенствования его (такие, как самообразование и самосовершенствование, специально организуемые курсы повышения педагогического мастерства и, наконец, изучение опыта работы своих коллег).

Практический аспект педагогического мастерства - это синтез теоретических, научно-методических и индивидуально-творческих элементов, реализуемых на практике в работе с студентами.

Сколько бы мы не говорили о педагогическом мастерстве педагога, эти слова будут пустым звуком, если специалист, осуществляя педагогическую деятельность, не будет проявлять себя человеком и гражданином, если основой его практической деятельности не станут такие общечеловеческие и национальные ценности, как любовь, добро, гуманность по отношению к студентам, сопряженные с культурой и этикой педагога.

 







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 557. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия