Студопедия — Зелень Осириса
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Зелень Осириса






 

И увидела жена, что дерево хорошо для пищи,

и что оно приятно для глаз и вожделенно,

потому что дает знание…

Бытие 3: 6

 

Тысячелетиями человек рос, жил и отдыхал рядом с зеленью. И растительная жизнь связана с Воскресением. С весенним обновлением природы. Понятно, что зеленый цвет благоприятно действует на человека. И ассоциируется с юностью, с жизненной возможностью, с рождением и надеждой. Согласно де Боно, зеленый цвет как символ плодородия, как растение, пробивающее путь к свету сквозь толщу земли символизирует создание ситуаций, пробуждающих сознание [dlxxxvii], или (как наделяет психология личности преимущественно мужской интеллект) «Я-концепцию».

Да и «зеленый змий», или «зелье», или «тоска зеленая» — это тоже скорее мужские признаки, чем женские. Об этом же пишет У. Бер: «в зеленом сильнее всего выражается мужское начало» [dlxxxviii]. Да и Людвиг Витгенштейн советовал: Всегда спускайся с голых вершин рассудительности в зеленые долины глупости [dlxxxix].

В Древнем Египте зеленый — строго канонизированный цвет Осириса (“произрастающего”). Так, в статье, посвященной семантическому анализу символики цвета, Л. Н. Миронова утверждает, что зеленый не символизирует Осириса, а является им самим[dxc]. Вместе с тем, немного далее в этом же исследовании зеленый рассматривается ею и как женский, поскольку демонстрирует пассивные свойства по отношению к мужскому красному и связан с землей как принципом женского начала.

Однако, во-первых, в Древнем Египте существовали матрилинейные отношения, то есть женское начало в некотором роде доминировало над мужским, — хотя бы при передаче власти. И, во-вторых, с учетом того, что Осирис — муж Исиды и отец Гора[dxci], несложно понять, почему практически во всех интерпретациях принято считать, что Осирис (его сублимат — зеленый) символизирует мужское начало, или, как отмечалось ранее, самосознание. Так, например, Ева Геллер уверена, что зеленый цвет Осириса — символизирует мужской принцип[dxcii].

Подобно этому казусу иногда встречается и смешение совершенно различных мифологических принципов, из-за которого путаются функции различных божеств и соответственно их цвета. Так, в главе о зеленом цвете авторы коллективной монографии “La couleur” утверждают, что Осирис был богом произрастания и смерти [dxciii]. На мой взгляд, это положение не может быть доказано, так как Осирис был прежде всего богом производительных сил природы и царем (но никак не богом!) загробного мира. То есть он мог лишь судить покойных, но никак не умерщвлять живых[dxciv]. Об этом говорит и цветовая, и мифологическая семантика: зеленый Осирис всегда противостоял оранжевому Сету[dxcv].

Конфуцианская традиция наделила зеленый цвет свойством гуманности. Так, например, в Традиционном Китае всегда существовала четкая связь между мужественным принципом ЯН и нефритом[dxcvi]; при этом последний, согласно А. Е. Ферсману, всегда характеризуется зеленым цветом. Практически эти же качества ауры ярко-зеленого цвета усматривают экстрасенсы: терпимость к мнениям и верованиям других, умение легко приспосабливаться к изменяющимся условиям: такт, вежливость, житейскую мудрость и т. п. То есть те качества, которые иногда могут трактоваться как «тонкий обман» [dxcvii].

По преданиям, зеленый хризопраз дает носящему его прекрасную память. В Индии же считалось, что зеленый цвет укреплял не только память, но и собственно знания. В Бангкоке же, столице Тайланда находится знаменитый Храм Изумрудного Будды со статуей Будды, сотворенной из цельной глыбы жадеита (минерала яблочно-зеленого цвета)[dxcviii]. Аналогично этому в буддистских верованиях ярко-зеленый олицетворял цвет отца и цвет сыновей и являлся символом жизни[dxcix].

В зеленом энергетическом центре тантрическое учение находит прежде всего обретение власти над своим “Я”, ощущение внутренней силы, контроль над речью и чувствами, преодоление препятствий и трудностей[dc]. Так, одежды Робин Гуда всегда были зелеными. Так, в день Святого Патрика (17 марта) принято одветься в зеленое. Так, Ирландию называют «изумрудным островом» и, по словам популярной ирландской песни, «облачение в зеленое» выражает проирландские симпатии[dci]. Так, Н. Гумилев усматривает в зеленом цвете явные признаки мужественности:

 

Земля забудет обиды

Всех воинов, всех купцов,

И будут, как встарь, друиды

Учить с зеленых холмов.

 

Аналогичная семантика выявляется и в других культурах. Этим, возможно, объясняется и шпенглеровское соотнесение зеленого цвета с цветом одиночества, с фаустовским, монотеистическим цветом судьбы, как имманентного вселенной стечения обстоятельств. Наряду с синим, Шпенглер определяет зеленый цвет развоплощающим действительность и созидающим дали силой [dcii].

Смарагд (изумруд) был любимым камнем Соломона. Иначе говоря, зеленый — мужской цвет. “И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву сеющую семя” (Быт. 1, 11), и стали “сыны человеческие... — как трава (Пс. 89, 4–6). Как о сыновьях своих вспоминают они о... дубравах своих у зеленых дерев... (Иер. 17,2). Злодеи же и делающие беззаконие [мужчины] как трава… как зеленеющий злак, увянут (Псалт. 36.1–2).

Пятидесятница[dciii] — это праздник зелени. Зелеными ветками забрасываются полы, украшаются стены. Как в Древнем Египте зелень олицетворяла бога Осириса, так в Древней Греции Вакх (Дионис) — античный образец мужской творческой и оргиастической потенции — поверх алого плаща был традиционно увит зеленым плющом и зелеными виноградными лозами.

Одними из живых знаков праздника Шавуот до сих пор являются зелень и цветы, которыми украшают жилые дома и синагоги. По преданиям, это связано с тем, что мать прятала Моисея в зеленых зарослях тростника на берегу Нила. Или с зеленой (тогда еще) горой — Синаем, где была вручена Тора. Христианская традиция на Пятидесятницу обязательно украшает зеленью дома и церкви.

В Риме же мы находим любопытное сочетание слов vir (мужчина), viridis (зеленый, могучий) и virilis (мужской) со словами virgo (девушка) и virga (ветка, побег), которое может указывать на гендерную обоеполость зеленого цвета в нормальных для мужчин и экстремальных для женщин условиях существования.

Так, император Нерон имел обыкновение смотреть на мир сквозь изумрудные стекла и любил как мужчин, так и женщин (Светоний. Нерон 34–35). Так, зеленые мужчины создают свой мужской язык[dciv] «арго», который во Франции традиционно называют именно «зеленым»[dcv].

В Византии, по Псевдо-Дионисию, зеленый цвет символизировал юность и цветение [dcvi]. Это типично земной цвет, он противостоит в изображениях небесным и «царственным» цветам — пурпурному, золотому, голубому[dcvii]. Поэтому в иконописи зеленый цвет зачастую применяли и в одеждах святых. По христианским канонам Иоанн Предтеча обычно изображаетсяв светло-зеленых тонах одежд, апостол Павел — в зеленых и / или красных, святая Троица — в красных, синих и зеленых. Замечательно, что этот типично земной цвет, наряду с белым, доминировал в изображениях райского сада с его причудливыми травами и деревьями [dcviii].

В иконографии нередко зеленый цвет одеяний Христа оказывается связанным с земной жизнью Христа и такими символическими представлениями как триумф жизни, надежда на воскресение, духовное посвящение в тайну. Ибо цвет травы, листвы, деревьев — зеленый цвет — предельно материален и близок человеку своей неназойливой повсеместностью. Как подчеркивает Л. Н. Миронова, имеет значение и то, что культ Христа воспринял многие черты древнейших культов Осириса, Атиса, Думузи и других богов, символом которых был зеленый цвет воскресения и периодического обновления[dcix].

Как образ молодости и полноты сил звучит зеленый цвет в одеждах правого ангела рублевской «Троицы». Этот персонаж символизировал Духа Святого, и его зеленые одежды как нельзя более точно передают свойства все обновляющего и возрождающего к новой жизни «утешителя» [dcx].

Зеленый — жизнь, возрождение, справедливость, юность по аналогии с недоспелым плодом. С этими значениями, по-видимому и были связаны представления ранних христиан о том, что в зеленом цвете традиционно заключен символ земной жизни Христа. В православии изображения первых русских святых Бориса и Глеба[dcxi] с XII века не только наделялись зеленым нимбом, но и украшались зелеными побегами и ростками, практически так же, как в Древнем Египте изображения Осириса[dcxii]. Одежды Св. Иоанна — зеленые, что великолепно согласуется с обожествлением им Слова и, вообще говоря, процесса вербализации (Иоанн 1: 1–14).

Особенный характер этого цвета подчеркивается исламом, где зеленый — святой цвет. Райские сады — зелены. Как зелено “майское дерево”. Как зелены и священные знамена пророка Магомета. Некогда использование зеленого цвета в коврах было категорически запрещено — нельзя топтать ногами священный цвет Магомета. Поэтому зеленый присвоен одеяниям высшего духовенства ислама, а для большинства правоверных является праздничным цветом[dcxiii]. Так в райском саду истинно верующих обслуживают отроки вечные и на них одеяния зеленые (Коран 76: 19–21). Так в зеленом цвете ислама соединились земное и небесное начала [dcxiv].

В семантическом цветоведении зеленый цвет ислама обычно интерпретируется как цвет долгожданного зеленого оазиса на желто-сером фоне песков пустыни[dcxv]. В хроматизме одной из взаимосвязанных областей изучения является гендерная проблема. С позиций ее модельного разрешения ислам оказывается восточным религиозным направлением, в котором патриархальность общества доведена до своего логического предела. То есть того предела, когда «высшая цель религии не правильная вера, а правильное действие», — как замечает Эрих Фромм после исследования рабской любви к отцовскому божеству [dcxvi].

Как указывает, В. В. Похлебкин[dcxvii], политическая символика цвета в последнее время развивалась в основном в Европе, и поэтому, выходя за национальные границы отдельных европейских стран, могла не совпадать с трактовкой определенного цвета в странах Азии, Африки, на Ближнем Востоке. Так, например, зеленый цвет в Греции исторически, с времен Византийской империи, трактовался как цвет жизни, развития, роста, свободы, позднее он стал партийным цветом партии ПАСОК (Всегреческое социалистическое движение).

В то же время «зеленая линия» на Кипре и в Бейруте по терминологии 60–90 годов XX в. означала нейтральную линию, то есть то, что в Западной Европе в аналогичной ситуации считалось бы «белой линией», ибо она отделяла разные «миры»: в одном случае — греческий Кипр от северного, турецкого района на Кипре, а во втором случае — Западный Бейрут от Восточного, то есть два противоборствующих района,— и считалась священной, неприкосновенной.

Это связано с тем, что в Восточном Средиземноморье, на Ближнем Востоке, в бывшем эллинском мире «зеленое» означает и неприкосновенное (священное), и свободное, развивающееся, в то время как в исламском мире, в Азии и Африке, «зеленое» — религиозный цвет ислама, причем принятый как священный и общий, независимо от партийных принадлежностей [ср. «Зеленая книга» — основная, основополагающая, принципиальная книга Муаммара Каддафи (Ливия)].

С середины ХХ века «зелеными» на Западе называют себя представители экологических движений и партий, то есть зеленый цвет толкуется как цвет жизни, гармоничного развития. В нашей стране, где имеется и многомиллионное мусульманское население, и широкое, хотя и рыхлое, экологическое движение со своей «партией зеленых», по данным В. В. Похлебкина, находят применение оба толкования зеленого цвета. Тем не менее, всегда следует помнить, что в исламе зеленый цвет представляет собой сублимированное значение маскулинного самосознания, тогда как в обозначении «партии зеленых» — предметный цвет окружающей зелени[dcxviii].

В Каббале зеленый цвет олицетворяет победу. Белое знамя с зеленым крестом Великого Командора масонов XVIII века украшал девиз “Dieu le veut” (Этого хочет Бог). В геральдической радуге зеленый цвет трактовался как надежда на божественное великодушие. Однако на море флаг зеленого цвета международная символика приняла как знак кораблекрушения. У алхимиков «Зеленый Лев» или «Зеленый Дракон» — начало «Великого Опыта», юный бог зерна, рост, надежда[dcxix].

Как отмечает Елена Блаватская[dcxx], из подлинных герметических книг уцелел лишь отрывок, известный как «Изумрудная Скрижаль». Поскольку, по ее же словам, Западные каббалисты не принимают женщин в свои ряды, то это цветообозначение также может свидетельствовать о преимущественном соотнесении зеленого цвата и мужского начала в Каббале.

Как считает А. Чернова[dcxxi], зеленый был любимым цветом Шекспира, как впоследствии и Мольера. Возможно, тут причина психологическая, связанная с успокаивающей способностью зеленого. Возможна и причина концептуальная [dcxxii] — ведь в комплексе положительных значений его символики главенствовали: Влюбленность, нетленная юность и цветение. Зеленые шнурки и подвязки носили шекспировские любовники. Светло-зеленый — цвет роста и развития — в Англии считали цветом молодых людей.

Поэтому и странствующий рыцарь должен одеваться в зеленое, как отмечает Й. Хейзинга[dcxxiii]. Темно-зеленое нефритовое надгробие на могиле Тимура было установлено по его завещанию в Гур-Эмире. Зеленый цвет мундиров ввел Петр I в России и Наполеон во Франции[dcxxiv]. Зеленый цвет доллара ввел также мужчина, для которого до сих пор «нажива — цель жизни». Или как пишет Н. Гумилев,

 

Он садится под тенью пальмы,

Обернув лицо зеленой вуалью,

Ставит рядом с собой бутылку виски

И хлещет ленящихся рабов.

 

Кандинский соотносил “пассивное зеленое” с самодовольностью буржуазии, с ее ограниченностью. В самом деле: карточный стол, как и столы банкиров, покрыты зеленым сукном. И там, и там нужно считать. И там, и там нужно осознавать свои действия. Быть может, зеленый — самосознание мужчин? Ведь женщины-банкиры, как и настоящие буржуа — исключение из правил. Зеленые цвета пиджаков “новых русских” лицезрела Россия начала 90-х годов. И все это может означать, что приходящая с новым сознанием власть утверждается в своем зеленом самосознании.

Эти свойства зеленого цвета в «Хроматике» (§802) отмечал еще Гете: Наш глаз находит в нем действительное удовлетворение…, глаз и душа отдыхают… Не хочется и нельзя идти дальше. Причем в §819 он давал уточняющее сопоставление зеленого цвета с реальным удовлетворением. Согласно наблюдениям Кандинского, зеленый — представляет собой полную неподвижность и покой. Впрочем, этот покой вполне можно сравнить с сознанием человека, который достиг каких-то высот и совершенно не желает идти дальше.

Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление. Так, в Новое время на Западе гадали на картах, каждая масть которых имела иной цвет и соответствующее символическое значение, причем зеленая масть означала печаль, горе, досаду. Да и в России не случайно тоску называют "зеленой", а человек от зависти "зеленеет")[dcxxv]. Или, как говорят итальянцы: «В зеленом пропадает самое прекрасное»[dcxxvi]. Все это с позиций хроматизма объясняется сугубой приземленностью возвышенного, идеального в рационально зеленом самосознании человека.

Зеленые тона при фокусировке хрусталиком глаза располагаются практически в плоскости сетчатки, что вызывает комфортное состояний покоя и отдыха, укрепляет нервную систему. Психологи считают, что отвержение зеленого цвета указывает на неуравновешенность личности. Действительно, дети, предпочитающие зеленый цвет, обычно более уравновешены, самостоятельны и не проявляют излишних эмоций.

А из женщин, пожалуй, единственные Екатерина Медичи и Елизавета Петровна любили зеленые тона одежд и правили не хуже мужчин. Р. Л. Руссо приводит замечание великого кутюрье о том, что женские и детские платья зеленого цвета продаются намного хуже, чем платья других цветов[dcxxvii]. С этим же согласуется и мнение Т. В. Козловой, которая чисто по-женски рассуждает о цвете женских платьев: «желтый цвет, говорят, утоньшает, а зеленый, даже темный, — толстит»[dcxxviii]. Любопытные данные приводит Элизабет Бремон: у женщин зеленый цвет ассоциируется с «мужественным» запахом и, в частности, с запахом дезодорантов для мужчин[dcxxix].

«Цвет культуры — зеленый, и цвет революции — огненный…но зеленый цвет дополнителен красному», — считал Андрей Белый[dcxxx]. Прямое подтверждение этим выводам находим в воспоминаниях сестры Бориса Пастернака: “В начале 20-х годов Боря привез в Берлин свою молодую жену… Боре отвели маленькую рабочую комнатку: стол, стул, лампа. Абажур был розовый… “Не могу же я писать при розовом абажуре!” — воскликнул он возмущенно и купил зеленый”. Традиции охраняют культуру как материнское сознание охраняет самосознание сына.

Как традиции являются почвой для самосознания человечества, или как мужчина является опорой для женщины, так и зеленый цвет лугов и полей олицетворяет надежность и твердость жизненных устоев. Вспомним, к примеру творчество А. П. Чехова, о котором говорит в «Романтиках» К. Г. Паустовский: «Чехов писал за простым письменным столом, светила лампа с зеленым абажуром». И в этом смысле зеленый цвет чрезвычайно близок к белому: самосознание — это часть сознания[dcxxxi].

Каждый, наверное, кто наблюдал закат или восход солнца — с борта самолета, летящего выше облаков — мог заметить отсутствие зеленого цвета между голубыми и желтыми тонами спектра, возникающего на горизонте. Аналогичные данные постоянно констатировались и космонавтами. Эти данные позволяют полагать возможным возникновение и существование зеленого цвета как чисто человеческого феномена, связанного с развитием на Земле[dcxxxii]. Об этом, как мне кажется, говорил еще Дарвин.

Как показывают эксперименты, зеленый по самому существу своему — здоровый для человека цвет [dcxxxiii]. Нормализует кровяное и внутриглазное давление. Увеличивает остроту зрения. Сужает величину слепого пятна сетчатки. Приводит к нормализации дыхания и пульса, увеличивает длительность выдыхания (по сравнению с теплыми цветами). Уменьшает величины мускульной реакции. Создает несильный, но прочный подъем умственной работоспособности. Благоприятствует концентрации внимания. После привыкания к зеленому число правильно решенных задач увеличивается на 10% при сокращении числа ошибок на 20%. Наблюдается небольшое замедление реакции “счет чисел”, поскольку возникает определенная недооценка времени[dcxxxiv].

Зеленый наиболее показан лицам, которые периодически страдают невралгиями и мигренями, вызванными повышенным кровяным давлением. Ибо — как никакой другой — зеленый цвет способствует нормальному наполнению кровеносных сосудов; поднимает жизненный тонус и создает реальное ощущение отдыха при нервной раздражительности, истерии или бессоннице.

Принято считать, что зеленые стекла очков имеют уравновешивающий и успокаивающий характер, поэтому могут быть рекомендованы при нервных срывах и переутомлениях. Психоаналитики в нем находят “довольный собой цвет, ограниченный в духовном пространстве. Или законсервированную продолжительность саморегуляции и самооценок” [dcxxxv].

В заключение обобщим полученные данные. В межконфессиональном круге цветов зеленый цвет является хроматическим архетипом ислама. В хроматической модели интеллекта зеленый цвет сублимирует черты мужского самосознания при нормальных условиях и женского — при экстремальных.

 







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 446. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия