Студопедия — ДОЛЬНИК
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ДОЛЬНИК






– стихотворный размер, получивший признание и достигший расцвета и популярности в первые десятилетия ХХв. в эпоху символизмаи акмеизма.

Д. (см. также система стиха) представляет собой размер, метрический ряд которого состоит из ударных слогов, между которыми может стоять либо один, либо два безударных слога. Общая схема Д. такова: (0/2) – 1/2 – 1/2 -... 0/2. “Нули” в начале и конце строки означают возможность нулевого (дактилического) зачина и “мужской” концовки. Д. различаются по количеству метрических ударений в строке. Наиболее часто встречаются 3-ударный и 4-ударный Д. Вот пример 3-ударного Д.: Были святки кострами согреты, 2 – 2 – 2 – 1 И валились с мостов кареты, 2 – 2 – 1 – 1 И весь траурный город плыл 2 – 2 – 1 – По неведомому назначенью, 2 – 2 – 2 – 1 По Неве иль против теченья, – 2 – 1 – 2 – 1 Только прочь от своих могил. 2 – 1 – 2 – (Анна Ахматова) (Цифрами обозначается количество безударных слогов, знаком “дефис” метрические ударения.) Это так называемый анапестоидный (с анапестическим зачином) 3-ударный Д.

В четвертой строке пропущено среднее метрическое ударение, которое легко восстанавливается по контексту. Первая и четвертая строки совпадают с ритмом чистого 3-стопного анапеста. Обратим внимание на эту особенность. Но прежде, для полноты картины, приведем еще пример 4-ударного Д.: Девушка пела в церковном хоре – 2 – 2 – 1 – 1 0 всех усталых в чужом краю, 1 – 1 – 2 – 1 – 0 всех кораблях, ушедших в море, 1 – 2 – 1 – 1 – 1 0 всех, забывших радость свою. 1 – 1 – 1 – 2 – (Александр Блок) Кроме 4-ударности, размер в данном тексте отличается переменным (1 – или 2-ударным) зачином и цезурой в середине строки. В дальнейшем ритмические особенности Д. мы будем для простоты рассматривать на примере анапестоидного 3-ударного Д. – самого распространенного среди Д. В статье мы на примере 4-стопного ямба рассматривали ритмические варианты стихотворного размера. Есть ритмические варианты и у Д. Рассмотрим общую схему анапестоидного 3-ударного Д.: 2 – 1/2 – 1/2 – (0/1) Единица и двойка внутри строки могут давать четыре варианта: двойка + двойка, двойка + единица, единица + двойка, единица + единица. Это и есть ритмические варианты 3-ударногоД. I. 2 – 2 – 2 – 2 – (0/1) Были святки кострами согреты Как уже говорилось, первая форма совпадает с ритмом обыкновенного трехстопного анапеста – “Я ломаю слоистые скалы”. II. 2 – 2 – 1 – (0/1) И валились с мостов кареты III. 2 – 1 – 2 – (0/1) По Неве иль против теченья Это специфические дольниковые ритмические варианты – их ни с чем не спутаешь. IV. 2 – 1 – 1 – (0/1) Зажигал последний свет Эта ритмическая форма совпадает с ритмом 4-стопного хорея, между тем как это – строка из стихотворения Блока, написанного 3-ударным Д. Входил я в темные дали, Зажигал последний свет... Но эта же строка вписывается в структуру обыкновенного 4-стопного хорея, Буря мглою небо кроет, Зажигал последний свет... V. Пятой ритмической формой 3-ударного Д. Условно считается строка Д. с пропущенным средним метрическим ударением: Отчего душа так певуча 2 – 1 – 2 – 1 И так мало милых имен 2 – 1 – 2 – И мгновенный ритм – только случай, 2 – 1 – 2 – 1 Неожиданный Аквилон? Последняя строка и представляет собой пятую ритмическую форму Д. Как мы могли видеть, ритмика Д. не является изолированной. Она связана с ритмикой 3-сложников и – в меньшей степени –2– сложников. Вообще, все размеры в системе стиха взаимосвязаны. Так, даже 2-сложники и 3-сложники связаны между собой. Например, неполно ударная форма 4-стопного ямба с двумя средними пропущенными ударениями может быть одновременно неполно ударной формой 3-стопного амфибрахия: Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно. Это 4-стопный ямб “Евгения Онегина”. Переставим два первых слова: Мазурку легко танцевал И кланялся непринужденно. Это уже 3-стопный амфибрахий. Можно сказать, что множества ритмических форм 2-сложникови 3-сложников находятся в отношении пересечения, что можно изобразить так: 2-сложники 3-сложники Мы помним, что в Д. есть строки, которые совпадают со строками соответствующих 2-сложников и 3-сложников. Можно сказать, что множества 2-сложников и 3-сложников включены в множество дольников. 2-сложники 3-сложники Д.Д. наряду с акцентным стихом, полиметрией и верлибром был фактором, расшатывающим классическую систему стиха и одновременно в духе неомифологизма формирующем своеобразный метрический интертекст, что особенно хорошо видно на примере верлибра (см.), каждая строка которого является метрической цитатой из какого-либо размера. В более слабом виде это проявляется и у Д. Этот процесс мы назвали верлибризацией стиха.

Но в начале века был и противоположный процесс, который мы назвали логаэдизацией(см.). Д. очень легко подвергается логаэдизации, поскольку в его специфических ритмических формах имеет место асимметричное расположение ударных и безударных слогов, что и нужно для классического логаэда, который как бы застывает в этой асимметрии, повторяющейся из строки в строку:

Кружевом, камень, будь, – 2 – 1 –

И паутиной стань: – 2 – 1 –

Неба пустую грудь – 2 – 1 –

Тонкой иглою рань. – 2 – 1 –

Будет и мой черед – 2 – 1 –

Чую размах крыла. – 2 – 1 –

Так – но куда уйдет – 2 – 1 –

Мысли живой стрела? – 2 – 1 –

Здесь 3-ударный Д. (с дактилическим зачином) как будто застывает в своей второй ритмической форме.

Лит.:

Жирмунский В.М. Теория стиха. – Л., 1975.

Гаспаров М.Л. Русский трехударный дольник ХХ века // Теория стиха / Под ред. В.Е.Холшевникова. – Л., 1968.

Руднев В.П. Стих и культура // Тыняновский сб.: Вторые Тыняновские чтения. – Рига, 1986.







Дата добавления: 2015-06-16; просмотров: 373. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия