Теории массового обществаСоциологические теории массового общества формируются в XX в. Массовое общество как реальная социальная, экономическая и культурная практика формируется на основе массового производства, массового потребления, массовой культуры. Массовое общество возникает в первой трети XX века, как результат практического воплощения фордистского социального и экономического проекта. Характеристики общества массового производства и массового потребления: Массовое общество - это стандартизированное общество, или общество, в котором господствует стандарт. Конвейерная технология массового производства предполагает стандартизированность процесса производства, отдельных операций, продуктов. Стандартизированность производства требует стандартизированной рабочей силы - по квалификации, культурному уровню, физической подготовленности и даже по психическому габитусу. Стандартизированность становится чертой управления и контроля, типов организаций и менеджериальных стратегий. Стандарт проникает в сферу образа жизни - стандартизируется время досуга, тип отдыха, тип потребления, сами потребляемые продукты. Свидетельством этого процесса становится возникновение массовой моды, массового спорта, массовых типов развлечения и отдыха и т. п. Следует отметить, что социальная жизнь всегда была организована в соответствии с образцами и нормами, которым подчинялось поведение людей, и которые унифицировали это поведение. Стандарт отличен от образца - культурного, социального и т. д. Образец в своей основе содержит культурную или социальную норму, происхождение которой следует искать в религиозном сознании, в ценностях высокой культуры, в ценностно-нормативных системах, обслуживающих фундаментальные социальные институты. Стандарт - технологичен. Его основа - технологическая норма. Его существование обусловлено функциональностью и теми технологическими средствами и методами, которыми он реализуется (именно это и было целью тейлоризма и фордизма). Кроме того, образец иерархичен. Существуют различные социальные нормы и образцы для различных социальных групп, они иерархизированы так же, как иерархизированы эти группы - по культурному, социальному, этно-политическому признакам. Стандарт - демократичен и гомогенен. Он един для всех и не допускает сколько-нибудь серьезной социальной дифференциации. Мода, отдых, развлечения, потребление в широком смысле слова и образ жизни - все это, несмотря на различия в экономических возможностях, составляет общую социально-культурную среду. Все носят одинаковую по стилю одежду (хотя она различается по цене); все используют автомобильный транспорт (хотя и различный по своему качеству); все летают самолетами - причем в однотипных, хотя и разным классом. Стандарт унифицирует всё и отменяет все различия за исключением одного - экономического различия по уровню дохода. Демократизм стандарта проявляется также и в том, что распространение культурных, потребительских, стилевых стандартов, моды осуществляется не сверху вниз, от социальных верхов к социальным низам, а наоборот, снизу - вверх. Социальные верхи начинают разделять стандарты масс - в этом специфика массового общества. Оно существует как общество, в котором иерархическое социальное деление не усиливается символической иерархией в потреблении, досуге, стиле жизни, а наоборот - усредняется. Механизмом всеобщей стандартизации в сфере потребления, в сфере моды, досуга и т. д. выступает реклама - механизм социального контроля и формирования солидаристского, унифицированного, стандартизированного общества. Этот механизм возник вместе со становлением массового производства и массового потребления, но его расцвет связан с возникновением современных средств массовой информации и коммуникации. Результатом этого процесса всеобщей стандартизации жизни, укорененного в системе массового производства и потребления, является оформление нового типа культуры - массовой культуры. Массовая культура отлична как от высокой культуры элит, так и от народной культуры. Она не является формой деградации высокой культуры, так же как и социальные массы не тождественны толпе или социальным низам. Массовая культура - это культура, существующая в массовом обществе. Она обладает своими специфическими качествами. Во-первых, она жестко увязана с техническими средствами своего продуцирования и распространения - средствами массовой информации и коммуникации. Общедоступность газет, радио, театров, библиотек, а затем и телевидения, делает общедоступной и распространяемую по ним информацию, содержание и образцы культуры, создает массовую аудиторию в виде всего общества. Общедоступность и массовость аудитории и позволяет говорить об этой культуре как о массовой. Во-вторых, массовая культура - это культура стандартизированная. Стандартизированность массовой культуры также является следствием ее технологической составляющей. Стандарт, стандартизированная массовая культура создает тотальный социальный универсум в национально-государственном масштабе. В рамках массовой культуры формируются основные ценностные ориентации, коллективные чувства, стандарты поведения, стили, мода. Они транслируются посредством СМИ на все общество в целом, без учета социальных различий, географического места жительства, семейной и религиозной принадлежности и даже безотносительно к возрасту. Абсолютно все оказываются в сфере воздействия СМИ и содержаний массовой культуры. Возникает совершенно новое состояние тотальной культурной недифференцированности, которая со временем только усиливается, развивается культурная гомогенизация общества (элиты разделяют ценности и стандарты масс, массы оказываются причастными высокой культуре). Массовая культура оформляет массовое общество как общество, в котором, безусловно, наличествует социальная дифференциация, но эта дифференциация не подкрепляется дифференциацией символической. Общество гомогенизируется в сфере потребления и стиля жизни в широком смысле слова. Культура становится капиталом, ею можно владеть, обменивать, ею можно манипулировать как деньгами, она становится разменной монетой в социальном взаимодействии. Она становится средством - таким же средством взаимодействия, как и деньги. Массовая культура, жестко увязанная со СМИ, досугом, модой и рекламой, столь же жестко оказывается увязанной с принципами экономической рентабельности и в силу этого становится культуриндустрией. Ее коммерческая составляющая делает массовую культуру бизнесом, но бизнесом зависимым от других сфер экономики и предпринимательства. Она превращается в зависимую сферу, осуществляющую манипуляцию общественным сознанием, внедряющую «заказанные» ей ценности, стандарты, стили. В результате этих процессов массовая культура приобретает четкую социальную функциональность. Именно она, а не какая-то другая «высокая культура» становится институтом, который осуществляет контроль за ценностно-нормативной сферой, формирует процесс социализации подрастающих поколений и процесс адаптации к постоянно изменяющимся стандартам, стилям и т. д. всего остального населения. Ее функцией становится поддержание социальной стабильности и единства общества. Помимо указанных черт и функций массовая культура обладает еще одним важным качеством - она составляет основу современного общественного дискурса. Именно в рамках современных СМИ происходит обсуждение социальных, политических, этических и других самых различных проблем. В рамках такой дискуссии должны определяться основные общественные цели, организации и институты, призванные эти цели реализовывать. Подобная «совещательная демократия» является формой «самоконтролируемого процесса обучения» населения, его участия в управлении обществом, созидании новых политических форм. Возможно все это только на базе современных СМИ и ценностей массовой культуры. Массовая культура, являющаяся неотъемлемой составной частью массового общества, столь же значима, как и массовое производство и массовое потребление. Эти три компонента и образуют три базисные характеристики массового общества. Итак, массовое общество — это общество массового производства, массового потребления и массовой культуры. Теории массового общества, которые создавались в сфере социологической мысли XX в., представляют собою множество различных концептуализации описанных выше процессов, осуществленных с различных теоретических, методологических и идеологических позиций. При этом они очень редко имеют целостный характер и создают законченную и исчерпывающую картину общества. Все теории массового общества можно разделить на две большие группы: социально критические теории массового общества, возникшие преимущественно в рамках европейской социологической мысли; ценностно-нейтральные теории массового общества, сформулированные преимущественно в американской социологии. Т.О. Массовое общество возникает в первой половине XX в. Массовое общество - это как численно, так и территориально большое общество. Оно является массовым в буквальном смысле слова. Массовое общество характеризуется: массовым крупномасштабным производством, управляемым гигантскими бюрократическими аппаратами; массовым потреблением, которое является отличительной чертой массовых обществ; массовой культурой и господствующими в ней средствами массовой информации; массовым доступом ко всем сферам социальной жизни; отчужденным и изолированным индивидом.
|